Зарплата преподавателя в колледже

Выбор профессии

Светлана Роева преподает историю в колледже

Образование я получила в Омском педагогическом институте (сейчас университет) по специальности «учитель истории и обществознания». Начинала работать в школе в советское время, и доход был относительно неплохим — во всяком случае, в то время хватало на обычную жизнь.

Самые удачные годы с точки зрения денег были в конце 80-х и начале 90-х — тогда нам подняли зарплату. Но исчезли товары. Помню, удалось по знакомству купить стенку «Омичка» — это было круто. А дорогие вещи мы покупали в 90-е: тогда появилась и машина, и гараж, и дубленка за три миллиона. Но это была не моя заслуга, а супруга.

Когда я работала в школе, она съедала почти все мое время. Причем часто абсолютно впустую — на обязательное написание планов уроков (когда все знаешь наизусть) и на многочисленные отчеты.

В школе работала 25 лет — за такой стаж платится пенсия по выслуге (на тот момент мне начислили 1800 рублей, сейчас она стала 15 300). Получив ее, я ушла в педагогический колледж. Это решение было принято по многим причинам: повлияло и то, что в постоянном коллективе меня уже никто не мог удивить, и то, что мое лицо приняло стойкое консервативно-деловое выражение (учителя узнаю по выражению лица безошибочно), и полное отсутствие свободного времени.

Пенсия дала минимальный гарантированный доход, у меня был выбор — либо нескончаемый день сурка, либо что-то новое.

Я выбрала новое. После школы, где бы я ни трудилась, везде было легче. Появилось больше свободного времени, которое позволило освоить еще пару профессий. Работала в институте, параллельно журналистом, редактором журнала.

Место работы

Сейчас я работаю в одном из омских колледжей. Пришла сюда сравнительно недавно, после того как для меня не стало нагрузки в институте. В том вузе строгий подход к квалификации преподавателя — преимуществом пользуются те, кто имеет ученую степень. У меня ее нет, поэтому я работала по договору об оказании услуг, то есть не в штате. Когда случился недобор студентов, количество часов сократилось (там я преподавала социологию, политологию — это всегда первый курс), нагрузку отдали штатному преподавателю, а со мной просто не заключили договор на учебный год.

Стиль руководства в образовании — старый в сочетании с новым хамством. Ценится не профессионализм, а лояльность к администрации. Так делятся премии, так составляется расписание и распределяется нагрузка. Это было всегда, но еще не так давно хамства руководство не могло себе позволить — действовали профсоюзы, да и экономическая ситуация была другая.

Сейчас «не нравится — не работай» — девиз большинства работодателей.

В институте дети в основном, как говорится, благополучные — никаких проблем ни с дисциплиной, ни с успеваемостью не было: предметы интересные, на первом курсе студенты еще стараются. В колледже это, как правило, мальчики от 16 лет и старше, которые пришли получать рабочие специальности — после 9-го класса, из неблагополучных семей, много опекаемых. У меня в группе из 25 человек только у девяти есть папы. Встречаются и озлобленные на весь мир, и наркоманы, и уголовники, у которых уже есть судимости. С этой стороной жизни я столкнулась впервые. Сначала был легкий шок: драки, мат, насвай в партах. Когда ему 16, а он не имеет представления, где на карте Север, тут задумаешься. А еще слышать из аудитории от преподавателя в адрес студента: «Завали свой хавальник!» — для меня это другая планета, я себе в жизни не позволяю подобного. Я и здесь их по имени отчеству, особенно старший курс.

Это та еще работа над собой — научиться понимать тех, кого с первого взгляда понимать совсем не хочется. Нужно самообладание, новые формы обучения, знания из психологии. Я считаю, это развитие.

Теперь уже кажется — да нормальные ребята. Есть и очень умные, с высочайшим интеллектом. Попали в колледж по разным причинам. В основном из-за отсутствия средств на обучение, а порой на жизнь.

Суть работы

Я преподаю обществознание и историю. Моя первостепенная задача — дать знания. Например, приходит студент, причем не самый успевающий, и рассказывает: «Ходил на вечер встречи выпускников, там мне один говорит: „Я-то в универе учусь, а ты в шараге“. А я ему: „Да? А как называется парламент Российской Федерации?“ — „Государственная дума“. А я ему: „Вот и нет, Федеральное собрание. Так что иди ты со своим универом“». Это уже результат.

Работа с детьми подходит тем, у кого достаточно терпения, а также хороший интеллектуальный и социальный багаж. Терпение очень важно, ученики ведь могут порой позволить себе лишнее. И тут главное — сдержаться, не сорваться на крик и оскорбления, найти правильные слова. А социальный багаж необходим для того, чтобы заинтересовать собой. Если ты много знаешь, видел — с тобой будет интересно поговорить, в том числе и «за жизнь», вне урока. А это контакт, который помогает в решении профессиональной задачи.

С некоторыми детьми работать трудно, но для меня самое неприятное — это многочисленные, никому не нужные отчеты, которые я ни разу не сдала вовремя. Например, для одного из них надо посчитать, сколько пропусков уроков (на каждого ученика) в классе за день, неделю, месяц, четверть, год. Первые года два я считала добросовестно, тратила на это уйму времени, остальные 23 года писала их «от фонаря». И ни разу никто этого не заметил — к слову о значимости таких отчетов. В зависимости от сложности один отчет занимает от часа до 7 часов.

Вот отчеты, которые нужно делать регулярно:

1. КТП (календарно-тематическое планирование на год).

2. Отчет за месяц по выполнению учебной нагрузки.

3. План развития кабинета в начале года, отчет по кабинету в конце.

4. План воспитательной работы на год, отчет о проделанной работе каждый месяц.

5. План личностного роста на год, отчет в конце года.

6. Отчет по успеваемости по группам (а их у меня восемь) и подсчет процента роста или снижения успеваемости за семестр, итоговый за год.

7. Отчет по работе с родителями, о проведении инструктажей (ТБ, КоАП, поведение при ЧС, поведения в транспорте и т. д.) — ежемесячно.

8. Характеристики на каждого студента в начале года, отчет по динамике формирования поведения студента в конце года.

Случай

Этой весной я вела занятия по обществознанию у вечерников. Все ребята от 20 до 25 лет, работают в основном на стройках или в ремонтных бригадах. Рассказывала им о трудовом праве — про официальное трудоустройство, соцпакет, оплачиваемый отпуск. У них искреннее (!) удивление.

Студенты не верят, что можно получить деньги за то, что отдыхаешь.

Продолжаю, говорю о 40-часовой рабочей неделе и 8-часовом рабочем дне. Они спрашивают: «Это как? И летом тоже, что ли?». Вижу, что опять не верят. Я их убеждаю, зачитываю статьи из кодекса, дошла до той, в которой говорится, что работодатель должен обеспечить работников всем необходимым для производства. В этот момент у меня звонит телефон, вижу, что по работе, извиняюсь перед студентами, беру трубку и выхожу в коридор. Звонит зав. отделением напомнить, что послезавтра экзамен, я должна успеть купить бумагу, распечатать билеты и приготовить черновики. Я под впечатлением от прочитанного в ТК РФ недоуменно спрашиваю: «Я на свои деньги должна это сделать?». Мне отвечают, что да, мол, в колледже нет бумаги, краски и вообще так уже давно все делают. Возвращаюсь в аудиторию и закрываю кодекс. Смотрю на ребят и думаю, что вот уже выросло поколение, которое не знает ни о какой соцзащите, да и о нас, устроенных официально в государственное учреждение, никто думать не собирается.

Подработки

Поскольку я бюджетник и денег нам платят мало, подработки я беру. В основном это репетиторство, поэтому единственный выходной — воскресенье — у меня занят. Учеников не ищу — меня передают как переходящее знамя.

На этот год уже с августа было пять человек. Знаю, будут проситься еще, но придется отказывать, потому что не потяну.

Занимаюсь я 60 минут. Цена для знакомых 300 рублей, для незнакомых 450. Но чаще приходят знакомые или знакомые знакомых. Готовлю к ЕГЭ по истории и обществознанию.

Многие приходят с нулевым уровнем. Например, спрашиваю девочку (медалистка!): «Где живешь?». Отвечает: «На КрупскОй». — «Может, на улице КрУпской?». Смотрит на меня непонимающе — не знает, кто такая Крупская. Другой пример: говорили про культуру, девочка мне задает вопрос: «Что написал Фауст? Переписываюсь с мальчиком, он пишет, что читает Фауста, а я не знаю, что он написал». Заставила открыть Википедию и не позориться перед мальчиком. Еще одна говорила, что сахар лежит в земле и его оттуда добывают.

Иногда по старой памяти из журналистского прошлого ко мне обращаются с просьбой о написании статьи. Тоже не отказываюсь. Платят по-разному, зависит от издания: есть и по 1 рублю за знак, и по 50 копеек. Рерайт дешевле, рекламная статья дороже. В месяц бывает 2—4 тысячи рублей.

Как начисляется заработная плата преподавателям колледжа

«Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2012 год»

(утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 27.12.2011, протокол N 10)

36. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений при формировании систем оплаты труда педагогических работников необходимо учитывать следующее:

а) в соответствии с трудовым законодательством одним из обязательных условий трудового договора, заключаемого с педагогическим работником, являются условия оплаты его труда, в том числе размер его должностного оклада или ставки заработной платы, являющийся фиксированным размером оплаты труда за исполнение должностных обязанностей за календарный месяц либо за норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы, без учета компенсационных и стимулирующих выплат;

б) под фиксированными размерами оплаты труда педагогических работников, для которых в соответствии с законодательством Российской Федерации установлена продолжительность рабочего времени, составляющая 30 или 36 часов в неделю, следует понимать размеры должностных окладов, устанавливаемых за исполнение должностных обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных и стимулирующих выплат;

в) под фиксированными размерами оплаты труда педагогических работников, для которых в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрена не продолжительность рабочего времени, а нормы часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы, следует понимать размеры ставок заработной платы за календарный месяц, предусмотренные по должностям педагогических работников за норму часов преподавательской работы (нормируемая часть педагогической работы), составляющую соответственно 18, 24 часа в неделю или 720 часов в год, либо норму часов педагогической работы, составляющую 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю;

г) фиксированные размеры оплаты труда педагогических работников не могут устанавливаться в зависимости от количества обучающихся (воспитанников) в классе (группе), сложности и значимости преподаваемого учебного предмета (дисциплины), стоимости бюджетной образовательной услуги (ученико/часа, дето/часа) либо включать в себя выплаты, связанные с классным руководством, проверкой письменных работ, заведованием отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководством предметными, цикловыми и методическими комиссиями и с другими видами дополнительной работы, а также выплаты за преподавательскую (педагогическую) работу, фактический объем которой превышает нормы часов, установленные за ставку заработной платы;

д) размеры и условия дополнительных выплат за классное руководство, проверку письменных работ, заведование отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководство предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другие виды дополнительной работы, а также фактический объем преподавательской (педагогической) работы, установленный педагогическим работникам, для которых предусмотрены нормы часов преподавательской (педагогической) работы в неделю (в год) за ставку заработной платы, предусматриваются в их трудовых договорах (дополнительных соглашениях к трудовым договорам) помимо установленных им фиксированных размеров оплаты труда.

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда (ст. 135 ТК РФ). Системы оплаты труда (размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, системы премирования) устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно подпункту 10 п. 2 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» заработную плату работников образовательного учреждения, в том числе надбавки и доплаты к должностным окладам, порядок и размеры премирования устанавливает непосредственно образовательное учреждение. Применительно к государственным и муниципальным образовательным учреждениям указанная норма реализуется с учетом специфики установления систем оплаты труда работников таких учреждений (ст. 144 ТК РФ, п. 2 ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 2 ст. 26.14 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. ст. 28, 29 Закона об образовании). Это означает, что системы оплаты устанавливаются:

а) в федеральных образовательных государственных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

б) в государственных образовательных учреждениях субъектов РФ — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;

в) в муниципальных образовательных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (далее — Постановление N 583) с 1 декабря 2008 г. для работников федеральных бюджетных учреждений, в том числе образовательных, введены новые системы оплаты труда. Указанным Постановлением признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 14.10.1992 N 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» и утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений (далее — Положение N 583). В целях перевода федеральных бюджетных учреждений на новые системы оплаты труда были изданы:

— Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.05.2008 N 247н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих»;

— Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.05.2008 N 248н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих»;

— Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (далее — ЕКС);

— Приказ Минздравсоцразвития России от 14.08.2008 N 425н «Об утверждении Рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений»;

— Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N 822 «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях»;

— Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N 818 «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях»;

— Приказ Минфина России от 30.10.2008 N 120н «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Образование» (вместе с Примерным положением об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Образование&quot.

Новые системы оплаты труда для работников бюджетных учреждений, подведомственных государственным органам субъектов РФ, и муниципальных учреждений регулируются нормативными правовыми актами государственной власти субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом ограничений, установленных на федеральном уровне. Так, в образовательных учреждениях ряда регионов на основании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ применяется Модельная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, утвержденная Минобрнауки РФ 22 ноября 2007 г.

Согласно части 2 ст. 57 ТК РФ условия оплаты труда обязательно должны быть включены в трудовой договор. Так, в трудовом договоре с педагогическим работником федерального образовательного учреждения должны быть указаны размер оклада (должностного оклада), ставок заработной платы, доплат, надбавок и поощрительных выплат, в том числе выплат компенсационного и стимулирующего характера (п. 6 Рекомендаций по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной форме, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2008 N 424н «Об утверждении Рекомендаций по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной форме&quot.

Изменение системы оплаты труда является изменением условий трудового договора. В соответствии со ст. 72 ТК РФ последнее возможно лишь по соглашению сторон, т.е. только с согласия работника. Исключением является изменение условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, предусмотренное ст. 74 ТК РФ. Поскольку изменение оплаты труда в связи с введением новых систем оплаты труда в бюджетных образовательных учреждениях изменяет организационные условия труда, оно подпадает под ст. 74 и проводится в установленном ею порядке.

Подробнее об этом см. «Путеводитель по кадровым вопросам. Изменение условий трудового договора».

Введение новой системы оплаты труда в конкретном образовательном учреждении требует либо принятия соответствующего локального нормативного акта, либо внесения изменений в коллективный договор. При этом должны учитываться:

а) единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий;

б) единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих;

в) государственные гарантии по оплате труда;

г) перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденный Минздравсоцразвития РФ;

д) перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденный Минздравсоцразвития РФ;

е) примерные положения об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утвержденные федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета;

ж) рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

з) мнение представительного органа работников.

Вступить в силу названные документы должны не ранее чем через два месяца. Данный срок вытекает из предусмотренного ст. 74 ТК РФ порядка изменения определенных сторонами условий трудового договора.

Важно! Изменения условий трудового договора, вводимые в порядке, определенном ст. 74 ТК РФ, не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями.

С работниками, согласившимися на работу с новыми условиями оплаты, следует оформить дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором будут отражены эти условия. Примерная форма такого соглашения к трудовому договору с работником федерального учреждения утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 14.08.2008 N 424н.

Условия трудового договора об оплате труда могут быть изменены и в других случаях, например, в результате изменения учебной нагрузки, присвоения по итогам аттестации более высокой квалификационной категории и т.д. В этих случаях с работником также заключается дополнительное соглашение к трудовому договору. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196) установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки (педагогической работы) не может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе администрации. Исключением являются только случаи сокращения количества часов по учебным планам и программам и количества классов (групп продленного дня). О предстоящем изменении учебной нагрузки в связи с уменьшением количества часов или сокращением количества классов работодатель должен предупредить не позднее чем за 2 месяца до вступления изменений в силу. Аналогичное правило действует и в отношении уменьшения учебной нагрузки по инициативе администрации на следующий учебный год.

Учебная нагрузка (педагогическая работа), объем которой больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы, устанавливается только с письменного согласия работника.

Согласно пункту 5 Приказа Минобрнауки РФ от 24.12.2010 N 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» учителям общеобразовательных учреждений и преподавателям педагогических училищ и педагогических колледжей, учебная нагрузка которых по не зависящим от них причинам уменьшается в течение учебного года по сравнению с установленной на начало учебного года, до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском, выплачивается:

— заработная плата за фактическое число часов, если оставшаяся нагрузка выше установленной нормы за ставку;

— заработная плата в размере ставки, если объем учебной нагрузки до ее уменьшения соответствовал норме часов преподавательской работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и если их невозможно догрузить другой педагогической работой;

— заработная плата, установленная до снижения учебной нагрузки, если она ниже нормы часов преподавательской работы в неделю и если работников невозможно догрузить другой педагогической работой.

Преподавателям учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, учебная нагрузка которых по не зависящим от них причинам уменьшается в течение учебного года по сравнению с установленной, выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года. Соответственно, в последних двух случаях изменение учебной нагрузки не влечет за собой изменения условий оплаты труда.

Важно! Преподавательская работа сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, выполняемая педработниками с их согласия, не является сверхурочной. Она оплачивается дополнительно соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *