Открытый запрос предложений

В государственном казенном учреждении дважды не состоялся электронный аукцион по ОКПД2 — 43.22.12.130 (работы по подключению к районным системам отопления). Ни первый, ни второй раз не было подано ни одной заявки.
Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р устанавливает Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион). Так, в этом перечне есть 43*(1) — Работы строительные специализированные (кроме кода 43.13) Соответственно, работы по ОКПД2 — 43.22.12.130 (Работы по подключению к районным системам отопления) входят в этот перечень. Согласно части 4 ст. 71 Закона N 44-ФЗ заказчик может сделать запрос предложений по аукциону. В рамках запроса предложений после несостоявшегося аукциона запрещается, однако, изменять объект закупки (но при этом формально можно, но не рекомендуется, изменять его стоимость, а также сроки исполнения). При этом по Закону N 44-ФЗ заказчик имеет право самостоятельно направлять приглашения к участию в процессе закупок тем лицам, которые способны, по его мнению, выполнить условия контракта. Однако лица эти в данном случае должны быть непременными контрагентами заказчика в течение не менее 18 месяцев до дня запроса по аналогичным поставкам.
Если заказчик обязан проводить аукцион по данному виду работ, то запрос предложений проводить нельзя, даже в случае, если аукцион не состоялся, чтобы не нарушить требования распоряжения Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р?

30 августа 2018

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В приведенной ситуации заказчик вправе осуществить закупку работ, включенных в Перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р, как путем проведения запроса предложений в электронной форме, так и путем проведения запроса котировок (в том числе в электронной форме).

Обоснование позиции:
Согласно ч. 16 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) если по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки, такой аукцион признается несостоявшимся.
Последствия признания аукциона несостоявшимся для рассматриваемого случая предусмотрены ч. 4 ст. 71 Закона N 44-ФЗ. Согласно этой норме, если электронный аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и вправе осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в электронной форме в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 83.1 Закона N 44-ФЗ (при этом объект закупки не может быть изменен) или новую закупку в соответствии с данным законом.
Таким образом, в приведенной ситуации заказчик вправе осуществить закупку путем проведения запроса предложений в электронной форме или любым способом, предусмотренным Законом N 44-ФЗ (в том числе путем проведения запроса котировок), с учетом ограничений, установленных данным законом.
Согласно ч. 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований данного закона. Указанный Перечень, утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р (далее — Перечень).
Отметим, что само по себе включение тех или иных товаров, работ или услуг в указанный Перечень не означает, что заказчик обязан осуществлять их закупку исключительно путем проведения электронного аукциона. Из положений ч. 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ буквально следует, что заказчики вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в Перечень, путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований данного закона.
Таким образом, независимо от факта включения упомянутых в запросе работ в Перечень заказчик вправе осуществить закупку путем проведения как запроса предложений, так и запроса котировок.
Особо отметим, что в ч. 4 ст. 71 Закона N 44-ФЗ речь идет о праве заказчика осуществить закупку путем проведения запроса предложений именно в электронной форме. Соответствующие изменения внесены также в п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ, в соответствии с которым с 1 июля 2018 г. осуществление закупки путем проведения запроса предложений не в электронной форме можно только по итогам признания повторного конкурса несостоявшимся в соответствии с ч. 4 ст. 55 Закона N 44-ФЗ.
Несмотря на то что среди исключений, упомянутых в ч. 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ, запрос предложений в электронной форме прямо не указан, на наш взгляд, положения данной нормы не могут рассматриваться, как устанавливающие запрет на проведение запроса предложений или запроса котировок в электронной форме в случае осуществления закупки товаров, работ, услуг, включенных в Перечень. Иное понимание делает практически невозможной реализацию положений ч. 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ с 1 января 2019 г., когда заказчики не вправе будут проводить запрос котировок, запрос предложений не в электронной форме (ч. 43 ст. 112 Закона N 44-ФЗ). На наш взгляд, отсутствие в нынешней редакции ч. 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ указания на запрос предложений в электронной форме и запрос котировок в электронной форме объясняется исключительно ошибкой юридической техники, которая была допущена при принятии Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ и которая, вполне вероятно, в ближайшее время будет исправлена. Поэтому, как мы полагаем, в рассматриваемом случае заказчик вправе осуществить закупку не только путем проведения запроса котировок, но и путем проведения запроса предложений в электронной форме или запроса котировок в электронной форме*(2).
Напомним, что в рассматриваемой ситуации осуществление закупки путем проведения запроса предложений в электронной форме возможно только после внесения изменений в план-график (при необходимости также в план закупок). При этом, как следует из ч. 14 ст. 21 Закона N 44-ФЗ, внесение изменений в план-график может осуществляться не позднее чем за один день до дня размещения в единой информационной системе (далее — ЕИС) извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, но не ранее размещения внесенных изменений в ЕИС в соответствии с ч. 15 данной статьи*(2).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

8 августа 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) По данному вопросу также рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Запрос предложений в электронной форме по Закону N 44-ФЗ;
— Энциклопедия решений. Особенности запроса предложений в электронной форме по Закону N 44-ФЗ при признании несостоявшимся конкурса в электронной форме или электронного аукциона;
— Энциклопедия решений. Запрос котировок не в электронной форме по Закону N 44-ФЗ;
— Схема проведения запроса котировок;
— Энциклопедия решений. Запрос котировок в электронной форме по Закону N 44-ФЗ.
*(2) По данному вопросу также смотрите: Энциклопедия решений. Внесение изменений в план-график закупок по Закону N 44-ФЗ.
*(3) Также рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Требования к членам комиссий по осуществлению закупок по Закону N 44-ФЗ;
— Энциклопедия решений. Комиссии по осуществлению закупок по Закону N 44-ФЗ.

Вы проделали долгий путь от поиска нужного тендера, аккредитации, подачи заявки и участия в торгах, и наконец, пришло время узнать, принесли ли успех ваши усилия. Как же узнать, кто выиграл тендер на госзакупках?

Получить нужную информацию о результатах конкурса можно по-разному. Все они серьезно отличаются друг от друга, и вы можете получить данные о том, кто выиграл тендер на госзакупках, любым способом, который вам придется по душе. Итак:

  1. Самое первое, что приходит в голову — это обратиться к Официальному порталу госзакупок, который находится по адресу www.zakupki.gov.ru. Вся публичная информация о контрактной системе находится здесь. Благодаря удобной системе поиска, вы довольно просто можете получить информацию о победителях торгов. Предлагаем искать нужные торги по реестровому номеру. Затем, в разделе “документы” находите протокол проведения аукциона. Кроме того, 44 ФЗ обязывает государство помещать информацию о проведенных торгах сразу в несколько источников – на портале Федерального казначейства в Реестре госзаказов и на сайте Росстата.
  2. Второй по простоте и популярности способ узнать, кто же выиграл тендер – обратиться к специальным сервисам, собирающим информацию о счастливчиках в единую базу. Несмотря на новизну услуги, она пришлась по душе всем, кто интересуется закупками – ведь такие сервисы позволяют получать информацию оперативно, в удобной форме (часто рассылку можно получать регулярно прямо на свою электронную почту). Synapse, Findtenders, bit.tender, Trade Inspect – это далеко не весь перечень компаний, предоставляющих такие услуги. Некоторые из них даже предоставляют доступ к своей базе бесплатно – только бы поставщик воспользовался их услугами.
  3. В этом случае вам вообще не придется ничего делать, чтобы узнать, кто выиграл тендер на госзакупках. Это личная рассылка. Дело в том, согласно протоколу, после выбора компании-победителя, ей сообщают о том, что тендеры для нее прошли удачно. Наиболее популярен этот вариант в случаях, если торги имели непубличный характер (44 ФЗ предусматривает возможность проводить закрытые торги).

Теперь вы знаете основные способы, как узнать, кто выиграл тендер на госзакупках.

ФЗ-44 различает некоторые формы закрытого способа определения поставщиков. Это закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс и закрытый аукцион.

Закрытый конкурс с ограниченным участием по 44-ФЗ

Особенности проведения закрытого конкурса с ограниченным участием прописаны в 85 ст. 44-ФЗ. Закрытый конкурс с ограниченным участием – это конкурс, согласно которому информация о закупке передается заказчиком ограниченному перечню лиц, которые должны соответствовать требованиям 44-ФЗ.

Подрядчики, которым направляются сведения о закупке, должны быть способны поставить товары, выполнить работы или оказать услуги, которые являются предметом контракта (согласно п. 10 ст. 85 44-ФЗ).

Победителями такого конкурса считаются участники, которые предложили наилучшие условия исполнения контракта и прошедшие предквалификационный отбор.

Требования, которые устанавливаются для участников, зависят от предмета закупки. В частности, заказчик может прописать в техдокументации условия об определенной финансовой устойчивости исполнителя, наличии у него материально-технических ресурсов для выполнения контрактных условий, положительной деловой репутации у участников, должного уровня квалификации специалистов.

Закрытые способы закупок применяются поставщиками в следующих случаях:

  1. Если закупаются товары и услуги для федеральных нужд, которые составляют государственную тайну.
  2. При закупке товаров, услуг и работ, сведения о которых являются предметом гостайны, если они содержатся в документации о закупке или в проекте контракта.
  3. При заключении контрактов на оказание услуг по страхованию и транспортировке ценностей госфонда, музейных предметов и коллекций, редких изданий, архивных документов, рукописей, документов с исторической, художественной и иной ценностью.
  4. При закупке услуг по уборке помещений, водительских услуг в целях обеспечения деятельности судей и приставов (по ч. 2 ст. 84 44-ФЗ).

Также при выборе закрытых способов закупок заказчики могут ориентироваться на Постановление Правительства РФ от 2015 года №99:

  • предмет закупки предполагает проведение работ с объектами атомной энергетики;
  • он связан с услугами по хранению, транспортировке ядерных отходов;
  • закупка конструкций, которые планируется применять на атомных объектах;
  • к закупке предполагаются ремонтные работы военного оружия и техники ядерного назначения;
  • закупка предполагает капстроительство и ремонт с начальной ценой более 150 млн. р. или 50 млн. р. для муниципальных закупок;
  • закупка предполагает аудиторские услуги государственных инвестпроектов и их финансирования;
  • предметом закупки выступает организация оздоровительного детского отдыха;
  • закупаются услуги для образовательных и медицинских учреждений, услуги общепита, организации соцобслуживания и пр.

Закрытый конкурс с ограниченным участием имеет некоторые особенности, в числе которых:

  1. Протокол по результатам проведения предквалификационного отбора составляется в двух экземплярах и направляется в федеральный орган исполнительной власти.
  2. Направление копий протокола по результатам проведения предквалификационного отбора (не позже следующего рабочего дня после подписания протокола).
  3. Подписание протокола по результатам оценки заявок на участие в закрытом конкурсе и их рассмотрения в органах исполнительной власти.
  4. Направление копий протокола по результатам рассмотрения и оценки заявок.

Таким образом, ключевая особенность конкурса с ограниченным участием состоит в том, что участники первоначально должны пройти процедуру предквалифиционного отбора, и только потом они допускаются до основного конкурса.

Порядок проведения закрытого конкурса с ограниченным участием 44-ФЗ

Проведение закрытого конкурса с ограниченным участием предполагает прохождение следующих шагов.

Этап 1. Подготовка необходимой документации.

Первоначально заказчику требуется собрать и подготовить определенный перечень технической документации, который включает:

  • описание предмета проводимой закупки;
  • техзадание;
  • обоснование НМЦК (максимальной цены);
  • список потенциальных участников закупки;
  • критерии оценки поступающих заявок;
  • правила допуска поставщиков к ознакомлению с данными об условиях процедуры;
  • условия заключения контракта с поставщиком;
  • письменное обоснование необходимости проведения закупки закрытым способом (обычно достаточно ссылки на соответствующий пункт законодательства).

Все закрытые способы проводятся с разрешения Федеральной антимонопольной службы, поэтому следующим этапом является согласование закупки данным способом с уполномоченной федеральной инстанцией. Сроки согласования составляют не более 10 дней после поступления соответствующего обращения и необходимого комплекта документов в ФАС (по ч. 3 ст. 84 44-ФЗ).

Отказать ФАС может по ограниченному перечню причин: например, при обнаружении фактических ошибок в документации, недостаточной численности потенциальных поставщиков, что нарушает антимонопольное законодательство и пр. Отказ ФАС высылает в течение 5 суток после получения соответствующего заявления.

Полученное от ФАС согласие действует не более 3 месяцев после его выдачи, что стоит учитывать при подготовке конкурса.

Этап 2. Публикация сообщения о процедуре в ЕИС.

После того как процедура согласована, необходимо опубликовать сведения о проведении такого конкурса в ЕИС. Это необходимо сделать как минимум за 30 дней до даты, когда будут вскрыты конверты с заявками на участие.

Публикации в ЕИС подлежит только факт закупки и порядок предоставления доступа для потенциальных участников к документации. Разглашение же подробных сведений о проводимой закупке считается нарушением законодательства и является основанием для отмены конкурса.

Этап 3. Направление участникам приглашения принять участие в конкурсе.

Поставщикам из утвержденного перечня направляется приглашение принять участие в проводимой закупке.

Если предложение заинтересовало компанию, то в ответ она направляет заказчику запрос на участие в конкурсе. Образец заявки на участие в закрытом конкурсе можно скачать поссылке.

Только когда такой запрос поступил к заказчику, тот должен направить всем заинтересованным лицам конкурсную документацию. Она предоставляется в письменной форме за определенную плату, которая устанавливается в размере расходов заказчика на изготовление копий документации.

Этап 4. Предквалификационный отбор.

Предквалификационный отбор необходимо произвести в течение 10 дней после вскрытия конвертов. Эта процедура предполагает отбор претендентов, соответствующим всем требованиям и дополнительным требованиям, которые прописаны в документации и извещении на закупку.

Претендент на участие в конкурсе должен подтвердить свое соответствие установленным требованиям с помощью официальной документации.

В ходе проведения указанной процедуры необходимо прописать и зафиксировать всех участников конкурса и обосновать принятые решения о соответствии или несоответствии их требованиям закона.

Этап 5. Рассмотрение поступивших заявок на участие в закрытом конкурсе.

За 20 дней до вскрытия конвертов заказчику снова следует обратиться в ФАС. Заказчиком направляется уведомление с перечнем потенциальных поставщиков и направленных им приглашений.

Процедура рассмотрения заявок на участие в конкурсе протоколируется. Любая видео-и аудиосъемка запрещается законодательством, информация о процессе рассмотрения заявок не подлежит передаче в ЕИС.

Протокол рассмотрения заявок передается в ФАС.

У комиссии будет не более 20 дней для оценки поступивших предложений, этот срок может быть продлен на 10 дней в исключительных случаях.

Заявке с наилучшими условиями присваивается номер «1».

Этап 6. Заключение контракта.

После того как был составлен протокол по результатам закрытого конкурса с ограниченным участием, победителям направляется проект контракта. Это необходимо сделать в течение 3 дней после оформления протокола.

Документ составляется с учетом цены, предложенной победителем (она не должна превышать НМЦК).

Контракт должен быть подписан не ранее, чем через 10 дней после оформления протокола и не позднее, чем через 20 дней.

Обычно подписание контракта предваряет внесение обеспечение исполнения договора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *