Продажа в Казахстан НДС

НДС

Согласно п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса таможенного союза единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Основными документами, регулирующими порядок взимания НДС при вывозе товаров с территории РФ в Казахстан, являются:

  • Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» (далее — Соглашение);
  • Протокол от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе» (далее — Протокол);
  • НК РФ (в частности глава 21 НК РФ).

При этом приоритет имеют нормы Соглашения и Протокола (ст. 7 НК РФ).

В соответствии со ст. 1 Соглашения экспортом товаров является вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиками (плательщиками), с территории одного государства — участника таможенного союза на территорию другого государства — участника таможенного союза.

При экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС при условии документального подтверждения факта экспорта (ст. 2 Соглашения).

В силу п. 1 ст. 1 Протокола при экспорте товаров с территории РФ на территорию Казахстана применяется нулевая ставка НДС при условии представления в налоговый орган документов, предусмотренных п. 2 ст. 1 Протокола.

На основании п. 2 ст. 1 Протокола для подтверждения нулевой ставки НДС организация-экспортер представляет в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией следующие документы (их копии):

  • договор (контракт) с учетом изменений, дополнений и приложений к нему, на основании которого осуществляется экспорт товаров;
  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме приложения 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов, с отметкой налогового органа государства — члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке, исполнения налоговых обязательств) (в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств — членов таможенного союза);
  • транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие перемещение товаров с территории РФ на территорию Казахстана. Указанные документы не представляются в случае, если для отдельных видов перемещения товаров оформление таких документов не предусмотрено законодательством РФ (отметим, что по мнению контролирующих органов, на транспортных и товаросопроводительных документах, представляемых в налоговые органы, не предусмотрено каких-либо отметок таможенного органа о вывозе товара (письмо УФНС РФ по г. Москве от 17.08.2010 N 16-15/086789));
  • иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС, предусмотренные законодательством РФ (уточним, что под иными документами следует понимать, например, договоры комиссии (агентские договоры, договоры поручения), если товары с территории РФ в государства — члены таможенного союза поставляются через посредников).

Отметим, что в настоящее время выписку банка при экспорте товаров в Республику Беларусь и Республику Казахстан в налоговый орган представлять не требуется (пп. 2 п. 2 ст. 1 Протокола, п. 1 ст. 165 НК РФ).

Указанные выше документы представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров, которой признается дата первого по времени составления первичного бухгалтерского (учетного) документа, оформленного на покупателя товаров (первого перевозчика) (п. 3 ст. 1 Протокола).

В случае, если полный пакет документов не собран в течение 180 календарных дней, то нулевая ставка НДС не применяется, а операции по реализации товаров подлежат обложению НДС по ставкам 10% или 18% (смотрите, например, письмо Минфина России от 17.01.2011 N 03-07-13/1-02). Налоговая база в таком случае определяется на день отгрузки (передачи) товаров (п. 3 ст. 1 Протокола, п. 9 ст. 165 НК РФ).

Пункт 1 ст. 1 Протокола также определяет, что налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты в порядке, аналогичном предусмотренному законодательством государства — члена таможенного союза, применяемому в отношении товаров, экспортированных с территории этого государства за пределы таможенного союза.

Иными словами, организация-экспортер вправе принять к вычету НДС, предъявленный ей при приобретении товаров, экспортируемых в Республику Казахстан в порядке, установленном главой 21 НК РФ.

Пункт 3 ст. 172 НК РФ устанавливает, что вычеты сумм налога, предусмотренных п.п. 1-8 ст. 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в п. 1 ст. 164 НК РФ (в том числе товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта), производятся в порядке, установленном ст. 172 НК РФ, на момент определения налоговой базы, установленный ст. 167 НК РФ.

В свою очередь п. 9 ст. 167 НК РФ предусматривает, что при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пп.пп. 1, 2.1-2.8, 3, 3.1, 8, 9, 9.1 и 12 п. 1 ст. 164 НК РФ, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих право на применение нулевой налоговой ставки НДС. То есть вычеты НДС, предъявленного при приобретении товаров, реализованных на экспорт в Республику Казахстан, производятся на последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих ставку в размере 0%.

В то же время в силу пп. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы НДС, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), подлежат восстановлению в случае их дальнейшего использования для осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных п. 1 ст. 164 НК РФ.

Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету.

Восстановление сумм налога производится в налоговом периоде, в котором осуществляется отгрузка товаров на экспорт.

Восстановленные суммы налога подлежат вычету в соответствующем налоговом периоде, на который приходится момент определения налоговой базы по операциям по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных п. 1 ст. 164 НК РФ, с учетом особенностей, установленных ст. 167 НК РФ.

Данная норма означает, что если НДС, предъявленный поставщиком товара, был уже принят к вычету (например, если организацией-экспортером планировалась его реализация в РФ), то налог следует восстановить в том налоговом периоде, в котором товар был отгружен на экспорт. Затем НДС повторно подлежит вычету на последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих ставку 0 процентов.

Если же организации при приобретении товара было заранее известно, что этот товар будет подлежать экспорту, то вычет по НДС следует применить в соответствии с п. 3 ст. 172 НК РФ, то есть на последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки НДС. В этом случае для применения положений пп. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ оснований не имеется.

В случае, когда необходимый пакет документов не был собран организацией в течение 180 календарных дней, то право на вычет НДС она не теряет. В этой ситуации НДС, уплаченный поставщику товаров, принимается к вычету в общеустановленном порядке.

Кроме того, организация-экспортер не лишается права подтвердить факт экспорта и принять к вычету уплаченный НДС после того, как истек 180-дневный срок для подтверждения факта экспорта (абзац 6 п. 3 ст. 1 Протокола). Для этого организация может воспользоваться нормой п. 10 ст. 171 НК РФ.

Так, п. 10 ст. 171 НК РФ предусматривает, что вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиком в случае отсутствия документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, по операциям реализации товаров (работ, услуг), указанных в п. 1 ст. 164 НК РФ.

Вычеты сумм налога, указанных в п. 10 ст. 171 НК РФ, производятся на дату, соответствующую моменту последующего исчисления налога по налоговой ставке 0% в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных п. 1 ст. 164 НК РФ, при наличии на этот момент документов, подтверждающих право на применение налоговой ставки по НДС 0% (абзац 2 п. 3 ст. 172 НК РФ).

Бухгалтерский учет

Прежде всего отметим, что каких-либо особенностей для отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с реализацией товаров на экспорт, действующим законодательством не предусмотрено.

Пункт 5 ПБУ 9/99 «Доходы организации» (далее — ПБУ 9/99) определяет, что доходами от обычных видов деятельности является в том числе выручка от продажи товаров. Следовательно, выручка от реализации товаров на экспорт на общих основаниях учитывается организацией-экспортером в составе доходов по обычным видам деятельности (на счете 90 «Продажи»).

Соответственно, расходы, связанные с такой реализацией, в частности стоимость приобретения товаров, признаются расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

Подпунктом «г» п. 12 ПБУ 9/99 установлено, что выручка в бухгалтерском учете у продавца признается при условии перехода права собственности на продукцию (товар) к покупателю.

Инструкцией по применению Плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, для обобщения информации о наличии и движении отгруженных товаров, выручка от продажи которых определенное время не может быть признана, предусмотрен счет 45 «Товары отгруженные».

Поэтому если на момент отгрузки товара на экспорт право собственности к покупателю еще не перешло, то отгруженные товары списываются со счета 41 «Товары» в дебет счета 45.

Принимая во внимание изложенное, полагаем, что в учете организации-экспортера могут быть сделаны следующие бухгалтерские записи (с использованием счета 45):

Дебет 45 Кредит 41

— отгружен товар покупателю в Республику Казахстан;

Дебет 62 Кредит 90, субсчет «Выручка»

— признана выручка от реализации товаров;

Дебет 90, субсчет «Себестоимость продаж» Кредит 45

— списана стоимость реализованного товара.

Если организация при приобретении товара уже приняла к вычету НДС, то при его отгрузке на экспорт в учете следует сделать проводку по восстановлению налога:

Дебет 19 Кредит 68, субсчет «НДС»

— восстановлен ранее принятый к вычету НДС.

На последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих ставку в размере 0%, в учете делается запись:

Дебет 68, субсчет «НДС» Кредит 19

— НДС принят к вычету.

Следует обратить внимание, что в случае, если договор на поставку товаров будет заключен в иностранной валюте, при отражении операций по реализации товаров на счетах бухгалтерского учета следует учитывать и нормы ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте».

Налог на добавленную стоимость: общие правила

Под международными почтовыми отправлениями понимаются отправления, принимаемые для пересылки за пределы таможенной территории Таможенного союза, поступающие на таможенную территорию ТС либо следующие транзитом через эту территорию и сопровождаемые документами, предусмотренными актами Всемирного почтового союза (пп. 16 п. 1 ст. 4 ТК ТС). К международным почтовым отправлениям относятся посылки и письменная корреспонденция.

Никаких особенностей в исчислении НДС в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта и пересылаемых в международном почтовом отправлении, нормами Налогового кодекса не установлено (Письма Минфина России от 19.03.2015 N 03-07-08/15077, от 12.08.2014 N 03-07-08/40034). Таким образом, применяются общие положения (в данной части статьи речь идет о порядке налогообложения при реализации товаров за пределы Евразийского экономического союза).

Согласно п. 1 ст. 164 НК РФ при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, налогообложение производится по налоговой ставке 0%. Для подтверждения нулевой ставки налогоплательщик в 180-дневный срок обязан представить в налоговый орган:

  • контракт (копию контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории ТС;
  • таможенную декларацию (ее копию) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории РФ;
  • копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов мест убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ (любой из перечисленных документов).

При вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта через границу РФ с государством — членом ТС, на которой таможенный контроль отменен, представляются копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками таможенного органа РФ, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.

При вывозе товаров воздушным транспортом для подтверждения экспорта в налоговые органы налогоплательщиком представляется копия международной авиационной грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки, находящегося за пределами территории РФ.

Названные выше документы представляются в налоговый орган одновременно с представлением налоговой декларации.

Если по истечении 180 календарных дней налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), операции по реализации товаров подлежат налогообложению по ставкам 10 или 18%. Исчисленная сумма налога подлежит уплате в бюджет за счет средств налогоплательщика, реализующего товары (Письмо Минфина России от 12.08.2014 N 03-07-08/40034), уже на 181-й день с момента помещения товаров под таможенный режим экспорта. В налоговый орган представляется уточненная налоговая декларация.

Если впоследствии налогоплательщику все же удастся собрать необходимый пакет документов, уплаченные им суммы налога подлежат возврату.

Восстанавливать «входной» НДС или нет?

До 1 января 2015 г. действовало правило, согласно которому в случае реализации товаров на экспорт (облагаемых по налоговой ставке 0%) на дату отгрузки нужно было восстановить сумму «входного» НДС, предъявленную поставщиком этих товаров, ранее правомерно принятую к вычету (если товары предполагалось продавать как на внутреннем, так и на внешнем рынке). Позднее (в налоговом периоде, на который приходится момент определения налоговой базы по экспортным операциям, то есть в последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки) восстановленные суммы НДС снова подлежали вычету (пп. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ в прежней редакции).

Если экспорт товаров налогоплательщик не подтвердил, восстановленные суммы НДС он также мог принять вычету (п. 10 ст. 171, п. 3 ст. 172 НК РФ). В этом случае моментом определения налоговой базы считается день отгрузки товаров (п. 1 ст. 167 НК РФ). По общему правилу вычет заявляется в той же уточненной декларации, в которой отражается неподтвержденная экспортная реализация товаров (по ставке НДС 10% (18%)). Но сделать это можно и позднее — в течение трех лет после окончания налогового периода, на который приходится день отгрузки (с 2015 г. — не позднее 25-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, на который приходится окончание указанного трехлетнего срока) (Письмо Минфина России от 03.02.2015 N 03-07-08/4181).

С 01.01.2015 пп. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ утратил силу (Федеральный закон от 24.11.2014 N 366-ФЗ). То есть прямой обязанности восстанавливать «входной» НДС по товарам, продаваемым на экспорт, Налоговый кодекс более не содержит. Однако оставшиеся положения НК РФ относительно учета «входного» НДС по товарам, которые впоследствии реализованы на экспорт, сформулированы таким образом, что «входной» налог все же придется восстановить (то есть, по сути, алгоритм действий бухгалтера начиная с 2015 г. не поменялся). Подтвердим сказанное уже названными выше нормами НК РФ.

Моментом определения налоговой базы по НДС по товарам, реализуемым на экспорт, являются:

  • последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, — в случае если экспорт товаров подтвержден (п. 3 ст. 172, абз. 1 п. 9 ст. 167 НК РФ);
  • дата отгрузки товаров — если экспорт не подтвержден (абз. 2 п. 9 ст. 167 НК РФ).

Получается, что на дату отгрузки (при продаже товаров на экспорт) момент определения налоговой базы по НДС по этим товарам еще не наступил, соответственно, «входной» налог должен быть восстановлен. По мнению чиновников (Письмо от 13.02.2015 N 03-07-08/6693), указанные суммы НДС отражаются в графе 5 по строке 100 «Суммы налога, подлежащие восстановлению при совершении операций, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов» разд. 3 декларации по НДС, форма и Порядок заполнения которой утверждены Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558. Таким образом, «сенсационная» поправка, внесенная в НК РФ Федеральным законом N 366-ФЗ, без внесения изменений в другие положения НК РФ попросту не работает. Впоследствии (как и раньше) восстановленные суммы НДС могут быть приняты к вычету.

Особенности совершения таможенных операций

Для более детальной проработки вопроса о порядке обложения НДС экспортных операций в случае, если отправка товаров осуществляется почтой, нужно знать некоторые особенности совершения таможенных операций.

Международные почтовые отправления не могут быть посланы за пределы таможенной территории ТС без разрешения таможенного органа. В силу гл. 44 ТК ТС не допускается пересылка товаров:

  1. запрещенных к вывозу;
  2. запрещенных к пересылке в соответствии с актами Всемирного почтового союза;
  3. в отношении которых применяются ограничения, если такие товары запрещены к пересылке в международных почтовых отправлениях на основании решения Комиссии ТС.

Примечание. Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — членами ТС в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 134.

Примечание. Перечень товаров, ограниченных к перемещению через таможенную границу ТС при вывозе и (или) ввозе, пересылка которых в международных почтовых отправлениях запрещена, утвержден Решением Комиссии ТС от 17.08.2010 N 338.

Меры нетарифного регулирования не применяются в отношении товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях в адрес физических лиц, а также в отношении товаров (Решение Комиссии ТС от 17.08.2010 N 338):

  • стоимость которых эквивалентна сумме, не превышающей 200 евро;
  • пересылаемых в качестве образцов для испытаний в количестве, предусмотренном законодательством государств — членов ТС;
  • пересылаемых в качестве образцов и экспонатов международных выставок и ярмарок.

Таможенное декларирование товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, производится с использованием (п. 2 ст. 314 ТК ТС):

  1. предусмотренных актами Всемирного почтового союза документов, сопровождающих международные почтовые отправления (таможенных деклараций CN 22 или CN 23, сопроводительного адреса CP 71, бланка-пачки CP 72, бланка E1 (или его эквивалента ярлыка — EMS));
  2. декларации на товары.

Декларирование с использованием декларации на товары осуществляется в случаях, если:

  • подлежат уплате таможенные пошлины, налоги;
  • в отношении товаров применяются специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры и соблюдаются запреты и ограничения;
  • фактический вывоз товаров с таможенной территории ТС должен быть подтвержден отправителем товаров таможенному и (или) налоговому органам;
  • товары помещаются под таможенную процедуру иную, чем таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления.

Таможенное декларирование товаров осуществляется до их передачи операторам почтовой связи для отправки. Из сказанного выше следует, что российская торговая организация, экспортирующая товары, пересылаемые в международных почтовых отправлениях, таможенное декларирование обязана осуществлять с использованием таможенной декларации.

Пунктами 67, 68 Правил таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях (Утверждены Приказом ГТК РФ от 03.12.2003 N 1381. Документ действует в части, не противоречащей законодательству РФ о таможенном деле), установлено, что таможенное оформление и таможенный контроль пересылаемых в международном почтовом отправлении товаров, в отношении которых должна быть подана отдельная таможенная декларация при необходимости подтверждения вывоза этих товаров с таможенной территории РФ таможенному и (или) налоговому органам, производятся таможенным органом, в регионе деятельности которого расположен отправитель, до сдачи международного почтового отправления организации почтовой связи для пересылки за пределы таможенной территории РФ. В данном случае при декларировании товаров используется ГТД, а установленные актами Всемирного почтового союза таможенные декларации CN 23 представляются в таможенные органы дополнительно.

Ниже приведем несколько судебных решений, в которых налоговые инспекторы пытались привлечь налогоплательщиков к налоговой ответственности за неправомерное применение нулевой ставки НДС (в связи с непредставлением необходимых документов), однако арбитры с ними не согласились.

Реквизиты документа

Претензии налоговиков

Обоснование судей

Постановление ФАС МО от 21.09.2006 по делу N А40-81849/05-90-677

При вывозе товаров международными почтовыми отправлениями воздушным транспортом в графе «Грузополучатель» международной авианакладной не указан собственник товара, таким образом, не установлен факт реализации перевозимых на экспорт товаров и перехода права собственности на этот груз от продавца к иностранному покупателю

Согласно положениям НК РФ в международной авиационной грузовой накладной должен быть указан аэропорт разгрузки (находящийся за пределами таможенной территории РФ).

Отражение этой информации является достаточным условием, определяемым налоговым законодательством в отношении оформления данного документа для подтверждения налоговой ставки 0%

Постановления ФАС ПО от 24.07.2007 по делу N А65-20966/06, от 08.02.2007 по делу N А65-17705/206-СА1-23

Налогоплательщик не представил сопроводительный адрес CP 71 с отметкой таможенного органа о вывозе товара за пределы таможенной территории РФ

Представленные налогоплательщиком почтовые таможенные декларации CN 23 содержат абсолютно те же реквизиты, что и сопроводительный адрес CP 71. Представленные наряду с ГТД почтовые таможенные декларации являются иными документами, подтверждающими вывоз товаров за пределы таможенной территории РФ, как это и предусмотрено ст. 165 НК РФ. Соответственно, налогоплательщик подтвердил правомерность применения нулевой ставки НДС

Если торговое предприятие уверено, что экспорт подтвердить не удастся (не будет собран необходимый пакет документов), вправе ли оно сразу отражать реализацию по ставке НДС 10% (18%)?

К сожалению, нет, такого права у российской торговой организации нет. Статья 164 НК РФ не дает налогоплательщику выбора: в момент продажи товаров иностранному покупателю однозначно должен применяться НДС по ставке 0%.

Если по истечении 180 дней организация не собрала пакет документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки НДС, должна ли она рассчитать и уплатить в бюджет сумму налога исходя из стоимости товаров согласно внешнеторговому контракту (то есть по ставке 18/118) или НДС должен быть начислен сверх стоимости товаров (18%) и уплачен за свой счет?

Налог рассчитывается сверх стоимости товаров (18%) и уплачивается за счет собственных средств налогоплательщика.

Если товар продан физическому иностранному лицу…

Если российские товары продаются иностранным физическим лицам, по понятным причинам внешнеэкономический контракт между продавцом и покупателем не заключается. Что же, у российского налогоплательщика нет шансов документально подтвердить правомерность применения нулевой ставки НДС? Вопрос этот действительно непростой, и для того, чтобы исключить налоговые риски, предлагаем читателям с данным вопросом обратиться в налоговый орган по месту своего учета.

То, что внешнеэкономический контракт в описанной ситуации может быть заменен на иной документ, подтверждает Минфин. Так, например, в Письме от 15.03.2006 N 03-04-08/62 он разъясняет, что аналогом контракта при реализации журналов иностранным подписчикам может выступать документ (его копия), удостоверяющий факт приема подписки и содержащий соответствующие реквизиты (согласно п. п. 2, 8 Правил распространения периодических печатных изданий по подписке (Утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.11.2001 N 759) оформление договора подписки на периодическое печатное издание означает прием подписки на периодическое печатное издание; факт приема подписки удостоверяется документом, содержащим реквизиты распространителя, указание на подписной период, наименование периодического печатного издания, его подписной индекс, адрес получения, фамилию подписчика и цену подписки).

Продажа товаров внутри Евразийского экономического союза

На что еще нужно обратить внимание… В соответствии со ст. 212 ТК ТС экспорт — это таможенная процедура, при которой товары Таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории ТС и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами.

Одновременно с этим в Договоре о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (а до вступления его в силу — в Соглашении между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» (в настоящее время документ утратил силу)) также используется понятие «экспорт». Под данным термином понимается вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиком, с территории одного государства — члена Евразийского экономического союза на территорию другого государства — члена ЕАЭС. Порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой в отношении товаров, перемещаемых между РФ и государствами — членами ЕАЭС, установлен Приложением 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

Для справки. До вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС таможенное регулирование в Евразийском экономическом союзе осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом ТС и иными международными договорами государств-членов, регулирующими таможенные правоотношения, заключенными в рамках формирования договорно-правовой базы ТС и единого экономического пространства.

Нормы данного документа во многом схожи с теми, что применялись ранее, при этом правила, определяющие порядок подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС, отличаются от правил Налогового кодекса в отношении экспортных операций. В частности, для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС налогоплательщиком государства — члена Евразийского экономического союза, с территории которого вывезены товары (российской торговой компанией), в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы (их копии):

  • договоры (контракты), на основании которых осуществляется экспорт товаров;
  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства-члена, на территорию которого импортированы товары;
  • транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена (в отдельных случаях указанные документы не представляются);
  • иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС.

Поскольку при продаже товаров физическим лицам, находящимся на территории Белоруссии, Казахстана, Армении или Кыргызской Республики, налогоплательщик — российская торговая организация не сможет собрать полный пакет документов (в частности, у него будет отсутствовать заявление о ввозе), такие операции облагаются по ставке 18% (10%) либо освобождаются от обложения налогом на основании ст. 149 НК РФ (Письмо Минфина России от 25.01.2012 N 03-07-13/01-03). То есть, по мнению чиновников, в этом случае не нужно ждать 180 дней — реализацию товаров лучше сразу отражать с учетом НДС. «Входной» налог по товарам, предназначенным на экспорт, можно принять к вычету в общеустановленном порядке.

* * *

В целом никаких особенностей в исчислении налоговой базы по НДС при реализации на экспорт товаров, пересылаемых международными почтовыми отправлениями, нет. Продажа товаров осуществляется по налоговой ставке 0% при условии подтверждения экспорта — в случае представления в налоговый орган документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. «Входной» налог по таким товарам можно принять к вычету, но с учетом особенностей: в случае подтверждения экспорта моментом определения налоговой базы является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов. Указанная фраза означает, что ранее принятый к вычету по данным товарам НДС на дату отгрузки нужно восстановить, ну а впоследствии снова его принять к вычету. К сожалению, поправки, внесенные в НК РФ (в частности, из п. 3 ст. 170 НК РФ исключено такое основание для восстановления налога, как дальнейшее использование товаров для осуществления экспортных операций), без внесения других изменений в налоговое законодательство не работают.

Сложности с НДС возникают в случае, если покупателем является физическое лицо. В частности, по понятным причинам налогоплательщик — российская торговая организация не сможет представить в налоговый орган внешнеторговый контракт. Выход из этой ситуации есть. В определенных случаях налоговики допускают заменить названный документ на иной подтверждающий поставку товаров за пределы РФ.

Второй отрицательный момент: при реализации товаров покупателю — физическому лицу, проживающему в государстве — члене ЕАЭС, налогоплательщик — российская торговая организация не сможет представить в свой налоговый орган необходимое для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС, составленное импортером заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Указанное означает, что реализация названным лицам товаров облагается по ставке 18% (10%).

Какой порядок возврата (возмещения) НДС при экспорте в Казахстан?

Возврат НДС при экспорте в Казахстан в связи с созданием ЕАЭС в целом не поменялся, несмотря на то что появились новые документы, регламентирующие порядок возмещения нулевого НДС. Мы расскажем вам о том, что это за документы и как сегодня возвращается налог при экспорте в Казахстан.

Документы, подтверждающие возврат НДС при экспорте в Казахстан

Порядок действий по возмещению НДС при экспорте в Казахстан

Если документы собраны в течение 180 дней

Если документы в течение 180 дней не собраны

Если документы собраны по истечении 180 дней

Принятие «входного» НДС по товарам, экспортируемым в Казахстан

Возмещение НДС налоговыми органами

Выводы

2015 год принес нам некоторые изменения, которые затронули порядок возмещения экспортного НДС:

  1. Вступил в силу Договор о ЕАЭС.

Подробнее см. материал «С 2015 года вместо Таможенного союза действует Евразийский экономический»

  1. НК РФ утратил положения, предусматривавшие необходимость восстановления «входного» НДС по экспортируемому товару (хотя последние разъяснения Минфина говорят об обратном).

Документы, подтверждающие возврат НДС при экспорте в Казахстан

С начала 2015 года в связи с подписанием Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 регулировать порядок возмещения НДС наряду с НК РФ стал Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение 18, далее — Протокол). Таким образом, вопрос экспорта товара в Казахстан и документальное оформление данной сделки регулируются Протоколом, гл. 21 НК РФ и Таможенным кодексом РФ.

При реализации товара за пределы Российской Федерации у налогоплательщика есть возможность сэкономить на уплате НДС в силу положений п. 1 ст. 164 НК РФ, воспользовавшись ставкой 0 процентов. Однако чтобы реализовать такую возможность, необходимо собрать пакет документов, который подтвердит обоснованность данной ставки. Реализация в страны ЕАЭС осуществляется в более упрощенной форме в связи с тем, что перечень документов, обосновывающих ставку 0 процентов, значительно уже, чем при экспорте в другие страны.

Таким образом, чтобы подтвердить нулевую отгрузку в Казахстан, необходимо иметь для налогового ведомства следующие документы (п. 4 р. II Протокола):

  • контракт с казахским контрагентом;
  • товаросопроводительные и транспортные документы (например, CMR);
  • заявление о ввозе товара и уплате косвенных налогов или перечень заявлений.

Причем в связи с отменой границы между странами ЕАЭС отметки таможенного органа на товаросопроводительных документах не требуется. На заявлении о ввозе товара отметка делается налоговым органом Казахстана.

Порядок действий по возмещению НДС при экспорте в Казахстан

В рамках подтверждения нулевой ставки необходимо соблюсти следующие процедуры:

  1. После отгрузки товаров казахскому контрагенту необходимо выставить в течение 5 дней счет-фактуру (п. 1 ст. 169 НК РФ).
  2. По факту отгрузки восстановить НДС, ранее принятый к вычету по экспортируемым товарам (письмо Минфина РФ от 13.02.2015 № 03-07-08/669).
  3. Восстановленные суммы НДС отразить в строке 100 графы 5 Раздела 3 Декларации по НДС за квартал отгрузки (приказ ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558).
  4. В книге продаж отразить данную отгрузку по ставке 0 процентов в периоде возникновения налогового обязательства (п. 9 ст. 167 НК РФ, п. 2 правил ведения книги продаж), т. е. на конец квартала, в котором собран полный пакет документов, подтверждающий факт экспорта. На такое подтверждение у налогоплательщика есть 180 дней. В зависимости от того, удастся ему собрать пакет документов или нет, и от того, когда это произойдет, порядок заполнения декларации и отражения НДС в учете будет меняться.

После того как налогоплательщик произвел отгрузку товара, у него есть 180 дней, чтобы подтвердить возможность применения ставки 0 процентов. И в зависимости от того, удастся ему собрать пакет документов или нет, порядок заполнения декларации и отражения НДС в учете будет меняться.

Если документы в течение 180 дней не собраны

Если по каким-то причинам налогоплательщик вдруг не уложился в установленный срок для сбора подтверждающих документов и не представил их в ИФНС, алгоритм действий такой:

  1. Необходимо начислить НДС с реализации по соответствующей ставке (10 или 18 процентов), составив соответствующий счет-фактуру в 1 экземпляре.
  2. Зарегистрировать этот счет-фактуру в дополнительном листе книги продаж за период отгрузки, отразив начисленный НДС.
  3. Принять НДС, ранее восстановленный, к вычету на дату отгрузки в сумме, соответствующей этой отгрузке.

Уточненная декларация за период отгрузки заполняется следующим образом:

  • в строке 010 раздела 6 указывается код операции;
  • в строке 020 раздела 6 — выручка от реализации экспортного товара;
  • в строке 030 раздела 6 — сумма начисленного НДС по ставке 10 или 18 процентов;
  • в строке 040 раздела 6 — сумма «входного» НДС.

Следует отметить, что существует судебное решение, которое говорит о возможности отражения доначисленного НДС в декларации за период по истечении 180 дней, а не за период отгрузки на экспорт. Эта позиция закреплена в постановлении ФАС Московского округа от 22.12.2010 № КА-А40/15981-10 по делу № А40-172099/09-20-1318.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *