Отчет с гашением

Что обозначают числа на кассовых чеках? («Бухгалтерское приложение», № 17, 2009 г.)

Автор вопроса приложила кассовый чек. Однако, собрав в редакции несколько других кассовых чеков, мы обнаружили значительные расхождения как в наличии реквизитов, так и в способе их подачи. Дело в том, что предприятия применяют самые разнообразные модели контрольно-кассовой техники (ККТ) – от портативных аппаратов на аккумуляторе до сложнейших контрольно-кассовых систем с десятками расчетных узлов на базе мощного компьютера. При этом в кассовом чеке отражаются обязательные и необязательные (дополнительные) реквизиты. По тем и другим информация может подаваться как в очень подробном виде, так и с использованием различных символов или сокращений.

Кто во что горазд

С 1 марта 1995 г. протоколом № 12 заседания ГМЭК от 23.08.94 (доведен письмом ГМЭК от 31.08.94 № НИ-7-185) был введен в действие Перечень печатаемых на чековой и контрольной лентах основных буквенно-символьных обозначений, используемых в контрольно-кассовых машинах (далее – Перечень). При этом ГМЭК (Государственная межведомственная экспертная комиссия по контрольно-кассовым машинам) допустила печатание на чеке и контрольной ленте вместо этих обозначений соответствующих наименований на русском языке.

С тех пор много воды утекло: цифровые ККМ вытеснили механические, появилась возможность печатать на чеке практически любую информацию, возросли требования к защите фискальной информации от несанкционированного вмешательства. Можно сказать, что Перечень безнадежно устарел (хотя и не отменен). Да и в современных нормативных документах по ККТ нет ссылок на Перечень. Имеют место фактические расхождения между обозначениями, используемыми в настоящее время, и теми, которые предусмотрены в Перечне.

Например, под КЛ согласно Перечню понимается количество или масса товара. Именно такой смысл по-прежнему применяется и в некоторых новейших моделях российских ККМ. В то же время на кассовых чеках машин многих других марок числа, следующие за КЛ, обозначают номер контрольной ленты или Z-отчета.

Реквизиты кассовых чеков для допущенных к продаже моделей ККТ можно узнать из Государственного реестра контрольно-кассовой техники (в редакции приказа Минпромторга России от 30.12.2008 № 480). Но полную информацию о реквизитах и способе их изображения на чеке можно получить только из инструкции (руководства по эксплуатации, эксплуатационной документации) производителя для конкретного кассового аппарата.

Указанные в Госреестре реквизиты чека можно разделить на те, которые печатаются по умолчанию (задаются при вводе аппарата в эксплуатацию или при регистрации в налоговой, потом пользователь не может их блокировать), и те, необходимость печати которых определяет пользователь ККТ. Обязательные реквизиты фирмы-производители включают в состав реквизитов «по умолчанию». За этим тщательно следит Министерство промышленности и торговли РФ, отвечающее в настоящее время за ведение реестра (п. 3 Правил ведения Государственного реестра контрольно-кассовой техники, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.01.2007 № 39, в редакции постановления Правительства РФ от 07.06.2008 № 441). Однако не все реквизиты «по умолчанию» относятся к обязательным.

Обязательные реквизиты

Они определены в п. 4 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.93 № 745, в редакции постановления Правительства РФ от 07.08.98 № 904 (далее – Положение). Это наименование организации или предпринимателя (ИП, фамилия, инициалы), ИНН, заводской номер ККТ, порядковый номер чека, дата и время покупки (оказания услуги), стоимость покупки (услуги), признак фискального режима.

Первые два реквизита сразу видно на чеках машин разных марок. Эти реквизиты вводятся при регистрации ККТ в налоговой инспекции. Если наименование всегда вверху, то ИНН машины некоторых марок внизу. Обратите внимание, что на кассовом чеке обязательным реквизитом является именно краткое наименование организации (предпринимателя) согласно учредительным документам, а не название магазина или бренда.

Заводской номер в большинстве ККТ обозначается НМ (как и предусмотрено в устаревшем Перечне). Однако он может быть обозначен и другими словами или словосочетаниями (типа «Заводской №», «ККМ»). В зависимости от типа машины могут различаться и обозначения заводского номера. Например, в чеках ККТ типа «фискальный регистратор» некоторых моделей может быть написано «ФР № …». В поле чека заводской номер ставится чаще всего вверху (ниже ИНН), но может быть и внизу.

Порядковый номер кассового чека согласно Перечню должен обозначаться СЧ и далее номер. Однако в большинстве ККМ печатается слово «ЧЕК» либо символы № или #. Встречается и словосочетание типа «ФИСК. ЧЕК». Рядом с номером чека иногда стоят реквизиты «КАССИР» с номером кассира и «КАССА» с номером машины (если несколько аппаратов связаны единой компьютерно-кассовой системой). Есть и такие модели ККМ, в чеках которых номер чека без обозначений ставится слева напротив стоимости покупки.

Дата и время покупки почти всегда отпечатывается в верхней части чека. Однако в чеках сложных кассовых систем вверху могут ставиться дата и время начала покупки, а внизу – дата и время окончания покупки.

Именно стоимость покупки в целом по одному чеку является обязательным реквизитом. Еще ее называют итогом операции. В Перечне ей соответствует «И». В большинстве моделей ККМ она обозначается полным словом «ИТОГ».

О признаке фискального режима поговорим позже.

Почти обязательно для конкретных отраслей…

В пункте 4 Положения указаны не все обязательные реквизиты. Согласно последнему абзацу данного пункта на выдаваемом покупателям (клиентам) чеке или вкладном (подкладном) документе могут содержаться и другие данные, предусмотренные техническими требованиями к контрольно-кассовой технике, с учетом особенностей сфер ее применения.

В соответствии с Классификатором контрольно-кассовых машин, используемых на территории РФ (письмо ГНС России от 05.02.98 № ВК-6-16/84 в редакции протокола заседания ГМЭК от 26.09.2002 № 6/71-2002), в зависимости от возможности подключения к компьютерным системам ККМ подразделяются на четыре группы (типа):

1) автономные;

2) пассивные системные;

3) активные системные;

4) фискальные регистраторы (ФР).

Автономная ККМ (в том числе портативные аппараты) подключается к компьютеру только через специальные устройства ввода-вывода. Пассивная системная ККМ может работать в компьютерно-кассовой системе без управления работой этой системы. У активной такая возможность есть. К группе активных системных ККМ относят, в частности, кассовые терминалы и POS-терминалы. ФР – это ККМ, способная работать только в составе компьютерно-кассовой системы и получать данные по каналу связи.

В том же Классификаторе предусмотрены четыре сферы применения ККМ: торговля, услуги, торговля нефтепродуктами и газовым топливом, отели и рестораны.

Решением ГМЭК (протокол № 14 от 10.11.94, письмо от 28.11.94 № АО-7-272 в редакции от 19.12.2002) утверждены технические требования к электронным ККМ для четырех сфер применения для первых трех групп. Для четвертой группы (фискальных регистраторов) такие требования утверждены Решением ГМЭК от 27.12.95 (протокол № 9/25-95, письмо от 30.01.96 № 26-1-06 в редакции от 24.06.2003).

На основании названных документов дополнительными обязательными реквизитами кассового чека в торговой сфере признаются:

– сумма, полученная от покупателя, и сумма сдачи – для всех ККМ;

– идентификатор секции (отдела) – кроме портативных ККМ;

– наименование или код товара, шифр (идентификатор) кассира – кроме автономных ККМ;

– вид оплаты (наличная, безналичная (платежной картой), косвенная безналичная (например, талонами), смешанная) – только для ФР.

В сфере оказания услуг:

– сумма, внесенная клиентом, и сумма сдачи – только для активных ККМ и ФР;

– наименование или код услуги – для всех ККМ;

– шифр (идентификатор) оператора (кассира) – кроме автономных ККМ;

– идентификатор секции (отдела), вид оплаты, номер счета – только для ФР.

В сфере обеспечения нефтепродуктами (бензоколонки) – для всех ККМ: марка нефтепродукта, количество; идентификатор (номер) оператора, номер раздаточного крана или топливно-раздаточной колонки, вид оплаты, номер карты при безналичной оплате, сумма, внесенная покупателем, и сумма сдачи при наличной оплате, поле для отметки о номере и сумме чека коррекции.

В отелях и ресторанах:

– номер счета, шифр официанта (портье), тип услуги или подразделения, наименование (шифр) блюда (услуги) – для всех ККМ;

– сумма, внесенная клиентом, сумма сдачи, вид оплаты – только для ФР.

Согласно Техническим требованиям к электронным ККМ, встроенным в таксометры, в сфере услуг на автомобильном транспорте (утверждены Решением ГМЭК от 27.12.95, протокол № 9/25-95, письмо от 30.01.96 № 26-1-06 в редакции от 24.06.2003) отраслевыми обязательными реквизитами являются госномер автомобиля, идентификатор водителя или табельный номер, признак заказа (абонирование), текущая такса, оплаченный пробег.

На парковочном билете должны быть указаны не дата и время услуги, а две даты и два времени – начала и окончания парковки (Технические требования к ККМ для осуществления денежных расчетов с населением за парковку автомобилей, утвержденные Решением ГМЭК от 14.07.99, протокол № 4/52-99).

Можно было бы упомянуть и особенности заполнения кассовых чеков в сфере услуг железнодорожного транспорта (билеты пригородного сообщения), в банковской сфере (прием платежей и выдача наличных в автоматах). Но в этом нет необходимости, поскольку в данных сферах трудно ожидать каких-либо злоупотреблений в заполнении документов.

По умолчанию и по желанию

Все остальные реквизиты, которые встречаются в кассовых чеках, не являются обязательными (за исключением связанных с ЭКЛЗ), даже если данная модель ККТ печатает их по умолчанию, а не по желанию. Каждое предприятие подбирает модель ККТ непосредственно под свои запросы, а фирмы-производители либо разрабатывают модель для конкретного вида деятельности, либо пытаются разгадать запросы большинства и создают модель-универсал.

При создании универсальной машины в число реквизитов «по умолчанию» производители помещают реквизиты, которые признаны обязательными хотя бы для одной сферы применения и хотя бы для одной группы ККТ. Ведь тогда аппарат будет пользоваться спросом для большинства видов деятельности. Это, как правило, следующие реквизиты: сумма, внесенная покупателем (согласно Перечню – СН, в большинстве чеков – НАЛИЧ), сумма сдачи (СД, СДАЧА), идентификаторы отдела и кассира (КС, КАССИР), наименование и/или шифр товара (услуги), возможность указания даты и времени начала и окончания операции, вид оплаты; номер платежной карты.

Возможность выведения на чек цены (согласно Перечню – ), знака умножения (* или х), количества и промежуточных итогов по одному товару (услуге) (<*>) и одному отделу реализована практически во всех моделях ККМ. Чаще всего – в числе реквизитов «по желанию».

В машинах-универсалах предусмотрены программируемые режимы, соответствующие разным видам деятельности. При переключении такого аппарата в режим, скажем, для гостиниц в числе реквизитов по умолчанию на кассовом чеке может печататься номер счета, номера комнаты и места, шифр портье и прочая специфическая информация. Другие специфические реквизиты могут отпечатываться при включении иных режимов – например, для магазинов, услуг, ресторанов, бензоколонок.

Признак фискального режима

Это последний из указанных в Положении обязательных реквизитов кассового чека. Он самый важный для налогоплательщика-покупателя.

Кассовые чеки, контрольные ленты и другие документы, предусмотренные техническими требованиями и печатаемые с помощью ККМ в фискальном режиме, должны иметь отличительный признак такого режима (п. 5 Положения).

Обратимся к основным определениям.

Фискальная память (ФП) – комплекс программно-аппаратных средств в составе ККТ, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации в целях правильного исчисления налогов. Фискальный режим – режим функционирования ККТ, обеспечивающий регистрацию фискальных данных в ФП. Фискальные данные – фиксируемая на контрольной ленте и в фискальной памяти информация о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт (Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»).

Технические требования к фискальной памяти электронных ККМ утверждены Решением ГМЭК от 23.06.95 (протокол № 5/21-95 в редакции протокола заседания ГМЭК от 27.11.2001 № 6/65-2001).

Переведем фразы из указанных документов на понятный язык.

В настоящее время все используемые на территории России кассовые аппараты должны иметь специальное устройство – фискальную память (ФП). Когда организация или предприниматель покупает новую ККТ, в ней изначально установлен нефискальный режим и ФП не заполняется. При этом на чеках некоторых моделей так и написано: «НЕФИСКАЛЬНЫЙ». Машину можно изучать, тренироваться на ней сколько угодно. Запрещено только осуществлять реальные расчеты с покупателями с выдачей кассовых чеков. Но когда ККТ приносят на регистрацию в налоговую инспекцию, там аппарат переводят в ФИСКАЛЬНЫЙ режим. После этого на каждом кассовом чеке будет красоваться признак фискального режима (разумеется, мы не рассматриваем случаи хитроумной подделки такого признака). Беда в том, что покупатель может не заметить его, поскольку у разных моделей ККТ признак фискального режима отражается по-разному.

Узнать этот признак можно лишь из руководства по эксплуатации конкретного аппарата. Это, например, особый шрифт, особый графический знак, словосочетания типа «ФИСКАЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ», «ФИСКАЛЬНЫЙ ЧЕК» или «ККМ с ФП», слово «ФИСКАЛЬНЫЙ», его часть «ФИСК», две или одна буква (например, ФП, ФР или Ф), сочетание перечисленных факторов. Иногда слова или буквы размещаются на серой или черной полосе, печатаются курсивом и т.д. Но могут быть и другие признаки фискального режима. Например, чрезвычайно распространено наличие строки «* ПФП <число с ведущими нулями> *». При этом ПФП расшифровывается как признак (или показатель) финансовой памяти, а число чаще всего отражает регистрационный номер ККТ в налоговой инспекции.

Важно отметить, что применение при денежных расчетах ККМ без ФП, с ФП в нефискальном режиме (на кассовых чеках нет признака фискального режима) или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти приравнивается к неприменению ККМ (п. 5 Положения, п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 № 16).

Что такое ЭКЛЗ

Эта аббревиатура встречается на многих кассовых чеках. Дело в том, что только немногим более пяти лет не продлеваются сроки нахождения в Госреестре моделей ККМ, в которых не реализована возможность функционирования ЭКЛЗ. Тем не менее до сих пор некоторые предприятия на законном основании используют аппараты, в которых ЭКЛЗ поставить нельзя. И они имеют право это делать до окончания нормативного срока начисления амортизации.

До тех пор пока ЭКЛЗ есть не на всех ККМ, реквизиты чека, связанные с ЭКЛЗ, не будут признаны обязательными. Вместе с тем, если на ККМ предусмотрена ЭКЛЗ, на кассовом чеке это должно отражаться в обязательном порядке.

ЭКЛЗ расшифровывается как электронная кассовая лента защищенная. В сущности, это небольшой электронный блок, являющийся хитроумным дублером и контролером фискальной памяти.

Вся терминология, связанная с ЭКЛЗ, прописана в Методических указаниях по применению ЭКЛЗ в ККМ (протокол Решения ГМЭК от 25.06.2002 № 4/69-2002), а также в Пояснениях к терминам, используемым в технических требованиях к электронным ККМ (протокол Решения ГМЭК от 19.12.2002 № 7/72-2002). В соответствии с данными документами модуль ЭКЛЗ обеспечивает контроль функционирования ККМ путем некорректируемой (защищенной от коррекции) регистрации в нем информации обо всех оформленных на ККМ платежных документах и отчетах закрытия смены, проводимой в едином цикле с их оформлением, формирования криптографических проверочных кодов (КПК) для указанных документов и отчетов закрытия смены, долговременного хранения зарегистрированной информации в целях дальнейшей ее идентификации, обработки и получения необходимых сведений налоговыми органами.

Если на ККМ установлена ЭКЛЗ, на кассовом чеке должны быть две дополнительных строки: на одной – аббревиатура ЭКЛЗ с регистрационным номером ЭКЛЗ (десятизначное число с ведущими нулями), на другой – номер и значение КПК, разделенные символом #. Причем номер – восьмизначное число с ведущими нулями, значение – шестизначное число с ведущими нулями.

Обратите внимание: если на чеке нет реквизитов ЭКЛЗ (причем для данной модели ККТ они должны быть), налоговый орган и суд могут посчитать, что ККТ применялась с неисправным блоком фискальной памяти. А это приравнивается к отсутствию ККТ (Определение ВАС РФ от 15.12.2008 № ВАС-15783/08, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.08.2008 № Ф04-4837/2008(9478-А03-3)).

Лучше быть осмотрительным

Теперь пришло время разобраться, в каких случаях реквизиты кассового чека особенно важны для покупателя. Во-первых, при возмещении истраченных сумм командированным работникам (подотчетникам). В этом случае кассовый чек является важнейшим документом для признания расходов подотчетника самой организацией и признания их в дальнейшем в целях налогообложения. Организация должна тщательно сверять данные кассового чека с данными авансового отчета и других командировочных документов. По крайней мере сумму и дату всегда можно сверить.

Во-вторых, признание в целях налогообложения расходов теми налогоплательщиками, которые применяют кассовый метод (расходы учитываются по мере оплаты). А таких налогоплательщиков абсолютное большинство. К ним относятся все предприниматели, организации, применяющие «упрощенку», организации, уплачивающие ЕСХН, организации, применяющие кассовый метод в целях главы 25 НК РФ.

Но разве налогоплательщик-покупатель может отвечать за своих поставщиков? Конечно, нет. Об этом свидетельствует арбитражная практика вплоть до решений высших судебных инстанций. В то же время суды указывают, что налогоплательщик должен действовать осмотрительно при выборе поставщиков и инспекция вправе доказывать в этом плане вину налогоплательщика.

Как сказано в п. 10 постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговый орган докажет, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.

Мы упоминали, что отсутствие на кассовом чеке признака фискального режима или реквизитов ЭКЛЗ (для тех аппаратов, где есть ЭКЛЗ) трактуется как неприменение ККТ со всеми вытекающими последствиями. На продавца могут наложить штраф по ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а у покупателя – не признать расход по такому чеку.

Например, в постановлении от 17.12.2007 № А49-2412/07-123А/16 ФАС Поволжского округа поддержал налоговый орган и не признал расходы предпринимателя по кассовым чекам. Было установлено, что ККТ не зарегистрирована за продавцом. Суд посчитал, что чеки при отсутствии признака фискального режима не признаются кассовыми и не служат доказательством расходов предпринимателя по оплате приобретенного товара. Основанием для такого вывода суда послужило техническое заключение Центра технического обслуживания ККТ, согласно которому чеки не являются кассовыми, так как в них отсутствует признак фискальной памяти.

Между тем существуют арбитражные решения и с противоположной позицией.

  • Постановление ФАС Центрального округа от 03.04.2008 № А48-2416/07-8. Налоговая инспекция не признала расходы предпринимателя по кассовым чекам, а также связанный с ними НДС. Она доначислила предпринимателю ЕСН, НДФЛ, НДС, пени и штрафы. На чеках согласно инструкции к данной модели ККТ в качестве признака фискального режима должна была стоять буква «Ф». Но ее не было. Суд встал на сторону предпринимателя. В постановлении говорится: ни в акте проверки, ни в оспариваемом решении инспекция не привела доказательства, что предприниматель действовал в отношениях с продавцом без должной осмотрительности и осторожности и он обязан был знать о нарушениях, допущенных контрагентом. Суд сделал вывод: факт невыполнения контрагентом обязанностей по постановке на учет в налоговом органе ККТ или использование ее в нефискальном режиме не влияет на обоснованность получения предпринимателем налоговой выгоды в виде применения налогового вычета по НДС и отнесения расходов на затраты, уменьшающие налогооблагаемую базу по ЕСН и НДФЛ с доходов от предпринимательской деятельности. Суд обратил особое внимание на два момента. Во-первых, разъяснения из постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 № 16 касаются ответственности продавцов и не регулируют порядок получения налогового вычета по НДС, равно как и порядок отнесения расходов покупателями. Во-вторых, ни в Федеральном законе от 22.05.2003 № 54-ФЗ, ни в иных действующих нормативных актах нет четкого определения признаков фискального режима, в чем именно они выражаются и каким образом фиксируются на кассовом чеке.
  • Решение Арбитражного суда Новгородской области от 27.02.2008 по делу № А44-7/2008. Отстаивая позицию налогоплательщика-покупателя, суд опирался на нормы Технических требований к фискальной памяти электронных ККМ, утвержденных Решением ГМЭК (протокол № 5/21-95). Суд указал, что каждая ККМ имеет отличительный признак, свидетельствующий о работе ККМ в фискальном режиме, который указывается в технических требованиях к ККМ. То есть покупатель визуально не может определить, в каком режиме работает ККМ. Кроме того, применение при денежных расчетах с населением ККМ с фискальной памятью в нефискальном режиме влечет административную ответственность лица, обязанного применять ККМ. Отрицательных последствий для покупателя, которому выдан «неправильный» чек, законодательство не устанавливает.

К сожалению, арбитражная практика по вопросу признания расходов по кассовым чекам в зависимости от их реквизитов весьма скудная. Приведенные три решения – все, что удалось найти. Какую позицию займут ФАС других округов и ВАС РФ, предугадать трудно. Поэтому рекомендуем быть предельно внимательными при получении кассовых чеков от случайных контрагентов. Если сумма значительная, не лишним будет попросить показать в чеке признак фискального режима. Ну а если на чеке присутствуют слова «НЕФИСКАЛЬНЫЙ» или «ОБУЧАЮЩИЙ РЕЖИМ», расходы по нему учесть не получится.

Расшифруем чеки вместе

Теперь мы обладаем достаточной информацией, чтобы попытаться расшифровать, что обозначают числа на случайно выбранных кассовых чеках (мы взяли реальные московские чеки, но только изменили названия фирм, ИНН и другие индивидуальные номера). Слева приведены образцы чеков, а справа – расшифровка их реквизитов. Предположим, ваш подотчетник приложил их к авансовому отчету после командировки в Москву.

Как видим, чеки имеют все главные обязательные реквизиты, предусмотренные Положением (наименование владельца ККМ, ИНН, заводской №, дата и время, номер чека, сумма, фискальный признак), поэтому их в принципе можно принять у подотчетника, если вы ему доверяете. Но все-таки лучше проявлять большую осмотрительность и стараться проверить по независимым каналам ИНН (в частности, регистрацию налогоплательщика и дисквалификацию управляющего звена контрагента можно проверить на сайте ФНС России www.nalog.ru) и регистрацию владельцев ККМ.

Наибольшие сомнения вызывает последний чек. Он распечатан без реквизитов ЭКЛЗ. Но, наверное, чеки именно такого вида в настоящее время самые распространенные. И в данном случае, вероятно, применялась разрешенная ККМ из числа не оборудованных ЭКЛЗ. Признак фискального режима имеется. Номер чека расположен в месте, где может располагаться и код товара, и количество, и идентификатор кассира. Но все-таки это именно номер чека.

На всех трех чеках отсутствует такой необходимый для сферы торговли и сферы услуг реквизит, как наименование товара или услуги. В целях признания расходов по этим чекам в целях налогообложения желательно, чтобы подотчетник требовал у продавцов товарные чеки со всеми дополнительными реквизитами и подписями.

Из данных чеков не ясно, входит ли в сумму НДС. Напомним, что для сторонней организации ваш подотчетник является «населением» до тех пор, пока не представит доверенность от организации или предпринимателя. Населению счета-фактуры плательщики НДС выдавать не обязаны. Если ваша организация является плательщиком НДС и желает принимать НДС к вычету без споров с налоговиками, необходимо обеспечивать подотчетников доверенностями от лица организации. Тогда подотчетнику вместе с кассовыми чеками будут выдавать не товарные чеки, а накладные на вашу организацию с выделением НДС и необходимые для вычета счета-фактуры.

>Z-отчет возвраты

Z — отчет (отчет с гашением, ОСГ, отчет закрытия смены)

Z — отчет это отчет на кассовом аппарате, который делает кассир в конце своей смены, чтобы инкассировать кассу и передать всю наличность администратору (если таковой имеется).

Этот отчет нужен исключительно налоговым органам для контроля за предпринимателями. С точки зрения бизнеса это совершенно бессмысленная вещь. Почему Z — отчет бессмысленная вещь читайте в конце страницы. Но все-таки придется описать что это такое и с чем его едят.

После снятия Z — отчета кассир инкассирует наличность из кассового аппарата, заносит данные из Z- отчета в журнал кассира-операциониста. В журнал заносятся следующие данные: номер Z — отчета, накопление на начало рабочего дня, накопление на конец рабочего дня, выручка за смену, дата снятия отчета, возвраты, безналичные платежи. После этого кассир заполняет справку кассира операциониста и отдает ее в бухгалтерию, которая заполняет кассовую книгу.

Отличие Z — отчета от X — отчета в том, что первый обнуляет все, что было пробито на кассе, а второй просто показывает (распечатывает) при этом НЕ ОБНУЛЯЯ их.

Виды Z — отчетов

Z -отчеты бывают нескольких видов.

  • Основной Z — отчет — это главный отчет, который снимается в конце смены. Он гасит все «регистры» на кассовом аппарате за текущую смену (обнуляет дневную выручку). Его нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО снимать каждую смену, иначе касса заблокируется.
  • Z — отчет по отделам — этот отчет показывает сколько денег было пробито по каждому отделу, после предыдущего снятия Z — отчета по отделам. Он обнуляет накопления счетчиков отделов. Его не обязательно снимать каждый день.
  • Z — отчет по кассирам — этот отчет показывает сколько денег было пробито тем или иным кассиром. Если снимется этот отчет, то накопления по кассирам обнуляются.
  • Z — отчет по по товарам — этот отчет показывает сколько было продано товаров, если в кассовом аппарате запрограммирована база товаров (или услуг).

Накопления в Z — отчете

Накопления в отчете общая сумма всех пробитых денег за весь период работы кассового аппарата.

Иногда накопления могут обнуляться, например в следующих случаях:

  • перерегистрация кассового аппарата
  • замена фискальной памяти
  • другие ремонты кассового аппарата

Сама по себе сумма накоплений ничего не значит в правовом ( юридическом) смысле. То есть налоговая инспекция никаких претензий по поводу накоплений иметь не может и не имеет. Но по старой привычке при обнулении накоплений некоторые налоговые инспектора просят оформлять форму КМ-2.

Куда подшивать z отчет?

Подшивать зет-отчет не нужно, проще подколоть степлерем или аккуратно тонкой полосочкой приклеить за верхнюю часть так что бы клей не испортил весь документ к «С правке — отчету кассира операциониста» , форма КМ-6 к верхнему левому уголку . Которая в свою очередь заполняется после заполнения » Журнала кассира — операциониста» форма КМ-4. Переписывается дата, номер гашения, нарастающий итог (гросс итог) на начало дня — на конец, сумма продаж и тд.

Кроме распечатанной бумажки – Z отчета или как чаще всего пишется на самом отчете – Отчет с гашением – в момент пропечатки фискального признака на чеке зет отчета происходит запись суммы продаж за текущую смену в фискальную память аппарата. В отличии от блока ЭКЛЗ в которой все операции- пробития чека фиксируются одновременно с пробитием чека – в фискальную память попадает из ОЗУ ККМ только общая сумма продаж за смену в момент проведения гашения на кассе- снятии отчета с гашением- Z- зет отчета.

Здесь нужно еще раз напомнить что по законодательству гасить кассу нужно каждый день при завершении работы- снятии кассы- гашение от случая к случаю или даже просто на следующий день от дня работы на кассе является нарушением. И если будет проверка налогового инспектора – а она осуществляется в отношении кассовой дисциплины по законодательству только в период 3 месячного периода от текущей даты путем снятия фискальных отчетов – (не эклз) за тот же самый период три месяца от текущей даты.. То не вовремя снятый Зет отчет будет таким нарушением.

Часто спрашивают ну вот сняли следующим днем — забыли снять z отчет на следующий день.. не сняли — просрочили гашение что делать?

Тут два на самом деле не совсем простых варианта:

1) С одной стороны проще всегда все делать по зетки какая дата в зетки такие даты и в зависимых документах — журнале кассира операциониста, справке кассира, приходнике, и тд. Т.е зет — отчет по факту является первоначальным основным документом на основе которого мы проводим все следующие операции по оприходованию денежных средств.

2) Но с другой мы можем получить такую ситуацию:

мы пробили чек — дали клиенту который купил у нас товар (или которому мы оказали услугу) — для юр-лица, он ушел и в своей бухгалтерии вместе с нашим товарником или актом выполненных работ подал данный — наш чек для отчета за выданные и потраченные им денежные средства его фирмы.

В случае встречной проверки выясниться что мы его денежные средства оприходовали не днем продажи, а на следующий день когда вспомнили о не погашенной кассе, а в случае с актом выполненных работ даже не при проверке, а просто по просьбе бухгалтерии контрагента передать квиток приходника — он то будет у нас другого дня.

Плюс если у наз был без-нал по банковскому терминалу, то как потом разносить такое в 1С-ке?

В общем на лицо очень неприятная — ситуация.. . в общем — то на пустом месте..

Поэтому в виду выше сказанного, в зависимости от ситуации каждый выбирает сам как лучше поступать при такой казалось бы безобидной на первой взгляд ситуации как снятии z-отчета следующим днем — гашением не в текущим днем.

С технической стороны при проведении зет отчета касса распечатав заголовок и основную часть отчета замирает на некоторое время в этот промежуток времени осуществляется пересчет всех гашений совершенных на данной кассе в предыдущий смены и в сумме с данным днем – выводится не обнуляемая сумма (не обнуляемая сумма накоплений) на конец рабочего дня – которую и записывают в соответствующее поле журнала кассира операциониста для того что бы не считать его вручную.

Зет отчет является не просто очередным чеком, а документом строгой отчетности, в соответствии с которым происходит оприходование выручки на данном кассовом аппарате. В обычной ситуации в начале на основании данного отчета заполняется книга кассира операциониста — в народе кассовая книга – не путать с главной кассой которую ведется бухгалтером в бухгалтерии.

Далее так же обычно на основании z-отчета заполняется справка кассира –операциониста (листок формата А;) к которому и подкалывается зет отчет. И вместе с выручкой сдается старшему кассиру или передается в бухгалтерию.

После снятия зет отчета касса считается обнуленной – т.е. погашенной. В ней при снятии Х отчета (оперативной сводки) все текущие показания счетчиков сумм равны нулю.
При этом повторно снять z-отчет не получится до тех пор пока не будет пробит любой чек на любую сумму, или хотя бы открыт и не закрывая отменен, или пробит нулевой- тестовый. После этого аппарат даст снять кассу – погасить ее даже с нулевой выручкой.

Если зет отчет не снялся — замялся, потерялся, утерялся, залили, порвали, выкинули то как правила распечаткой из ЭКЛЗ ККМ его аналог отчет «Итоги смены» (инструкция для Атола — Fprint, инструкция для Фр Штрих ) и пишется объяснительная по факту произошедшего, с описанием процесса, указанием номера , даты «утерянного» гашения.

В общем зет отчет это ежедневная рутина, а рутина как известно убивает всякий страх, главное при этом не потерять сознательность и ответственность.

Z-отчет возвраты

Если неправильно пробили чек на кассе
После того, как кассир выбил на кассовом аппарате чек на сумму большую , чем было необходимо, то следует этот чек сохранить. Покупателю выбить правильный чек.
После снятия Z-отчёта расписать журнал кассира-операциониста, где в графе № 10 указать сумму с учётом ошибочно выбитого чека.
В графе № 11 следует указать сумму реально сданную.
В графе № 15 необходимо указать сумму ошибочно выбитого чека.
Ошибочно выбитый чек наклеить на составленный акт КМ-3 .
Передать акт в бухгалтерию вместе с Z-отчётом, и объяснительной запиской от кассира в произвольной форме.
Операцию «возврат» по кассе делать не нужно.

Если не правильно пробили чек на кассе и заметили это после снятия Z-отчёта
Если Вы смогли найти чек, то поступайте также как описано выше. Если чек найти не получится то кассир-операционист пишет объяснительную записку на имя генерального директора.
Вызовите специалиста из ЦТО где стоит на обслуживании Ваш кассовый аппарат для того чтобы он «вытащил» из блока ЭКЛЗ данный чек. На чеке будет его номер и сумма. ( Это делается в том случае если перед Z-отчётом не выходит контрольная лента).
В журнале кассира-операциониста в графе № 10 указать сумму с учётом ошибочно выбитого чека.
В графе № 11 следует указать сумму реально сданную.
В графе № 15 необходимо указать сумму ошибочно выбитого чека. Заверенную директором магазина объяснительную, с чеком, приложить к заполненному акту КМ-3 и передать в бухгалтерию.
Операцию «возврат» по кассе делать не нужно.

Возврат наличности при открытой смене
С покупателя берётся заявление на возврат товара и выдачу наличных денег.
На основании чека предоставленного покупателем делается операция «возврат» на кассовом аппарате. ( Если чек покупателем утерян и он не сможет доказать, что товар куплен у Вас, то Вы имеете право не возвращать деньги за товар ).
После снятия Z-отчёта расписать журнал кассира-операциониста, где в графе № 10 указать сумму с учётом суммы чека возврата. В графе № 11 следует указать сумму реально сданную. В графе № 15 необходимо указать сумму чека возврата.
К чеку, полученному от покупателя, добавить чек возврата и наклеить на составленный акт КМ-3. Передать акт в бухгалтерию вместе с Z-отчётом.

Возврат наличности при закрытой смене (на другой день):
С покупателя берётся кассовый чек (если чек покупателем утерян и он не сможет доказать, что товар куплен у Вас, то Вы имеете право не возвращать деньги за товар) и заявление на возврат товара и выдачу наличных денег.
Операция «возврат» по кассе в таком случае не делается.
Деньги покупателю выдаются по расходно-кассовому ордеру через центральную кассу предприятия с оформлением акта КМ-3 .

Возврат по карте при открытой смене
С покупателя берётся кассовый чек и заявление на возврат. ( Если чек покупателем утерян и он не сможет доказать, что товар куплен у Вас, то Вы имеете право не возвращать деньги за товар ).
Продавец на банковском терминале отменяет операцию по оплате с картой и деньги со счёта покупателя списаны не будут.
После снятия Z-отчёта расписать журнал кассира-операциониста, где в графе № 12 указать количество квитанций оплаченных по терминалу. В графе № 13 следует указать сумму, оплаченную по документам.
Чек, полученный от покупателя, наклеить на составленный акт КМ-3 . Передать акт в бухгалтерию вместе с Z-отчётом, и объяснительной запиской от кассира в произвольной форме.

Возврат по карте при закрытой смене (на другой день)
В данном случае кассир-операционист должен знать инструкцию, которую выдаёт банк, с которым заключён договор на обслуживание денежных переводов с платёжных карт.
Чек, полученный от покупателя, наклеить на составленный акт КМ-3 .

Если потеряли Z- отчет: снимите отчет по ЭКЛЗ (по номеру или дате)

Отражение возврата продажи по платежным картам в Z-отчете не в день покупки

Возврат денежных средств не в день покупки оформляется только через основную кассу, из операционной кассы этого делать нельзя. Налоговики это квалифицируют как неполное оприходование денежных средств и штрафуют. Правомерность штрафа по ст. 15.1 КоАП подтвердил Верховный суд в Постановлении от 28.01.11 г. N 5-АД11-1, цитирую:

Добрый день!
Я правильно понимаю ситуацию?
Вы получили оплату через терминал по банковской карте. Затем покупатель отказался и Вы ему так же через терминал вернули эти деньги обратно.
По ККТ пробили оплату банковской карой, а возврат не смогли (сломалась ККТ).
Пока остановимся на этой точке.
В книге кассира-операциониста отражаете выручку, как разницу между показаниями фискального счетчика, указваете, сколько из этой выручке оплачено «по окументам», т.е. банковской картой (количество и сумма), сколько возвратов и остаток — наличные — сдали в кассу.
Если рисовать формулу, то получается примерно так:
Наличная выручка = Фискальная выручка — оплата по документам — возвраты и испорченные чеки

Есть маленький нюанс в оплате банковскими картами: если в одну мену и оплатили и сделали возврат, то формально одна и та же сумма попадет и в оплачено по документам и в возврат. Тогда как в фискальной выручке эта сумма зафиксируется только один раз.
И получится, что по Журналу кассира-операциониста Вы получите наличную выручку меньше, чем сдаете в кассу.

Отсюда вывод: если пробили банковскую карту по ККТ, возврат ее — хоть в тот же день, хоть на следующий — оформляете отдельно от ККТ и в журнале кассира-операциониста показываете только «оплачено по документам», без указания возврата.
Возврат, повторюсь, оформляете отдельно, своими проводками, не затрагивая кассу.

Пойдем смотреть Вашу ситуацию дальше.
Починив ККТ, Вы всё-таки пробили по кассе возврат.
И тут нужно уточнить, как именно работает Ваша ККТ.
Насколько я понимаю, фискальная память фиксирует показания контрольных счетчиков не уменьшая их на возврат чеков.
У Вас так? Или у вас при пробитии возврата показания счетчиков уменьшаются?

Нужен ли Z-отчет при онлайн-кассе?

Отчет, являющийся аналогом Z-отчета, предусмотрен и в онлайн-кассах. Называется он отчетом о закрытии смены и, по существу, так же, как и Z-отчет, привязан к временному промежутку, равному 24 часам. Наличие такого ограничения вытекает из запрета на возможность формирования кассовых чеков (или БСО) по истечении этого количества часов с момента формирования другого отчета — об открытии смены (п. 2 ст. 4.2 закона «О применении ККТ…» от 22.05.2003 № 54-ФЗ).

При формировании отчета о закрытии смены в онлайн-кассе не происходит:

  • обнуления данных;
  • фиксации итогового результата в фискальной памяти.

Однако все остальные задачи (подведение итогов и формирование документов, необходимых для составления отчетности, нужной для оприходования выручки в операционную кассу) этот отчет по-прежнему решает.

Дополнительной его функцией является незамедлительная автоматическая передача данных в контролирующую ИФНС. Причем в случае отсутствия подтверждения о получении налоговым органом этого отчета онлайн-касса отправит его повторно.

Так же, как и прочие отчеты, формируемые онлайн-кассой, отчет о закрытии смены хранится в фискальном накопителе в электронной форме в защищенном от исправлений виде не меньше 30 календарных дней (п. 4 ст. 4.1 закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ). Для целей внесения данных в документы, предназначенные для операционной кассы, он может распечатываться на бумаге.

Закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ (п. 5 ст. 4.1) для отчета о закрытии смены предусматривает набор обязательных реквизитов, а приказ ФНС России от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@ — перечень обязательных дополнительных данных, которые зависят от формата используемых фискальных документов.

О том, кто должен перейти на онлайн-кассы с 1 июля 2018 года, читайте .

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации
Герб России
Вид Федеральный закон России
Номер 21-ФЗ
Принятие Государственной думой 20 февраля 2015 года
Голосование нижней палаты За 347, Против 2,
Воздержались 1
Одобрение Советом Федерации 25 февраля 2015 года
Голосование верхней палаты За 157, Против 0
Подписание Президентом России 8 марта 2015 года
Вступление в силу 15 сентября 2015 года
Первая публикация Российская газета, 11 марта 2015 года, № 6620
Действующая редакция от 28 декабря 2017 года
Электронная версия
Электронная версия в Викитеке

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) — это кодифицированный нормативный правовой акт (федеральный закон), устанавливающий правила рассмотрения и разрешения Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции и мировыми судьями административных дел в Российской Федерации, в частности, о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

КАС РФ не применяется при рассмотрении дел об административных правонарушениях и дел об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ; дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции.

Вступлением в силу Кодекса административного судопроизводства РФ изменены и утратили силу некоторые положения Гражданско-процессуального Кодекса РФ, например, утратил силу подраздел III раздела II «Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений» (главы 23—26.2), глава 22.1 «Производство по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок», глава 35 «Госпитализация гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке и психиатрическое освидетельствование в недобровольном порядке»; также внесены изменения в такие нормативно-правовые акты, как Налоговый Кодекс РФ, Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации», Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и другие.

Структура кодекса

  • Раздел I. «Общие положения» (главы 1—10) содержит общие принципы действия Кодекса, перечень дел, рассматриваемых с применением данного Кодекса, требования к составу и компетенции суда, определяет правовое положение лиц, участвующих в деле, принципы представительства и доказывания, мер предварительной защиты, процессуальных сроков, требования к расчёту и распределению судебных расходов, а также условия оповещения заинтересованных лиц о процессуальных действиях.
  • Раздел II. «Меры процессуального принуждения» (глава 11, статьи 116—123) рассматривает понятие, виды, основания и порядок применения действий, которые применяются к лицам, нарушающим установленные в суде правила и препятствующим осуществлению административного судопроизводства.
  • Раздел III. «Общие правила производства в суде первой инстанции» (главы 12—20) посвящён рассмотрению и разрешению административных дел по существу с момента подачи административного искового заявления до решения суда, приостановления производства. Также разделом установлены правила оформления определений суда и протоколов.
  • Раздел IV. «Особенности производства по отдельным категориям административных дел» (главы 21—32) содержит перечень административных дел и отличительных особенностей производства по ним.
  • Раздел V. «Упрощённое (письменное) производство по административным делам» (глава 33) устанавливает условия и особенности рассмотрения административных дел в упрощённом порядке.
  • Раздел VI. «Производство в суде апелляционной инстанции» (глава 34) посвящён апелляционному пересмотру решений, не вступивших в силу.
  • Раздел VII. «Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений» (главы 35-37) посвящён производству в судах кассационной и надзорной инстанций, а также пересмотру действующих судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
  • Раздел VIII. «Процессуальные вопросы, связанные с исполнением судебных актов по административным делам и разрешаемые судом» (глава 38) посвящён вопросам исполнительного производства.
  • Раздел IX. «Заключительные положения» (глава 39) регламентирует порядок введения в действие настоящего Кодекса.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *