Отзыв платежного поручения

Порядок отзыва платежных документов, предоставленных для оплаты

В банковской практике нередкими являются ситуации, когда клиент, представивший в банк платежную инструкцию, впоследствии хочет ее изменить или отменить. Иногда сам банк-отправитель допускает ошибку при исполнении платежной инструкции клиента и вынужден обращаться к банку-получателю с заявлением о ее изменении или отмене. Порой банк-получатель зачисляет средства ненадлежащему бенефициару либо в сумме, превышающей указанную в платежной инструкции. Все эти ситуации в той или иной мере урегулированы законодательством, однако соответствующие нормы в целях их практического применения нуждаются в систематизации.

В соответствии с Банковским кодексом РБ клиент имеет право изменить или отменить выданные банку платежные инструкции до момента совершения банком фактических действий по их исполнению (совершения бухгалтерских проводок по соответствующим счетам; совершения банком иных действий, определенных законодательством РБ).

Согласно Инструкции № 66, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2001 № 66 (далее — Инструкция № 66), плательщик (взыскатель) имеет право отозвать (изменить) выданные банку платежные инструкции до момента совершения банком фактических действий по их исполнению. Под фактическими действиями по исполнению платежных инструкций понимаются: — зачисление денежных средств на корреспондентский счет «Лоро»;

— направление межбанковского платежного поручения в банк- корреспондент в целях исполнения платежной инструкции инициатора банковского перевода;

— иные действия, определенные законодательством.

Заявление на отзыв (изменение) платежной инструкции должно содержать дату, номер и сумму платежной инструкции, наименование и номер счета плательщика, наименование банка плательщика, наименование и номер счета бенефициара (взыскателя), наименование банка — получателя и другую необходимую информацию. Данное заявление предоставляется на бумажном носителе в двух экземплярах или в электронном виде (аналогично способу предоставления платежной инструкции):

— плательщиком в банк — отправитель по платежным инструкциям, выданным или акцептованным плательщиком;

— взыскателем в обслуживающий его банк платежным требованиям без акцепта плательщика.

В подтверждение приема заявления обслуживающий банк направляет клиенту экземпляр, содержащий отметки или сообщение в электронном виде.

При принятии заявления на отзыв платежной инструкции банк — отправитель аннулирует указанную платежную инструкцию.

Что касается расчетов платежными требованиями, то при акцептной форме инкассо плательщик имеет право изменить или отозвать выданные банку инструкции по оплате платежных требований до момента совершения банком фактических действий по их исполнению. Для изменения (отзыва) инструкций по исполнению платежного требования плательщик представляет в банк-отправитель новое заявление на акцепт.

Для отзыва расчетных документов, находящихся в картотеке, плательщик представляет в банк-отправитель заявление в произвольной форме, заверенное оттиском печати и подписями клиента согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати. На заявлении ответственный исполнитель проставляет дату его предъявления, свою подпись, штамп банка.

При полном отзыве расчетного документа банк-отправитель возвращает документ в день поступления заявления или на следующий банковский день, если заявление поступило по окончании банковского дня. При этом на первом экземпляре расчетного документа указывается дата отзыва, делается надпись о причине возврата без исполнения, которая заверяется подписью ответственного исполнителя и штампом банка. Первый экземпляр платежного требования направляется в банк-получатель для выдачи бенефициару. Первый экземпляр платежного поручения (требования-поручения) возвращается плательщику.

При частичном отзыве расчетного документа сумма, в которой расчетный документ отзывается, указывается на обороте всех экземпляров расчетного документа и делается запись о частичном отзыве со ссылкой на номер и дату заявления. Указанная запись заверяется подписью ответственного исполнителя. Сумма, в которой расчетный документ отозван, отражается по расходу внебалансового счета «Расчетные документы, не оплаченные в срок», заявление о частичном отзыве расчетного документа помещается в документы для банка.

При полном или частичном отзыве плательщиком из картотеки платежных поручений, оформленных на перечисление платежей в бюджет и государственные бюджетные и внебюджетные фонды, Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ (ФСЗН), ответственным исполнителем банка составляются извещения об отзыве расчетных документов из картотеки, которые не позднее следующего рабочего дня направляются в банк-получатель для выдачи бенефициару. В извещении указываются: дата, номер, сумма расчетного документа; сумма, в которой расчетный документ отозван из картотеки; наименование и номер счета плательщика; наименование и номер счета получателя; дата отзыва расчетного документа из картотеки, дата отсылки извещения, а также иная необходимая информация. Извещение заверяется подписью ответственного исполнителя и штампом банка-отправителя.

В то же время необходимо учитывать, что нормативным правовым актом более высокой юридической силы, нежели Инструкция № 66, установлены иные правила. Так, в соответствии Положением об уплате обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденного Указом Президента РБ от 05.06.2000 № 318, без согласия органов ФСЗН плательщики не вправе отзывать из банка неисполненное платежное поручение.

На основании Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях отзыв плательщиком неисполненного платежного поручения на уплату обязательных страховых взносов и иных платежей, предусмотренных законодательными актами, без согласия органов ФСЗН влечет наложение штрафа в размере 20 % суммы, указанной в отозванном платежном поручении.

Налоговый кодекс не содержит подобной нормы, ограничивающей плательщика в возможности отзыва платежного поручения, указывая лишь на то, что налог, сбор (пошлина) не признаются уплаченными в случае отзыва плательщиком или возврата банком плательщику платежного поручения на перечисление суммы налога, сбора (пошлины) в бюджет.

Кроме того, для клиента важно не отзывать платежное поручение на перечисление платежей в бюджет в силу того, что согласно Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях не являются административным правонарушением, предусмотренным указанной статьей, неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), если ими своевременно направлено без последующего отзыва поручение банку и (или) небанковской кредитно-финансовой организации на перечисление причитающейся суммы налога, сбора (пошлины), не исполненное банком и (или) небанковской кредитно-финансовой организацией по причине отсутствия на счете плательщика, иного обязанного лица средств, достаточных для исполнения этого поручения в полном объеме.

Как мы уже отмечали, после совершения фактических действий по исполнению платежных инструкций клиента банк вправе не предпринимать каких-либо действий по их изменению или отмене.

В случае невозможности отзыва (изменения) платежного поручения (требования-поручения) либо невозможности изменения или отзыва инструкций по исполнению платежных требований банк-отправитель должен проинформировать об этом с указанием причины отказа в исполнении заявления на отзыв (изменение) платежной инструкции.

Порядок хранения заявлений об отзыве (изменении) платежных инструкций определяется банком с учетом требований законодательств.

Банк-отправитель иногда может допустить ошибку при исполнении платежной инструкции клиента или по какой-то причине перечислить средства со счета клиента, который не давал соответствующих распоряжений либо дал их в иной сумме.

За неисполнение, ненадлежащее исполнение банком платежных инструкций клиента, бенефициара (взыскателя), банка — корреспондента банк несет ответственность в порядке, установленном законодательством, договором, заключенным с клиентом, банком — корреспондентом, за исключением предусмотренных законодательством случаев освобождения банка от такой ответственности.

Задача:

1) Определяем доход клиента по вкладу при условии ежемесячной выплаты процентов:

I = P*i*T/360*100

С 17.01 по 17.02

I = 10*10*30/360*100 = 0,083 млн. руб.

С 17.02 по 17.03

I = 10*10*30/360*100 = 0,083 млн. руб.

С 17.03 по 17.04

I = 10*10*29/360*100 = 0,081 млн. руб.

По окончанию договора банковского вклада вкладчику выдадут:

I = 10+0,083+0,083+0,081 = 10,247 млн. руб.

2) Определяем доход клиента по вкладу при условии капитализации процентов по вкладу через каждые полные 30 дней:

I = P*i*T/360*100

С 17.01 по 17.02

I = 10*10*30/360*100 = 0,083 млн. руб.

С 17.02 по 17.03

(10+0,083)*10*30/360*100 = 0,084 млн. руб.

С 17.03 по 17.04

I = (10+0,083+0,084)*10*30/360*100 = 0,085 млн. руб.

По окончанию договора банковского вклада вкладчику выдадут:

I = 10+0,083+0,084+0,085 = 10,250 млн. руб.

3) Определяем доход клиента по вкладу при условии

I = P*i*T/360*100

С 17.01 по 31.01

I = 10*10*15/360*100 = 0,041 млн. руб.

С 1.02 по 28.02

I = (10+0,041)*10*30/360*100 = 0,083 млн. руб.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *