Заявительный порядок возмещения НДС

Ускоренный порядок возмещения НДС

Сдача декларации по НДС за I квартал 2010 г. будет сопровождаться новым заявительным порядком возмещения этого налога. Такой порядок позволит компаниям вернуть или зачесть суммы НДС еще до завершения камеральной проверки. Иными словами, решение о возмещении НДС налоговики будут принимать сразу после представления фирмой налоговой декларации. Одновременно за организацией остается право выбора между обычным и ускоренным возмещением налога. Как поэтапно будет проходить такая процедура и что нового несет она плательщикам НДС, расскажет наша статья.

С 1 января 2010 г. вступила в силу новая ст. 176.1 Налогового кодекса, согласно которой НДС будет возмещаться до завершения камеральной проверки и вынесения решения налоговой инспекцией, то есть «авансом». Правом на ускоренное возмещение НДС смогут воспользоваться организации, которые за три календарных года, предшествовавших году представления заявления на применение ускоренного порядка, уплатили в совокупности 10 млрд руб. налогов, а именно: НДС, налог на добычу полезных ископаемых, акцизы и налог на прибыль. Исключение составляют налоги, уплаченные в связи с экспортно-импортными операциями, а также в качестве налоговых агентов.

Остальные компании смогут применять заявительный порядок при наличии у них банковской гарантии. Иначе говоря, если по итогам камеральной проверки будет установлено нарушение организацией законодательства о налогах и сборах, банк должен будет исполнить в полном объеме ее обязанность по уплате налогов (пеней и штрафов).

Имейте в виду, гарантия банка должна быть безотзывной и непередаваемой, срок ее действия должен составлять не менее восьми месяцев со дня подачи декларации, в которой НДС заявлен к возмещению. Кроме того, гарантия должна допускать бесспорное списание средств со счета компании, если она не исполнит требования об уплате по этой гарантии (п. 6 ст. 176.1 НК РФ). Выдать гарантию может только банк, включенный в соответствующий перечень кредитных организаций, который ведется Минфином России. Для внесения в этот перечень банк должен отвечать следующим требованиям:

  • наличие лицензии Банка России;
  • ведение деятельности не менее пяти лет;
  • размер уставного капитала не менее 500 млн руб. и собственных средств не менее 1 млрд руб.;
  • соблюдение обязательных нормативов для кредитных организаций и отсутствие требования Банка России о принятии мер по финансовому оздоровлению.

Верните наши деньги

Чтобы воспользоваться новым порядком возмещения НДС, фирма не позднее пяти дней с момента представления декларации должна подать в налоговую инспекцию соответствующее заявление. В нем нужно указать реквизиты банковского счета для перечисления возмещаемого НДС. Далее в этом заявлении фирма принимает на себя обязательство вернуть полученную зачтенную сумму, если по итогам камеральной проверки декларации в возмещении будет отказано полностью или частично (п. 7 ст. 176.1 НК РФ).

Причем фирма не должна подавать заявления о начислении и возмещении процентов, поскольку это прямая обязанность налоговой инспекции. Имейте в виду также, что налоговики не имеют права отказать вам в возмещении процентов на том основании, что в федеральном бюджете нет соответствующей статьи расходов. К этому выводу пришли судьи ФАС Московского округа в Постановлении от 17 сентября 2007 г., 18 сентября 2007 г. N КА-А40/9471-07.

Учтите также следующее обстоятельство. Если в ходе камеральной проверки будут обнаружены нарушения законодательства, то фирме придется вернуть в бюджет не только сумму возвращенного (или зачтенного) НДС, но и полученные от инспекции проценты.

Примечание. Затраты на уплату этих процентов нельзя учитывать в расходах при расчете налога на прибыль (п. 2 ст. 270 НК РФ).

За все надо платить

Налоговики принимают решение о возврате или зачете заявленной суммы налога в течение пяти дней с момента подачи соответствующего заявления. О возмещении либо об отказе в возмещении НДС инспекторы сообщают компании в письменной форме также в пятидневный срок с даты принятия соответствующего решения. Если к этому моменту у фирмы имеется недоимка по налогам, пеням и штрафам, то инспекция самостоятельно зачтет НДС в счет этих платежей и только потом вернет оставшуюся сумму. Поручение на возврат налога на следующий рабочий день после принятия инспекцией соответствующего решения направляется в территориальный орган Федерального казначейства. А он, в свою очередь, в течение пяти дней должен вернуть указанную сумму налогоплательщику.

Внимание! Если налоговая инспекция нарушит срок возврата налога, ей придется заплатить проценты за каждый день просрочки начиная с 12-го рабочего дня после дня подачи фирмой заявления на возмещение налога. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Банка России, действующей в период нарушения срока возврата.

Вполне возможна и такая ситуация. Например, по результатам камеральной проверки уже возвращенная (или зачтенная) в заявительном порядке сумма НДС оказалась больше той, которая должна быть возмещена. В этом случае решение о возврате или зачете отменяется. В течение пяти дней после получения требования о возврате налога фирма обязана вернуть в бюджет деньги, полученные ею (или зачтенные ей) в заявительном порядке. Мало того, если налоговая перечисляла ей проценты за просрочку возмещения, их также придется вернуть в бюджет.

Но это еще не все неприятности, которые подстерегают компанию в подобной ситуации. При возврате НДС в бюджет фирма должна будет уплатить проценты за пользование бюджетными средствами исходя из двукратной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в тот период (п. 17 ст. 176.1 НК РФ).

В любом случае, фирма должна взвесить все «за» и «против» ускоренного возврата НДС и самостоятельно решить, будет она применять заявительный или обычный порядок возмещения этого налога.

Бесспорное взыскание неподтвержденного вычета

Идем далее. Требование о возврате возмещенной суммы НДС налоговики составляют по форме, утвержденной ФНС России, и передают представителю фирмы лично под расписку или отправляют по почте заказным письмом. Такое письмо считается полученным по истечении шести дней после его отправления.

Отдельное внимание стоит уделить следующей ситуации. Допустим, фирма, предоставив в налоговую инспекцию банковскую гарантию, не уплатила в бюджет ранее возмещенную сумму НДС. В этом случае на шестой день после получения фирмой требования о возврате инспекторы направляют в банк требование об уплате возмещенных денег по гарантии. На этот раз, если компания не вернет в установленный срок сумму НДС, указанную в требовании о возврате, инспекция взыщет налог в принудительном порядке за счет средств на банковских счетах фирмы. Или в соответствии со ст. ст. 46 и 47 Налогового кодекса РФ за счет иного имущества компании. Аналогичным образом налоговики поступят, если не дождутся от фирмы добровольной уплаты ранее возмещенного НДС, а срок действия банковской гарантии к этому времени уже истечет.

Кто вернет налог и проценты

На практике много споров вызывает ситуация со сменой налоговой инспекции. Предположим, компания на момент подачи декларации состояла на учете в одной налоговой инспекции, затем сменила адрес и встала на учет в новой инспекции. В этом случае в возмещении ей не может быть отказано на том основании, что на момент подачи декларации она состояла на учете в другой инспекции. Вопрос в другом: какая инспекция должна возместить НДС? Позиция судов по этой проблеме самая разнообразная. Одни арбитры считают, что НДС должна возместить та налоговая инспекция, в которую фирма подала декларацию (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13 декабря 2006 г. по делу N А56-51174/2004). Другие, наоборот, указывают, что НДС в этом случае возвращают налоговики по новому месту учета. Причем повторно подавать заявление о возмещении по новому месту учета уже не нужно (Постановления ФАС Московского округа от 4 мая 2009 г. N КА-А40/3117-09, от 26 ноября 2008 г. N КА-А40/10914-08).

Такая же неразбериха происходит с процентами за несвоевременный возврат НДС налоговыми инспекциями. Некоторые суды обязывают платить эти проценты налоговую инспекцию по новому месту учета фирмы (Постановления Президиума ВАС РФ от 22 апреля 2008 г. N 17520/07, ФАС Московского округа от 4 мая 2009 г. N КА-А40/3117-09). А некоторые — налоговую инспекцию по старому месту учета (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 1 декабря 2008 г. N Ф04-6821/2008(15563-А02-34)).

На наш взгляд, по всем вопросам, связанным с возвратом или зачетом налоговых платежей, следует обращаться в инспекцию, в которой ведется учет налоговых обязательств фирмы на момент возврата этих платежей.

Экспортеры — за ускоренный возврат

Обсуждая плюсы и минусы ускоренной процедуры возврата НДС, нельзя не затронуть темы экспортеров. Здесь с уверенностью можно сказать, что для них новый порядок возмещения является более благоприятным, чем прежний. Поскольку компании-экспортеры, как правило, планируя статьи доходов своего бюджета, уже заранее «закладывают» в них входной НДС, который они предполагают вернуть в будущем. А возмещение чаще всего затягивается на неопределенный срок. Иными словами, исполнение доходных статей бюджета происходит как бы с опозданием. Следовательно, сдвигаются сроки исполнения и расходных частей бюджета компании.

Возврат НДС в четко установленный срок позволит российским экспортерам сохранить ритм работы компаний, не допустить срыва платежей предприятиям-смежникам, обеспечить своевременную выплату заработной платы, а также даст возможность осуществлять платежи в бюджеты всех уровней в установленные законами сроки.

В.Рудик

Редактор-эксперт

НДС на таможне
Ваша фирма решила экспортировать товары

При введении любой новой нормы налогового законодательства у организаций возникает множество вопросов. Ведь практика ее применения только начинает складываться. Поэтому разъяснения финансового ведомства в этот период весьма интересны, так как демонстрируют наиболее вероятные тенденции взаимоотношений контролирующих органов и налогоплательщиков на ближайшую перспективу. Одним из нововведений стал заявительный порядок возмещения НДС. Правда, применять его позволено не всем налогоплательщикам, а только тем, которые соответствуют установленным критериям. ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ от 01.04.10 № 03-07-08/84
СУТЬ НОВОГО ПОРЯДКА ВОЗМЕЩЕНИЯ
Смысл заявительного порядка, установленного статьей 176.1 НК РФ, состоит в том, что отдельным организациям разрешено получить из бюджета заявленный к возмещению НДС до окончания проверки декларации. То есть не дожидаясь, пока налоговый орган закончит камеральную проверку и примет по ее результатам решение о полном (либо частичном) возмещении налога или откажет в этом.
Категории налогоплательщиков, имеющие право воспользоваться новым порядком, перечислены в пункте 2 статьи 176.1 НК РФ.
Получив заявление организации о возмещении НДС в заявительном порядке, налоговики должны оценить, относится ли она к одной из указанных категорий, и в пятидневный срок принять решение о возврате налога. При этом за счет возмещаемой суммы они могут самостоятельно произвести зачет имеющихся у налогоплательщика недоимок по налогам. Такой зачет также осуществляется на основании решения инспекции.
Если камеральная проверка завершится для налогоплательщика неблагополучно, суммы излишне возмещенного НДС подлежат возвращению в бюджет, а за все время неправомерного пользования ими должны быть уплачены проценты. Они равны двукратной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действующей в соответствующий период.
Казалось бы, все описано ясно и недвусмысленно. Однако, как показывает опыт, в ходе практической реализации нововведений организации и эксперты почти всегда выявляют особенности, которые способны привести к возникновению спорных ситуаций.
На какие же тонкости обратили внимание налогоплательщики в комментируемых письмах?
СЧИТАЕМ СУММУ УПЛАЧЕННЫХ НАЛОГОВ
Итак, заявительный порядок возмещения НДС разрешен тем налогоплательщикам, у которых совокупная сумма налогов, уплаченных за три предыдущих календарных года, составляет не менее 10 млрд руб.
Вот организация и поинтересовалась, что следует понимать под уплаченными налогами. Действительно, три года — срок немалый, и в его рамках могли быть случаи не только уплаты налогов, но и их возврата, а также возмещения того же НДС. Нельзя исключать и того, что за это время налоговики проводили зачеты переплат одних налогов в счет недоимок по другим.
Как посчитать, соблюден ли критерий, позволяющий обойтись без обращения в банк за гарантией? Надо ли брать «валовой» показатель или только разницу между платежами и возмещением налога из бюджета?
Ответы на эти вопросы Минфин России дал в комментируемом письме от 01.04.10 № 03-07-08/84. Он напомнил, что фактически уплаченными считаются не только налоги, перечисленные со счета налогоплательщика на счет соответствующего бюджета, но также суммы налогов, штрафов и пеней, которые ранее были излишне уплачены или взысканы и по решению налогового органа зачтены в счет погашения обязательства по уплате налогов.
Из определенной таким образом суммы уплаченных за три года налогов нужно вычесть те, которые признаны излишне уплаченными (взысканными) и были фактически возвращены компании.
По нашему мнению, остались неясными некоторые стороны проблемы. Например, не вполне очевидно, сочтут ли налоговики возвращенными те суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов, по которым подано заявление о зачете в счет будущих платежей без указания на конкретный период такого зачета. Аналогичный вопрос остался и в отношении платежей, которые были совершены в большей сумме, чем величина налоговых обязательств, заявленных в соответствующих декларациях.
ПРИМЕР 1
Организация отразила в декларации за I полугодие 2010 года сумму прибыли 500 млн руб. С нее начислен налог 100 млн руб., который уплачен в бюджет.
Однако III квартал оказался неудачным, и налогооблагаемая прибыль за 9 месяцев 2010 года составила всего лишь 450 млн руб. Соответственно налог на прибыль с этой суммы — 90 млн руб.
Организация подала в ИФНС заявление с просьбой направить возникшую переплату в счет будущих платежей, не конкретизируя ни период, ни налог.
Возможно и такое. Предположим, что в I квартале 2010 года в декларации по НДС была указана сумма налога к уплате 446 400 руб. Вычетов налогоплательщик заявил на 88 000 руб.
В итоге к перечислению в бюджет по этой декларации причиталось 358 400 руб., но перечислено было 400 000 руб. В результате образовалась излишне уплаченная сумма, которая составила 41 600 руб.
Предприятие решило не направлять в налоговую инспекцию письмо о зачете или возврате.
По нашему мнению, есть вероятность, что в первом случае налоговики примут сумму налога на прибыль как уплаченную и согласятся включить ее в расчет лимита не по мере списания в счет будущих налоговых платежей, а в периоде фактической уплаты.
Во втором случае скорее всего сумма, превышающая заявленное в декларации налоговое обязательство по НДС, не будет расцениваться как уплаченный налог. Она может быть признана авансовым платежом, который в расчете лимита не участвует. Однако утверждать, что налоговики станут рассуждать именно так, невозможно.
ЧТО СЧИТАТЬ НЕДОИМКОЙ
Налогоплательщик поинтересовался также порядком возмещения НДС в ситуации, когда в лицевом счете отражена недоимка, возникшая, например, в связи с принятием решения по результатам выездной проверки, по которой есть решение (определение) суда о принятии обеспечительных мер, запрещающих налоговикам взыскивать ее до завершения судебного разбирательства.
С одной стороны, недоимка имеется. Но с другой стороны, до окончания спора взыскать ее нельзя. Поэтому организация справедливо предположила, что в данном случае налоговые органы могут формально руководствоваться упоминанием о недоимке в статье 176.1 НК РФ и, например, вернут НДС в заявительном порядке за вычетом этой недоимки в расчете на завершение судебного процесса в свою пользу.
В комментируемом письме от 05.04.10 № 03-07-08/95 специалисты министерства сослались на пункт 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.04 № 83*.
* «О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».
Они напомнили, что принятие судом обеспечительных мер хотя и не означает, что решение налоговых органов признано недействительным, но вместе с тем приостанавливает его. То есть налоговики не вправе ни препятствовать расходованию организацией своих средств, ни предпринимать действия для получения этих сумм бюджетом, в том числе в виде удержаний или зачетов.
Поэтому налогоплательщик, добившийся принятия судом обеспечительных мер в отношении решения налоговиков, может быть спокоен: налоговые органы при возмещении НДС в заявительном порядке не имеют права уменьшить возвращаемые из бюджета средства на суммы таких недоимок.
УТОЧНЕННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИ ЗАЯВИТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ
Был затронут еще один технический, но весьма важный вопрос. Он касается ситуации, когда камеральная проверка поданной декларации еще не закончена, а налогоплательщик представляет «уточненку».
Пункт 9.1 статьи 88 НК РФ предусматривает прекращение проверки ранее поданной декларации и всех действий налогового органа, а в отношении «уточненки» начинается новая камеральная проверка.
Если по первичной декларации, согласно заявлению организации, применялся заявительный порядок возмещения налога, то при подаче уточненной может возникнуть ситуация, когда налоговики все еще проводят проверку, но сумма НДС уже возвращена, то есть поступила на его счет. То, что в этом случае первая камеральная проверка прекращается, очевидно. Но что будет с полученной из бюджета суммой?
К тому же уточненная декларация может содержать как большую, так и меньшую сумму налоговых обязательств компании по сравнению с первоначальным вариантом. Как поступить: вернуть часть суммы в бюджет или получить из бюджета дополнительные средства?
По мнению Минфина России, указанные положения статьи 88 НК РФ дают однозначный ответ. Необходимо все вернуть к исходной ситуации: решение о возмещении НДС отменяется, выставляется требование о возврате налога, и организация (или ее банк-гарант) перечисляет полученный из бюджета НДС обратно. У налогоплательщика есть на это пять дней. Причем неважно, содержит ли уточненная декларация большую или меньшую сумму НДС к возмещению по сравнению с первоначальной.
Зато предприятие может подать заявление о возмещении НДС в заявительном порядке уже в отношении уточненной декларации, и налоговый орган в таком случае действует по обычному алгоритму.
По нашему мнению, такая логика имеет право на существование. Прекращение камеральной проверки первичной декларации означает, что стороны возвращаются в исходное положение и начинают все заново.
Иначе налогоплательщики могли бы получить инструмент, позволяющий длительное время на абсолютно законных основаниях пользоваться бюджетными средствами почти бесплатно, однократно подав декларацию к возмещению и в дальнейшем с определенной периодичностью (например, каждые один-два месяца) представляя уточненные декларации.
КАК ПРИМЕНЯТЬ СТАВКУ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ
Организация уточнила и порядок начисления процентов за пользование бюджетными средствами, когда возмещенная сумма НДС подлежит возврату.
Дело в том, что статья 176.1 НК РФ говорит о необходимости применения именно удвоенной ставки рефинансирования.
Можно предположить, что компания опасалась, что проценты будут рассчитываться так же, как начисляют пени на недоимки, то есть по 1/300 ставки рефинансирования за каждый день. Ведь пени, исходя из норм статьи 75 НК РФ, тоже фактически являются платой за пользование бюджетными средствами, поскольку призваны компенсировать потери бюджета от несвоевременного поступления налогов.
К тому же из статьи 176.1 НК РФ нельзя понять, являются ли указанные проценты единственным дополнительным платежом налогоплательщика в бюджет или ему могут начислить и пени. Ведь бюджет недополучил платежи на сумму неправомерно возмещенных в заявительном порядке сумм НДС.
Разъяснения по этому аспекту проблемы благоприятны для налогоплательщиков. Статья 176.1 НК РФ в отличие от статьи 75 НК РФ никакого специального порядка использования ставки рефинансирования не содержит. Поэтому при расчете нужно исходить из фактической, а не условной продолжительности календарного года, то есть определять процентную ставку за день как 1/365 (1/366) учетной ставки ЦБ РФ. Эти проценты являются единственной формой платы за пользование бюджетными средствами. Никакие пени дополнительно не начисляются.
Специалисты ведомства сообщили и дополнительную информацию по этому вопросу. Они указали, что, поскольку ставка рефинансирования в последнее время меняется довольно часто, налоговики будут определять суммы процентов исходя из всех ставок, которые действовали с момента получения налогоплательщиком средств из бюджета до возврата излишнего возмещения.
ПРИМЕР 2
Предположим, налогоплательщик 27 января 2010 года получил сумму возмещения НДС. Возврат излишнего возмещения он произвел на основании решения налогового органа по результатам камеральной проверки декларации 4 мая 2010 года.
Расчет ставки процентов за день будет осуществлен следующим образом:
— с 28 января по 23 февраля — по 0,048% (учетная ставка 8,75% х 2 раза/ 365 дн.);
— с 24 февраля по 28 марта — по 0,047% (учетная ставка 8,5% х 2 раза/ 365 дн.);
— с 29 марта по 29 апреля — по 0,045% (учетная ставка 8,25% х 2 раза/ 365 дн.);
— с 30 апреля по 4 мая — по 0,044% (учетная ставка 8% х 2 раза/365 дн.).
После того как суммы процентов будут определены по каждой ставке, все результаты складываются и общая сумма включается в требование, выставляемое налогоплательщику.
Статья напечатана в журнале «Документы и комментарии» №13, июль 2010 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *