Проверка защиты прав потребителей

Проверка обществом защиты прав потребителей

Представители различных общественных организаций потребителей при проведении проверок в торговле ссылаются на то, что ст.45 Закона РФ «О защите прав потребителей” предоставляет им полномочия проверять соблюдение Правил торгового обслуживания.

Права и обязанности продавца устанавливаются в Главе 2 ФЗ «О защите прав потребителей”, а права и обязанности оказывателя услуг в Главе 3 того же закона.

При этом права и обязанности продавца и оказывателя услуг не являются идентичными. Это обусловлено тем, что к продавцу законом предъявляются, в основном, требования, касающиеся продаваемого товара (ВЕЩИ). А к оказывателю услуг законом предъявляются требования в отношении произведенных ДЕЙСТВИЙ.

В то же время, отдельных ПРАВИЛ ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ не существует. И можно согласиться, что они входят, как составная часть в ПРАВИЛА ТОРГОВЛИ. Однако лишь как ЧАСТЬ этих правил.

Правила торговли условно можно разбить на 3 группы: правила предпродажной подготовки, правила хранения и правила реализации товара.

При этом Правила торгового обслуживания по сути являются Правилами оказания обязательных услуг потребителю при продаже товара Само понятие ТОРГОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ подразумевает наличие трех составляющих: Оказывателя торговых услуг (по сути, в этой роли выступает Продавец), Потребителя торговых услуг (одновременно он же и Покупатель) и наличие сделки купли — продажи (либо намерений осуществить данную сделку) между ними.

Под Продавцом в соответствии с Законом «О защите прав потребителей” подразумевается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, реализующие товар потребителям по договору купли-продажи (т.е. осуществляющие РОЗНИЧНУЮ торговлю).

Под Потребителем подразумевается ФИЗИЧЕСКОЕ лицо, приобретающее (или имеющее намерение приобрести) товар исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Под РОЗНИЧНОЙ торговлей подразумевается продажа товара Потребителям (исключительно, ПОТРЕБИТЕЛЯМ, т.е. только физическим лицам для их личных (бытовых) нужд).

Таким образом, продажа товара любому иному лицу — НЕ потребителю (юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю) НЕ является розничной торговлей и, соответственно, действие Правил торговли в целом и, Правил торгового обслуживания в частности на такие отношения не распространяется.

Следует знать, что общественные организации потребителей при осуществлении проверок НЕ обладают правами государственных органов власти, и НЕ обладают правами, которыми наделен любой потребитель в отдельности.

Это подтверждается, во-первых, ст.70 «Правил продажи отдельных видов товаров…” (Правил торговли), утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55, в которой указан перечень органов и организаций, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением Правил торговли. В данный перечень входят исключительно ГОСУДАРСТВЕННЫЕ контролирующие органы и их территориальные подразделения. Общественные объединения прав потребителей в этот перечень не входят. А, следовательно, смотри «Полезно знать — 0.2. ”.

Во-вторых, представители общественных организаций потребителей — юридических лиц в случае осуществления самостоятельных проверок действуют от имени организации, т.е. от имени юридического лица, а, соответственно, потребителями не являются и правами ПОТРЕБИТЕЛЕЙ не обладают.

Однако общественные объединения потребителей могут привлекаться к проверкам органами государственного управления.

Кстати, немного о правах потребителей — покупателей.

Права покупателей установлены «Правилами продажи отдельных видов товаров …”, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 и ФЗ «О защите прав потребителей”.

Права потребителя — покупателя

  • 1. Покупатель имеет право осмотреть предлагаемый товар в присутствии продавца;
  • 2. Покупатель имеет право убедиться в том, что товар надлежащего качества, для чего он имеет право проверить наличие сертификата качества на товар, гигиенического сертификата или их надлежащим образом заверенных копий или иных заменяющих сертификаты документов;
  • 3. Покупатель имеет право получить информацию:
    • o об изготовителе товара;
    • o о соответствии товара тем или иным стандартам;
    • o о потребительских свойствах товара;
    • o о правилах безопасного пользования товаром;
    • o о гарантийном сроке на товар;
    • o о сроке службы и сроке годности товара;
    • o о цене и условиях приобретения товара.

Все эти сведения должны быть указаны в инструкции или на упаковке товара на русском языке.

  • o Покупатель имеет право получить информацию о наименовании товара, сорте, цене за единицу веса или единицу товара и т.п. Данная информация должна быть написана на ценниках товара;
  • o Покупатель имеет право проверить правильность взвешивания, отмеривания и т.п. продавцом. Для этого продавец должен иметь контрольные приборы (весы, метры и т.п.) в доступном для покупателя месте;
  • o Покупатель имеет право в течение 14 дней со дня продажи обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар, если товар не был в употреблении, сохранен его вид и потребительские свойства. Однако существует перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или замене на аналогичный товар надлежащего качества. Это:
    • § товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях;
    • § предметы личной гигиены (расчески, зубные щетки и т.п.);
    • § парфюмерно-косметические товары;
    • § текстильные товары (ткани, нетканые товары, тесьма, кружева и т.п.);
    • § швейные и трикотажные изделия (бельевые и чулочно-носочные);
    • § изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе разового пользования (разовая посуда, емкости и упаковочные материалы для транспортировки продукции);
    • § товары бытовой химии;
    • § мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты);
    • § изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни;
    • § автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним, мобильные средства малой механизации сельхозработ, прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения;
    • § технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие, кухонное оборудование, электробытовые приборы и машины, бытовая радиоэлектронная радиоаппаратура, бытовая вычислительная и множительная техника, фото — и киноаппаратура, телефонные и факсимильные аппараты, электромузыкальная аппаратура, электронные игрушки);
  • o Покупатель имеет право на замену купленного товара ненадлежащего качества на аналогичный надлежащего качества, или соразмерного уменьшения цены на купленный товар, или незамедлительного устранения недостатков за счет продавца, или возмещения расходов продавцом на устранение недостатков, или отказаться от приобретенного товара и потребовать взамен уплаченную сумму;
  • o Покупатель вправе на время устранения продавцом недостатка купленного товара длительного пользования требовать от продавца предоставления ему в пользование аналогичного товара надлежащего качества на период устранения недостатка. Однако, данное требование не распространяется на купленные:
    • § автомобили, мотоциклы, мототехнику, прицепы и номерные агрегаты к ним, кроме товаров, предназначенных для использования инвалидами;
    • § мебель;
    • § электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях: электробритвы, электрофены, электрощипцы для волос, медицинские электрорефлекторы, электрогрелки, электробинты, электропледы, электроодеяла и т.п.
  • o Покупатель имеет право требовать соблюдения продавцом срока гарантии на товар не менее шести месяцев с учетом сезонности товара;
  • o Покупатель имеет иные права, в зависимости от особенностей принадлежности товара к той или иной группе (продовольственные товары, текстильные, трикотажные, меховые товары, технически сложные товары бытового назначения, парфюмерно-косметические товары и т.д.). Эти особенности подробно изложены в Правилах торговли;

общество защита право потребитель

o Покупатель имеет право сделать запись в книгу жалоб и предложений, которую обязан иметь продавец и предоставлять ее по первому требованию покупателя.

На основании вышеизложенных можно сделать вывод, что общественные объединения потребителей имеют полномочия проверять соблюдение продавцами (оказывателями услуг) законных прав покупателей, потребляющих данные услуги. И не более того.

Проверку иных положений, установленных Правилами торговли, полномочны проверять ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО государственные органы власти.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ:

5.1 Хотим обратить внимание на тот факт, что потребители и общественные объединения потребителей имеют право проверять наличие сертификатов соответствия или их заверенных копий, но не давать им правовую оценку.

Правовую оценку сертификатам могут давать исключительно ГОСУДАРСТВЕННЫЕ органы, для чего объединения потребителей вправе передавать им соответствующие акты проверок сертификатов.

5.2 По результатам проверки общественные объединения потребителей могут оформить АКТ.

Затем этот акт они могут направить в соответствующие государственные контролирующие органы или их территориальные подразделения для правовой оценки.

Давать правовую оценку действий предпринимателей (например, составлять протоколы) и налагать административные взыскания (например, штрафы) общественные организации потребителей НЕ ИМЕЮТ ПРАВО.

Кроме того, общества потребителей НЕ ИМЕЮТ ПРАВО:

  • · изымать какие-либо документы или товар;
  • · проверять наличие санитарных книжек у продавцов;
  • · давать правовую оценку каким-либо документам, в том числе сертификатам качества, гигиеническим сертификатам, лицензиям, патентам, свидетельствам и т.п.;
  • · давать правовую оценку акцизным маркам на товаре;
  • · производить контрольные закупки.

Эти полномочия даны различным государственным органам.

При этом особое внимание следует уделить отсутствию у общественных объединений потребителей права на КОНТРОЛЬНУЮ ПОКУПКУ.

Во-первых, при совершении контрольной покупки у «покупателя” — представителя общественной организации потребителей отсутствуют намерения использовать приобретенный товар в личных целях (т.е. в данном случае цель у так называемого «покупателя” — проверить действия продавца). Соответственно, при контрольной покупке отсутствует ПОТРЕБИТЕЛЬ, а, значит, такие отношения не регулируются действием Закона РФ «О защите прав потребителей”.

Во-вторых, при совершении контрольной покупки общественным объединением потребителей — юридическим лицом через своих представителей в роли «покупателя” выступает юридическое лицо, не являющееся ПОТРЕБИТЕЛЕМ, т.е. снова действие Закона РФ «О защите прав потребителей” на такие отношения не распространяется (юридическое лицо не вправе совершать покупки в РОЗНИЦУ ни непосредственно, ни через своих представителей, взаиморасчеты между юридическими лицами в соответствии с законодательством РФ оформляются иначе, чем с обезличенными физическими лицами — потребителями: обязательное наличие счетов-фактур, накладных и т.п.).

В-третьих, контрольная покупка — это, по сути, провокационные действия, ограничивающие права граждан (намеренное введение в заблуждение). А ограничение прав граждан может быть осуществлено исключительно на основании федерального закона. Данная норма установлена ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности”. Подробнее см. «

5.3 Покупатели и представители обществ потребителей НЕ ИМЕЮТ ПРАВА заходить внутрь торговых и складских помещений, заходить за прилавок как на рынке, так и в магазине. Продавец вправе их туда не допускать.

Место покупателя — по другую сторону прилавка!

5.4 Общества потребителей в соответствии со ст.46 Закона РФ «О защите прав потребителей” вправе обращаться в суд в интересах неопределенного круга потребителей или отдельного потребителя.

При этом объединения потребителей зачастую основывают свои исковые заявления на результатах проводимых ими проверок деятельности субъектов предпринимательства.

В то же время, при проведении проверок нередко представители обществ потребителей превышают свои полномочия и безосновательно присваивают себе полномочия государственных контролирующих органов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *