Ст 23 НК РФ

Содержание

Ст. 23 НК РФ. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)

Главная>Налоговый кодекс часть 1>Раздел II>Глава 3>Статья 23. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)

1. Налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

5) представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не обязана вести бухгалтерский учет или является религиозной организацией, у которой за отчетные (налоговые) периоды календарного года не возникало обязанности по уплате налогов и сборов;

6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом;

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

2. Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

1) — 1.1) утратили силу. — Федеральный закон от 02.04.2014 N 52-ФЗ;

2) о своем участии в российских организациях (за исключением случаев участия в хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью) в случае, если доля прямого участия превышает 10 процентов, — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

3) обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:

в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;

в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации;

3.1) обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией):

в течение трех дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства);

в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения);

4) утратил силу. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 248-ФЗ.

2.1. Налогоплательщики — физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сообщение о наличии объекта налогообложения, указанное в абзаце первом настоящего пункта, не представляется в налоговый орган в случаях, если физическое лицо получало налоговое уведомление об уплате налога в отношении этого объекта или если не получало налоговое уведомление в связи с предоставлением ему налоговой льготы.

3. Утратил силу. — Федеральный закон от 02.04.2014 N 52-ФЗ.

3.1. Налогоплательщики помимо обязанностей, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, обязаны уведомлять налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физического лица в порядке и сроки, предусмотренные статьей 25.14 настоящего Кодекса:

1) о своем участии в иностранных организациях (в случае, если доля такого участия превышает 10 процентов). В целях настоящего подпункта доля участия в иностранной организации определяется в порядке, установленном статьей 105.2 настоящего Кодекса;

2) об учреждении иностранных структур без образования юридического лица;

3) о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами.

3.2. Иностранные организации, а также иностранные структуры без образования юридического лица, имеющие недвижимое имущество на праве собственности, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса, помимо обязанностей, предусмотренных настоящей статьей, обязаны в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, сообщать в налоговый орган по местонахождению объекта недвижимого имущества сведения об участниках этой иностранной организации (для иностранной структуры без образования юридического лица — сведения о ее учредителях, бенефициарах и управляющих).

При наличии у иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) нескольких объектов имущества, указанных в настоящем пункте, сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения одного из объектов имущества по выбору этого лица.

3.3. Обязанности налогоплательщиков, предусмотренные подпунктами 1 и 2 пункта 3.1 настоящей статьи, распространяются на лиц, признаваемых в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми резидентами Российской Федерации и осуществляющих доверительное управление имуществом, в случае, если такие лица вносят имущество, являющееся объектом доверительного управления, в капитал иностранной организации либо передают это имущество учрежденным ими иностранным структурам без образования юридического лица.

3.4. Плательщики страховых взносов обязаны:

1) уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы;

2) вести учет объектов обложения страховыми взносами, сумм исчисленных страховых взносов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты и иные вознаграждения, в соответствии с главой 34 настоящего Кодекса;

3) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета расчеты по страховым взносам;

4) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты страховых взносов;

5) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета;

6) в течение шести лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления и уплаты страховых взносов;

7) сообщать в налоговый орган по месту нахождения российской организации — плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории Российской Федерации, полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями (лишения полномочий);

8) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

4. Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

5. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.1. Лицо, относящееся к категории налогоплательщиков, обязанных в соответствии с пунктом 3 статьи 80 настоящего Кодекса представлять налоговые декларации (расчеты) в электронной форме, должно не позднее 10 дней со дня возникновения любого из оснований отнесения этого лица к указанной категории налогоплательщиков обеспечить получение документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, от налогового органа по месту учета в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Указанное в абзаце первом настоящего пункта лицо обязано передать налоговому органу в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота квитанцию о приеме таких документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом.

Обязанность лица, предусмотренная абзацем первым настоящего пункта, считается исполненной при наличии у него договора с оператором электронного документооборота на оказание услуг по обеспечению электронного документооборота (о передаче прав на использование программного обеспечения, предназначенного для обеспечения электронного документооборота) с указанным налоговым органом по месту учета этого лица и квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи или при наличии такого договора и квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи у уполномоченного представителя лица, которому предоставлены полномочия на получение документов от указанного налогового органа.

В случае, если получение от налогового органа документов осуществляется через уполномоченного представителя лица, на которое возложена обязанность, предусмотренная абзацем первым настоящего пункта, такая обязанность считается исполненной при наличии в указанном налоговом органе также документов, подтверждающих полномочия уполномоченного представителя лица — владельца указанного квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи на получение документов от указанного налогового органа. При этом, если уполномоченным представителем лица является юридическое лицо, такая обязанность считается исполненной при наличии в указанном налоговом органе также документов, подтверждающих полномочия физического лица — владельца указанного сертификата ключа проверки электронной подписи на получение документов от указанного налогового органа (за исключением случаев, если физическое лицо является законным представителем такого юридического лица).

Документы, подтверждающие полномочия указанных в настоящем пункте уполномоченных представителей, должны быть представлены в налоговый орган лицом лично или через представителя либо направлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов) через оператора электронного документооборота не позднее трех дней со дня предоставления уполномоченному представителю соответствующих полномочий.

Формат и порядок направления в налоговый орган указанных документов в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

5.2. Иностранная организация, состоящая на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, обязана представлять в налоговый орган документы (информацию), сведения, представление которых такой организацией предусмотрено настоящим Кодексом, по форматам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, через личный кабинет налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Указанная в абзаце первом настоящего пункта иностранная организация должна обеспечить получение от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

В период, когда личный кабинет налогоплательщика не может использоваться такой иностранной организацией для представления в налоговый орган документов (информации), сведений в соответствии с абзацем третьим пункта 3 статьи 11.2 настоящего Кодекса, документы (информация), сведения, представление которых предусмотрено настоящим Кодексом, представляются указанной иностранной организацией в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

6. Налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, также несут обязанности, предусмотренные законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

7. Сообщения, предусмотренные пунктами 2, 2.1 и подпунктом 7 пункта 3.4 настоящей статьи, могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом, переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Если указанные сообщения переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, такие сообщения должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью лица, представившего их, или усиленной квалифицированной электронной подписью его представителя.

Формы и форматы сообщений, представляемых на бумажном носителе или в электронной форме, а также порядок заполнения форм указанных сообщений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Порядок представления сообщений, предусмотренных пунктами 2, 2.1 и подпунктом 7 пункта 3.4 настоящей статьи, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

8. Обязанности налогоплательщиков (налоговых агентов), установленные настоящей статьей, распространяются также на иностранные организации, самостоятельно признавшие себя налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с частью второй настоящего Кодекса.

1. Единым налоговым платежом физического лица признаются денежные средства, добровольно перечисляемые в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства налогоплательщиком — физическим лицом в счет исполнения обязанности по уплате транспортного налога, земельного налога и (или) налога на имущество физических лиц.

2. Уплата единого налогового платежа физического лица может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. При этом иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы Российской Федерации уплаченного за налогоплательщика единого налогового платежа физического лица.

3. Единый налоговый платеж физического лица перечисляется в бюджетную систему Российской Федерации по месту жительства налогоплательщика — физического лица (месту пребывания — при отсутствии у такого лица места жительства на территории Российской Федерации), а при отсутствии у налогоплательщика — физического лица места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации — по месту нахождения одного из принадлежащих такому лицу объектов недвижимого имущества.

4. Зачет суммы единого налогового платежа физического лица осуществляется налоговым органом самостоятельно в счет предстоящих платежей налогоплательщика — физического лица по налогам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, либо в счет уплаты недоимки по указанным налогам и (или) задолженности по соответствующим пеням, подлежащим уплате в соответствии со статьей 64 настоящего Кодекса процентам.

Решение о зачете суммы единого налогового платежа физического лица принимается налоговым органом по месту жительства этого физического лица (месту пребывания — при отсутствии у такого лица места жительства на территории Российской Федерации), а при отсутствии у налогоплательщика — физического лица места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации — налоговым органом по месту нахождения одного из принадлежащих такому лицу объектов недвижимого имущества.

5. Зачет суммы единого налогового платежа физического лица осуществляется в счет предстоящих платежей налогоплательщика — физического лица по налогам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в установленные сроки уплаты таких налогов последовательно начиная с меньшей суммы налога, если иное не предусмотрено пунктом 6 настоящей статьи.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику — физическому лицу о принятом решении о зачете суммы единого налогового платежа физического лица в течение пяти дней со дня наступления установленного срока уплаты соответствующих налогов, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

6. При наличии у налогоплательщика — физического лица недоимки по налогам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, и (или) задолженности по соответствующим пеням, подлежащим уплате в соответствии со статьей 64 настоящего Кодекса процентам зачет суммы единого налогового платежа физического лица в счет уплаты таких недоимки и (или) задолженности осуществляется не позднее десяти дней со дня поступления единого налогового платежа физического лица в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику — физическому лицу о принятом решении о зачете суммы единого налогового платежа физического лица в течение пяти дней со дня его принятия.

В случае, если на дату принятия налоговым органом решения о таком зачете остаток денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа физического лица, меньше общей суммы указанных в абзаце первом настоящего пункта недоимки и (или) задолженности, зачет осуществляется последовательно начиная с недоимки с меньшей суммой. В случае отсутствия недоимки по налогам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, зачет осуществляется последовательно начиная с задолженности по пеням с меньшей суммой, а в случае отсутствия задолженности по пеням — начиная с задолженности по процентам, подлежащим уплате в соответствии со статьей 64 настоящего Кодекса, с меньшей суммой.

7. Налогоплательщик — физическое лицо имеет право на возврат денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа физического лица, по которым налоговым органом не принято решение о зачете в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящей статьи.

Возврат указанных в абзаце первом настоящего пункта денежных средств в пределах их остатка осуществляется налоговым органом, указанным в пункте 4 настоящей статьи, по заявлению налогоплательщика — физического лица на основании решения налогового органа в течение одного месяца со дня получения такого заявления.

Решение о возврате (об отказе в осуществлении возврата) денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа физического лица, принимается налоговым органом в течение десяти дней со дня получения соответствующего заявления.

До истечения срока принятия решения о возврате поручение на возврат денежных средств, оформленное на основании такого решения налогового органа, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику — физическому лицу о принятом решении в течение пяти дней со дня принятия такого решения.

8. В случае, если возврат денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа физического лица, осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 7 настоящей статьи, налоговым органом на сумму остатка денежных средств, которая не возвращена физическому лицу в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате этому физическому лицу, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

9. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа физического лица, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных физическому лицу денежных средств.

10. В случае, если предусмотренные пунктом 8 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику — физическому лицу не в полном объеме, налоговый орган принимает решение об уплате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата этому лицу сумм денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа физического лица, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных указанному лицу денежных средств.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на уплату оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа об уплате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

11. Уплата единого налогового платежа физического лица, зачет и (или) возврат денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа физического лица, и уплата физическому лицу начисленных в соответствии с настоящей статьей процентов производятся в валюте Российской Федерации.

  • Статья 45 НК РФ Исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов 8) со дня принятия налоговым органом в соответствии со статьей 45.1 НК РФ решения о зачете суммы единого налогового платежа физического лица в счет исполнения обязанности налогоплательщика — физического лица по уплате транспортного налога, земельного налога и (или) налога на имущество физических лиц. Открыть статью

>
Ст. 23 НК РФ (2017): вопросы и ответы

Какие обязанности для налогоплательщиков предусматривает п. 1 ст. 23 НК РФ?

Основной обязанностью для всех налогоплательщиков по ст. 23 НК РФ является уплата налогов, а с 2017 года – и страховых взносов (подп. 1 п. 1 и подп. 1 п. 3.4 ст. 23 НК РФ).

Все налогоплательщики учитываются в налоговых органах с присвоением каждому отдельного ИНН (идентификационного номера налогоплательщика) — он есть и у физлиц, и у компаний. Обязанность встать на учет в установленных законом случаях предписывает подп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ.

Налогоплательщики должны вести учет полученных доходов и объектов обложения налогами (транспорта, недвижимости, земли и т.д.) и страховыми взносами — эта обязанность возложена на них подп. 3 п. 1 и подп. 2 п. 3.4 ст. 23 НК РФ. Также необходимо отчитываться перед налоговиками, подавая налоговые декларации (подп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ), а по страховым взносам – расчеты (подп. 3 п. 3.4 ст. 23 НК РФ).

Подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ предусмотрено обязательное представление контролерам годовой бухотчетности (если налогоплательщик обязан вести бухучет), а также книги доходов и расходов (их ведут ИП, частные нотариусы и адвокаты) — в случае поступления от налоговиков соответствующего запроса.

Если инспекторы посчитают необходимым запросить у налогоплательщика документы, содержащие информацию о том, как он рассчитал и уплатил налог или взносы, предоставить эти бумаги придется, так как эта обязанность предусмотрена подп. 6 п. 1 и подп. 4 п. 3.4 ст. 23 НК РФ. Для плательщиков страховых взносов аналогичная обязанность предусмотрена также в части сведений по застрахованным лицам (подп. 5 п. 3.4 ст. 23 НК РФ).

О том, какие документы по взносам будет запрашивать ИФНС, читайте в материале «Налоговая сможет истребовать документы по взносам для камералок».

В случае если контролеры выявят нарушения законодательства о налогах и сборах, налогоплательщик обязан устранить их и выполнить все требования налоговиков, если они не противоречат закону (подп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Еще одна обязанность налогоплательщика — сохранять в течение 4-х лет бухгалтерские и налоговые документы, содержащие информацию о том, как рассчитаны налоги и подтверждающие их уплату (подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ). Для страховых взносов аналогичный срок установлен в большем размере: он равен 6 годам (подп. 6 п. 3.4 ст. 23 НК РФ).

Кроме перечисленных, налогоплательщик несет и иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах, сборах и страховых взносах (подп. 9 п. 1 и подп. 8 п. 3.4 ст. 23 НК РФ).

Кого затрагивают положения п. 2 и п. 2.1 ст. 23 НК РФ?

П. 2 ст. 23 НК РФ устанавливает дополнительные обязанности для ИП и организаций, а именно сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения (для ИП — по месту жительства) информацию об участии в российских организациях, если доля прямого участия превышает 10%. Для этого установлен срок — не позднее 1 месяца со дня начала такого участия (подп. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ). Сообщать не требуется, если налогоплательщик стал участником хозяйственного товарищества или ООО.

Если налогоплательщик создал на территории РФ обособленное подразделение, об этом тоже требуется сообщить контролерам в течение 1 месяца со дня его создания (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). О создании филиала или представительства извещать не нужно.

Этим же подпунктом предусмотрена обязанность для налогоплательщика сообщать обо всех изменениях, связанных с обособленными подразделениями в части ранее переданных налоговикам сведений. На это отводится всего 3 дня со дня изменения соответствующих сведений.

В случае закрытия обособленного подразделения срок на подачу таких сведений тоже составляет 3 дня (подп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ).

Если п. 2 ст. 23 НК РФ предусмотрел дополнительные обязанности для ИП и организаций, то п. 2.1 не обошел вниманием физлиц. Если они на основании налогового уведомления уплачивают имущественные налоги и такое уведомление не получено, они обязаны сообщить инспекторам о наличии у них недвижимого имущества и (или) транспортных средств. Нужно не только сообщить об этих объектах до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, но и приложить копии правоустанавливающих документов. От указанных действий физлицо освобождается, если ему предоставлена соответствующая льгота, позволяющая не платить налог.

Подробнее об этой обязанности физлиц читайте в статье «Ст. 31 НК РФ (2015-2016): вопросы и ответы».

Что нужно знать налогоплательщику об обязанности, предусмотренной п. 5.1 ст. 23 НК РФ?

В соответствии с п. 5.1 ст. 23 НК РФ те налогоплательщики, в обязанность которых входит представление налоговых деклараций в электронной форме, должны осуществлять электронное взаимодействие с налоговыми органами в следующем порядке:

  • В течение 10 дней после возникновения такой обязанности обеспечить возможность получения информации от налоговиков в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота. Если подобное взаимодействие происходит через представителя налогоплательщика, то на представителя должен быть оформлен соответствующий ключ электронной подписи, а документ, подтверждающий полномочия представителя, необходимо направить в ИФНС в бумажном виде или по ТКС не позже 3-х дней с даты возникновения таких полномочий.
  • Передавать инспекторам квитанцию о приеме таких документов в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота в течение 6 дней со дня их отправки налоговым органом.

Если эти обязанности игнорировать, возможно приостановление операций по банковским счетам налогоплательщика и переводов его электронных денежных средств (ст. 76 НК РФ).

Важно! Отчитываться в электронном виде по налогам обязаны налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек (п. 3 ст. 80 НК РФ), а также налогоплательщики НДС (в том числе налоговые агенты) и лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ. Отчетность по страховым взносам в электронном виде должны представлять их плательщики, имеющие среднесписочную численность более 25 человек (п. 10 ст. 431 НК РФ).

О процедуре блокировки счетов читайте в публикации «Ст. 76 НК РФ (2016): вопросы и ответы».

Какая ответственность предусмотрена за нарушение обязанностей ст. 23 НК РФ?

Помимо перечисления обязанностей, возлагаемых на налогоплательщиков, плательщиков сборов и страховых взносов, ст. 23 НК РФ (п. 5) определяет, что невыполнение этих обязанностей повлечет законодательно установленную ответственность.

Неуплата или неполная уплата налогов — одно из самых распространенных нарушений, за которое предусмотрен штраф в размере 20% от суммы неуплаченных налогов (п. 1 ст. 122 НК РФ). С 2017 года этот штраф касается и страховых взносов.

Вторым по распространенности является штраф за непредставление налоговой декларации (расчета по страховым взносам) — эта обязанность предусмотрена подп. 4 п. 1 и подп. 3 п. 3.4 ст. 23 НК РФ. Ответственность за это названа в п. 1 ст. 119 НК РФ. В этом случае штраф может составить 5% от неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления (но не более 30% от указанной суммы и не менее 1 000 руб.).

Нередки случаи применения санкций по п. 1 ст. 116 НК РФ — за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае штраф составит 10 000 руб. А по п. 2 ст. 116 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий деятельность без постановки на учет, будет обязан уплатить 10% от доходов за всё время такой деятельности (но не менее 40 000 руб.).

И это не исчерпывающий список штрафов при невыполнении обязанностей, предусмотренных ст. 23 НК РФ. Так, согласно п. 1 ст. 126 НК РФ, если налогоплательщик не представил контролерам предусмотренные законодательством о налогах, сборах и страховых взносах сведения (при отсутствии признаков других налоговых правонарушений), ему грозит штраф по 200 руб. за каждый непредставленный документ. А согласно п. 1 ст. 129.1 НК РФ за непредставление лицом сведений налоговому органу (кроме случаев, описанных в ст. 126) предусмотрен штраф 5 000 руб., при повторном нарушении в течение календарного года — 20 000 руб. (п. 2 ст. 129.1 НК РФ). С 01.01.2017 применяется ответственность в виде 20%-ного штрафа от суммы неуплаченного налога по имуществу, о наличии которого физлицо, не получившее уведомление о его уплате, должно было уведомить ИФНС (п. 3 ст. 129.1 НК РФ).

Пунктом 5.1 ст. 23 НК РФ для лиц, на которых НК РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, устанавливается обязанность обеспечить получение от налогового органа в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и передать налоговому органу квитанцию о приеме таких документов в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом.
Следует ли из этого, что организации, находящиеся на любой системе налогообложения, со среднесписочной численностью менее 100 человек по всем налогам кроме НДС не обязаны исполнять обязанность по передаче налоговому органу квитанции о приеме направленных им через ТКС документов? То есть, если плательщику НДС через ТКС направлено требование о предоставлении пояснений по другим налогам (не по НДС), такой налогоплательщик не обязан передавать налоговому органу квитанцию о приеме указанного документа? А применяющая УСН организация со среднесписочной численностью менее 100 человек вправе не исполнять требование п. 5.1 ст. 23 НК РФ, т.к. не является плательщиком НДС?

24 июня 2015

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организация, применяющая любую систему налогообложения, в том числе УСН, со среднесписочной численностью работников за предыдущий год менее 100 человек обязана исполнять требования п. 5.1 ст. 23 НК РФ в отношении любых документов, полученных ею от налогового органа по ТКС, в случаях, если на нее возложена обязанность по предоставлению какого-либо расчета (декларации) в электронной форме. В частности, на организацию, применяющую УСН, такая обязанность возлагается в случаях, если:

  • она выставила покупателю счет-фактуру с выделением в ней суммы НДС;
  • она является налоговым агентом, выставляющим или получающим счета-фактуры в рамках работы по посредническому договору (договору транспортной экспедиции) или при выполнении функций застройщика.

Обоснование позиции:
С 1 января 2015 года ст. 23 НК РФ дополнена п. 5.1 (Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ (далее — Закон № 134-ФЗ)). Данной нормой для лиц, на которых НК РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, устанавливается обязанность обеспечить получение от налогового органа в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Указанные лица обязаны передать налоговому органу квитанцию о приеме таких документов в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом.

За неисполнение данного требования пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ (также внесен в ст. 76 НК РФ Законом № 134-ФЗ и вступил в силу с 1 января 2015 года) предусмотрена мера налогового контроля в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке, а также приостановления переводов его электронных денежных средств. Соответствующее решение сможет принимать руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в случае, если в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для передачи квитанции о приеме документов, налогоплательщиком не будут отправлены квитанции о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ)*(1).

Здесь хотим обратить Ваше внимание, что конкретный перечень документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах (документов, о которых идет речь в п. 5.1 ст. 23 НК РФ), НК РФ и иными законодательными актами не установлен. На наш взгляд, в качестве таких документов могут выступать любые документы, право на запрашивание которых предоставлено налоговым органам НК РФ.

Таким образом, считаем, что п. 5.1 ст. 23 НК РФ на налогоплательщика возлагается обязанность по предоставлению квитанций на любые документы, полученные через ТКС от налогового органа (при условии, что при направлении данных документов налоговый орган не превысил своих полномочий).

Однако, в отличие от п. 5.1 ст. 23 НК РФ, в пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ речь уже идет о конкретных документах:

  • требование о представлении документов (ст. 93 и ст. 93.1 НК РФ);
  • требование о представлении пояснений (ст. 25.14, ст. 88 и ст. 105.29 НК РФ);
  • уведомление о вызове в налоговый орган (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

То есть возможность применения к налогоплательщику меры пресечения в виде приостановления операций по счетам предусмотрена только в случае неисполнения обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме именно перечисленных документов. При непредставлении в налоговый орган квитанции о приеме каких-либо иных документов, например о приеме требования о предоставлении информации (ст. 93.1 НК РФ), указанная мера пресечения применима быть не может.

Такой вывод прямо следует из пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ и подтверждается разъяснениями уполномоченных органов. Смотрите, например, ответ господина Разгулина, действительного государственного советника РФ 3 класса, на:

  • Вопрос: Вправе ли налоговый орган приостановить операции по счетам налогоплательщика в случае неполучения от налогоплательщика квитанции о приеме направленного в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи требования о представлении информации? («Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет», № 2, февраль 2015 г.);
  • Вопрос: Мы получили решение о проведении выездной проверки в электронном виде. Квитанцию о приеме этого решения мы в инспекцию не направили. Вправе ли налоговики из-за этого заморозить наши счета в банке? («Российский налоговый курьер», № 21, ноябрь 2014 г.).

Итак, если налогоплательщик подпадает под действие п. 5.1 ст. 23 НК РФ, на него возлагается обязанность подписать и отправить в налоговый орган по каналам ТКС квитанцию о приеме документов, ранее полученных им от налогового органа.

При этом, как прямо следует из рассматриваемой нормы (п. 5.1 ст. 23 НК РФ), такая обязанность поставлена в прямую зависимость от наличия у этого налогоплательщика обязанности представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме.

Круг лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) в электронной форме, поименован в п. 3 ст. 80 НК РФ, к ним относятся:

1. Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;

2. Вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает 100 человек;

3. Иные налогоплательщики, для которых такая обязанность предусмотрена частью второй НК РФ применительно к конкретному налогу, а именно:

а) налогоплательщики НДС (абз. 5 п. 3 ст. 80 НК РФ, п. 5 ст. 174 НК РФ), в том числе:

  • налогоплательщики НДС, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС (ст. 145 НК РФ), выставившие покупателю счет-фактуру с выделением в ней суммы НДС (п. 5 ст. 173 НК РФ, п. 5 ст. 174 НК РФ);
  • налогоплательщики НДС при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению), выставившие покупателю счет-фактуру с выделением в ней суммы НДС (п. 5 ст. 173 НК РФ, п. 5 ст. 174 НК РФ);

б) лица, не являющиеся налогоплательщиками НДС, выставившие покупателю счет-фактуру с выделением в ней суммы НДС (п. 5 ст. 173 НК РФ, п. 5 ст. 174 НК РФ);

в) налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками НДС (или освобожденные от обязанностей налогоплательщика), выставившие или получившие счет-фактуру при осуществлении ими предпринимательской деятельности в отношении другого лица на основе посреднического договора, договоров транспортной экспедиции*(2), а также при выполнении функций застройщика (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Указанные в пункте 3 лица обязаны представлять в электронной форме только декларацию по НДС, остальную отчетность они могут сдавать на бумажном носителе.

Таким образом, мы видим, что обязанность по исполнению требований п. 5.1 ст. 23 НК РФ возложена не только на плательщиков НДС, но и на лиц, таковыми не являющихся. Например, у организации, применяющей УСН, такая обязанность может возникнуть в том случае, если она выставит своему контрагенту счет-фактуру с НДС.

Буквальное прочтение п. 5.1 ст. 23 НК РФ позволяет сделать вывод, что обязанность по передаче налоговому органу квитанции о приеме направленных ему через ТКС документов обусловлена именно наличием обязанности лица представлять декларации в электронной форме. При этом оговорок о конкретных декларациях (НДС, налог на прибыль иные) данная норма не содержит. В связи с этим мы считаем, что если на лицо нормами НК РФ в принципе возложена обязанность представлять ту или иную декларацию через ТКС, то такое лицо обязано исполнять требования п. 5.1 ст. 23 НК РФ в отношении всех документов, полученных от налогового органа в электронной форме. То есть, если, к примеру, плательщику НДС ФНС через ТКС направляет требование о предоставлении пояснений по декларации по налогу на прибыль, такой налогоплательщик обязан подписать и отправить налоговому органу квитанцию о приеме указанного документа.

Отметим, что подобным образом трактуют рассматриваемую норму и представители ФНС. Так, например, Управлением ФНС по Пензенской области в Информационном сообщении от 25.12.2014 дословно указано: «По новым правилам налогоплательщики обязаны передавать налоговым органам квитанцию о приеме этих документов. Квитанция передается в электронной форме по установленному формату по ТКС через оператора ЭДО.

Данная норма распространяется на следующих налогоплательщиков:

  • налогоплательщиков, среднесписочная численность работников которых за предшествующий год превышает 100 человек;
  • на вновь созданные организации, численность работников которых превышает 100 человек;
  • на налогоплательщиков НДС.

Таким образом, электронное взаимодействие с налоговым органом должны обеспечить все налогоплательщики, применяющие общий режим налогообложения».

Подтверждает эту мысль и господин Разгулин, на мнение которого мы уже ссылались выше, в своем интервью «Даем пояснения при камеральной проверке декларации по НДС» он сообщает «… с 2015 года лица, обязанные представлять декларации в электронной форме, в том числе все плательщики НДС, помимо прочего, должны обеспечить получение документов от налогового органа в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота».

В марте 2015 года в г. Майкопе состоялась интернет-конференция представителей Управления Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея на тему: «Изменения в налоговом законодательстве, вступившие в силу в 2015 году» (смотрите Стенограмму данной интернет-конференции), в ходе которой представители ФНС также указали, что «все налогоплательщики, применяющие общую систему налогообложения, то есть являющиеся плательщиками НДС, вне зависимости от среднесписочной численности работников обязаны обеспечить с 2015 года получение в электронной форме от налоговых органов документов, формируемых в ходе налогового администрирования».

Все вышесказанное справедливо и для налогоплательщиков, применяющих УСН, в том числе со среднесписочной численностью работников за предыдущий год менее 100 человек. Такие лица обязаны исполнять требования п. 5.1 ст. 23 НК РФ в отношении любых документов, полученных ею от налогового органа по ТКС, в случаях, если:

  • они выставили покупателю счет-фактуру с выделением в ней суммы НДС;
  • они являются налоговыми агентами, выставляющими или получающими счета-фактуры в рамках работы по посредническому договору (договору транспортной экспедиции) или при выполнении функций застройщика.

Если к указанным категориям эти лица не относятся, то на требование, полученное по ТКС, они имеют право не реагировать. В этом случае налоговый орган, по истечении одного рабочего дня после дня отправки требования по ТКС, обязан направить организации это же требование на бумажном носителе (п. 19 Порядка направления требования о представлении документов (информации) и порядок представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденного приказом Федеральной налоговой службы от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@).

Этот вывод подтверждается официальным разъяснением Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока Приморского края (письмо от 04.12.2014 № 09-13/21056): «Действие положений ст. 76 НК РФ с 1 января 2015 г. будет распространяться также на организации и предпринимателей, которые обязаны представлять декларации по соответствующему налогу, хотя и не являются его плательщиками (налоговыми агентами) (пп. 3 п. 11 ст. 76 НК РФ). Это могут быть, например, применяющие УСН организации, выставившие счета-фактуры с выделенной суммой НДС».

Рекомендуем ознакомиться с материалом:

  • Энциклопедия решений. Приостановление налоговым органом операций по счетам в банке в случае неисполнения налогоплательщиком обязанности по передаче квитанции о приеме документов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Мельникова Елена

1 июня 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) На основании п. 3.1 ст. 76 НК РФ указанные решения отменяются решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из следующих дат:

  • день передачи в порядке, предусмотренном п. 5.1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщиком квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом;
  • день представления документов (пояснений), истребованных налоговым органом, при направлении требования о представлении документов (пояснений) или явки представителя организации в налоговый орган.

Смотрите также письма ФНС от 27.01.2015 № ЕД-4-15/1071, от 17.02.2014 № ЕД-4-2/2553, от 27.11.2014 № ЕД-4-15/24519, от 21.10.2014 № СА-16-7/279@, Управления ФНС по Новгородской области от 02.03.2015 № 8-13-01604.

*(2) Если при определении налоговой базы в порядке, установленном гл. 23, 25, 26.1 и 26.2 НК РФ, в составе доходов учитываются доходы в виде вознаграждения при исполнении договоров транспортной экспедиции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *