Выездная налоговая проверка

Предпроверочный анализ

Одной из важнейших частей планирования выездных налоговых проверок является предпроверочный анализ деятельности конкретного налогоплательщика.

Предпроверочный анализ финансово-экономической деятельности налогоплательщиков представляет собой комплекс проводимых налоговым органом мероприятий по анализу документов (информации) о налогоплательщике и иных аналогичных налогоплательщиках, содержащихся в информационных ресурсах налоговых органов, по сбору и анализу необходимых для данной проверки дополнительных документов (информации) о деятельности налогоплательщика, в том числе связанной с иными лицами, в целях разработки общей стратегии предстоящей выездной налоговой проверки и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему контрольных мероприятий, а также обеспечения иных необходимых условий для эффективного проведения проверки.

Предпроверочный анализ является неотъемлемой частью процесса подготовки выездных налоговых проверок и проводится по налогоплательщице кам, включенным в план проведения выездных налоговых проверок в целях определения приоритетных направлений данной проверки. Предпровероч- ный анализ проводится в отношении налогоплательщиков, которые были отобраны для включения в план выездных налоговых проверок на основании соответствующих критериев отбора и в результате предварительного предпроверочного анализа.

Предпроверочный анализ заключается:

  • • в выборе области налогообложения предстоящей проверки, касающейся расчетов тех или иных налогов, необходимых для данной проверки;
  • • обосновании выявленных по результатам камеральной проверки ошибок у налогоплательщика;
  • • контроле исправления ошибок налогоплательщиком, выявленных у него предыдущей выездной проверкой;
  • • анализе информации о наличии сигналов о нарушении налогового законодательства у налогоплательщика от регистрирующих органов или от других налогоплательщиков;
  • • выявлении реальных налоговых нарушений у налогоплательщика за проверяемый период.

Предпроверочный анализ обычно охватывает трехлетний период, предшествующий году проведения проверки, и может проводиться как в отношении отдельных налогоплательщиков, так и в отношении определенных взаимосвязанных между собой налогоплательщиков (групп налогоплательщиков).

В ходе проведения предпроверочного анализа обычно выделяются следующие основные этапы.

  • • сбор и обработка информации о налогоплательщике или группе налогоплательщиков;
  • • анализ группы, в которую входит планируемый к проверке налогоплательщик;
  • • анализ результатов контрольной работы, проведенной в отношении налогоплательщика, а также соответствующей группы;
  • • проведение подготовительных мероприятий налогового контроля;
  • • анализ показателей финансово-экономической деятельности налогоплательщика, соответствующей группы, а также налогоплательщиков, осуществляющих аналогичные виды экономической деятельности;
  • • формирование выводов и предложений по результатам проведенного анализа, а также оформление результатов предпроверочного анализа.

В результате проведения предпроверочного анализа обеспечивается:

  • • определение характера и особенностей деятельности проверяемого лица;
  • • оценка степени достоверности бухгалтерской и налоговой отчетности, представленной налогоплательщиком;
  • • выяснение возможных причин значительных изменений финансово-экономических показателей, отрицательно повлиявших на отчетные результаты деятельности налогоплательщика;
  • • оценка финансового состояния налогоплательщика и обеспеченности его денежными средствами;
  • • выявление тенденций по изменению состояния имущества (активов) налогоплательщика;
  • • оценка выполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов (сборов) в бюджет;
  • • определение перечня вопросов, подлежащих включению в программу проведения выездной налоговой проверки;
  • • определение состава документов, подлежащих истребованию у налогоплательщика и иных лиц;
  • • подготовка предложений о степени охвата проверкой документов, связанных с исчислением и уплатой налогов (использование сплошного или выборочного метода проверки документов);
  • • при необходимости, вне рамок налоговых проверок, предварительное истребование и анализ информации (документов) о конкретной сделке у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих такой информацией (ст. 93.1 НК РФ);
  • • определение необходимости охвата выездной проверкой отдельных структурных подразделений организации-налогоплательщика;
  • • оценка степени целесообразности организации выездных налоговых проверок у взаимозависимых лиц налогоплательщика, а также у его основных контрагентов;
  • • определение предполагаемого перечня мероприятий налогового контроля в процессе проведения выездной проверки;
  • • определение предполагаемой продолжительности выездной проверки;
  • • подготовка предложений о персональном составе членов проверяющей группы, необходимости привлечения в ее состав сотрудников ОВД, а также о привлечении сотрудников иных государственных органов и организаций в качестве специалистов;
  • • организация иных мероприятий, необходимых для подготовки к проведению выездной проверки, и анализ их результатов.

Результатом проведения предпроверочного анализа должно являться формирование программы выездной налоговой проверки

На основании выводов, сделанных по результатам предпроверочного анализа, формируются предложения по включению тех или иных позиций в программу выездной налоговой проверки.

Основные направления работы, подлежащие включению в программу выездной налоговой проверки, выглядят следующим образом:

  • • определяется перечень вопросов, связанных с соблюдением налогоплательщиком требований законодательства о налогах и сборах, подлежащих охвату выездной налоговой проверкой;
  • • определяется проверяемый период;
  • • определяется состав документов, подлежащих истребованию у налогоплательщика;
  • • определяется примерный состав документов (информации) о налогоплательщике или информации о конкретных сделках, подлежащих истребованию у контрагентов и иных лиц, располагающих соответствующими документами (информацией);
  • • определяется необходимость истребования у банков справок о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписок по операциям по счетам налогоплательщика;
  • • определяется метод проведения проверки (сплошной или выборочный);
  • • определяется перечень структурных подразделений налогоплатель- щика-организации, подлежащих проверке;
  • • определяется перечень аффилированных с налогоплательщиком лиц, контрагентов налогоплательщика, у которых целесообразна одновременная организация выездных налоговых проверок;
  • • определяется перечень мероприятий налогового контроля, которые необходимо организовать при проведении проверки;
  • • определяется количественный и персональный состав проверяющей группы;
  • • оценивается необходимость привлечения к проведению выездной налоговой проверки сотрудников ОВД;
  • • оценивается необходимость привлечения в ходе проведения выездной налоговой проверки экспертов, переводчиков и специалистов;
  • • определяются дата начала выездной налоговой проверки и предполагаемая продолжительность выездной налоговой проверки.

  • См.: Сашичев В. В. Организационно-методические основы предпроверочного анализадеятельности налогоплательщиков в механизме повышения результативности налоговогоконтроля : дис. … канд. экон. наук. М., 2009. С. 34 ; Ордынская Е. В. Повышение эффективности налогового контроля на стадиях отбора налогоплательщиков для выездных налоговыхпроверок и предпроверочного анализа : дис…. канд. экон. наук. М., 2010. С. 36.

Ограничения, связанные с выездной налоговой проверкой

НК РФ установлены ограничения для налоговых органов, связанные с проведением выездных налоговых проверок.

Выделяют шесть таких ограничений:

1) ограничения по месту проведения проверки: проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика. В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа;

2) ограничения по количеству проверок:

  • налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;

  • налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

3) ограничения по периоду проверки: в рамках проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки;

4) ограничения по самостоятельной проверке филиалов или представительств:

  • налоговый орган не вправе проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;

  • налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года;

5) ограничения по длительности проверки: проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев;

6) контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездной проверки.

Срок проведения выездной налоговой проверки

По общему правилу выездная налоговая проверка организации не может длиться более двух месяцев. Этот срок исчисляется со дня вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки и до дня составления проверяющими органами справки о проведенной проверке.

Однако по решению руководителя (заместителя руководителя) УФНС по субъекту РФ общий срок выездной налоговой проверки может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

Перечень оснований, при наличии которых продлевается срок выездной налоговой проверки, открыт.

Это, в частности:

  • большое количество документов, которые надо проверить;

  • большая продолжительность проверяемого периода;

  • большое количество проверяемых налогов;

  • несвоевременное представление проверяемой организацией истребованных для проверки документов;

  • наличие у проверяемой организации обособленных подразделений.

Выездная налоговая проверка может быть приостановлена по решению руководителя (заместителя руководителя) ИФНС в следующих случаях:

  • для истребования документов (информации) о проверяемой организации у ее контрагентов и других лиц;

  • для проведения экспертизы;

  • для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;

  • для перевода на русский язык проверяемых документов, составленных на иностранном языке.

В период приостановления выездной налоговой проверки инспекторы не вправе требовать от организации представления документов и проводить какие-либо действия на ее территории (в помещениях).

Документы, истребованные ИФНС до приостановления выездной налоговой проверки, надо представить в срок, указанный в требовании.

Приостанавливать выездную налоговую проверку ИФНС может неоднократно. При этом общий срок приостановления выездной налоговой проверки по любым основаниям не может превышать шести месяцев.

Таким образом, максимальный срок выездной налоговой проверки организации с учетом продления и приостановлений может составить 12 месяцев.

Методы проведения выездной налоговой проверки

Анализ прав и обязанностей налоговых органов позволяет метод налоговой проверки определить как способ или совокупность приемов, при помощи которых налоговые органы устанавливают, соблюдалось ли налогоплательщиком в проверяемом периоде законодательство о налогах и сборах.

Существует 2 метода выездной налоговой проверки:

  1. Сплошной

  2. Выборочный

Как правило, налоговики применяют сплошной метод проверки, поскольку решения по результатам выборочных проверок могут быть признаны недействительными.

В ходе применения сплошного метода налоговым органом проверяется, устанавливается, истребуется, исследуется вся документация (первичные документы, журналы-ордеры, главная книга, кассовая книга, книга покупок и книга продаж, журнал регистрации счетов-фактур, журнал учета доходов и расходов, платежные поручения, налоговые декларации, хозяйственные договора и др.) налогоплательщика за все налоговые периоды, охваченные проверкой.

В частности, должностными лицами налогового органа:

1. Проверяется:

  • ведется ли налогоплательщиком учет;

  • наличие документов у налогоплательщика, предусмотренных законодательством;

  • факт представления отчетности в налоговые органы.

2. Устанавливаются:

  • правильно ли выбран налогоплательщиком режим налогообложения по виду деятельности;

  • факты, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате налогов;

  • соблюдение налогоплательщиком требований законодательства о налогах и сборах.

3. Истребуются:

  • налогоплательщика дополнительные документы и необходимые пояснения;

  • документы о налогоплательщике у сторонних лиц, организаций, контрагентов налогоплательщика;

4. Исследуются:

  • правильность составления документов и наличие в них необходимых реквизитов;

  • правильность и полнота учета документов;

  • правильность определения налогоплательщиком объекта налогообложения, налоговой базы и др.;

  • полнота и правильность исчисления налога, а также своевременность, полнота и правильность уплаты его в соответствующий бюджет;

  • своевременность и правильность представления отчетности в налоговый орган.

Документы анализируются и сопоставляются в том числе с документами, полученными от сторонних организаций и контрагентов налогоплательщика.

Сличаются записи по первичным документам с записями по бухгалтерскому и налоговому учету и отчетности.

Делается вывод о наличии или отсутствии налогового правонарушения.

В случае выявления фактов налогового правонарушения устанавливается событие и состав правонарушения, формируется доказательственная база, доначисляются налоги, пени.

При проведении выездной налоговой проверки выборочным методом проверяется только часть документов по некоторым налоговым (отчетным) периодам. Выявляются нарушения систематического характера, которые распространяются налоговым органом на остальные налоговые периоды.

Выбор метода зависит от проверяемого периода, проверяемых налогов, объема деятельности налогоплательщика и количества проверяющих.

Оформление результатов выездной налоговой проверки

Налоговым кодексом РФ установлены правила оформления выездной налоговой проверки, которые налоговый орган должен соблюдать.

Должностным лицам налогового органа недостаточно установить факты налогового правонарушения, необходимо правильно оформить выявленные нарушения.

Так, по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

По результатам выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт налоговой проверки составляется в течение трех месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке.

Таким образом, результаты проведенной выездной налоговой проверки закрепляются в соответствующем акте, который составляется как в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах, так и в случае отсутствия таковых.

Содержание акта выездной налоговой проверки

Акт выездной налоговой проверки, как любой официальный документ, должен быть составлен по установленной форме.

Выделяют три основных требования к содержанию акта:

1) акт составляется на бумажном носителе, на русском языке и имеет сквозную нумерацию страниц.

В акте не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями проверяющего и проверяемого лица (его представителя).

В случае необходимости использования в тексте акта сокращенных наименований и общепринятых аббревиатур при первом употреблении соответствующее словосочетание приводится полностью с одновременным указанием в скобках его сокращенного наименования или аббревиатуры, используемых далее по тексту;

2) акт выездной налоговой проверки:

  • должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах и иных имеющих значение обстоятельств, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за выявленные налоговые правонарушения;
  • не должен содержать субъективных предположений проверяющих, не основанных на достаточных доказательствах;

3) акт должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой.

Действия налогоплательщика после получения акта выездной налоговой проверки

Налоговый кодекс РФ определяет действия налогоплательщика, которые он вправе осуществлять, после получения акта выездной налоговой проверки.

Так, лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Письменные возражения по акту налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков представляются ответственным участником этой группы в течение 30 дней со дня получения указанного акта.

При этом ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *