Штраф за непроведение обязательного аудита

Штрафы со стороны налоговой службы

Ответственность, которая может быть вменена налоговым органом за непредъявление в установленный срок документов, предусмотрена п.1 ст.126 НК РФ.

Так, цена непредставления в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, составляет 200 рублей за каждый непредставленный документ (п.1 ст.126 НК РФ).

Cогласно ст. 6 Федерального закона от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее по тексту – Закон №307-ФЗ) аудиторское заключение — это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Из вышеизложенного следует, что аудиторское заключение не является документом, служащим основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документом, подтверждающим правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, и, следовательно, у налогового органа нет оснований налагать штраф по п. 1 ст.126 НК РФ за его непредставление. Данную позицию разделяют и арбитражные суды (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 г. №А55-24924/2015).

Кроме того, аудиторское заключение теперь не входит в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (п.1 ст.14 Закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»), представляемой в налоговые органы, а поэтому налоговые органы не вправе штрафовать компанию (письма УФНС РФ по г. Москве от 31.03.2014 г. №13-11/030545, от 20.01.2014 г. №16-15/003855, Минфина РФ от 30.01.2013 г. №03-02-07/1/1724).

Важно!

С 10 апреля 2016 г. вступили в силу поправки в ст.15.11 КоАП, в которой предусмотрены штрафы за грубое нарушение правил бухгалтерского учета и отчетности, в том числе и за отсутствие аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным).

Размер штрафов, предусмотренный обновленной редакцией ст.15.11 КОАП, составляет:

  • от 5 тыс. рублей до 10 тыс. рублей (на должностных лиц);

  • при повторном нарушении – до 20 тыс. рублей (на должностных лиц) либо дисквалификация должностного лица на срок от 1 года до 2 лет.

При этом срок давности для привлечения к административной ответственности составляет 2 года с момента совершения такого правонарушения.

Штрафы со стороны Банка России

Самые серьезные санкции могут быть наложены Банком России.

Публичное АО обязано раскрывать годовой отчет и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (ст.92 Федерального закона от 26.12.1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее по тексту – Закон №208-ФЗ).

Отчетность акционерных обществ

Требования к содержанию годового отчета акционерных обществ установлены в Положении о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Банком РФ от 30.12.2014 г. №454-П (далее по тексту – Положение).

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, подлежащего обязательному аудиту, раскрывается путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности (п.71.4 Положения). Напомним, что обязательный аудит проводится в случаях, если компания имеет организационно-правовую форму АО (пп.1 п.1 ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

Отсутствие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим Положением, без достаточных на то оснований является основанием для привлечения эмитента к ответственности, а также для установления ограничений на обращение ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ (п.2.13 Положения).

Административная ответственность за данное нарушение предусмотрена п.2 ст. 15.19 КоАП.

Так, раскрытие информации не в полном объеме (бухгалтерская отчетность должна раскрываться вместе с аудиторским заключением), и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа:

  • от 30 тыс.рублей до 50 тыс.рублей (на должностных лиц) либо их дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет;
  • от 700 тыс.рублей до 1 млн рублей (на юридических лиц).

Важно!

При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, размер минимального штрафа может быть снижен судом. Например, за неразмещение аудиторского заключения на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», судом был снижен штраф до 350 тыс.рублей (постановления АС Северо-Западного округа от 10.02.2016 г. №А56-30455/2015, КС РФ от 25.02.2014 г. №4-П).

Статья актуальна на 09.04.2016

Штрафы за непрохождение аудита в 2017 году

Если по закону предприятие обязано провести обязательную проверку бухгалтерской (финансовой) отчётности, то в службу государственной статистики нужно сдать годовой отчёт и аудиторское заключение. И успеть сделать это в сроки установленные государством: или вместе с бухгалтерской отчётностью или не позднее 10 дней со дня последующего за датой выданного заключения, но до 31 декабря года, который следует за отчётным годом.

Иначе по ст. 19.7 КоАП РФ придётся выплатить такие штрафы за обязательный аудит в 2017 году:

  • Предприятие – от 3 000 до 5 000 руб.,
  • Бухгалтер – от 300 до 500 руб.

Данная статья охватывает два нарушения (письмо Росстата № 13-13-2/28-СМИ от 16 февраля 2016 года): непредставление аудиторского заключения в отчётности и непредставление финансовой отчётности в полном объёме. Срок давности по закону ст. 4.5 КоАП составляет 2 года (ранее – 3 месяца).

По ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ, если аудиторское заключение не представлено вместе с годовой отчётностью, а по закону проверку нужно было провести, то это является грубым нарушением финансовой отчётности. Штраф за непроведение обязательного аудита в 2017 году в этом случае от 5 000 до 10 000 руб. Если нарушение повторяется, то штраф вырастает в два раза. А также возможно лишение права на вид деятельности на 1-2 года.

По п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ для АО предусмотрен большой штраф ещё и за нарушение раскрытия аудиторского заключения. Для предприятия – это 700-1000 тысяч рублей, для физических лиц – 30-50 тысяч рублей или дисквалификация от профессии на 1-2 года.

Позвоните нам прямо сейчас!

E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Телефон/факс: +7 (495) 917-27-78,

г. Москва, ул. Солянка, д.9, стр.1.

Быстрая навигация:Каталог статейОтдельные виды предпринимательской деятельностиАудиторская деятельность Санкции за «игнорирование» обязательного аудита (Комарова И.)

Санкции за «игнорирование» обязательного аудита (Комарова И.)

Дата размещения статьи: 17.01.2017

Законодательством не установлена ответственность именно за непроведение обязательного аудита, если компания под таковой подпадает. В то же время штрафных санкций избежать все равно не удастся. Причем «круг» контролирующих органов, которые вправе их выписать, с некоторых пор даже расширился.

Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности — достаточно дорогое удовольствие. Поэтому небольшие компании, которые в силу закона обязаны его провести, но вроде как им он ни к чему, в первую очередь интересуются, а что будет, если его не проводить вовсе (может, проще заплатить штраф и, как говорится, спать спокойно?).

На самом же деле все далеко не просто. А не так давно в этой части все стало еще более «интересно».

Действительно, законодательством напрямую не предусмотрена ответственность именно за непроведение обязательного аудита. Между тем у компаний, которые подпадают под обязательный аудит, есть также обязанность представить аудиторское заключение в Росстат, «открыть» информацию о проведенном аудите на специальном сайте, представить аудиторское заключение на общем собрании акционеров и т.д.

Санкции от Росстата

До недавнего времени считалось, что самыми «страшными» являются штрафы за непредставление аудиторского заключения в органы Росстата.

Напомним, что организации, составляющие бухгалтерскую отчетность, должны представлять по одному обязательному экземпляру годовой бухотчетности в орган государственной статистики по месту госрегистрации не позднее трех месяцев по окончании отчетного периода. Причем в том случае, когда годовая отчетность подлежит обязательному аудиту, в Росстат требуется сдать и аудиторское заключение. Оно должно быть представлено либо одновременно с годовой бухгалтерской отчетностью, либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но в любом случае не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (ч. 1, 2 ст. 18 Закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

В свою очередь, за непредставление, несвоевременное представление либо представление в неполном объеме или в искаженном виде в орган госстатистики сведений или информации, предусмотренной законом, компания и ее должностные лица могут быть привлечены к ответственности по ст. 19.7 КоАП. Данной нормой предусмотрены следующие санкции:

— для организаций — от 3000 до 5000 руб.;

— для должностных лиц — от 300 до 500 руб.

Однако и это еще не все. Как разъяснил Росстат в Письме от 16 февраля 2016 г. N 13-13-2/28-СМИ, за нарушение ст. 19.7 КоАП рассматриваются отдельно дела:

— за непредставление в неполном составе бухгалтерской (финансовой) отчетности;

— за непредставление аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Иными словами, компания и ее должностные лица могут быть оштрафованы дважды — и за непредставление бухотчетности, и отдельно — за непредставление аудиторского заключения (мы говорим о случаях, когда отчетность организации подлежит обязательному аудиту).

«Грубая» ответственность

Не позднее трех месяцев после окончания отчетного года организации должны представить годовую бухотчетность и в налоговый орган (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК). Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности определен в ст. 14 Закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ. Однако в данной норме не упомянуто аудиторское заключение. Данный факт констатировал Минфин в Письме от 30 января 2013 г. N 03-02-07/1/1724. То есть Кодексом не предусмотрена обязанность налогоплательщика представлять в налоговые органы аудиторское заключение вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью.

К сведению!

Service Temporarily Unavailable

В п. 5 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (утв. Приказом Минфина от 6 июля 1999 г. N 43н) сказано, что в состав бухгалтерской отчетности включается обязательное аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации. Тем не менее данное требование не соответствует Закону N 402-ФЗ, а потому не применяется.

С другой стороны, Законом от 30 марта 2016 г. N 77-ФЗ в новой редакции изложена ст. 15.11 КоАП. Теперь в ней устанавливается ответственность за грубое нарушение требований к бухучету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности. Причем законодатель не ограничился лишь увеличением штрафных санкций — помимо всего прочего расширено понятие «грубое нарушение требований к бухучету»). В результате грубым считается и нарушение, которое состоит в отсутствии у экономического субъекта в том числе аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным).

Таким образом, за отсутствие аудиторского заключения (если наличие такового обязательно) должностные лица будут оштрафованы на 5 — 10 тыс. руб. При совершении повторного аналогичного правонарушения штраф возрастет до 10 — 20 тыс. руб. либо должностное лицо дисквалифицируют на срок от одного года до двух лет.

К сведению! Нарушение считается повторным, если оно совершено не ранее, чем вступило в силу постановление о назначении наказания, и до того, как истек год с даты исполнения этого постановления (ст. 4.6 КоАП).

Дела давно минувших… лет, месяцев и т.д.

В некоторых ситуациях нарушителям удается избежать ответственности за совершение того или иного правонарушения на таком основании, как истечение срока исковой давности. Если говорить о штрафных санкциях от Росстата, то тут действительно можно уйти от ответственности, ведь срок исковой давности составляет всего три месяца с момента совершения правонарушения (ст. 4.5 КоАП). А когда нарушение в виде непредставления отчетности было допущено? Ответ на этот вопрос зависит от того, каким числом датировано аудиторское заключение и проводился ли обязательный аудит вообще. Ведь если аудиторская проверка завершена до срока представления бухотчетности, то заключение надлежит представить в Росстат одновременно с годовой бухгалтерской отчетностью. В случае когда на момент представления бухотчетности за отчетный год аудиторского заключения еще нет, его надлежит сдать в Росстат не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения.

И в любом случае аудиторское заключение должно быть сдано не позднее 31 декабря года. Таким образом, трехмесячный срок давности отсчитывается в зависимости от обстоятельств, либо с даты представления годовой бухгалтерской отчетности, либо по истечении 10 рабочих дней, отсчитанных от даты аудиторского заключения, либо с 1 января следующего года.

В свою очередь, ответственность по ст. 15.11 КоАП за отсутствие аудиторского заключения избежать по факту нереально. Дело в том, что согласно примечанию 1 к ст. 15.11 КоАП под грубым нарушением понимается «отсутствие у экономического субъекта <…> аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов». Между тем аудиторские заключения подлежат хранению в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после завершения отчетного года (п. 1 ст. 29 Закона N 402-ФЗ). А согласно Приказу Минкультуры от 25 августа 2010 г. N 558 (в ред. от 16 февраля 2016 г.) аудиторские заключения по годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности хранить надлежит… постоянно (ст. 408).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации»

Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — «токены», «криптовалюта» и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).

20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 «Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)»

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам.

12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ»

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 «»Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.

1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 «О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»

Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.

В центре внимания:

Аудиторское заключение как судебное доказательство (Мохов А.А.)

Дата размещения статьи: 29.03.2017

Стандартизация аудита субъектов государственного сектора экономики (Ситнов А.А.)

Дата размещения статьи: 13.03.2017

Экологический учет и аудит в рыночных условиях (Чхутиашвили Л.В.)

Дата размещения статьи: 10.03.2017

Международные стандарты аудита и оценка качества аудиторских услуг (Лосева Н.А.)

Дата размещения статьи: 21.02.2017

Проблемы методологии и организации аудиторской деятельности при переходе к прямому применению международных стандартов аудита в отечественной практике (Массарыгина В.Ф.)

Дата размещения статьи: 15.02.2017

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

>Ответственность за непроведения обязательного аудита

Ответственность за уклонение от обязательного аудита.

Страхование при проведении обязательного аудита

Ответственность за уклонение от обязательного аудита. В соответствии Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» №119-ФЗ аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную, и гражданско-правовую ответственность в соответствии с российским законодательством и настоящим Федеральным законом. Первоначальной редакцией Закона «Об аудиторской деятельности» было предусмотрено за уклонение организации или индивидуального предпринимателя, подлежащих обязательному аудиту, от его проведения или препятствование его проведению взыскание штрафа в размере от 500 до 1000 минимальных размеров оплаты труда, установленного федеральным законом. Предусматривалось, что взыскание этого штрафа будет производиться в судебном порядке на основании постановления Уполномоченного федерального органа о привлечении к ответственности за правонарушение, состоящее в уклонении от проведения обязательного аудита. Однако Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2001г.

За отсутствие аудиторского заключения — новый штраф?

№196-ФЗ этот порядок был отменен.

Страхование при проведении обязательного аудита.В странах с хорошо развитым аудитом аудиторские организации тратят до 10% прибыли от своей деятельности на страхование аудиторских рисков. После принятия в России Закона «Об аудиторской деятельности» статьей 13 «Страхование при проведении обязательного аудита» предусматривается обязательное страхование риска ответственности за нарушение договора на проведение обязательного аудита. При этом соблюдение этого требования необходимо только для проведения обязательных аудиторских проверок. Страховые организации предлагают страхование риска ответственности за нарушение всех договоров аудиторской организации на определенный период, чаще всего на год. Однако если срок действия договора на проведение обязательного аудита, заключенный еще в период действия договора страхования, истечет после прекращения срока действия договора страхования, и данный договор будет нарушен, неизвестно, будет ли выплачено страховой организацией страховое возмещение. Таким образом, наиболее правильным было бы страхование каждого конкретного договора на проведение обязательного аудита, но такой подход к страхованию встречается крайне редко.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое аудиторская деятельность? В чем его значение и какова цель?

2. Чем отличается внешний аудит от внутреннего?

3. Перечислите виды аудита по объекту изучения и в соответствии с его направленностью. В каких случаях проводится инициативный аудит?

4. Каковы критерии обязательности аудита и какова ответственность за уклонение от его проведения?

5. Как осуществляется страхование при проведении обязательного аудита?

Тесты по теме

1. Индивидуальный аудитор не вправе осуществлять:

а) обязательный аудит;

б) инициативный аудит;

в) сопутствующие аудиту услуги.

2. Критерии обязательности ежегодного аудита устанавливаются:

а) Указом Президента;

б) Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»;

в) Постановлением Правительства Российской Федерации.

3. Для выполнения сопутствующих аудиту услуг аудиторские организации и индивидуальные аудиторы должны иметь:

а) лицензии на каждый вид деятельности;

б) лицензии только на виды деятельности, подлежащие лицензированию;

в) общую лицензию на осуществление аудиторской деятельности.

4. Аудиторские организации в РФ по объему оказываемых услуг подразделяются:

а) на малые, средние и крупные;

б) на малые и крупные;

в) на российские и зарубежные.

5. С проведением обязательного аудита совместимо:

а) проведение инициативного аудита;

б) составление налоговых деклараций;

в) постановка бухгалтерского учета.

>Штрафы за непроведение обязательного аудита

Если предприятие подпадает под обязательный аудит, штрафы могут быть очень существенные. За что именно, узнаете из нашего обзора.

Росстат: штраф за обязательный аудит в 2018 году

Если организация в силу закона должна проводить обязательный аудит своей годовой отчётности, значит, в местное подразделение Росстата по месту учета вместе с экземпляром бухгалтерской отчетности нужно сдать аудиторское заключение. Причем – успеть в установленный срок. Иначе штрафные санкции за обязательный аудит такие (ст. 19.7 КоАП РФ):

  • на фирму в целом – от 3 до 5 тыс. рублей;
  • на бухгалтера (скорее всего) – от 300 до 500 рублей.

Законом установлено 2 варианта срока, когда аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности должно поступить в Росстат (ч. 2 ст. 18 Закона <О бухучете˃ № 402-ФЗ):

  1. Вместе с годовой бухотчетностью – в общий срок.
  2. Если вердикт аудиторов еще не готов, то закон дает 10 рабочих дней с даты по их заключению, но не позже 31 декабря года, который идет за отчётным.

Причем статья 19.7 КоАП РФ охватывает сразу 2 нарушения (письмо Росстата от 16.02.2016 № 13-13-2/28-СМИ):

  1. Неподача в неполном объеме бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  2. Неподача аудиторского заключения о такой отчетности.

Также намекнём, что срок давности по этой статье составляет всего 3 месяца.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *