Учет сувенирной продукции в бюджетном учреждении

Проведение учреждениями культуры массовых (просветительных, театрально-зрелищных, развлекательных и других публичных) мероприятий, как правило, не обходится без вручения призов и подарков. Подарки могут вручаться работникам и детям работников по случаю праздников или знаменательных дат. Есть ли различие между подарками и призами? Как оформить документально их вручение? Как правильно отразить в бухгалтерском учете операции по их приобретению и списанию? Подлежат ли такие операции обложению НДФЛ и страховыми взносами во внебюджетные фонды? Эти и другие вопросы мы рассмотрим в статье.

По общепринятым правилам различие между подарком и призом заключается в следующем. Подарок — это предмет (сувенир), передаваемый в дар по случаю какого-либо события (праздника, знаменательной даты и т. п.). Под призом обычно понимается предмет (сувенир), передаваемый в дар в качестве награды за победу в конкурсе или состязании за определенные таланты и заслуги.

В соответствии с гражданским законодательством вручение призов и подарков в рамках проведения различных мероприятий, проводимых государственными (муниципальными) учреждениями культуры, есть не что иное, как безвозмездная передача имущества, то есть дарение.

Согласно п. 1 ст. 574 ГК РФ передача дара осуществляется посредством его вручения, символической передачи либо вручения правоустанавливающих документов. Дарение, сопровождаемое передачей дара одаряемому лицу, может быть совершено устно, когда стоимость дара не превышает 3 000 руб. Если дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает 3 000 руб., то договор дарения движимого имущества должен быть совершен в письменной форме (п. 2 ст. 574 ГК РФ).

Финансовое обеспечение затрат, связанных с проведением в государственных (муниципальных) учреждениях культуры различных мероприятий, в которых предусмотрено вручение призов и подарков, может осуществляться как за счет бюджетных средств, так и за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности. В любом случае такие затраты должны быть предусмотрены в смете (у казенных учреждений), в плане финансово-хозяйственной деятельности (у бюджетных и автономных учреждений).

В целях правильного отражения в бухгалтерском учете приобретения и выдачи подарков бухгалтеру необходимо помнить, что это хозяйственные операции, которые должны быть документально подтверждены и отражены в учете на основании первичных документов, подтверждающих затраты на приобретение призов, подарков и их списание при вручении одаряемому лицу.

Оформление документов при поступлении и списании призов и подарков

При проведении культурно-массового мероприятия учреждением культуры разрабатывается документ (положение, программа, план), в котором содержатся:

— цели его проведения;

— задачи его проведения;

— сроки проведения;

— сценарий проведения;

— лица, ответственные за его проведение;

— список участников (если это необходимо);

— источник финансирования;

— затраты на проведение мероприятия (смета).

Основанием для осуществления расходов (оплаты) на приобретение призов и подарков будет являться указанный выше документ и приказ (распоряжение) руководителя о проведении мероприятия (ниже представлен образец такого приказа). Первичными учетными документами при поступлении призов и подарков будут являться документы поставщика (акт приема-передачи, товарная накладная), кассовые, товарные чеки (при приобретении за наличный расчет).

Порядок оформления списания призов и подарков, израсходованных при проведении публичных массовых мероприятий, а также перечень документов, подтверждающих обоснованность произведенных расходов, могут быть установлены в рамках формирования учетной политики учреждения. Такими документами могут быть: приказ на проведение мероприятия, протокол о проведении мероприятия с приложением списка победителей, которым были вручены призы, подарки, акт о списании призов и подарков с приложением списка победителей, фото или видеоотчет (ниже представлен образец такого акта).

Как было отмечено выше, вручение ценных призов и подарков стоимостью свыше 3 000 руб. осуществляется с обязательным оформлением договора дарения, в котором указываются персональные данные одаряемого лица.

Далее приведем примерный образец составления приказа о проведении культурно-массового мероприятия и акта о списании призов и подарков (акт разрабатывается и утверждается в составе учетной политики учреждения с учетом п. 6, 7 Инструкции N 157н ).

Государственное бюджетное учреждение Дом культуры «Дружба»

Приказ N 16

Г. Москва

6 апреля 2014 года

О проведении культурно-массового мероприятия

В связи с проведением театрализованного культурно-массового мероприятия, посвященного дню международной солидарности трудящихся, и на основании программы мероприятия, утвержденной 05.04.2014

Приказываю:

1. Осуществить закупку призов (сувениров) для вручения физическим лицам — победителям конкурсов и викторин в количестве 60 штук на общую сумму 25 000 руб.

2. Назначить ответственным по закупке призов (сувениров) В. И. Филимонова, зав. отделом организации культурно-массовых мероприятий.

3. Создать комиссию по вручению и списанию призов (сувениров): председатель комиссии: Ю. Ю. Петров, начальник АХО;

Члены комиссии: В. И. Шилова, специалист отдела организации культурно — массовых мероприятий, Г. Г. Буйлова, экономист; В. В. Иванова, бухгалтер.

4. Вышеуказанной комиссии после вручения призов (сувениров) произвести их списание на основании акта о списании и фотоотчета.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Г. П. Ворошилова, заместителя директора по общим вопросам.

Директор

И. И. Иванов

Утверждаю

Директор _______________ И. И. Иванов

Акт о списании призов (сувениров) N 6
от 1.05.2014

Учреждение: ГБУ Дом культуры «Дружба»

Структурное подразделение: Отдел по организации культурно-массовых мероприятий

Материально ответственное лицо: В. И. Филимонов.

Комиссия в составе: начальника АХО Ю. Ю. Петрова, специалиста отдела организации культурно-массовых мероприятий В. И. Шилова, экономиста Г. Г. Буйлова, бухгалтера В. В. Иванова, назначенная Приказом от 06.04.2014 N 16, установила фактическое расходование призов (сувениров), которые были вручены 1 мая 2014 года победителям конкурсов и викторин при проведении театрализованного культурно-массового мероприятия, посвященного Дню международной солидарности трудящихся:

Наименование призов (сувениров)

Количество

Цена, руб.

Сумма, руб.

Сувенир «Матрешка»

5 000

Сувенир «Копилка»

3 000

Сувенир «Цветок»

7 000

Фоторамки

5 000

Наборы конфет

5 000

Итого:

25 000

Всего по настоящему акту списано призов (сувениров) на общую сумму:

Двадцать пять тысяч руб.

(сумма прописью)

Заключение комиссии: списать перечисленные выше призы (сувениры). Факт выдачи призов физическим лицам — участникам конкурсов и викторин, подтверждается фотоотчетом.

Председатель комиссии: начальник АХО __________ Ю. Ю. Петров.

Члены комиссии: специалист ___________ В. И. Шилова.

Экономист _________ Г. Г. Буйлова.

Бухгалтер ___________ В. В. Иванова.

Вручение подарков работникам. В соответствии со ст. 191 ТК РФ работодатель вправе поощрять работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявлять благодарность, выдавать премию, награждать ценным подарком, почетной грамотой, представлять к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

Таким образом, в коллективных договорах (иных документах) может быть предусмотрено вручение подарков работникам по случаю праздников (знаменательных событий, дат) и т. п. Основанием для приобретения и вручения подарков работникам учреждения в зависимости от случая будет являться трудовое законодательство, коллективный договор или иной документ, а также приказ (распоряжение) руководителя. Порядок списания подарков может быть установлен учетной политикой учреждения, аналогично порядку, рассмотренному выше, при проведении публичных массовых мероприятий. Например, на основании акта о списании подарков, составленного и подписанного специально созданной комиссией, с приложением списка или ведомости работников, кому были вручены подарки.

Бухгалтерский учет призов и подарков

В бухгалтерском учете различий между призами и подарками нет. Для их учета используется забалансовый счет 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры». Данные материальные ценности учитываются на этом счете по стоимости их приобретения в течение всего периода их нахождения в учреждении. Аналитический учет по счету ведется в карточке количественно-суммового учета материальных ценностей в разрезе материально ответственных лиц, мест хранения, по каждому предмету имущества (п. 345, 346 Инструкции N 157н).

Согласно разд. V Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ операции по приобретению (изготовлению) подарочной и сувенирной продукции, не предназначенной для дальнейшей перепродажи, отражаются в бухгалтерском учете по коду 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Оплата (предоплата) по договору на приобретение призов и подарков отражается следующей корреспонденцией счетов:

Инструкция N 162н*

Инструкция N 174н**

Инструкция N 183н***

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

1 206 91 560

1 302 91 830

1 304 05 290

0 206 91 560

0 302 91 830

0 201 11 610

0 206 91 000

0 302 91 000

0 201 11 000

0 201 21 000

* Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.

** Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.

*** Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н.

При приобретении призов и подарков через подотчетное лицо делаются следующие записи:

Инструкция N 162н

Инструкция N 174н

Инструкция N 183н

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

1 208 91 560

1 201 34 610

1 304 05 290

0 208 91 560

0 201 34 610

0 201 11 610

0 208 91 000

0 201 34 000

0 201 11 000

0 201 21 000

Поступление в учреждение призов и подарков от поставщика, подотчетного лица отражается следующими бухгалтерскими проводками:

Инструкция N 162н

Инструкция N 174н

Инструкция N 183н

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

1 109 хх 290*

1 302 91 730

0 109 хх 290*

0 302 91 730

0 109 хх 290*

0 302 91 000

1 401 20 290

0 401 20 290

0 401 20 290

* По соответствующим счетам аналитического учета в рамках учетной политики учреждения.

Списание призов и подарков при их вручении отражается по кредиту забалансового счета 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры».

Пример 1

В бюджетном учреждении культуры проводилось театрализованное праздничное мероприятие «Широкая масленица» в рамках выполнения государственного задания. На основании программы мероприятия и сметы затрат по договору поставки были приобретены призы на сумму 20 000 руб. В договоре предусмотрен аванс — 30%.

Стоимость призов не превышает 500 руб. Все они были вручены физическим лицам — участникам различных конкурсов.

Согласно учетной политике учреждения списание призов, стоимость которых не превышает 3 000 руб., и их вручение физическим лицам на публичных мероприятиях (когда нет возможности иметь сведения об этих лицах) осуществляется на основании акта о списании призов с приложением к нему фотоотчета.

В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи:

290 статья Прочие расходы: расшифровка и подбор КВР

  • О новых правилах учета расходных КОСГУ (КЭК)
  • Статья 290 Прочие расходы и основные подстатьи
  • Соответствие КОСГУ и КВР
  • Примеры использования КОСГУ 290 и КВР 850

О новых правилах учета расходных КОСГУ (КЭК)

С началом 2018 года вступили в силу изменения в Приказ Минфина России от 01.07.2013г. №65н (ред. от 22.06.2018) «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации». В частности, детализированы некоторые коды КОСГУ (КЭК).

Напомню, что КОСГУ — это классификация операций сектора государственного управления. Эти коды разделяют операции учреждений госсектора по экономическому содержанию.

Как правило, те, кто работает в программе Парус, знают КОСГУ под одноименным названием или как аналитику 5 уровня, а вот в 1С принято использовать другое наименование — КЭК (коды экономической классификации).

Что новая детализация означает для практики бюджетного бухгалтерского учета? – В учете с 1.01.2018г. обязательно использовать новые коды. И если в отчетах за 1 и 2 квартал допускалось применение «общих» КОСГУ, 3 квартал необходимо будет сдавать с расшифровкой.

Среди часто используемых казенными, бюджетными и автономными учреждениями кодов КОСГУ, можно выделить 130, 180 и 290. На этот раз поговорим о расходах,

Статья 290 Прочие расходы и основные подстатьи

Чаще всего вопросы возникают по КОСГУ 290, да и сложностей прибавилось. Ниже таблица соответствия КВР и КОСГУ

Примеры использования КОСГУ 290 и КВР 850

Если учреждение оплачивает налоги, пошлины и сборы, то КВР 851 используется только для налога на имущество и землю, 852 для других налогов и сборов, а вот сбор за загрязнение окружающей среды, стоит провести по КВР 853 КОСГУ 291.

Штрафы и пени оплачиваются по КВР 253 КОСГУ 292, только если речь идет об оплате в бюджет. А вот штраф поставщику, за нарушение условий контракта следует проводить по КВР 853 и КОСГУ 293. Обратите внимание, что для начисления такого рода штрафов появился отдельный счет – 30293.

Иные же расходы теперь проводятся по КОСГУ 296 (вместо 290) и КВР 244 или 853, в зависимости от ситуации. Счет для учета начислений – 30296 (вместо 30291).

КОСГУ в программах

Так как изменения в классификации вступили в силу с 1 января 2018 года, рекомендуем проверить добавлены ли новые детализированные коды в вашу программу.

  • Парус Словари — Бюджетная классификация — Коды операций сектора государственного управления
  • 1С ред. 1.0 Бухгалтерский учет — План счетов — Коды экономической классификации (КЭК)
  • 1С ред. 2.0 Нормативно-справочная информация — Бюджетные классификаторы — Коды экономической классификации (КЭК)

Важно! Если в учреждении были остатки на 1.01.2018 по счетам, которые в этом году заменены на новые, необходимо заменить остатки на начало года, создав соответствующие проводки в межотчетный период — Письмо Минфина России N 02-06-07/49174, Казначейства России N 07-04-05/02-14766 от 13.07.2018″О представлении отчетности».

Наши специалисты помогут вам навести порядок в остатках на 1.01.2018г. Звоните!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *