Оплата совмещения в бюджетных организациях

Понятия и определения

Существующая редакция Трудового кодекса РФ не содержит определения понятий совмещения профессий (должностей) и других видов дополнительной работы. Воспользуемся пунктом 1 инструкции № 53-ВЛ, в соответствии с которым постановление Совмина СССР № 1145 устанавливает порядок:

  • совмещения профессий (должностей);
  • расширения зон обслуживания или увеличение объема выполненных работ;
  • выполнения наряду со своей основной работой обязанностей временно отсутствующих работников.

Под совмещением профессий или должностей понимается выполнение работником наряду со своей основной работой, указанной в трудовом договоре, дополнительной работы по другой, вакантной должности в одной и той же организации и в одно и то же рабочее время.

Под расширением зон обслуживания или увеличения объема выполненных работ понимается выполнение наряду со своей основной работой, указанной в трудовом договоре, дополнительной работы по той же профессии или должности.

Под выполнением обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы (временное заместительство) следует понимать замещение работника, отсутствующего в связи с болезнью, отпуском, командировкой или по другим причинам, когда в соответствии с действующим законодательством за ним сохраняется рабочее место (должность).

Основные моменты

Так как вышеперечисленные режимы во многом схожи между собой, для краткости их все мы будем называть совмещением профессий (должностей).

Совмещение профессий (должностей) необходимо отличать от выполнения обязанностей на условиях штатного совместительства. При выполнении работ по совместительству с работником обязательно заключается отдельный трудовой договор, и трудовые обязанности по нему выполняются в свободное от основной работы время.

Совмещение профессий (должностей) разрешается в том случае, если это экономически целесообразно и не ведет к ухудшению качества выполняемой работы.

При этом совмещение профессий (должностей), как правило, производится в пределах той категории персонала, к которой относится данный работник (рабочие, инженерно-технические работники, служащие и другие) (п. 3 по­становления Совмина СССР № 1145). В то же время допускается совмещение профессий (должностей) работниками, относящимися к разным категориям персонала, если иное не предусмотрено действующим законодательством.

Совмещение оформляется приказом руководителя (образец см. в Примере 2). Условие о совмещении профессий (должностей) и размере доплат может быть установлено сразу при заключении трудового договора. Если трудовой договор уже имеется, то условие о совмещении прописывается в дополнительном соглашении к трудовому договору (образец см. в Примере 1). В случае занятия вакантной должности с данным сотрудником делается дополнительное соглашение к трудовому договору об отмене совмещения и соответствующий приказ (образец см. в Примере 3).

Пример 1

Пример 2

Пример 3

Оплата при совмещении профессий (должностей)

В соответствии со статьей 151 Трудового кодекса РФ работнику, совмещающему основную работу с дополнительной, должна производиться доплата, размер которой устанавливается соглашением сторон трудового договора.

Ранее, согласно п. 15 постановления Совмина СССР № 1145, не имели права на доплату при совмещении профессий главные специалисты, руководители отделов и их заместители. Определением Верховного Суда РФ от 25.03.2003 № КАС 03–90 этот пункт отменен для вышеперечисленных категорий работников. В настоящее время не имеют права на доплату при совмещении профессий руководители предприятий, их заместители и помощники, служащие научно-исследовательских учреждений и органов государственного управления.

Что касается предельных размеров доплат, установленных пунктом 6 постановления Совмина СССР № 1145, то для коммерческих организаций этот подпункт утратил силу еще в 1987 году (постановление Совмина СССР от 01.12.87 № 1367). Бюджетные организации, в соответствии с разъяснением Минтруда России от 4 марта 1993 г. № 4 «О порядке установления доплат и надбавок работникам учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании», вправе самостоятельно устанавливать размер доплат и надбавок за выполнение работ, не входящих в круг основных обязанностей работника. При этом необходимо учитывать, что в силу положений статей 135 и 145 ТК РФ размеры доплат в бюджетных организациях могут быть ограничены нормативными правовыми актами.

Особо поговорим об оплате временного заместительства. Ее порядок определен разъяснением Госкомтруда СССР № 30.

Замещающему работнику выплачивается разница между его фактическим окладом (должностным, персональным) и должностным окладом замещаемого работника (без персональной надбавки). Раньше если замещающий работник являлся штатным заместителем, то разница в окладах ему не выплачивалась. Однако определением Верховного Суда РФ от 11.03.2003 № КАС 03–25 эта норма в части, запрещающей выплату разницы штатному заместителю, утратила силу.

При этом соглашением сторон (локальными нормативными актами работодателя) может быть установлен более высокий уровень оплаты труда заместителя в соответствии со ст.ст. 8, 9 и 151 Трудового кодекса РФ.

Отраслевое регулирование совмещения профессий (должностей)

Некоторые размеры доплат устанавливаются законодательством по отраслям. Для удобства представим эту информацию в табличной форме.

Таблица 1. Размеры доплат в различных отраслях

Отрасль или ведомство Размер доплаты Категория лиц, которым устанавливается доплата Нормативно-правовой акт, которым доплата устанавливается , либо отраслевое соглашение
1 2 3 4
Текстильная, легкая и фарфоро-фаянсовой промышленность не менее 40 % тарифной ставки (должностного оклада) по совмещаемой профессии всем отраслевое соглашение на 2005-2007 годы (зарегистрировано в Роструде 11 марта 2005г)
Министерство обороны без ограничения доплаты предельными размерами медицинским сестрам, заведующим аптек, санитаркам приказ Министра обороны от 8 марта 1993 г. № 130
Учреждения Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков до 100% от оклада (тарифной ставки) отсутствующего работника всем приказ ФСКН России от 13 июля 2004 г. №210,
Бюджетные учреждения, подведомественные Государственной фельдъегерской службе до 100% от оклада (тарифной ставки) отсутствующего работника всем приказ ГФС России от 5 марта 2004 г. №75
Таможенные органы до 100% оклада (тарифной ставки) отсутствующего работника всем приказ ГТК России от 30 ноября 2000 г. № 1082
Учреждения здравоохранения в каждом учреждении может разрабатываться и утверждаться конкретный перечень профессий и должностей работников, которым может устанавливаться доплата приказ Минздрава СССР от 19 июля 1982 г. №700

Размер

Размер доплаты, как говорилось ранее, устанавливается по соглашению двух сторон. Конкретный размер доплаты за то или иное совмещение должен быть отражен в локальных актах организации. В этом документе указываются следующие сведения:

  • работа, которая будет исполняться сотрудником;
  • общий объем работы;
  • факт установления доплаты за совмещение, процентное отношение доплаты к тарифной ставке, окладу, или же она идет в абсолютном размере;
  • срок совмещения.

Доплата за совмещение должностей проводится дифференцированно. Когда согласуется размер доплаты по совмещению, нужно учитывать объем работы, ее важность и загруженность сотрудника по основной должности.

В рабочей практике размер доплат за совмещение не ограничивается какими-то максимальными пределами. Одна должность может быть поделена между несколькими сотрудниками, но общая сумма оплаты за совмещение по замещаемой должности не должна превышать порога по фонду зарплаты в организации по данной должности.

Если в организации действует коллективный договор, то оплата труда при совмещении профессий должна быть в нем отражена. К тому же в таком документе должны учитываться различные варианты совмещений.

Исполнение обязанностей за временно неработающего сотрудника и размер доплаты также должны быть отражены в локальных актах организации. Право замещать сотрудника есть и у рабочих, и у служащих. Но так как доплата за замещение отсутствующего сотрудника производится чаще всего за счет экономии средств зарплаты, список сотрудников, имеющих возможность на совмещение, должен быть прописан в нормативном документе предприятия.

Конкретный размер доплаты должен быть установлен приказом по организации.

Для того чтобы начисление премиальных средств при замещении отсутствующего сотрудника происходило с учетом суммы доплаты, нужно эту доплату включить в общий список всех доплат к тарифным ставкам и окладам сотрудников организации, на которые идет начисление премий. Указанный перечень также вносится в нормативные документы организации.

Действующее законодательство, и в частности ст. 151 ТК РФ, не регламентируют ограничений по размерам оплат за совмещение. К примеру, бюджетные организации могут запрашивать на эти нужды дополнительные средства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *