Штатные нормативы

В.В. Юрашев ,

доцент МГИЭМ,

ФИЗТЕХ

к.ф.-м. н.

В редакцию журнала не перестают приходить письма, в которых офис-менеджеры, бухгалтеры и секретари небольших компаний интересуются, до какого числа должен вырасти штат организации, чтобы руководство ввело отдельную штатную единицу — инспектора по кадрам? Инспекторы по кадрам спрашивают, как убедить руководство организации, что они не успевают выполнять все новые и новые работы, которые на них возлагаются с изменением трудового, социального и пенсионного законодательства? Генеральные директора выясняют, сколько кадровиков необходимо, чтобы обеспечить функционирование организации?

Редакция решила не ограничиваться индивидуальными консультациями и обратилась с просьбой к математику, который с помощью сухих цифр и строгих формул попытался найти аргументы для руководителей организаций, зачастую необоснованно экономящих на инспекторах по кадрам.

Основным документом, используемым для определения затрат рабочего времени на работы по комплектованию и учету кадров, а также для обоснования необходимой численности работников, занятых этими работами, до сегодняшнего дня остаются Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по комплектованию и учету кадров<*>, утвержденные постановлением Минтруда СССР от 14.11.1991 № 78. Срок действия нормативов неоднократно продлевался и был ограничен 1997 годом. Но, поскольку новые нормативы времени на выполнение кадровых операций пока не приняты, его положения, как не противоречащие трудовому законодательству, а также в силу того, что являются экономическим инструментом нормирования труда, а не регулируют правовые отношения напрямую, продолжают применяться экономистами по труду при расчете численности работников отделов кадров.

<*> Далее по тексту — «Сборник».

Прежде всего, разберемся, какие операции должны выполняться работниками отдела кадров в соответствии со Сборником и проанализируем, какие из них выполняются во всех организациях, какие — только в некоторых (в т.ч. из-за специфики деятельности компании), а какие, в силу изменения законодательства, практически не выполняются.

Таблица 1

Итак, перечень работ — внушительный. В реальности же он еще больше, поскольку за годы после утверждения нормативов к функциям отделов кадров добавились работы по подготовке и предоставлению документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, работы с подразделениями ФСС России по социальному страхованию, работы по медицинскому страхованию и еще целый ряд иных весьма трудоемких работ.

Все эти работы Сборником не учтены, но, тем не менее, выполняются, вне зависимости от того, сколько пар рук в отделе кадров.

Возьмем только четыре(!) из тридцати работ, которые должны выполняться кадровыми службами всех организаций. На их выполнение Сборником отводится следующее время:

Таблица 2

Пункт по Сборнику Работа Норма времени по Сборнику ( Топр )
3.1 Оформление документов при приеме на работу рабочих и служащих 0,46 ч на 1 принимаемого рабочего; 0,74 ч на 1 принимаемого служащего
3.3.2 Оформление документов при увольнении рабочих и служащих 0,39 ч на 1 увольняемого работника
3.4.5 Оформление отпусков 0,11 ч на 1 работника
3.4.16 Оформление документов работников, уходящих на пенсию по старости 3,3 чел.ч на 1 работника + 0,5 ч на 1 работника, уходящего на пенсию

Согласно Сборнику норма времени на выполнение единицы нормируемой работы определяется по формуле:

Нвр = Топр + Топр k ,
100

где Нвр — норма времени на выполнение контрактного нормативного вида работ (чел.ч);

Топр — норматив оперативного времени на выполнение данной работы, установленной по Сборнику (чел.ч);

k — коэффициент, учитывающий затраты времени на организационно-техническое обслуживание рабочего места, личные потребности и т.д. (в %).

Поскольку нормативы оперативного времени на выполнение данной работы (Топр) нам известны (таблица 2), займемся k. Этот коэффициент учитывает время на организационно-техническое обслуживание рабочего места, отдых и личные потребности, а также подготовительно-заключительные работы. Рабочее место каждого кадровика индивидуально: у кого-то стоит компьютер последнего поколения, у кого-то — старенький «386», а кого-то — все, что есть — это бланки, канцелярские принадлежности и микрокалькулятор. В отделе кадров одного предприятия хранение информации автоматизировано (в электронных библиотеках и архивах), в других — все дела хранятся в полуавтоматических шкафах, в третьих — дела размещены на обычных стеллажах. Что такое «отдых» во время работы? Это необходимые упражнения для глаз во время работы на персональном компьютере, это производственная гимнастика.

Следовательно, k может меняться: от 6 до 11%.

Посмотрим, как будет зависеть норма времени Нвр на оформление документов при приеме на работу .

Но сначала определим, какие операции входят в эту работу. Согласно Сборнику норматив времени (0,74 ч на 1 служащего и 0,46 ч на 1 рабочего) установлен только для выполнения следующих операций:

  1. ознакомления с документами, представленными поступающим на работу (паспортом, трудовой книжкой, документами об образовании, военным билетом, пр.) и на их основании заполнения приказа (распоряжения) о приеме на работу (формы № Т-1 и Т-1а) и личной карточки (форма № Т-2 или № Т-2ГС), а также заполнения учетной карточки научного, научно-педагогического работника (форма № Т-4), если осуществляется прием на работу научного работника;
  2. внесения записи в трудовую книжку на основании приказа (распоряжения) о приеме на работу;
  3. отметки о приеме на работу в журнале (книге) о приеме на работу (если такой журнал ведется);
  4. оформления личного дела (подшивки заявления о приеме на работу, автобиографии и других документов, относящихся к деятельности работника, составления описи документов, находящихся в личном деле);
  5. нумерации, регистрации и укладки личного дела в сейф;
  6. ознакомления работника с правилами внутреннего трудового распорядка;
  7. заполнение контрольного листка по технике безопасности.

Ни заключение трудового договора, ни ознакомление работника с локальными нормативными актами, имеющими отношение к трудовой функции, ни оформление страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, ни проведение собеседования, ни иные операции, выполняемые отделом кадров при приеме на работу в настоящее время, не учтены при расчете этого норматива.

Таким образом, на выполнение только 7 операций будет уходить время, указанное в таблице 3.

Таблица 3<*>

Нвр k
6% 7% 8% 9% 10% 11%
Нраб 0,49 0,49 0,50 0,50 0,51 0,51
Нслуж 0,78 0,79 0,80 0,81 0,81 0,82

<*> Вычисления проводились с точностью до 0,01.

Из таблицы видно, как зависит норма времени на выполнение только одной работы от того, каким образом изначально организовано рабочее место, насколько сам кадровик собран и организован.

Теперь нам необходимо определить годовую трудоемкость нормируемых работ Тн. Согласно Сборнику она определяется с учетом объема каждого вида выполняемых работ по формуле:

где Тн — годовая трудоемкость нормируемых работ (чел.ч);

Нврi — норма времени на выполнение конкретного нормируемого вида работы (чел.ч);

Vi — объем конкретного вида работы выполняемой за год;

i — 1, 2, …, n — виды выполняемых работ.

Подсчитаем Тн при оформлении приема на работу. Предположим, что ежемесячный прием на работу составляет 1% от общего числа работающих на предприятии. Возьмем небольшую сервисную компанию со штатом 100 человек, из которых 20% рабочих и 80% служащих.

Ежемесячный объем приема на работу составляет 1 человек, за год — 12 человек. Условно за год будет принято 2,4 рабочих и 9,6 служащих. Рассчитаем годовую трудоемкость оформления документов при приеме на работу отдельно рабочих и отдельно — служащих все в той же компании со штатом 100 человек.

Таблица 4<*>

Тн (чел. ч.) k
6% 7% 8% 9% 10% 11%
Траб 1,17 1,18 1,19 1,20 1,21 1,23
Тслуж 7,53 7,60 7,67 7,74 7,81 7,89
Тобщее 8,70 8,78 8,86 8,94 9,02 9,12

<*> Вычисления проводились с точностью до 0,01.

В ней, Тслуж — годовая трудоемкость нормируемых работ по приему служащих, Траб — годовая трудоемкость нормируемых работ по приему рабочих и Тобщее — общая годовая трудоемкость нормируемых работ по приему и рабочих, и служащих.

Если ежемесячный прием на работу составляет 2 человека (2% от 100 единиц штата), то за год принимается 24 человека, если 3 — то 36 за год, если 4 — то 48 за год, если 5 — то 60 за год, если 6 — то 72 за год. Иными словами, если a% — процент приема за месяц (на 100 человек работающих), то a — количество человек, принятых за месяц, а 12a — принятых за год. В этом случае годовая трудоемкость работы по оформлению документов при приеме на работу в компании со штатной численностью 100 человек (из которых 20% — рабочие и 80% — служащие) будет определяться по таблице 5.

Таблица 5<*>

% Тн (чел. ч.) k
6% 7% 8% 9% 10% 11%
= 2 Тслуж 15,06 15,20 15,34 15,48 15,62 15,78
Траб 2,34 2,36 2,38 2,40 2,42 2,46
Тобщее 17,40 17,56 17,92 17,88 18,04 18,24
= 3 Тслуж 22,59 22,80 23,01 23,22 23,43 23,67
Траб 3,51 3,54 3,57 3,60 3,63 3,69
Тобщее 26,10 26,28 26,68 26,82 27,06 27,36
= 4 Тслуж 30,12 30,40 30,68 30,96 31,24 31,56
Траб 4,68 4,72 4,76 4,80 4,84 4,92
Тобщее 34,80 35,12 35,44 35,76 36,08 36,48
= 5 Тслуж 37,65 38,00 38,35 38,70 39,05 39,45
Траб 5,85 5,90 5,95 6,00 6,05 6,15
Тобщее 43,50 43,90 44,30 44,70 45,10 45,60
= 6 Тслуж 44,18 45,60 46,02 46,44 46,86 47,34
Траб 7,02 7,08 7,14 7,20 7,26 7,38
Тобщее 52,20 52,68 53,16 53,64 54,12 54,72

<*> Вычисления проводились с точностью до 0,01.

А теперь, посмотрим, как годовая трудоемкость работы по оформлению приема зависит от соотношения служащих и рабочих. При этом остаемся в пределах 100 штатных единиц и k — 8%.

Таблица 6<*>

% Тн (чел. ч.) k
1% 2% 3% 4% 5% 6%
80 % служащих

20 % рабочих

Траб 1,20 2,40 3,60 4,80 6,00 7,20
Тслуж 7,68 15,36 23,04 30,72 38,40 46,08
Тобщее 8,88 17,76 26,64 35,52 44,40 53,28
70 % служащих

30 % рабочих

Траб 1,80 3,60 5,40 7,20 9,00 10,80
Тслуж 6,72 13,44 20,18 26,88 33,60 40,32
Тобщее 8,52 17,04 25,56 34,08 42,60 51,12
60 % служащих

40 % рабочих

Траб 2,40 4,80 7,20 9,60 12,00 14,40
Тслуж 5,76 11,52 17,28 23,04 28,80 34,56
Тобщее 8,14 16,28 24,42 32,56 40,70 48,84
50 % служащих

50 % рабочих

Траб 2,98 5,96 8,94 11,92 14,90 17,88
Тслуж 4,80 9,60 14,40 19,20 24,00 28,80
Тобщее 7,78 15,56 23,34 31,12 38,90 46,68

<*> Вычисления проводились с точностью до 0,01.

Теперь перейдем ко второй работе — оформлению документов при увольнении работников и определим ее годовую трудоемкость. В рамках этой работы выполняются следующие операции:

  1. заполнение бланка приказа (распоряжения) о прекращении трудового договора (формы № Т-8 и Т-8а) на основании резолюции руководителя организации на заявлении работника об увольнении;
  2. заполнение личной карточки;
  3. внесение записи в трудовую книжку;
  4. выдача трудовой книжки под расписку увольняемому;
  5. запись о выдаче трудовой книжки в книге учета движения трудовых книжек;
  6. изъятие личного дела из картотеки, запись в личном деле об увольнении и в журнале уволенных (если такой ведется);
  7. комплектование документов для передачи в архив;
  8. перемещение личной карточки в картотеку;
  9. составление отчета об увольнении с работы.

Норматив времени — 0,39 ч на 1 увольняемого работника — рассчитан только для этих операций.

Компания — все та же — со штатом 100 человек, из которых 20% — рабочие и 80% — служащие.

Таблица 7<*>

% (кол-во уволенных в месяц) Т0 (12 ), (чел. ч) k
6% 7% 8% 9% 10% 11%
1 Т0 =12 4,98 5,01 5,05 5,10 5,15 5,19
2 Т0 = 24 9,92 10,02 10,11 10,20 10,30 10,38
3 Т0 = 36 14,88 15,03 15,15 15,30 15,45 15,57
4 Т0 = 48 19,84 20,04 20,22 20,40 20,60 20,76
5 Т0 = 60 24,80 25,05 25,25 25,50 25,75 25,95
6 Т0 = 72 29,76 30,06 30,33 30,60 30,90 31,14

<*> Вычисления проводились с точностью до 0,01.

Еще одна ключевая работа, выполняемая отделом кадров, — оформление отпуска . В ее состав входят следующие операции:

  1. составление приказа на отпуск;
  2. запись в личной карточке на основании приказа;
  3. подсчет продолжительности дополнительного отпуска;
  4. запись в журнале регистрации отпусков (если такой ведется).

На выполнение этой работы Сборник отводит 0,11 ч на 1 работника. Определим годовую трудоемкость этой работы.

Таблица 8 <*>

Т (чел. ч) k %
6% 7% 8% 9% 10% 11%
11,66 11,77 11,88 11,99 12,1 12,21

<*> Вычисления проводились с точностью до 0,01.

И последняя из отобранных операций — оформление документов работников, уходящих на пенсию по старости. Норматив времени 3,3 чел.ч рассчитан Сборником для выполнения следующих операций:

  1. подборки трудовых книжек на основании списка работников пенсионного возраста;
  2. уточнения общего стажа работы (в том числе льготного) по данным личной карточки и трудовой книжки;
  3. регистрации заявления работника;
  4. оформление пенсионного макета;
  5. консультации уходящего на пенсию;
  6. представление документов в органы социального обеспечения;
  7. оформления документов в органах социального обеспечения;
  8. записи в книге учета лиц, уходящих на пенсию (если таковая ведется).

На оформление документов в органах социального обеспечения отводится 0,5 часа на 1 работника, уходящего на пенсию.

Часть этих операций не выполняется, но зато с лихвой компенсируется возросшими затратами времени на консультации работников и на контакты с пенсионными органами.

При расчете трудоемкости этой работы будем исходить из того, что 0,r% — количество работников, уходящих на пенсию в течение месяца (в процентах); 0,r — количество работников, уходящих на пенсию в течение месяца; 0,r х 12 — количество работников, уходящих на пенсию за год.

Таблица 9<*>

0,r % 3,3 чел. ч 0,5 ч (чел. ч) k
6% 7% 8% 9% 10% 11%
0,1 Т 4,83 4,88 4,92 4,97 5,02 5,06
0,2 Т 9,67 9,76 9,85 9,94 10,03 10,12
0,3 Т 14,50 14,64 14,77 14,91 15,05 15,18
0,4 Т 19,33 19,52 19,70 19,88 20,06 20,25
0,5 Т 24,17 24,40 24,62 24,85 25,08 25,31
0,6 Т 29,00 29,20 29,55 29,82 30,01 30,37

<*> Вычисления проводились с точностью до 0,01.

Таблицы 4 — 9 являются базовыми. Это означает, что, если мы рассчитываем нормативы на 100 человек штата, то для расчета этих же нормативов на 2000 человек мы умножаем каждый из показателей на 20 и после их суммирования получаем общее время, необходимое работнику отдела кадров для выполнения всей работы. Если же в компании работает М человек, то каждый из нормативов, рассчитанный на 100 человек, должен быть умножен на М/100, а полученные показатели должны быть просуммированы.

Теперь о правилах пользования таблицами.

На 100 работников — годовая трудоемкость только 4 работ составляет:

11,88 чел.ч — оформление отпусков (таблица 8);

19,7 чел. ч — оформление пенсии (таблица 9 (r = 0,4);

15,15 чел.ч — увольнение (таблица 7 ( = 3%);

26,64 чел.ч — прием на работу (таблица 5 ( = 3%).

Итого, из расчета на 100 работников годовая трудоемкость этих работ составит 73,37 чел.ч.

А теперь возьмем один из ключевых факторов, напрямую оказывающих влияние на рабочую нагрузку работников отдела кадров — текучесть персонала .

Определим текучесть персонала следующим образом.

Пусть g количество лиц уволенных за год, такое же количество людей мы должны принять за год; процентное соотношение рабочих и служащих мы считаем неизменным. Если, например, брать компанию со штатом 100 человек, из которых 20% рабочих и 80% служащих, то при k = 8% и при ежемесячном увольнении 1 человека и приеме 1 работника сотруднику отдела кадров потребуется затратить 14,01 часа. Если таких лиц будет a человек, то потребуется 14,01 ґ a часа. При полезном фонде рабочего времени одного работника в часах, равном 1910 часов, численность работников определяется по формулам:

14,01 х -человек на 100 штатных единиц компании;
1910
70,05 х -человек на 500 штатных единиц компании.
1910

Поскольку — количество человек, рассчитанных на 100 штатных единиц, то a является одновременно и процентом лиц, уволенных и принятых на работу.

Мы считаем, что прием рабочих и служащих осуществляется в их процентном соотношении, то есть за год будет уволено и принято 2,4 рабочих и 9,6 служащих при условии, что ежемесячные увольнение и прием составят 1 человек. Если же увольняют больше работников, то необходимо сделать соответствующий перерасчет.

В случае, когда в компании 20% служащих и 80% рабочих, формулы для определения количества работников отдела кадров изменяются и принимают следующий вид:

11,74 х -количество работников отдела кадров на 100 штатных единиц компании;
1910
58,70 х -количество работников отдела кадров на 500 штатных единиц компании.
1910

Как в компании со штатом 500 человек (из которых 80% служащих и 20% рабочих) — так называемой «интеллектуальной компании», изменяется годовая трудоемкость (Т) и количество работников отдела кадров (L) в зависимости от текучести кадров (% — количество работников, принятых на работу и уволенных за год), нам поможет понять рисунок 1.

Рис. 1

Посмотрим, как будет рассчитываться численность кадровиков в компании со штатом в 500 человек (20% служащих и 80% рабочих). Если для определения количества работников отдела кадров в организации, состоящей из 100 человек, используется формула

11,77 х ,
1910

то в компании со штатом 500 человек для расчета количества кадровиков должна использоваться формула:

58,85 х

.
1910

Рис. 2

Рисунки как нельзя лучше иллюстрируют, как текучесть кадров, которая порой зависит больше от политики оплаты труда, мотивации и иных факторов, нежели от самого отдела кадров, влияет на численный состав самих кадровиков.

Надеемся, что эти цифры убедят ваше руководство, что если всего лишь две работы — оформление приема и увольнения — требуют в компании с численностью 500 человек 1 кадрового работника при текучести 27% в месяц (см. рис. 1), то для того, чтобы выполнять еще около четырех десятков работ, вам уже давно требуются помощники.

В древние времена, пока люди еще не приобщились к культуре и науке, они добывали огонь трением твердого дерева. Люди же просвещенные совлекали с неба более чистый огонь, собирая с помощью зеркал и линз лучи солнца.

Подобным же образом различаются способы определения численности работников организации. Пора вашему руководству основываться на расчетах, а не на интуиции и зачастую необоснованной экономии на одной из ключевых служб организации.

Приказ Минздрава РФ от 9 июня 2003 г. N 230
«Об утверждении штатных нормативов служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения»

Согласно письму Минюста РФ от 26 июня 2003 г. N 07/6476-ЮД настоящий приказ признан не нуждающимся в государственной регистрации (информация опубликована в газете АКДИ «Экономика и жизнь», август 2003 г., N 31)

В целях совершенствования организации и нормирования труда работников учреждений здравоохранения и на основании постановления Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2002 года N 284 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст.1771) приказываю:
1. Утвердить штатные нормативы служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения (приложение N 1), штатные нормативы служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (приложение N 2) и штатные нормативы структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны государственных и муниципальных учреждений здравоохранения (приложение N 3).
2. Считать утратившим силу приказ Минздрава России от 22.05.01 N 165 «Об утверждении штатных нормативов служащих и рабочих учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при учреждениях здравоохранения».
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации А.И.Вялкова.

Приложение N 1

Штатные нормативы служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения
(утв. приказом Минздрава РФ от 9 июня 2003 г. N 230)

1. Должности служащих, вводимые по типам учреждений

1.4. Станции переливания крови, центры крови

NN п/п Наименование должности Количество должностей
1 2 3
1.4.1. Руководитель (главный врач, директор) 1 должность в каждом учреждении. В учреждениях, отнесенных к IV группе по оплате труда руководителей, должность руководителя вводится вместо 0,5 должности врача
1.4.2. Заместитель руководителя по хозяйственным вопросам 1 должность в учреждениях, отнесенных к I-III группам по оплате труда руководителей
1.4.3. Заместитель главного врача по экономическим вопросам 1 должность в учреждениях, отнесенных к I-III группам по оплате труда руководителей
1.4.4. Начальник хозяйственного отдела 1 должность в учреждениях, отнесенных к IV группе по оплате труда руководителей
1.4.5. Главный бухгалтер 1 должность в каждой бухгалтерии. В учреждении, которому полагается до 3 должностей счетно-бухгалтерских работников, эта должность вводится вместо должности бухгалтера, свыше 3 до 6 — вместо 0,5 должности бухгалтера
1.4.6. Заместитель главного бухгалтера, бухгалтер, бухгалтер-ревизор, старший кассир По штатным нормативам централизованных бухгалтерий при бюджетных учреждениях здравоохранения, исходя из показателей данного учреждения
1.4.7. Кассир 1 должность в каждом учреждении
1.4.8. Заместитель главного врача по кадрам, начальник отдела кадров, специалист по кадрам, старший инспектор по кадрам, инспектор по кадрам, машинистка По нормативам, предусмотренным соответственно п.п.1.1.10, 1.1.11, 1.1.12, 1.1.31
1.1.10. Заместитель главного врача по кадрам 1 должность в учреждениях, отнесенных к I-II группам по оплате труда руководителей
1.1.11. Начальник отдела кадров 1 должность в учреждениях, отнесенных к I-II группе по оплате труда руководителей; 1 должность в учреждениях, отнесенных к III-IV группам по оплате труда руководителей — вместо одной из должностей, предусмотренных п.1.1.12
1.1.12. Специалист по кадрам, инспектор по кадрам (старший инспектор) Из расчета 1 должность на 150 должностей, но не менее 1 должности в учреждении
1.1.31. Машинистка Из расчета 1 должность на 8000 машинописных листов служебной документации в год
1.4.9. Заведующий канцелярией 1 должность в учреждениях, отнесенных к I группе по оплате труда руководителей
1.4.10. Делопроизводитель 0,5 должности в учреждениях, отнесенных к IV группе по оплате труда руководителей. 1 должность в учреждениях, отнесенных к I-III группам по оплате труда руководителей
1.4.11. Секретарь-машинистка 1 должность в каждом учреждении
1.4.12. Экономист 1 должность в учреждениях, отнесенных к IV-III группам по оплате труда руководителей.2 должности в учреждениях, отнесенных к II-I группам по оплате труда руководителей
1.4.13. Экономист по финансовой работе 0,5 должности, в учреждениях, не обслуживаемых централизованной бухгалтерией и отнесенных к IV группе по оплате труда руководителей.1 должность в учреждениях, не обслуживаемых централизованной бухгалтерией и отнесенных к I-III группам по оплате труда руководителей.
1.4.14. Инженер 1 должность в учреждениях, отнесенных к I-III группам по оплате труда руководителей и не имеющих производств (лабораторий) фракционирования белков плазмы
1.4.15. Техник 1 должность в учреждениях, отнесенных к IV-V группам по оплате труда руководителей и не имеющих производств (лабораторий) фракционирования белков плазмы.
1.4.16. Инженер по охране труда 1 должность в учреждениях, с численностью работников (физических лиц) свыше 100 и дополнительно — по межотраслевым нормативам численности работников службы охраны труда в организациях.
1.4.18. Товаровед 1 должность в учреждениях, перерабатывающих не менее 10 тысяч литров плазмы в год на производстве по фракционированию плазмы, и дополнительно 1 должность — при переработке не менее 20 тысяч литров плазмы в год.

2. Должности служащих и профессии рабочих, вводимые в зависимости от организационно-технических условий функционирования учреждений

2.1. Должности служащих

№ п/п Наименование должности Число единиц Количество должностей
2.2.1. Водитель автомобиля 1 На автомобиль любого типа.На санитарный автомобиль — в смену
2.2.2. Водитель мототранспортных средств 1 На мотоцикл, мотороллер, мотонарты или другое мототранспортное средство, относящееся к категории «А», используемое для перевозки грузов
2.2.3. Водитель аэросаней 1 Время, на период которого предусматривается водитель аэросаней, определяется органами управления здравоохранения по подчиненности учреждения
2.2.4. Водитель электро- и автотележки 1 На электро- и автотележку, используемую для перевозки грузов
2.2.5. Возчик 1 На рабочую лошадь
2.2.6. Гардеробщик Из расчета 1 на 150 номеров, но не менее 1 в смену.В штаты участковых больниц с числом коек менее 25, амбулаторий с числом врачебных должностей менее 10 (в том числе входящих в состав участковых больниц), домов ребенка и молочных кухонь гардеробщик не вводится.
2.2.7. Истопник При наличие печей на отопительный сезон
2.2.8. Каменщик 1 Из расчета 1 на:- 30 тыс.кв.м общей площади кирпичных зданий или33700 кв.м общей площади крупноблочных и крупнопанельных зданий, эксплуатирующихся до 10 лет;- 20 тыс.кв.м. или 22500 кв.м. соответственно в указанных строениях, эксплуатирующихся свыше10 лет.
2.2.9. Кастелянша 0,5 На самостоятельное лечебно-профилактическое учреждение, не имеющее коечного фонда, с числом врачебных должностей 25-75.На амбулаторно-поликлиническое подразделение с числом врачебных должностей от 25 до 75, входящее в состав ЛПУ и находящееся в обособленном помещении.
1 На самостоятельное лечебно-профилактическоу учреждение, не имеющее коечного фонда, с числом врачебных должностей свыше 75.На станцию скорой медицинской помощи с количеством выездов свыше 10 тысяч в год.На станцию переливания крови, отнесенную к V-IV группам по оплате труда руководителей.
2 На станцию переливания крови, отнесенную к II-III группам по оплате труда руководителей.
3 На станцию переливания крови, отнесенную к I группе по оплате труда руководителей.
2.2.11. Кладовщик 0,5 В учреждениях на 75-120 коек, а в центральных районных больницах — на 50-95 коек.На станциях переливания крови с количеством заготавливаемой крови до 3 тысяч литров в год.На станциях скорой медицинской помощи — с числом выездов в год от 20 до 40 тысяч.В бюро судебно-медицинской экспертизы с числом врачебных должностей от 20 до 40.
1 В учреждениях на 125-200 коек (мест), а в центральных районных больницах — на 100-150 коек.В учреждениях свыше 200 (в центральных районных больницах — свыше 150) коек дополнительно из расчета 1 должность на 250 коек.На станциях переливания крови с количеством заготавливаемой крови 3 и более тысяч литров в год.На станциях скорой медицинской помощи с числом выездов в год 40 тысяч и более.
2.2.12. Кровельщик Из расчета 1 на:
— 10300 кв.м.стальной кровли- 9200 кв.м.рулонной кровли (мягкой)
— 11800 кв.м.кровли из шиферных покрытий
— 16500 кв.м.кровли из асбоцементных покрытий
— 12400 кв.м.черепичной кровли
2.2.13. Лифтер 1 На грузовой лифт в смену
2.2.14. Маляр и штукатур Суммарно из расчета 1 на:
— 20000 кв.м.общей площади в каменных строениях, эксплуатирующихся до 10 лет;
— 13500 кв.м.в указанных строениях, эксплуатирующихся свыше 10 лет;
— 16000 кв.м.общей площади в деревянных строениях
— 1400 кв.м.общей площади в прочих строениях
2.2.16. Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин В зависимости от объема работ по технически обоснованным нормам, а при их отсутствии — по нормам, разрабатываемым учреждением опытно-статистическим методом
2.2.17. Оператор копировальных и множительных машин В учреждениях, отнесенных к I-II группам по оплате труда руководителей, при наличие объема работ
2.2.18. Оператор аппаратов микрофильмирования и копирования В зависимости от объема работ по технически обоснованным нормам, а при их отсутствии — по нормам, разрабатываемым учреждением опытно-статистическим методом
2.2.19. Парикмахер Из расчета 1 на 200 коек
2.2.20. Переплетчик документов По типовым нормам времени на переплетные работы
2.2.21. Печник, рабочий зеленого хозяйства или садовник, уборщик территории и другие рабочие, занятые на работах по санитарному содержанию территорий Все учреждения — по нормам обслуживания на печные работы, по типовым нормам обслуживания для рабочих, занятых на работах по санитарному содержанию домовладений.
2.2.22. Плотник и столяр строительные Суммарно из расчета 1 на:
— 18000 кв.м.общей площади в каменных строениях, эксплуатирующихся до 10 лет;
— 11000 кв.м.в указанных строениях, эксплуатирующихся свыше 10 лет;
— 8000 кв.м.общей площади в деревянных строениях;
— 10000 кв.м.общей площади в прочих строениях
2.2.23. Полотер По типовым нормам времени на полотерные работы
2.2.24. Подсобный рабочий Все учреждения при наличии объема работ, не предусмотренных по другим профессиям рабочих.
В аптеках, отнесенных к I-IV группам по оплате труда руководителей.
2.2.25. Приемщик золота стоматологических учреждений (подразделений) 0,5
1
— до 15 кг.;
— свыше 15 кг.
2.2.27. Рабочий по комплексному обслуживанию зданий Вводится вместо профессий рабочих (истопника, каменщика, кровельщика, маляра, штукатура, полотера, плотника, столяра, монтажника внутренних санитарно-технических систем и оборудования, стеклопротирщика, электромонтера), когда по нормативам, предусмотренным по каждой профессии, не могут быть установлены рабочие указанных профессий по отдельным наименованиям
2.2.28. Рабочие автотранспортных подразделений (гаражей) Учреждение, имеющие до 50 единиц подвижного состава (автомобилей, тракторов, дорожных и других машин), кроме электро- и автотележек и т.п. транспортных средств — по нормативам для автотранспортных рабочих
2.2.29. Рабочие прачечных (машинист по стирке и ремонту спецодежды, оператор стиральных машин, гладильщик и др.) Профессии рабочих прачечной вводятся по нормативам трудовых затрат работников прачечных в зависимости от объема работы.
2.2.30. Рабочие котельных, насосных станций и других специальных установок, сооружений и производств Все учреждения — по соответствующим межотраслевым нормам и нормативам по труду
2.2.31. Слесарь-сантехник В зависимости от объема работ по технически обоснованным нормам, а при их отсутствии — по нормам, разрабатываемым учреждением опытно-статистическим методом
2.2.32. Стеклопротирщик По типовым нормам времени на стеклопротирочные работы
2.2.33. Столяр В зависимости от объема работ по технически обоснованным нормам, а при их отсутствии — по нормам, разрабатываемым учреждением опытно-статистическим методом
2.2.34. Сторож (вахтер) В зависимости от объема работы по межотраслевым и отраслевым нормам и нормативам
2.2.35. Телефонистка местной телефонной связи 1 На коммутатор в смену
2.2.36. Уборщик производственных и служебных помещений Из расчета 1 на:
— 250 кв.м.деревянных полов;
— 350 кв.м.полов, покрытых керамической плиткой;
— 425 кв.м.полов, покрытых линолеумом;
— 550 кв.м.переходов и туннелей, соединяющих здание
2.2.38. Швея Из расчета 1 на 300 коек (мест)
2.2.39. Электромеханик связи Учреждения, имеющие автоматические телефонные станции — по нормативам работников связи
2.2.40. Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования В зависимости от объема работ по технически обоснованным нормам, а при их отсутствии — по нормам, разрабатываемым учреждением опытно-статистическим методом

Примечания:
1. Наименование должности руководителя учреждения устанавливается в соответствии с профилем возглавляемого учреждения, например: больница, поликлиника — главный врач; госпиталь — начальник; санаторий, центр — главный врач, директор; аптека — заведующий и т.п.
В штатном расписании учреждения должность руководителя учитывается в общеучрежденческом персонале.
Должность директора, замещаемая специалистами, не имеющими медицинского образования, устанавливается в санаторно-курортных учреждениях, отнесенных к I-IV группам по оплате труда руководителей. В этом случае, должность директора как заместителя руководителя учреждения не вводится.
2. Руководитель учреждения, исходя из производственной необходимости, имеет право усиливать отдельные структурные подразделения или вводить должности (профессии рабочих) не предусмотренные настоящими штатными нормативами, за счет должностей других структурных подразделений в пределах установленного учреждению фонда оплаты труда.
Введение дополнительных должностей сверх действующих штатных нормативов допускается только при наличии должностной инструкции о функциональных обязанностях работника, дополнительно вводимого в штат учреждения, и экономического обоснования целесообразности введения указанной должности.
При этом наименования должностей служащих и профессий рабочих должны соответствовать их наименованиям, предусмотренным в действующих штатных нормативах, Тарифно-квалификационных характеристиках по общеотраслевым должностям служащих и профессиям рабочих, утверждаемых Минтрудом России. Наименования профессий рабочих, не предусмотренные Тарифно-квалификационными характеристиками по общеотраслевым профессиям рабочих, устанавливаются в соответствии с наименованиями, содержащимися в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС).
В штатном расписании учреждения вакантные должности указываются по их базовому наименованию, например, бухгалтер, экономист, инженер.
Наименования должностей занятых конкретными работниками — определяются исходя из соответствия уровня их квалификации требованиям, предусмотренным тарифно-квалификационными характеристиками по общеотраслевым должностям служащих, например, специалист (экономист, бухгалтер, инженер), имеющий высшее профессиональное образование и стаж работы в должности экономиста 4 года, в штатном расписании учреждения должность будет именоваться экономист II категории и т.п.
3. В штатные расписания могут вводиться целые или 0,25, 0,5 и 0,75 должности (единицы), при их расчете итоговые цифры менее 0,13 отбрасываются, цифры 0,13-0,37 округляются до 0,25, цифры 0,38-0,62 округляются до 0,5, цифры 0,63-0,87 округляются до 0,75, а свыше 0,87 — до единицы. Если по нескольким наименованиям образуется по 0,25, 0,5 или 0,75 должности (единицы), допускаются их объединение по категориям персонала (служащие, рабочие) по одному из объединяемых наименований с выполнением функций по всем объединяемым должностям (профессиям).

Приложение N 2

Штатные нормативы служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения
(утв. приказом Минздрава РФ от 9 июня 2003 г. N 230)

1. Должность главного бухгалтера устанавливается в каждой бухгалтерии.
2. Должности заместителей главного бухгалтера устанавливаются в бухгалтерии, которой полагается по п.п. 4-8 настоящих штатных нормативов:
— от 5 до 10 должностей бухгалтеров — 1 должность;
— от 11 и выше должностей бухгалтеров — 2 должности.
2.1. Дополнительно должность заместителя главного бухгалтера может вводиться за счет одной из должностей руководителей групп в централизованных бухгалтериях с общим числом коек свыше 2100 и числом врачебных должностей свыше 420 в обслуживаемых учреждениях;
2.2. Дополнительно должность заместителя главного бухгалтера может вводиться в учреждениях, осуществляющих операции по налоговому и статистическому учету.
3. Должность руководителя группы учета устанавливается на каждую функциональную группу, которой по п.п. 4-8 настоящих штатных нормативов полагается не менее 6 должностей бухгалтеров, вместо одной из них.
4. Должности бухгалтеров по учету и калькуляции продуктов питания устанавливается из расчета 1 должность на 300 коек в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих коечный фонд, и мест в домах ребенка.
5. Должности бухгалтеров по учету материальных ценностей устанавливаются из расчета 1 должность на:
— 300 коек в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих коечный фонд, и мест в домах ребенка;
— 100 врачебных должностей в учреждениях, не имеющих коечного фонда.
6. Должности бухгалтеров по расчетам с рабочими и служащими устанавливаются из расчета 1 должность на 200 штатных должностей в обслуживаемых учреждениях.
7. Должности бухгалтеров по финансовому учету устанавливаются из расчета 1 должность на:
— 750 коек;
-150 должностей врачей в обслуживаемых учреждениях. Дополнительно должности бухгалтеров по финансовому учету устанавливаются:
7.1. 1 должность при исполнении кассовых операций через казначейскую систему;
7.2. 1 должность для работы с фондами: обязательного медицинского страхования, пенсионным и социального развития;
7.3. из расчета 1 должность на 1000 коек и 200 должностей врачей в обслуживаемых учреждениях, работающих в системе обязательного медицинского страхования;
7.4. 1 должность при обслуживании станций переливания крови, отнесенных к III — IV группам и 2 должности — к I-II группам по оплате труда руководителей;
7.5. из расчета 1 должность на 100 тысяч выездов в год в обслуживаемых станциях скорой медицинской помощи;
7.6. 0,5 должности при обслуживании центров госсанэпиднадзора, отнесенных к III — IV группам и 1 должность к I — II группам по оплате труда руководителей;
7.7. из расчета 1 должность на 60 врачебных должностей при обслуживании бюро судмедэкспертизы;
7.8. 0,5 должности при обслуживании молочных кухонь с пропускной способностью в день от 1 до 5 тысяч порций, 1 должность — свыше 5 до 7 тысяч порций и 1,5 должности — свыше 7 тысяч порций.
8. Должности бухгалтеров-ревизоров устанавливаются:
8.1. 1 должность — при обслуживании менее 10 учреждений с числом коек свыше 300 (суммарно) и (или) 60 должностей врачей (суммарно);
2 должности — не менее 15 учреждений с числом коек свыше 750 (суммарно) и (или) 150 должностей врачей (суммарно);
8.2. 1 должность — при обслуживании станций скорой медицинской помощи с числом выездов свыше 100 тысяч в год;
8.3. 1 должность при наличии центров госсанэпиднадзора с численностью обслуживаемого населения свыше 1 млн. человек;
8.4. 1 должность при обслуживании станций переливания крови с количеством заготавливаемой плазмы не менее 10 тысяч литров в год или перерабатывающих не менее 40 тысяч литров плазмы в год;
8.5. 1 должность при обслуживании бюро судебно-медицинской экспертизы с числом врачебных должностей свыше 60.
9. Должность старшего кассира устанавливается в бухгалтерии, обслуживающей свыше 1000 работников (физических лиц) вместо одной должности кассира, полагающейся по п.10 настоящих штатных нормативов.
10. Должность кассира устанавливается в каждой бухгалтерии. При непосредственном проведении бухгалтерией денежных расчетов с населением в ее штате устанавливаются дополнительно должности кассиров:
10.1. 0,5 должности при наличии молочной кухни с пропускной способностью в день до 2 тысяч порций; 1 должность — свыше 2 тыс. порций;
10.2. 0,5 должности при наличии зубопротезного отделения с числом должностей врачей-стоматологов ортопедов 5 и более;
10.3. 0,5 должности при наличии отделения переливания крови с заготовкой не менее 2 тыс. литров крови от платных доноров;
10.4. 0,5 должности при наличии отделения профилактической дезинфекции со штатом 10 и более должностей медицинских дезинфекторов для проведения платных работ по профилактической дезинфекции, дезинсекции и дератизации;
10.5. 1 должность при проведении других платных медицинских услуг.
11. Должность экономиста по финансовой работе устанавливается:
11.1. из расчета 1 должность на 200 коек и 50 врачебных должностей при числе коек в обслуживаемых учреждениях свыше 300 (суммарно) и свыше 60 врачебных должностей (суммарно);
11.2. из расчета 1 должность на 100 тысяч выездов в год на станциях скорой медицинской помощи;
11.3. из расчета 1 должность на 60 врачебных должностей в бюро судебно-медицинской экспертизы;
11.4. 1 должность при обслуживании центров госсанэпиднадзора и станций переливания крови, отнесенных к III-IV группам и 2 должности — к I-II группам по оплате труда руководителей.
12. 0,5-1,0 должность машинистки устанавливается в каждой бухгалтерии.

Примечания:
1. Хозяйственное обслуживание централизованной бухгалтерии (уборка и ремонт помещений, текущее наблюдение за оборудованием и аппаратурой и др.) осуществляется персоналом учреждения, при котором организована централизованная бухгалтерия.
Должности служащих и профессии рабочих централизованных бухгалтерий, расположенных в обособленных помещениях, а также занятые в технологическом процессе, устанавливаются по нормативам соответствующих работников, предусмотренных для лечебно-профилактических учреждений.
2. В штатные расписания могут вводиться целые или 0,25, 0,5 и 0,75 должности (единицы), при их расчете итоговые цифры менее 0,13 отбрасываются, цифры 0,13-0,37 округляются до 0,25, цифры 0,38-0,62 округляются до 0,5, цифры 0,63-0,87 округляются до 0,75, а свыше 0,87 — до единицы. Если по нескольким наименованиям образуется по 0,25, 0,5 или 0,75 должности (единицы), допускаются их объединение по категориям персонала (служащие, рабочие) по одному из объединяемых наименований с выполнением функций по всем объединяемым должностям (профессиям).
3. Формирование функциональных групп и определение числа счетно-бухгалтерского персонала в каждой группе определяется главным бухгалтером в пределах численности должностей, полагающейся централизованной бухгалтерии по настоящим типовым штатам.
4. При расчете должностей бухгалтеров-ревизоров, экономистов по финансовой работе в число коек и численность должностей врачей амбулаторного приема включаются указанные показатели лишь по тем учреждениям, которые финансируются через централизованную бухгалтерию.

Приложение N 3

Штатные нормативы структурных подразделений (работников), специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, государственных и муниципальных учреждений здравоохранения (утв.приказом Минздрава от 9 июня 2003 г. N 230)

№ п/п Число работников в учреждении здравоохранения Наименование должностей
1. До 500 человек 1 должность заместителя главного врача (директора, заведующего, начальника) по медицинской части (по мобилизационной работе и гражданской обороне)
2. От 500 до 2000 человек 1 должность заместителя главного врача (директора, заведующего, начальника) по медицинской части (по мобилизационной работе и гражданской обороне);1-2 должности специалистов гражданской обороны
3. От 2000 до 5000 человек 1 должность заместителя главного врача (директора, заведующего, начальника) по медицинской части (по мобилизационной работе и гражданской обороне);2-3 должности специалистов гражданской обороны
4. Более 5000 человек 1 должность заместителя главного врача (директора, заведующего, начальника) по медицинской части (по мобилизационной работе и гражданской обороне);4-5 должности специалистов гражданской обороны

В учреждениях, организациях и предприятиях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников свыше 200 человек, вводится 1 должность заместителя главного врача (директора, заведующего, начальника) по медицинской части (по мобилизационной работе и гражданской обороне).

Примечания:
1. При определении числа работников в структурных подразделениях по мобилизационной работе и гражданской обороне (отдельных работников в составе других подразделений) в организациях, имеющих стационары, учитывается число лечащихся больных (по числу сметных коек).
2. В лечебно-профилактических учреждениях, имеющих на особый период отделения для нетранспортабельных больных, вместо должности специалиста гражданской обороны может быть введена должность заведующего отделением.

Перед любым руководителем всегда стоит задача оптимизации персонала. Если с производственными специальностями более-менее все понятно, то количество административных работников часто приходится прикидывать довольно примерно. Когда речь идет о бухгалтерии, сложно понять, сколько бухгалтеров может понадобиться предприятию. Если работников будет больше, чем самой работы, компания будет тратить лишние деньги на содержание бесполезных кадров. В ситуации наоборот – люди перестанут справляться со своими обязанностями, и это может привести к сбоям в бизнес процессах компании. Ведь всем известно, что именно бухгалтерия – сердце любого предприятия. Как же подобрать оптимальное количество бухгалтеров?

Что влияет на количество бухгалтеров?

В первую очередь, следует определить, какой объем работы предстоит выполнить бухгалтерии. Внимательно проанализируйте, что именно будет делать этот отдел. Будут ли входить в его обязанности переговоры с вашими должниками и подписание актов сверки, или этим займутся менеджеры, а бухгалтер должен будет только предоставить суммы и сопутствующую информацию? Чем больше смежных функций будут выполнять бухгалтеры, тем больше они будут отвлекаться от профильных дел и меньше успевать. Соответственно, придется увеличивать их штат, чтобы обеспечивать в компании непрерывный и достоверный бухучет, как того требует законодательство.

Также следует обратить внимание на объем бумажной работы. Как ни парадоксально на первый взгляд, он мало зависит от объема выручки компании. Дело в том, что количество операций при выручке в десять миллионов может быть существенно ниже, чем при выручке в один миллион. Просто первая компания выставила два счета по пять миллионов и провела две операции, а во втором – сто счетов по десять тысяч и сотню операций. Поэтому в первом случае бухгалтерии повезло, и у нее было мало работы, а вот во втором случае сотрудники сидели, не поднимая головы, с утра и до ночи.

И самый последний и очень важный фактор – уровень автоматизации работы бухгалтерии в вашей компании. Если он низкий и ручной труд преобладает – требуется больше сотрудников. Если вы пользуетесь самыми современными достижениями: компьютерными программами учета, сканерами документов, то при росте объема работы вам даже не придется особо расширять штат сотрудников. Грамотная автоматизация всегда повышает эффективность работы и экономит капиталы компании.

Определяем количество сотрудников бухгалтерии

Определение оптимального количества бухгалтеров в компании следует начать со списка задач, стоящих перед отделом. Опытный бухгалтер или консультант поможет вам подсчитать количество времени, которое потребуется на выполнение каждой задачи. Затем следует распределить эти задачи по отдельным категориям сотрудников.

В большой бухгалтерии обычно есть главный бухгалтер, его заместитель, старшие, младшие бухгалтеры и операционисты. Но далеко не всегда в каждой компании есть все эти должности, на некоторых небольших предприятиях обходятся одним главбухом. В таком случае вы можете сравнить время, требуемое для выполнения всех задач, стоящих перед сотрудником с его рабочими часами и четко ответить на вопрос – нужен ли вашему главбуху помощник, о котором он вас в последнее время просит?

Если же у вас большая бухгалтерия, сравните полученное нормативное время, необходимое на выполнение всех задач, с рабочими часами всех сотрудников. Возможно, вы также сделаете интересные выводы!

Распределив нормативное время по отдельным категориям сотрудников, вы сможете составить плановый бюджет на оплату труда вашей бухгалтерии. Для этого достаточно взять средние почасовые ставки каждой категории работников, которые действуют в вашем регионе, и умножить их на время, которое потребуется для выполнения рабочих задач, допустим, за месяц. Учитывая общее количество сотрудников бухгалтерии, можно получить бюджет работы отдела за один месяц.

Автоматизация – королева эффективности

Как уже отмечалось выше, автоматизация позволяет сэкономить средства предприятия и повысить эффективность работы персонала. Помимо современного бухгалтерского программного обеспечения и технологичных средств труда, существует еще один способ узнать уровень эффективности работы ваших сотрудников. Это программы учета рабочего времени.

Учет рабочего времени позволит вам выяснить, сколько часов тратится на ту или иную работу, а также, насколько соответствует выполняемая сотрудником работа его квалификации. Если главный бухгалтер большую часть дня тратит на ввод первичной документации, вместо того, чтобы подготавливаться к отчетной компании, то тут вопрос не нехватки персонала, а неверного делегирования полномочий. Если передать менее квалифицированный труд сотруднику с менее высокой квалификацией, руководитель отдела получит в свое распоряжение больше времени для выполнения своих непосредственных обязанностей.

Разумеется, эта статья поможет вам определить идеальное число сотрудников бухгалтерии, которое неизбежно столкнется с реальностью и будет ею скорректировано. Однако вы, проведя соответствующие расчеты, будете точно знать к какой оптимизации надо стремиться, и до какого уровня следует поднять эффективность труда вашей бухгалтерии. А это в итоге, так или иначе, позволит вам сэкономить средства компании и направить их на решение более насущных вопросов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *