Сельхозтоваропроизводитель как пишется

Предприниматель-сельхозпроизводитель + бюджетная субсидия (Медведева Т.М.)

Индивидуальный предприниматель — сельхозпроизводитель в силу ст. 78 БК РФ вправе рассчитывать на получение средств государственной поддержки. Согласно данной норме субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов либо финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством или реализацией товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории РФ винограда), выполнением работ или оказанием услуг.
Каким условиям должен соответствовать предприниматель для получения бюджетной субсидии? Могут ли с него взыскать ранее выплаченные денежные средства? Каковы особенности учета сумм, полученных из бюджета? Ответы на эти и другие вопросы — в данной статье.
Как упоминалось ранее, одним из направлений бюджетного субсидирования предпринимателей-сельхозпроизводителей является выделение им средств на возмещение конкретных расходов. Субсидии, в частности, могут быть выделены на возмещение затрат, понесенных предпринимателем в связи с приобретением топлива, племенного молодняка крупного рогатого скота, элитных семян сельскохозяйственных культур, средств химической защиты растений, мелиорацией земельных угодий и т.д. Источником финансирования в данном случае в равной степени могут выступать как региональные бюджеты, так и федеральный бюджет.
В каком случае предприниматель может получить субсидию?
Для получения бюджетной субсидии по общему правилу коммерсанту необходимо подтвердить статус сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Данное понятие определено в ст. 3 Закона N 264-ФЗ <1>. Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.06.2008 N 446, и реализацию этой продукции. Доля дохода от реализации указанной продукции в общем доходе от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) должна составлять не менее 70% за календарный год.
———————————
<1> Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».
Таким образом, для получения бюджетной субсидии предпринимателю необходимо подтвердить статус сельскохозяйственного товаропроизводителя на основании данных за предшествующий календарный год, то есть за период с 1 января по 31 декабря (ст. 12 БК РФ, п. 5 ст. 2 Закона N 107-ФЗ <2>).
———————————
<2> Федеральный закон от 03.06.2011 N 107-ФЗ «Об исчислении времени».
Представление документов, подтверждающих наличие указанного статуса не за календарный год, а за меньший период (например, полугодие или 9 месяцев), является основанием для отказа предпринимателю в предоставлении субсидии (см., например, Постановление ФАС ЦО от 30.10.2013 по делу N А35-11199/2012 (Определением ВАС РФ от 15.01.2014 N ВАС-19213/13 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора) <3>).
———————————
<3> Несмотря на то что одной из сторон спора, рассмотренного в упомянутом Постановлении, была организация (ООО), выводы, сделанные арбитрами, справедливы и в отношении предпринимателей в силу идентичности требований законодательства к критериям для подтверждения статуса сельхозпроизводителя.
Если нарушены условия предоставления субсидии
Обязательным условием получения средств финансовой поддержки сельхозпроизводителя является его согласие на проведение соответствующим органом проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий (п. 5 ст. 78 БК РФ) <4>.
———————————
<4> Согласно названной норме БК РФ проверки могут быть проведены главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, а также органами государственного (муниципального) финансового контроля.
Как правило, подобные условия оговариваются в договоре (соглашении) о выделении субсидии. Следовательно, отсутствие согласия получателя на проведение соответствующих проверок препятствует предоставлению таких субсидий (см. Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2014 N 05АП-10941/2014 по делу N А51-12350/2014).
По смыслу ст. 78 БК РФ во взаимосвязи со ст. 289 БК РФ субсидии предоставляются безвозвратно (без установления обязательства по возврату). Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (Постановление ФАС СЗО от 09.07.2014 по делу N А13-9337/2013).
Иначе говоря, получив бюджетную субсидию, предприниматель должен неукоснительно соблюдать все требования по ее получению, оговоренные условиями соглашения (договора) о ее предоставлении. Расходовать бюджетные средства по своему усмотрению предприниматель не вправе. В противном случае он несет риски по возврату субсидии в бюджет. Приведем несколько примеров из правоприменительной практики.
Как следует из спора, рассмотренного в Постановлении ФАС СЗО от 19.02.2014 по делу N А13-2373/2012 <5>, целью предоставления субсидии являлось возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на приобретение крупного рогатого скота. По условиям соглашения сельхозпроизводитель должен был на каждое животное оформить соответствующее племенное свидетельство. По факту указанные документы были составлены с нарушениями. Данное обстоятельство, по мнению ревизоров из Счетной палаты РФ, не может служить подтверждением качества племенной продукции. В результате арбитры обязали сельхозпроизводителя вернуть субсидию в размере 4 458 300 руб.
———————————
<5> Определением ВС РФ от 11.09.2014 N 307-ЭС14-2121 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.
Аналогичным вердиктом судей закончился и спор, рассмотренный в Постановлении АС СКО от 26.12.2014 по делу N А32-3829/2014. Из материалов дела следует, что субсидия (в размере 248 463 руб. 45 коп.) была выделена сельхозпроизводителю для компенсации части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур. Согласно договору объектами страхования являлись озимые:
— пшеница (площадь — 440 га);
— ячмень (площадь — 85 га);
— рапс (площадь — 80 га).
Но фактически посевная площадь, занятая поименованными озимыми культурами, не соответствовала сведениям, указанным в договоре страхования <6>.
———————————
<6> Схожие выводы содержатся также в Постановлении ФАС СКО от 04.04.2013 по делу N А22-847/2012.
Важно. Федеральным законодательством не предусмотрена возможность установления каких-либо еще последствий невыполнения условий предоставления субсидий из бюджета субъекта (например, взыскание ущерба в размере предоставленной субсидии), кроме возврата самой субсидии. Равно как и не предоставлено субъектам РФ полномочий по определению каких-либо оснований (условий) для возврата субсидий, кроме предусмотренных положениями ст. 78 БК РФ требований о возврате субсидий в случае нарушения условий их предоставления (см. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2014 по делу N А41-15883/14).
Впрочем, претензии и требования о возврате ранее выделенных субсидий не всегда обоснованны и необязательно будут поддержаны судьями.
Приведем пример, который, полагаем, заслуживает внимания большинства предпринимателей. Это Постановление АС СКО от 26.01.2015 по делу N А53-5622/2014.
Как видно из материалов дела, бизнесмену была предоставлена субсидия на возмещение фактически понесенных затрат на выращивание сельскохозяйственных культур, погибших от засухи в 2012 г. В результате проверки целевого расходования бюджетных средств было выявлено несоответствие сроков и дат в первичных документах, подтверждающих понесенные расходы (о чем составлен соответствующий акт). В частности, были выявлены факты несоответствия дат производившихся предпринимателем сельхозработ и дат товарных накладных (на покупку топлива и ГСМ).
Однако суды (все три инстанции) пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований по возврату выплаченных сумм.
Как указали арбитры, нормативно-правовые акты субъекта РФ (на основании которых предпринимателю были выделены бюджетные средства) не содержат утвержденной методики, регламентирующей порядок и виды представляемых документов и конкретные виды предъявляемых доказательств факта компенсируемых затрат, критерии их относимости и допустимости, оценки и порядка расчета для целей выплаты.
Проводимые предпринимателем агротехнические мероприятия, в том числе связанные с потребностью в ГСМ, являются непрерывными и длящимися как в период, предшествующий или сопровождающий действия по возделыванию сельхозкультур, так и в последующие периоды.
Предприниматель в связи с применением УСНО не осуществлял (подчеркнем, на законном основании) ведение календарного бухгалтерского учета и отчетности. Поэтому первоначальным и преимущественно значимым фактом несения спорных расходов по выращиванию сельхозкультур является доказанный факт самих посевов и их последующей гибели. Указанные обстоятельства (как первоначально значимые) подтверждаются самим предпринимателем, в том числе в объеме возделывавшихся культур и общей площади погибших посевов по всем их видам.
Иными словами, упомянутые обстоятельства являются основаниями для констатации, что агротехнические мероприятия фактически были проведены сельхозпроизводителем. Совершение подобных действий предполагает безусловное несение затрат, в том числе на приобретение и использование ГСМ (дизельного топлива).
Оценив представленные в материалы дела доказательства, судебные инстанции (все три) пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований регионального министерства сельского хозяйства по возврату выплаченных сумм.
Учетные моменты
Сельхозпроизводитель в ходе осуществления предпринимательской деятельности вправе применять как специальный режим налогообложения (например, в виде ЕСХН), так и общую систему налогообложения. Это обстоятельство, в свою очередь, влияет на порядок учета полученных им бюджетных средств.
Если предприниматель применяет спецрежим в виде ЕСХН
В этом случае предприниматель не уплачивает НДФЛ, НДС, налог на имущество физических лиц, а уплачивает ЕСХН. Общая ставка налога — 6%, но в Республике Крым и г. Севастополе в 2015 г. применяется пониженная ставка данного налога — 0,5% (ст. 346.8 НК РФ, Закон Республики Крым от 29.12.2014 N 60-ЗРК/2014).
На основании п. 8 ст. 346.5 НК РФ для целей исчисления налоговой базы по ЕСХН предприниматели ведут учет доходов и расходов в книге учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей <7>.
———————————
<7> Приказ Минфина России от 11.12.2006 N 169н «Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), и Порядка ее заполнения».
В связи с изложенным предприниматели — плательщики ЕСХН вправе не вести бухгалтерский учет. Такие разъяснения со ссылкой на ст. 6 Закона N 402-ФЗ <8> дал Минфин России в Письме от 27.08.2012 N 03-11-11/257.
———————————
<8> Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
В целях налогообложения сумму полученной субсидии предприниматель должен учесть в составе доходов как безвозмездно полученное имущество на дату поступления денежных средств на расчетный счет (п. 1, пп. 1 п. 5 ст. 346.5, п. 8 ст. 250 НК РФ). То есть доход в виде субсидии предприниматель признает единовременно.
Профинансированные за счет субсидии расходы признаются для целей исчисления ЕСХН в общем порядке. Так, расходы (например, на приобретение семян, рассады, саженцев, удобрений, кормов, биопрепаратов и средств защиты растений и т.д.), включая предъявленный «входной» НДС, учитываются после их фактической оплаты с учетом особенностей, которые предусмотрены пп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ.
Если предприниматель уплачивает НДФЛ
Должен ли коммерсант учесть при налогообложении (расчете НДФЛ) сумму субсидии (подчеркнем, полученной в целях возмещения понесенных затрат) в составе налоговых доходов?
Для ответа на данный вопрос обратимся к Письму Минфина России от 26.08.2013 N 03-04-05/34876. Суть разъяснений чиновников, приведенных в упомянутом Письме, такова.
Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении облагаемой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
Перечень доходов, не подлежащих обложению НДФЛ, установлен ст. 217 НК РФ. О суммах, полученных из бюджетов бюджетной системы РФ, в контексте сельхозпроизводителей в ней упоминается лишь в п. п. 14.1 и 14.2. Однако в упомянутых пунктах в качестве получателей бюджетных средств поименованы главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Иных налоговых преференций, касающихся сельхозпроизводителей, в ст. 217 НК РФ не содержится.
Таким образом, субсидии, получаемые индивидуальными предпринимателями, не являющимися главами крестьянских (фермерских) хозяйств, по мнению Минфина, подлежат обложению НДФЛ в общеустановленном порядке, то есть по ставке 13%, предусмотренной п. 1 ст. 224 НК РФ.
Между тем это не единственная точка зрения по обозначенной проблеме.
В ст. 217 НК РФ есть п. 3, который освобождает от обложения НДФЛ все виды компенсационных выплат, установленных действующим законодательством РФ и нормативными актами субъектов РФ. Нередко данную норму суды распространяют, например, на субсидию из областного бюджета, направленную на компенсацию предпринимателю-сельхозпроизводителю затрат на приобретение минеральных удобрений и сельскохозяйственной техники (см. Постановление ФАС УО от 01.09.2010 N Ф09-6678/10-С2 по делу N А50-17343/2009).
Со своей стороны считаем, что следование приведенному (альтернативному) варианту обложения НДФЛ сумм бюджетных субсидий несет для предпринимателя дополнительные налоговые риски (даже при наличии положительной судебной практики в своем округе).
Но вернемся к Письму Минфина России N 03-04-05/34876. В нем финансисты также напомнили, что п. 4 ст. 223 НК РФ установлен особый порядок учета средств финансовой поддержки в виде бюджетных субсидий, полученных в соответствии с Законом N 209-ФЗ <9>.
———————————
<9> Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
В этом случае полученные суммы отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки, указанных в данном пункте, превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между названными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.
В случае приобретения за счет средств финансовой поддержки амортизируемого имущества сумма полученной субсидии отражается в составе доходов по мере признания расходов по приобретению такого имущества (то есть по мере начисления амортизации).
Заметим, аналогичный описанному порядок признания дохода в виде бюджетных субсидий, полученных в соответствии с Законом N 209-ФЗ, был предусмотрен также и для организаций и действовал до 1 января 2015 г. (п. 4.2 ст. 271, п. 2.2 ст. 273 НК РФ). С обозначенной даты субсидии, полученные на компенсацию ранее произведенных расходов, не связанных с приобретением амортизируемого имущества, организации учитывают единовременно на дату их зачисления. А для предпринимателей остался действующим прежний (более лояльный, на наш взгляд) порядок признания дохода, применяемый в отношении указанного вида субсидии.
Обобщим сказанное. Из законодательных норм (и разумеется, приведенных рекомендаций Минфина) следует, что порядок признания предпринимателем доходом сумм бюджетных субсидий зависит от условий и оснований их предоставления. Поэтому при исчислении НДФЛ, подлежащего уплате в бюджет, коммерсантам нужно тщательно изучить условия договора (соглашения) о предоставлении бюджетных средств.
Что в итоге? Если предприниматель-сельхозпроизводитель получит бюджетную субсидию (из регионального или федерального бюджета), он должен соблюсти все требования по ее получению, предусмотренные договором. В противном случае с него могут быть взысканы указанные суммы обратно в бюджет.
Порядок признания предпринимателем в составе доходов сумм бюджетных субсидий зависит от условий и оснований предоставления последних, а также уплачиваемого им налога (ЕСХН или НДФЛ).
В случае применения бизнесменом традиционного режима налогообложения ему также нужно решить ряд вопросов, связанных с восстановлением НДС. Но это тема для отдельного разговора.

Сельскохозяйственный товаропроизводитель

Сельскохозяйственный товаропроизводитель

«…2. В целях настоящей главы сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 314-ФЗ)

2.1. В целях настоящей главы сельскохозяйственными товаропроизводителями также признаются:

1) градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта и которые удовлетворяют условиям, установленным абзацами третьим и четвертым подпункта 2 настоящего пункта;

2) рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели при соблюдении ими следующих условий:

если средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не превышает за налоговый период 300 человек;

если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70 процентов;

если они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера)…»

«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 03.12.2012)

«…1. В целях настоящего Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее — сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2009 N 46-ФЗ)

2. Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также:

1) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»;

2) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (далее — Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации»);

3) крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»…»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *