ОКВЭД управляющей компании

Какие субъекты хозяйственной деятельности могут работать в данной сфере

Перед тем, как прояснить, какие коды ОКВЭД подходят для данного вида деятельности нужно немного разобраться в самой сфере ЖКХ, и какие субъекты могут оказывать услуги в этом виде экономической деятельности.

Сферу ЖКХ, с экономической точки зрения можно разделить на три основных сектора:

  • предоставление услуг с подачей тепловой энергии, воды, обработка канализационных стоков, подача электрической энергии;
  • предоставление услуг, связанных с обслуживанием многоквартирных домов, куда можно внести прием платежей, сдача в наем или аренду, и предоставление других сопутствующих услуг;
  • проведение различных строительных работ, а также уборка территории, оборудование детских площадок парковок, систем сигнализации, и других аналогичных услуг.

В первом случае, осуществлять подачу электрической и тепловой энергии, воды, и утилизацией канализационных стоков могут заниматься только крупные предприятия, по экономической классификации — природные монополии. Только они обладают необходимым оборудованием, специалистами и лицензиями, поэтому мелким компаниям и индивидуальным предпринимателям тут делать нечего.
Во втором случае, не требуется наличие специальных разрешений, поэтому второй группой услуг могут заниматься как индивидуальные предприниматели, так и различные управляющие компании, и ТСЖ. ТСЖ переводится как Товарищество совладельцев жилья многоквартирного дома. Именно данные субъекты и занимают лидирующее положение во второй группе коммунальных услуг.

Третья группа, специфическая. Сразу нужно отметить, что работы связанные с ремонтом и обустройством территорий и жилых помещений, в некоторых случаях предусматривают наличие лицензии на некоторые виды деятельности. Тут успешно конкурируют как крупные компании так и индивидуальные предприниматели.

Из вышеуказанного можно сделать вывод, что услуги в сфере ЖКХ могут предоставлять следующие субъекты хозяйственной деятельности:

  • крупные компании — природные монополии, а также акционерные общества;
  • управляющие компании;
  • ТСЖ;
  • ООО, и индивидуальные предприниматели.

Важно понимать, что, несмотря на большое разнообразие компаний, которые желают работать в коммунальной сфере, данные услуги четко структурированы, а конкуренция велика, поэтому перед тем как решить выбрать данный вид деятельности, нужно хорошо просчитать свои возможности.

Код ОКВЭД

Как было указано выше, классификатор ОКВЭД не очень насыщен позициями, которые относятся непосредственно к сфере коммунального хозяйства, но надо понимать, что в эту сферу входит множество услуг, которые смело можно отнести и к другим позициям, не связанным с ЖКХ. Например, ремонт домов и обустройство дворов. Такие услуги включают в себя множество работ, которые нашли свое отражение в других разделах ОКВЭД. Именно это и вводит предпринимателей в некоторое замешательство. По общим правилам для большинства предпринимателей, которые выбрали предоставление коммунальных услуг больше всего подходят такие коды ОКВЭД:

  • 32 — проведение управления недвижимым имуществом;
  • 32.1 — проведение управления по эксплуатации жилого фонда, куда можно отнести сбор платежей за квартплату и другие сборы.

Как видно из данных кодов, они регулируют вторую группу коммунальных услуг, связанных с содержанием, управлением и обеспечением жилищного фонда. Более всего это касается управляющих компаний и ТСЖ.

Самым лучшим советом для тех, кто решил выбрать данную область по выбору кода ОКВЭД будет следующий. Можно обратиться с официальным письмом, оформленным в установленном порядке за разъяснениями, какой код ОКВЭД выбрать для осуществления услуг в определенной области. Лучше обратится в росстат или налоговую инспекцию. Письмо лучше оформить в виде информационного запроса и ждать ответ. После получения ответа, можно начинать заполнять специальную форму, где указывать позицию. Даже в случае непредвиденных обстоятельств, можно будет прикрыться ответом, и объяснить ошибку ответом компетентного государственного органа.

Что такое ТСЖ

Последнее время, правительством нашей страны взят курс на повышение качества коммунальных услуг, и гражданам рекомендуют объединяться и создавать ТСЖ, таким образом решать вопросы, связанные с ремонтом, утеплением дома, обустройством прилегающей территории, самостоятельно. Для того чтобы это было все эффективно, рекомендуется создавать ТСЖ (товарищество совладельцев жилья). Это сравнительно новая юридическая форма, которая призвана заменить не очень эффективные управляющие компании, ведь граждане сами начинают решать свои проблемы, и направлять собранные ими средства по назначению. ТСЖ своего рода организация собственников всех квартир многоэтажного дома, которые выбирают себе директора, ревизионную комиссию, и органы управления, которые отчитываются им, и зависят от общества дома.

Но существуют и некоторые минусы в ТСЖ, которые состоят в следующем:

  • для того чтобы эта организация образовалась, необходимо собрать большой пакет документов, куда будут входить устав, составленный протокол общественных сборов, на котором должно присутствовать более 50 процентов всех владельцев квартир, которые выберут руководящие и контролирующие органы, а сделать это не так просто;
  • люди должны поддержать такое образование, и им нужно разъяснить его положительные стороны, а также отрицательные;
  • законодательство не очень совершенно по таким образованиям, поэтому при проведении государственной регистрации, придется много побегать по различным кабинетам;
  • и последнее, ТСЖ не подходит для старых домов, где последний капитальный ремонт делался лет 20-30 назад, так как пока соберутся необходимые деньги, строение может прийти еще в большую негодность.

Но в любом случае для новостроек это идеальная форма образования, поскольку можно выбирать тех, кто будет делать ремонт, убирать двор и решать другие проблемы, среди большого выбора между предложениями.

Жилищно-коммунальное хозяйство предусматривает собой широкий спектр деятельности, и относится к прибыльной отрасли. Но предприниматели, которые решаются начать бизнес в этой экономической сфере, начинают сталкиваться с некоторыми проблемами, одной из которых является несовершенство ОКВЭД. Но с этого есть выход, который указан в данной публикации.

Управляющая компания (ОКВЭД 70.32 — «Управление эксплуатацией жилого фонда») применяет УСН с объектом налогообложения «доходы».
Что входит в налогооблагаемую базу при исчислении налога по УСН? Являются ли денежные поступления от жильцов за коммунальные услуги (электроэнергия, отопление, водоснабжение, вывоз твердых бытовых отходов, обслуживание лифтов) доходом управляющей организации, облагаемым по ставке 6%?

13 апреля 2015

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если из условий договоров следует, что предпринимательская деятельность управляющей компании является посреднической деятельностью по закупке по поручению собственников помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг, то доходом указанной организации будет являться только посредническое вознаграждение.
В этих целях договоры с ресурсоснабжающими организациями должны быть заключены уже после заключения договоров с собственниками помещений.

Обоснование вывода:
На основании пп. 3 п. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать для управления многоквартирным домом управляющую организацию.
Так, по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию в том числе собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (п. 2 ст. 162 ЖК РФ).
Согласно п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.
В соответствии с пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения не учитываются, в частности, доходы, перечисленные в ст. 251 НК РФ.
Так, в силу пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Работники уполномоченных органов указывают (смотрите, например, письма Минфина России от 26.12.2011 N 03-11-06/2/184, от 16.12.2011 N 03-11-06/2/177, ФНС России от 13.07.2010 N ШС-37-3/6577@, УФНС России по Иркутской области от 30.11.2009 N 16-25/024030@), что если предпринимательская деятельность управляющей организации, исходя из договорных обязательств, является посреднической деятельностью по закупке по поручению собственников помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг, то доходом указанной организации будет являться комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Однако, если из условий договоров не следует, что предпринимательская деятельность управляющей компании является посреднической, суммы платежей собственников жилья за жилищно-коммунальные услуги, поступающие на счет управляющей компании, должны учитываться в составе ее доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.
В рассматриваемом случае необходимо также учитывать следующее.
Пункт 1 ст. 1005 ГК РФ определяет, что по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
При этом по сделке, совершенной агентом (в данном случае — управляющей компанией) с третьим лицом (поставщиками коммунальных услуг) от своего имени и за счет принципала (собственников помещений), приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
Статьей 1011 ГК РФ установлено, что если агент действует от своего имени, но за счет принципала, то к отношениям, вытекающим из агентского договора, применяются правила, предусмотренные главой 51 «Комиссия» ГК РФ, если эти правила не противоречат положениям данной главы ГК РФ или существу агентского договора.
Таким образом, предметом агентского договора являются любые взаимоотношения агента с третьими лицами в интересах принципала, в том числе выполнение функций комиссионера.
В п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.11.2004 N 85 разъясняется, что сделка, совершенная до заключения договора комиссии, не может быть признана заключенной во исполнение поручения комитента.
Иными словами, при агентском договоре сделка с третьими лицами агентом, выступающим от своего имени, но за счет принципала, должна быть совершена уже после заключения агентского договора и только в интересах принципала.
При соблюдении данного условия у управляющей компании, применяющей УСН, при поступлении денежных средств от собственников жилья за коммунальные услуги в составе доходов при определении объекта налогообложения будет учитываться только агентское вознаграждение.
Аналогичная позиция нашла отражение, например, в письмах Минфина России от 11.03.2012 N 03-11-06/2/39, от 11.04.2011 N 03-11-06/2/52, от 22.02.2011 N 03-11-06/2/30, УФНС России по Иркутской области от 30.11.2010 N 16-26/023761@.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Завьялов Кирилл

Ответ прошел контроль качества

Указание кодов при совершении регистрационных действий

Изменения, о которых сказано в информации ФНС, изложены в Приказе ФНС РФ от 25.05.2016 № ММВ-7-14/333@, вступившем в силу 28.06.2016. В нем приведены поправки, вносимые в формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, ИП и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденные Приказом ФНС РФ от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@. Во всех формах, которые организации и ИП подают в регистрирующий орган, коды ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) (далее – ОКВЭД 2001) заменены на коды ОКВЭД 2.

Имеющиеся на 11 июля 2016 года сведения о видах экономической деятельности будут приведены в соответствие с ОКВЭД 2 автоматически с учетом переходных ключей, которые были разработаны Минэкономразвития (см. Письмо от 09.02.2016 № Д28и-221). Приведем фрагмент переходных ключей.

Новый ОКВЭД был введен в действие с 01.02.2014 с установлением переходного периода и отменой прежнего классификатора с 2015 года. Однако впоследствии переходный период дважды продлевался. Несмотря на то, что прежний ОКВЭД будет отменен с 01.01.2017, ФНС предполагает использование кодов по новому ОКВЭД уже с середины 2016 года.

ОКВЭД 2

ОКВЭД 2001

Код группировки

Наименование группировки

Код группировки

Наименование группировки

Управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе

Управление недвижимым имуществом

Управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе

Управление эксплуатацией жилого фонда

Управление эксплуатацией нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе

Управление эксплуатацией нежилого фонда

Если вовремя не добавлять коды ОКВЭД…

Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в течение трех рабочих дней с момента изменения кода ОКВЭД юридическое лицо и ИП обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту нахождения. Первый вопрос, которые беспокоит организации и ИП: какие негативные последствия их ждут, если коды фактически осуществляемой деятельности не будут заявлены?

Во-первых, должностным лицам грозит административная ответственность по ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ за непредставление сведений (штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб.) и по ч. 3 той же статьи за несвоевременное представление сведений (предупреждение или штраф в размере 5 000 руб.).

Во-вторых, ИП, применяющий УСНО и осуществляющий виды деятельности, не соответствующие заявленным в реестрах кодам ОКВЭД, несет риски налогообложения таких видов деятельности по общей системе налогообложения (с начислением НДФЛ, НДС). К примеру, из писем Минфина РФ от 27.04.2016 № 03-11-11/24293, от 18.04.2016 № 03-11-11/22134 следует, что доходы от реализации недвижимого имущества подлежат обложению НДФЛ предпринимателем, применяющим УСНО, если ИП не указывал при регистрации вид деятельности, связанный с продажей недвижимого имущества (см. также Постановление АС СКО от 22.01.2016 № Ф08-9920/2015).

Коды ОКВЭД и тарифы страховых взносов

На страницах журнала был подробно рассмотрен порядок применения пониженных тарифов страховых взносов организациями, осуществляющими деятельность по управлению недвижимым имуществом. Кроме того, осуществляемый вид деятельности влияет на выбор класса профессионального риска, обусловливающего размер тарифа страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Постановлением Правительства РФ от 17.06.2016 № 551 внесены изменения в п. 13 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска. Они вступят в силу 01.01.2017.

Действующая редакция

Редакция, актуальная с 01.01.2017

Если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, он подлежит отнесению к основному виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности

Если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска по виду экономической деятельности в соответствии с кодами ОКВЭД, указанными в отношении этого страхователя в ЕГРЮЛ

Как видим, с 2017 года в нормативном акте будет прямо предусмотрено право чиновников, не получивших от организации подтверждение вида деятельности, посчитать страховые взносы на основании формальных сведений из ЕГРЮЛ. Обратим внимание, что они всегда действовали именно так, однако в суде страхователи отстаивали другую позицию: нельзя начислить взносы по классу риска, соответствующему виду деятельности, который фактически не осуществлялся (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 14943/10). Вместе с тем стоит учитывать, что Президиум ВАС рассматривал дело применительно к правоотношениям, возникшим до 2011 года, когда стала обязательной актуализация информации о кодах ОКВЭД в реестрах. С 2017 года подход чиновников, невыгодный страхователям, будет закреплен на нормативном уровне. Поэтому нужно внимательно следить за занесенными в ЕГРЮЛ кодами ОКВЭД, а также вовремя направлять в ФСС подтверждение вида осуществляемой экономической деятельности (см. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2006 № 55).

Об ОКУН и БСО

Одним из вопросов, интересующих УК, является правомерность оформления БСО при приеме наличных денежных средств от клиентов в оплату услуг вместо применения ККТ. В настоящее время на этот вопрос нужно отвечать утвердительно: УК может выдавать покупателям БСО вместо чека ККТ. Обоснование базируется на следующих положениях:

  • организации и ИП могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих БСО (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ);
  • определить, относятся ли оказываемые услуги к услугам, предоставляемым населению, следует, опираясь на Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (см. Письмо Минфина РФ от 22.05.2014 № 03-01-15/24495);
  • в ОКУН названы жилищные услуги (код 041100) и коммунальные услуги (код 042000).

В связи с введением в действие ОКВЭД 2 ОКУН утрачивает силу (см. Приказ Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст). Поэтому возникает вопрос: на основании какого акта нужно устанавливать, вправе ли организация выдавать БСО вместо чека ККТ?

28.06.2016 вступил в силу Приказ Росстата от 23.05.2016 № 244 «Об утверждении собирательных классификационных группировок «Платные услуги населению» на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и «Платные услуги населению» на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)». В тексте самого приказа отмечено, что группировки используются для целей формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг, оказываемых населению.

За неимением другого источника и в отсутствие официальных разъяснений представляется логичным использовать данный приказ Росстата в целях установления права организации отказаться от применения ККТ в пользу оформления БСО. Приведем фрагмент из названного нормативного документа.

Иноаспектная группировка ОКВЭД 2

Наименование иноаспектной группировки

Коды ОКВЭД 2

Наименование группировки ОКВЭД 2

Жилищные услуги

Управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе

Деятельность по комплексному обслуживанию помещений

Деятельность по уборке квартир и частных домов

Деятельность по чистке и уборке жилых зданий и нежилых помещений прочая

Подметание улиц и уборка снега

Коммунальные услуги

Распределение электроэнергии

Торговля электроэнергией

Распределение газообразного топлива по газораспределительным сетям

Торговля газообразным топливом, подаваемым по газораспределительным сетям

Распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)

Обеспечение работоспособности котельных

Обеспечение работоспособности тепловых сетей

Торговля паром и горячей водой (тепловой энергией)

Производство пара и горячей воды (тепловой энергии)

Распределение воды для питьевых и промышленных нужд

Сбор и обработка сточных вод

Сбор неопасных отходов

Утилизация отсортированных материалов

Торговля розничная бытовым жидким котельным топливом, газом в баллонах, углем, древесным топливом, топливным торфом в специализированных магазинах

Особое внимание следует обратить на законопроект № 968690-6, который был принят Государственной Думой в третьем чтении 14.06.2016. Он полностью меняет всю систему использования ККТ и выдачи БСО. Компаниям, которые будут вести наличные расчеты и впредь, следует ознакомиться с ним подробно, а пока лишь отметим, что в ч. 8 ст. 7 данного законопроекта сформулированы переходные положения, актуальные для управляющих организаций.

Организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению, вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в порядке, установленном Федеральным законом от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего федерального закона), до 1 июля 2018 года.

Таким образом, сделанные выводы о праве выдавать БСО вместо чеков ККТ останутся справедливыми еще два года.

* * *

С 2011 года организации и ИП обязаны в кратчайшие сроки сообщать регистрирующему органу об изменении видов осуществляемой деятельности (актуализировать информацию о кодах ОКВЭД, указанных в едином государственном реестре). Наличие в реестре (и в некоторых случаях подтверждение) реальных кодов позволит должностным лицам избежать административной ответственности, оптимизировать налоговые обязательства ИП, сэкономить на страховых взносах на обязательное страхование при определенных условиях, применять БСО вместо использования ККТ. Поэтому данный вопрос нельзя упускать из виду.

См. статью С. Н. Козыревой «Применение пониженных тарифов страховых взносов при УСНО» (№ 4, 2016).

Более подробно читайте об этом в статье Н. Н. Максимовой «О виде деятельности и тарифах страховых взносов» (№ 2, 2015).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *