Посадочный талон на поезд

Что нужно для посадки в поезд

Оплатив электронный билет, вы получаете на e-mail, указанный при оформлении заказа, контрольный купон электронного билета. Это файл, прикрепленный к письму, в котором указан номер заказа (14-знаков) и электронного билета (14-знаков). Если в заказе один билет, то номер заказа и номер электронного билета совпадают. Если заказ оформлен на большее число пассажиров, номер заказа и номер электронного билета совпадают у первого пассажира в заказе.

Контрольный купон является документом строгой отчетности*, но не является проездным документом. Для посадки в поезд вам понадобится посадочный купон.

Получить посадочный купон вы можете:

  • Пройдя электронную регистрацию на сайте UFS – в этом случае посадочный купон придет вам на электронную почту. Его необходимо распечатать на бумажном носителе (формат А4) или предъявить проводнику на экране мобильного устройства при посадке в поезд.
  • Распечатав купон на бланке в билетной кассе или терминале самообслуживания на территории РФ. Для этого вам надо знать номер заказа/электронного билета или распечатать контрольный купон.

Посадочный купон, полученный при электронной регистрации, необходимо распечатать на листе формата А4 для посадки в поезда №9/10 Москва – Варшава – Москва, включая беспересадочные вагоны Москва – Будапешт — Москва, Москва – София – Москва, Москва – Варна – Москва, Москва – Бургас – Москва, Москва – Бар – Москва, а также в поезд, отправляющийся из Вильнюса. Рекомендуется иметь при себе контрольный купон с информацией о поездке на бумажном носителе, если вы планируете путешествие на поездах, курсирующих в сообщении между РФ и Латвийской Республикой, РФ и Эстонской республикой, РФ и Республикой Беларусь, РФ Республикой Казахстан, РФ и Кыргызской Республикой.

Помимо оформленного посадочного купона электронного билета при посадке в поезд вам нужно будет предъявить проводнику документ, удостоверяющий личность, номер которого был указан при покупке билета. Если вы путешествуете с детьми в возрасте до 14 лет по территории РФ, вы можете предъявить нотариально заверенную копию свидетельства о рождении ребенка, а не оригинал.

Помните, что пользователь, оформляющий электронные билеты, действует от имени всех пассажиров заказа, и все пассажиры считаются проинформированными об условиях посадки и проезда в поезде.

* В соответствии с Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.08.2012 г. № 322 «Об установлении форм электронных проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте».

Что мне понадобится, чтобы получить билет

Для оформления посадочных купонов на бланке вам нужно знать номер документа, удостоверяющего личность одного из пассажиров, а также номер электронного билета или заказа (14 цифр). В билетной кассе посадочные купоны могут быть выданы одному из пассажиров, указанных в заказе, по документу, удостоверяющему личность, либо доверенному лицу на основании рукописной доверенности.

Чтобы не опоздать на поезд, рекомендуем прибывать на вокзал для получения посадочного купона не менее чем за час до отправления поезда.

Важно помнить!

  • При несоответствии фамилии пассажира или номера документа, удостоверяющего личность, данным, указанным в электронном билете, пассажир к посадке в поезд не допускается.
  • Вы не сможете изменить персональные данные пассажиров при получении посадочных купонов. Будьте внимательны при заполнении формы!
  • С 3:30 до 4:00 по московскому времени в связи с техническим перерывом оформление посадочных купонов не производится.
  • Электронные билеты не подлежат передаче другим лицам и действительны только при предъявлении соответствующих документов, удостоверяющих личность пассажира. Перепродажа электронных билетов не допускается.

Немного об электронных билетах

Электронный билет – это документ, используемый для удостоверения договора перевозки, в котором информация о перевозке пассажира (и багажа) представлена в электронно-цифровой форме.

Так, например, в гражданской авиации электронный билет (электронный пассажирский билет и багажная квитанция) имеет определенную структуру. Он включает в себя полетный, контрольный, агентский купон и маршрут/квитанцию (выписку из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок). При этом обязательными из перечисленных являются полетный купон и маршрут/квитанция (п. 1 Приложения к Приказу Минтранса России от 08.11.2006 № 134).

Маршрут/квитанция – наиболее важная часть электронного авиабилета. Она содержит сведения о пассажире, перевозчике, маршруте, а также тариф и итоговую стоимость перевозки. Маршрут/квитанция оформляется и выдается пассажиру или же направляется в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети. Кроме того она является документом строгой отчетности и может использоваться для наличных денежных расчетов (расчетов с использованием платежных карт) без применения ККТ (п. 2 приказа Минтранса России от 08.11.2006 № 134). При формировании электронного билета ему присваивается уникальный номер. Он нужен организации, обеспечивающей осуществление взаиморасчетов между перевозчиками и другими участниками.

На заметку

Маршрут/квитанции электронного авиабилета и контрольный купон электронного билета на железнодорожном транспорте являются документами строгой отчетности, и могут использоваться для осуществления наличных денежных расчетов без применения ККТ.

При регистрации на рейс пассажир получает посадочный талон, который подтверждает сам факт перевозки (п. 84 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 № 82).

Что касается электронного проездного документа на железнодорожном транспорте, то он включает электронный билет и контрольный купон. Последний как раз и является выпиской из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте (п. 2 Приложения к приказу Минтранса России от 21 августа 2012 г. № 322).

Аналогично маршрут/квитанции электронного авиабилета, контрольный купон электронного железнодорожного билета является документом строгой отчетности, и применим для осуществления наличных денежных расчетов (расчетов с использованием платежных) карт без испльзвания ККТ (п. 2 Приказа Минтранса России от 21 августа 2012 г. № 322).

Одновременно с оформлением билета в он-лайн режиме пассажир может пройти электронную регистрацию на рейс, если такая услуга предусмотрена. Тогда вместе с контрольным купоном пассажир также получит посадочный купон, подтверждающий факт перевозки.

Включаем электронные билеты в состав расходов по налогу на прибыль

Поскольку речь идет о проездных документах командированных сотрудников, то следует отметить, что затраты на командировки относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). Указанные расходы должны быть экономически обоснованны, подтверждены надлежаще оформленными документами и направлены на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Документальным подтверждением командировочных расходов в целях налогообложения прибыли является авансовый отчет сотрудника с приложенными к нему оправдательными документами, в частности, авиа – или железнодорожными билетами. К авансовому отчету могут быть приложены любые документы, подтверждающие как факт получения материальных ценностей, работ, услуг, так и факт их оплаты.

Напомним, что организации и индивидуальные предприниматели оказывающие услуги населению, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ. В этом случае они должны выдавать соответствующие бланки строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ). При этом следует отметить, что они могут быть сформированы с помощью автоматизированной системы (постановление Правительства РФ от 06.05.2008 № 359).

Важно

Электронные билеты, оформленные на иностранном языке, должны быть переведены на русский язык. При этом следует иметь в виду, что в обязательном порядке переводу подлежат реквизиты, необходимые для применения вычета по НДС и признания налогооблагаемых расходов.

Как уже говорилось ранее, маршрут/квитанция электронного авиабилета и контрольный купон электронного железнодорожного билета как раз и являются документами строгой отчетности. Следовательно, указанная в них стоимость может быть учтена при расчете по налогу на прибыль Однако, в целях соблюдения положений статьи 252 Налогового кодекса РФ, сотрудник также должен представить документы, подтверждающие сам факт перевозки. Для авиаперелета таким документом является посадочный талон.

Что касается перевозки железнодорожным транспортом, то здесь достаточно приложить контрольный купон.

Итак, для признания затрат на приобретение электронных билетов в качестве налогооблагаемых расходов служат следующие оправдательные документы:

  • маршрут/квитанция электронного авиабилета на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета;
  • посадочный талон, подтверждающий перелет командированного сотрудника по указанному в электронном авиабилете маршруту;
  • контрольный купон электронного билета, полученный в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети.

Отметим, что аналогичной позиции придерживается также и Минфин России (письма № от 06.04.2015 № 03-03-06/19229, от 25.08.2014 № 03-03-07/42273, 14.01.2014 № 03-03-10/438, 07.06.2013 № 03-03-07/21187, 12.04.2013 № 03-03-07/12256).

Следует обратить внимание, что дополнительных документов, подтверждающих оплату билета, в том числе выписки о произведении платежа банковской картой, не требуется (Письмо Минфина России от 29.01.2014 № 03-03-07/3271).

Если посадочный талон утерян

В идеале авансовый отчет, представленный сотрудником в бухгалтерию, должен подкрепляться полным комплектом оправдательных документов. Но на практике достаточно часто встречаются случаи, когда не все расходы подтверждены надлежащим образом. Что делать, если, например, командируемый работник потерял посадочный талон? Минфин России пришел к выводу, что в данной ситуации затраты на авиаперелет не могут уменьшить налогооблагаемую прибыль, поскольку они не оформлены надлежащим образом, и стало быть, не соответствуют положениям статьи 252 Налогового кодекса РФ.

Однако при регистрации пассажира на рейс у авиаперевозчика сохраняется вся необходимая информация о полете, а именно: инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна. И если пассажир потерял посадочный талон, то авиаперевозчик или его представитель может выдать справку, подтверждающую вышеуказанную информацию. По мнению чиновников, такая справка может выступать в качестве оправдательного документа при расчете налога на прибыль (письмо Минфина России от 18.05.2015 № 03-03-06/2/28296).

Принимаем к вычету НДС

Напомним, что вычет сумм НДС производятся (п. 1 ст. 172 НК РФ):

  • на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 – 8 статьи 171 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, из вышеуказанных норм не следует, что наличие счета-фактуры является обязательным условием для принятия к вычету НДС, а также не установлено какие именно документы могут служить основанием для вычета. Кроме того, в соответствии с пунктом 7 статьи 171 НК РФ, НДС по расходам на проезд к месту служебной командировки и обратно подлежит вычету.

Также следует отметить, что при приобретении услуг по перевозке командированных работников, в книге покупок регистрируются либо счета-фактуры, либо заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности (их копии). При этом НДС в документе должен выделяться отдельной строкой (п. 18 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, далее – Правил ведения книги покупок).

Таким образом, НДС может быть принят к вычету в том случае, если в маршрут/квитанции авиабилета или в контрольном купоне электронного железнодорожного билета сумма налога будет выделена отдельно. Официальные разъяснения по данному вопросу приведены в письмах Минфина России от 30.01.2015 № 03-07-11/3522, от 30.07.2014 № 03-07-11/37594 и др.

При благоприятном стечении обстоятельств, то есть, если в электронном билете НДС выделен отдельной строкой, бухгалтер без сомнений может принять налог к вычету. Но, к сожалению, так бывает не всегда. Некоторые перевозчики не указывают налог в проездных документах. По данному вопросу также существуют официальные разъяснения.

Обратите внимание

При заполнении книги покупок в графе 3 «Номер и дата счета-фактуры продавца» необходимо указать номер билета и дату его оформления; в графе 9 «Наименование продавца» – наименование и (или) код перевозчика; в графе 10 «ИНН/КПП продавца» поставить прочерк.

Например, финансисты считают, что вычет налога по таким документам не может быть предоставлен. По мнению Минфина России, вся сумма, указанная в этих билетах, включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Основание – подпункт 12 пункта 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 10.01.2013 № 03-07-11/01).

Но если к проездному документу был выставлен счет-фактура, пусть даже агентом перевозчика или субагентом, то налогоплательщик вправе на его основании принять к вычету НДС, несмотря на то, что сумма налога в электронном билете не выделена отдельной строкой. Налоговое законодательство допускает, что при оказании услуг по розничным ценам (тарифам) предъявленная покупателю сумма налога может не выделяться отдельной строкой в выдаваемых исполнителем услуг документах установленной формы. Однако это не препятствует применению вычетов сумм налога, уплаченных по таким документам (Постановление ФАС ВСО от 27.11.2012 № А19-5831/2012).

Если электронный билет оформлен на иностранном языке

Электронный билет на иностранном языке – явление нередкое. Особенно это касается воздушных перевозок. И у бухгалтера в данном случае возникает резонный вопрос, как подобные документы принять к учету. Ответ финансового ведомства однозначен: нужен перевод.

Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык (ч. 1 ст. 68 Конституции РФ, ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ).

В связи с этим документирование фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и отчетности также должно осуществляться на русском языке (п. 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н). Поскольку отечественное законодательство не содержит исключений в отношении проездных документов на иностранном языке, то, следовательно, их нужно переводить. При этом следует иметь в виду, что в обязательном порядке переводу подлежат реквизиты, необходимые для применения вычета по НДС и признания налогооблагаемых расходов. Остальную информацию, такую как условия применения тарифа, правил авиаперевозки, правил перевозки багажа и др., переводить не требуется (письма Минфина России от 01.10.2013 № 03-07-15/40623, от 24.03.2010 № 03-03-07/6 и др.).

Ольга Федун, для журнала «Практическая Бухгалтерия»

Источник: Бухгалтерия.ру

Оплата через интернет товаров и слуг все больше входит в нашу повседневную жизнь. Никого сейчас не удивить онлайн-заказами пиццы или суши на дом, «заморских» дешевых товаров, оплатой по карте телефона и коммунальных услуг и т.д. Не остались в стороне и электронные билеты.

Теперь вовсе не обязательно ехать через весь город на вокзал и простаивать в духоте часовые очереди. Всего 5-10 минут времени, интернет, банковская карта – и билета на самолет или поезд у вас в кармане. Вернее – на электронной почте. Организации также с удовольствием пользуются новшествами, оплачивая билеты напрямую с расчетного счета.

Однако, несмотря на всю простоту подобных покупок, есть несколько правил, которые следует помнить бухгалтеру, занося электронный билет в авансовый отчет сотрудника, делая бухгалтерские проводки и принимая к вычету НДС. Что такое электронный билет, какие документы нужны для признания расходов и как грамотно составить авансовый отчет, мы обсудим в данной статье.

1. Что такое электронные билеты

2. В каком случае электронный билет подтверждает расходы

3. Что делать, если билет потерян

4. Можно ли учесть электронные билеты на иностранном языке

5. НДС в авиабилетах и в авансовом отчете

6. Электронный билет в авансовом отчете

7. Бухучет электронных билетов с примером

8. Учет билетов при покупке сотрудником

Итак, идем по порядку. Если у вас нет времени читать длинную статью, посмотрите короткое видео ниже, из которого вы узнаете все самое важное по теме статьи.

(если видео видно нечетко, внизу видео есть шестеренка, нажмите ее и выберите Качество 720р)

Более подробно, чем в видео, разберем тему электронных билетов далее в статье.

1. Что такое электронные билеты

В первую очередь разберемся, что скрывается под понятием «электронный билет». Билет – это документ, удостоверяющий заключение договора перевозки (п.2 ст.786 ГК). Форму билета утверждается в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. Электронный билет существует в электронно-цифровой форме.

Формы электронных проездных документов утверждены:

  1. Для железнодорожного транспорта: приказ Минтранса России от 21.08.2012г. №322
  2. Для авиации: приказ Минтранса России от 08.11.2006г. №134

При покупке электронного билета, как железнодорожного, так и авиабилета, автоматизированная информационная система формирует выписку, которая выдается пассажиру или передается в электронном виде через интернет на электронную почту, если оплата совершена через интернет:

  • — для авиации эта выписка называется маршрут/квитанция;
  • — для железнодорожного транспорта — контрольный купон.

Маршрут-квитанция и контрольный купон содержат полную информацию о перевозке. В том числе информацию о маршруте, тарифе и итоговой стоимости перевозки, аналогично бумажному билету. Как выглядит маршрут/квитанция видно на рисунке ниже.

А вот так выглядит контрольный купон на железнодорожную перевозку.

Именно контрольный купон и маршрут/квитанцию в обиходе и называют «электронным билетом». По смыслу же контрольный купон и маршрут/квитанция представляет собой выписку из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте и в авиации. На самом деле – это только часть билета.
Маршрут/квитанция и контрольный купон являются документами строгой отчетности:

  • п. 2 Приказа Минтранса России №134 от 08 ноября 2006 г.
  • п. 2 Приказа Минтранса России N 322 от 21 августа 2012 г.

2. В каком случае электронный билет подтверждает расходы

Итак, электронный билет у вас есть. Теперь нужно определиться, можно ли на его основании признать расходы на поездку. Во-первых, расходы на поездку работника по служебным делам в целях расчета налога на прибыль учитываются в составе командировочных расходов – пп.12 п.1 ст.264 НК, и относятся они к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Во-вторых, не следует забывать, что требование п.1 ст.252 НК об экономической обоснованности и документальной подтвержденности никто не отменял.

Приобретение билета на железнодорожный или авиационный транспорт свидетельствует только о факте заключения договора между перевозчиком и пассажиром. Но договор – это только намерение, сам по себе он не подтверждает факт, что хозяйственная операция действительно произошла. Поэтому немудрено, что у бухгалтера появляется вопрос: какие документы должны быть в наличии, чтобы они подтверждали расходы на проезд?

Для бухгалтерского учета расходы подтверждают первичные документы, которые оформлены в соответствии с требованиями ст.9 закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В НК списка обязательных документов, которыми можно подтвердить расходы на проезд, нет.

Руководствуясь последними разъяснениями чиновников, можно сделать вывод, что для признания расходов на проезд при покупке электронных билетов необходимо:

  1. Для авиаперевозки:
  • маршрут/квитанция (распечатка электронного документа на бумажном носителе) с указанием стоимости перелета – подтвердит расходы на приобретение билета;
  • посадочный талон, который выдается при регистрации на рейс – подтвердит перелет по маршруту, указанному в билете.

По данному вопросу разъяснения приведены в письмах Минфина:

Письма Минфина:

от 18.05.15г. №03-03-06/2/28296

от 06.04.2015г. №03-03-06/19229

от 29.01.2014г. №03-03-07/3271

от 14.01.2014г. №03-03-10/438 (направлено налоговым органам для руководства письмом ФНС от 5 февраля 2014 г. N ГД-4-3/1897)

2. Для железнодорожной перевозки:

  • контрольный купон.

Письмо Минфина от 25.08.2014г. №03-03-07/42273

3. Что делать если билет потерян

Бывает так, что по безалаберности или просто по случайности сотрудник потерял документы. С маршрут/квитанцией или контрольным купоном проще – их можно просто еще раз распечатать из файла, пришедшего после покупки на электронную почту. Что же делать с посадочным талоном?

В любом случае, не компенсировать сотруднику, если маршрут/квитанция или контрольный купон у него есть, расходы на проезд вы права не имеете. Но и обойтись без дополнительных документов не получится, если вы хотите учесть расходы при налогообложении.

В этом случае следует обратиться к перевозчику или его представителю и взять справку, в которой содержится информация, необходимая для подтверждения полета (письмо Минфина России от 18.05.2015г. №03-03-06/2/28296). Иначе учесть расходы не получится.

Если у вас нет ни посадочного талона, на справки, то в расходах стоимость перелета не учитывайте. Также при проверке ревизоры могут доначислить страховые взносы на стоимость билета. Однако доначисление взносов можно оспорить в суде: постановление ФАС Уральского округа от 17.06.2014г. №Ф09-3145/14.

Что касается НДФЛ, то чиновники считают, что при потере посадочного талона маршрут/квитанции достаточно, чтобы не удерживать НДФЛ (Письмо Минфина от 21.03.2011г. №03-04-06/6-49, от 06.03.2012г. №03-04-06/3-57). Почему для налога на прибыль данный вывод чиновников не работает, остается загадкой…

Для того чтобы сотрудники внимательнее относились к сохранности посадочного талона, во внутреннем локальном акте, посвященном командировкам, пропишите, что предоставление их для авансового отчета является обязательным.

Если сотрудник покупал железнодорожные билеты через терминал, потерял контрольный купон, но на руках имеет посадочный талон, в котором есть информация о поездке и ее стоимость, то такие расходы можно учесть (Письмо Минфина от 14.04.2014г. №03-03-07/16777)

Это все документы, которые потребуются для подтверждения расходов на проезд. Не обязательно требовать с работника кассовый чек или банковскую выписку. На их наличии Минфин перестал настаивать с конца 2013 года.

4. Можно ли учесть электронные билеты на иностранном языке

Электронные билеты могут быть оформлены и на иностранном языке. Согласно п. 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (приказ Минфина от 29.07.1998г. №34н) такие первичные документы должны иметь построчный перевод на русский язык. Значит ли это, что в этом случае можно учесть электронные билеты, только если переводить абсолютно все? Вовсе нет.

Посмотрим, что потребуется перевести:

  1. Реквизиты, которые необходимы для признания расходов по налогу на прибыль, т.е. обязательные реквизиты первичных учетных документов по ст.9 закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
  2. Реквизиты, необходимые для применения вычета по НДС, согласно п.2 ст.169 НК (продавец, покупатель, наименование товаров (работ, услуг), их стоимость, налоговая ставка и сумма налога).

Все остальное (например, правила перевозки багажа, условия применения тарифа) переводить не нужно: письма Минфина от 09.12.2015г. №03-07-14/71801, от 10.04.2013г. №03-07-11/11867, от 01.10.2013г. №03-07-15/40623, от 10.04.2013г. №03-07/11/11867, от 14.09.2009г. №03-03-05/170.

Кроме того, в письме от 09.12.2015г. №03-07-14/71801 Минфин указал, что сделать перевод могут не только профессиональные переводчики, но и сотрудники налогоплательщика, если это входит в их должностные обязанности. Это не помешает учесть электронные билеты и включить их стоимость в расходы.

5. НДС в авиабилетах и в авансовом отчете

Как уже было сказано выше, маршрут/квитанция и контрольный купон являются документами строгой отчетности. Поэтому они при распечатке на бумаге соответствуют всем условиям для принятия к вычету входящего в их стоимость НДС. Но есть одно очень важное условие — сумма налога должна быть выделена в этих документах отдельной строкой, т.е. должна быть обозначена конкретная сумма налога.

Последние разъяснения по этому вопросу приведены в письмах Минфина от 30.01.2015г. №03-07-11/3522, от 14.10.2015г. №03-07-14/58804, от 30.07.14г. №03-07-11/37594.

По мнению контролеров, если в оформленных электронных билетах сумма НДС отдельной строкой не выделена, то принять его к вычету не получится. И тогда вся стоимость билета вместе с НДС включается в состав прочих расходов согласно пп.12 п.1 ст.264 НК (письмо Минфина от 10.01.2013г. №03-07-11/01).

Принять к вычету данный НДС можно только в том налоговом периоде, когда утвержден авансовый отчет, на основании которого они включены в расходы (п.7 ст.171 НК). Несмотря на то, что поездка фактически могла быть совершена в предыдущем налоговом периоде. И переносить такой вычет на следующие периоды нельзя.

Однако и в том случае, когда НДС отдельной строкой не выделен, в суде есть шанс отстоять право на вычет, например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.11.12г. №А19-5831/2012.

Для получения вычета билет нужно зарегистрировать в книге покупок на дату утверждения авансового отчета. В графе дата и номер счета-фактуры записывается номер билета и дата его оформления. Эта дата может относиться и к прошлому налоговому периоду.

В графе 2 книги покупок ставят код для вычетов по этим операциям – 23 (письмо ФНС от 22.01.15г. №ГД-4-3/794).

Если в маршрут/квитанции и контрольном купоне не указан ИНН и КПП перевозчика, то при заполнении графы 10 книги покупок ставится прочерк (письмо Минфина от 28.05.2015г. г. №03-07-11/30876, письмо ФНС от 18.08.15г. №ГД-4-3/14544).

Сложности с вычетами входного налога также могут случиться, если ваша компания приобретает билеты через посредника. Дело в том, что агенты при этом нередко выписывают счет-фактуру на стоимость билетов и указывают в нем сумму НДС.

Это неправильно. Ведь посредник в данном случае не должен составлять счет-фактуру на услуги по транспортировке. Об этом читайте письма Минфина России от 12.10.2010г. №03-07-09/45, от 10.03.2009г. №03-07-09/06, от 16.05.2005г. №03-04-11/112, УФНС России по г. Москве от 31.08.2009 N 16-15/090448.1, от 10.01.2008 N 19-11/603. Поэтому вычет НДС возможен только на основании БСО, то есть проездного документа.

Так что если в проездном документе сумма НДС не выделена, принять налог к вычету не получится, даже если агент вам предоставил счет-фактуру. Если же в билете указана сумма НДС, зарегистрируйте в книге покупок именно этот документ, а не счет-фактуру посредника.

Теперь, после того как мы определились, в каком случае у организации есть право на вычет, мы посмотрим, как отразить НДС в авиабилетах в авансовом отчете.

6. Отражаем электронный билет в авансовом отчете

Итак, мы с вами определили, какие документы должны быть для признания расходов. Теперь пришло время составить авансовый отчет. Всю форму данного документа мы здесь разбирать не будем, посмотрим лишь особенности, которые нужно знать, отражая электронный билет в авансовом отчете.

Во-первых, если организация покупала билет за свой счет, а затем выдавала его сотруднику, то выданный билет будет отражен как аванс в блоке по авансам/перерасходам. Т.е. там будет и стоимость выданного билета вместе с НДС, и если еще выдавались денежные средства, то и они тоже.

Во-вторых, информация о билете, использованном для проезда, отражается на 2-ой странице авансового отчета. Там приводится дата и номер электронного билета, наименование расхода (в нашем случае это билет по конкретному маршруту) а также указывается суммы расходов.

7. Бухучет электронных билетов с примером

Отразив электронный билет в авансовом отчете, мы плавно переходим к составлению бухгалтерских проводок. Для этого рассмотрим отдельно ситуации, когда билеты для сотрудника покупает сама организация, и когда их покупает работник предприятия. От этого зависит бухучет электронных билетов, а именно проводки.

Если организация приобретает билеты за безналичный расчет, то приходует их до выдачи сотруднику на счете 50.3 «Денежные документы», несмотря на то, что они электронные. Данные об электронном билете заносятся в Журнал учета денежных документов.

На этом счете учитывается вся сумма, включая НДС, т.к. принимать НДС по авиабилетам к вычету до составления авансового отчета неправомерно. При получении билета от перевозчика и выдаче его сотруднику списать его стоимость в расходы сразу нельзя, т.к. работник еще не использовал билет и не ездил в командировку.

Пример

Сотрудник ООО «Чайка» Воробьев В.В. направлен из Москвы в командировку в г. Новосибирск. Для сотрудника за безналичный расчет приобретен через посредника электронный билет на самолет по маршруту Москва-Новосибирск, стоимость 8250 руб., в т.ч. НДС 750 руб. Также уплачен сервисный сбор в сумме 590 руб., в т.ч. НДС 90 руб.

Дебет 50-3 – Кредит 60 – на сумму 8250 руб. – оприходован билет

Дебет 26 – Кредит 60 – на сумму 500 руб. – отражен сервисный сбор

Дебет 19 – Кредит 60 – на сумму 90 руб. – учтен НДС по сервисному сбору

Дебет 68 – Кредит 19 — на сумму 90 руб. – НДС по сервисному сбору принят к вычету

Затем билет выдан сотруднику:

Дебет 71 – Кредит 50-3 — на сумму 8250 руб.

После возвращения из командировки работник составил авансовый отчет, приложив к нему маршрут/квитанцию и посадочный талон (предполагаем, что НДС в электронном билете выделен отдельной строкой):

Дебет 26 – Кредит 71 – на сумму 7500 руб. – списаны расходы на билет

Дебет 19 – Кредит 71 – на сумму 750 руб. – выделен НДС со стоимости билета

Дебет 68 – Кредит 19 — на сумму 750 руб. – НДС по билету принят к вычету

8. Учет билетов при покупке сотрудником

Если сотрудник приобретает электронные билеты самостоятельно, то бухучет электронных билетов будет похож, т.к. фактически остаются только проводки, связанные с авансовым отчетом. Да, и не забудьте выдать аванс сотруднику перед командировкой. Он не обязан отправляться в поездку за свой счет!

Пример (продолжение)

Предположим, что обратный билет по маршруту Новосибирск-Москва сотрудник ООО «Чайка» Воробьев В.В. приобретает самостоятельно. Для этих целей ему перед поездкой выдан аванс из кассы в сумме 11 000 руб.

Дебет 71 – Кредит 50 – на сумму 11 000 руб. – выдан аванс на командировочные расходы

К составленному авансовому отчету работник приложил маршрут/квитанцию и посадочный талон. Стоимость билета составила 7920 руб., в т.ч. НДС 720 руб.

Дебет 26 – Кредит 71 – на сумму 7200 руб. – списаны расходы на билет

Дебет 19 – Кредит 71 – на сумму 720 руб. – выделен НДС со стоимости билета

Дебет 68 – Кредит 19 — на сумму 720 руб. – НДС по билету принят к вычету

Суточные по командировке за 3 дня составили 2100 руб., а остаток аванса сотрудник возвращает в кассу организации:

Дебет 26 — Кредит 71 – на сумму 2100 руб. – начислены суточные

Дебет 50 – Кредит 71 — на сумму 980 руб. – внесен неизрасходованный остаток в кассу организации.

Как сформировать авансовый отчет с авиабилетом в программе 1С: Бухгалтерия 8 ред. 3.0 смотрите в видеоуроке:

Билет, по сути, выполняет функцию договора перевозки между пассажиром и перевозчиком (п. 2 ст. 786 ГК РФ). Это в равной степени справедливо в отношении как бумажного, так и электронного документа. Преимущества электронных билетов по достоинству оценили большинство пассажиров. Ведь не нужно выстаивать очереди в железнодорожные или авиакассы, достаточно зайти на сайт (они сейчас есть и практически у всех авиакомпаний, и у РЖД) и приобрести билет, оплатив его банковской картой. Бумажный билет в таком случае не оформляется, при входе в вагон или во время регистрации на самолет надо только предъявить паспорт, данные которого представитель перевозчика сверяет с данными, содержащимися в списке пассажиров. Между тем для учета налоговых последствий приобретения электронных проездных документов бухгалтеру необходимо знать некоторые нюансы. О них мы поговорим в рамках этой статьи.

Электронные билеты

Электронные билеты имеют особую структуру и форму, которые утверждены ведомственными нормативными актами. Так, форма электронных проездных железнодорожных документов утверждена Приказом Минтранса России от 21.08.2012 № 322(далее – Приказ № 322), а электронного авиабилета – Приказом Минтранса России от 08.11.2006 № 134 (далее – Приказ № 134).

При покупке электронного железнодорожного билета пассажиру выдается контрольный купон, являющийся выпиской из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте. Этот купон (подчеркнем, именно купон, являющийся частью электронного билета) в соответствии с п. 2 Приказа № 322 признается документом строгой отчетности, то есть БСО.

При приобретении электронного авиабилета оформляется и выдается пассажиру маршрутная квитанция – выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок, признаваемая документом строгой отчетности в силу п. 2 Приказа № 134. А при регистрации на рейс пассажир получает еще посадочный талон, который подтверждает сам факт перевозки. В нем указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна (п. 84 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 № 82).

В связи с тем, что оба документа – и контрольный купон, и маршрутная квитанция – признаются БСО, в каждом из них должна содержаться обязательная информация. Какая именно – показано на схеме.

«Об установлении форм электронных проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте». «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации».

Чтобы правильно отразить стоимость электронных билетов в налоговом учете, бухгалтеру необходимо знать некоторые нюансы, связанные с данными проездными документами. Начнем с признания затрат на их покупку в составе налоговых расходов.

Налог на прибыль

Поскольку речь в данном случае идет о проездных документах, которые, как правило, используются командированными сотрудниками, напомним, что затраты на приобретение указанных проездных (как, впрочем, и другие командировочные расходы) относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). Разумеется, расходы должны быть экономически обоснованы, подтверждены надлежаще оформленными документами и направлены на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). Документальным подтверждением командировочных расходов в целях налогообложения прибыли является авансовый отчет сотрудника с приложенными оправдательными документами, в частности, авиа- или железнодорожными билетами (маршрутными квитанциями или контрольными купонами).

Но достаточно ли указанных документов для обоснования расходов на проезд? Для ответа на этот вопрос обратимся к разъяснениям официального органа. В Письме от 06.06.2017 № 03‑03‑06/1/35214 чиновники Минфина пояснили, что для подтверждения расходов на покупку авиабилета в электронной форме необходимы и маршрутная квитанция, и посадочный талон. Причем посадочный талон (в том числе полученный при регистрации на рейс через Интернет) должен содержать реквизиты, подтверждающие факт потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки. Таким подтверждением, как правило, является штамп о досмотре.

Иными словами, даже если сотрудник купил билет и зарегистрировался на рейс через Интернет, на распечатанном посадочном талоне должен стоять штамп «Досмотрено».

Если же штампа о досмотре на распечатанном электронном посадочном талоне нет, то факт осуществления перелета подотчетным лицом, по мнению финансистов, можно подтвердить иным способом, например, справкой о перелете, выданной авиаперевозчиком или его представителем (см. также письма от 09.01.2017 № 03‑03‑06/1/80056, от 19.06.2015 № 03‑03‑07/35548). Указанная справка для обоснования расходов понадобится и в том случае, если командированное лицо утратит посадочный талон (см. письма Минфина России от 07.06.2013 № 03‑03‑07/21187, от 18.05.2015 № 03‑03‑06/2/28296).

Разумеется, в маршрутной квитанции тоже должны быть все обязательные реквизиты. Если в ней, к примеру, не указана стоимость перевозки, такая квитанция не может являться основанием для признания расходов (см. Письмо Минфина России от 26.09.2012 № 03‑07‑11/398).

Обратите внимание. Если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то оправдательными документами, подтверждающими расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения, по мнению Минфина, являются сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрутная квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета, и посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту. Важный нюанс: для подтверждения расходов обязательные реквизиты электронных билетов, оформленных на иностранном языке, безопаснее перевести на русский язык (см. Письмо Минфина России от 22.03.2010 № 03‑03‑05/57). Перевод не потребуется, если агентство по продаже билетов выдаст справку на русском языке, в которой содержатся все необходимые сведения (см. письма Минфина России от 24.03.2010 № 03‑03‑07/6, от 22.03.2010 № 03‑03‑06/1/168). Впрочем, ФНС считает, что перевод электронного авиабилета для подтверждения расходов делать не нужно, поскольку большинство его реквизитов заполняются в соответствии с Единым международным кодификатором (то есть с замещением кириллических символов на латинские) (см. Письмо от 26.04.2010 № ШС-37-3/656@).

Аналогичный подход применяется для обоснования расходов на покупку электронных железнодорожных билетов. В частности, документом, подтверждающим для целей налогообложения прибыли расходы на их приобретение, является контрольный купон (см. письма Минфина России от 07.06.2013 № 03‑03‑07/21187, от 14.04.2014 № 03‑03‑07/16777). Дополнительных документов, подтверждающих оплату билета, в том числе выписки, подтверждающей оплату банковской картой, не требуется (см. письма Минфина России от 15.10.2014 № 03‑03‑07/51936, от 25.08.2014 № 03‑03‑07/42273). Помимо контрольного купона, транспортные расходы можно подтвердить (при необходимости) посадочным талоном. В нем содержится необходимая информация о состоявшейся поездке (время отправления, стоимость проезда и др.). Следовательно, при помощи этого талона организация может обосновать расходы на проезд командированного работника в поезде (Письмо Минфина России от 14.04.2014 № 03‑03‑07/16777).

Вычет НДС

В соответствии с п. 7 ст. 171 НК РФ НДС по расходам на проезд к месту служебной командировки и обратно подлежит вычету. По общему правилу вычет сумм «входного» НДС производится (п. 1 ст. 172 НК РФ):

– на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав;

– либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. 3, 6 – 8 ст. 171 НК РФ.

Словом, наличие счета-фактуры не является обязательным условием для принятия к вычету НДС по расходам на проезд. Вместе с тем в налоговых нормах прямо не назван иной документ (альтернатива счету-фактуре), который может стать основанием для применения налогового вычета.

Однако в п. 18 Правил ведения книги покупок сказано, что при приобретении услуг по перевозке командированных работников в книге покупок регистрируются либо счета-фактуры, либо заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности (их копии). При этом НДС в документе должен быть показан отдельной строкой. А раз так, оформленный на командированного сотрудника бланк строгой отчетности (например, маршрутная квитанция или контрольный купон), в котором выделена сумма НДС, является основанием для применения вычета по данному налогу. Это следует из Письма ФНС России от 09.01.2017 № СД-4-3/2@.

Таким образом, «входной» НДС может быть принят к вычету, если в маршрутной квитанции авиабилета или в контрольном купоне электронного железнодорожного билета сумма налога будет выделена (см. также письма Минфина России от 26.02.2016 № 03‑07‑11/11033, от 30.01.2015 № 03‑07‑11/3522, от 30.07.2014 № 03‑07‑11/37594).

Утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137. Обратите внимание. Указание в маршрут/квитанции электронного авиа-билета и в контрольном купоне электронного железнодорожного билета идентификационного номера перевозчика или агентства, оформившего этот билет, не предусмотрено. Поэтому при регистрации электронных билетов в книгу покупок вместо ИНН/КПП продавца нужно ставить прочерк (см. Письмо Минфина России от 28.05.2015 № 03-07-11/30876). К сожалению, так бывает не всегда. Некоторые перевозчики не указывают в проездных документах налог в отдельной строке. По данному вопросу тоже есть официальные разъяснения. В частности, в Письме от 10.01.2013 № 03‑07‑11/01 Минфин сообщил, что вычет налога по таким проездным документам не может быть предоставлен. Поэтому сумма, отраженная в них, в соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Но если к проездному документу был выставлен счет-фактура (пусть даже агентом перевозчика или субагентом), то налогоплательщик вправе на его основании принять к вычету НДС, хотя сумма налога в электронном билете не показана отдельной строкой (см. Постановление ФАС ВСО от 27.11.2012 по делу № А19-5831/2012). И это справедливо, поскольку в силу п. 18 Правил ведения книги покупок основанием для налогового вычета в равной степени могут служить и счет-фактура, и бланк строгой отчетности. Одновременное указание налога в обоих документах не требуется.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *