Взаимозачет между организациями проводки

Как отразить взаимозачет в бухгалтерском учете

Сущность взаимозачета состоит в том, что организация одновременно закрывает полностью или частично дебиторскую и кредиторскую задолженности. Наиболее простая ситуация, когда две организации поставили товары (выполнили работы, оказали услуги) друг другу.

Например, организация А поставила организации B товары стоимостью 250 000 руб. а организация B выполнила работы для организации А стоимостью 180 000 рублей. Облагаются операции НДС или нет, для целей зачета значения не имеет, поэтому для упрощения в примерах налог не рассматривается.

Напомним, что аналитический учет по счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется в разрезе поставщиков и покупателей соответственно (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н ). Для упрощения аналитический учет, к примеру, на счете 62 будем отражать как 62/B, что будет означать задолженность покупателя-организации B.

Представим бухгалтерские записи по отражению возникших задолженностей у организации А:

Таким образом, в учете обеих организаций будет числиться одновременно дебиторская и кредиторская задолженность перед одной и той же компанией, поэтому, составив акт взаимозачета, долг на меньшую сумму можно будет зачесть.

Тогда в бухгалтерском учете организации А взаимозачет будет отражен так:

Дебет счета 60/В – Кредит счета 62/B на сумму 180 000

А организация А на взаимозачет сделает следующие бухгалтерские проводки:

Дебет счета 60/А – Кредит счета 62/А на сумму 180 000

Во взаимозачете может участвовать и более двух сторон.

Взаимозачет авансов

Часто в бухгалтерии под взаимозачетом понимается закрытие задолженностей, возникших по одному и тому же основанию. В приведенных выше случаях одна и та же организация является одновременно поставщиком и покупателем. Однако даже будучи лишь, к примеру, покупателем, у организации может возникнуть кредиторская и дебиторская задолженность по одному и тому же счету или накладной.

К примеру, организация А получила на расчетный счет от организации B аванс в счет поставки товаров:

Дебет счета 51 «Расчетные счета» — Кредит счета 62/B, субсчет «Авансы полученные»

В дальнейшем в счет полученного аванса произведена отгрузка:

Дебет счета 62/B, субсчет «Задолженность за поставленные товары (работы, услуги)» — Кредит счета 90

В условиях автоматизации бухгалтерская программа произведет взаимозачет задолженностей самостоятельно. В случае, если зачет не был выполнен, то дебиторскую и кредиторскую задолженности покупателя нужно будет закрыть вручную на меньшую из суммы полученного аванса или стоимости отгруженного товара:

Дебет счета 62/В, субсчет «Авансы выданные» — Кредит счета 62/В, субсчет «Задолженность за поставленные товары (работы, услуги)»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *