Независимая оценка квалификации

Содержание

Описание федерального закона 238

Федеральный закон «О независимой оценке квалификации» был принят 22 июня 2016 года Госдумой РФ. Одобрен законодательный акт был спустя неделю. Вступил в силу ФЗ-238 3 июля того же года. После принятия закона изменений в него не было внесено.

Предмет регулирования ФЗ-238 — отношения, которые возникают при осуществлении независимой оценки квалификации сотрудников и лиц, претендующих на определенную должность.

Федеральный закон №238 устанавливает:

  • правовые и организационные основы;
  • порядок и сроки проведения независимой экспертизы сотрудников и других лиц;
  • права и обязанности граждан, которые проводят независимую экспертизу.

Действие настоящего закона не распространяется на граждан, которые претендуют на замещение государственных должностей.

Краткое содержание ФЗ-238:

  • Статья 1 — описывает предмет регулирования законодательного проекта;
  • Ст 2 — перечисляет основные понятие, которые употребляются в законе;
  • Статья 3 — перечисляет участников единой системы независимой оценки;
  • Ст 4 — описывает процесс проведения независимой оценки квалификации сотрудников;
  • Статья 5 — дает понятие словосочетанию «национальный совет»;
  • Ст 6 — описывает сферу деятельности национального агентства развития должностей;
  • Статья 7 — описывает полномочия Совета по профессиональной квалификации;
  • Ст 8 — описывает действия центра оценки классификации по должностям;
  • Статья 9 — перечисляет полномочия специально-уполномоченного органа исполнительной власти;
  • Статья 10 — раскрывает понятие информационного обеспечения независимой оценки;
  • Статья 11 — перечисляет переходные положения;
  • Статья 12 — регламентирует вступление в силу ФЗ-238.

Согласно положениям ФЗ-238, участниками системы независимой оценки квалификации являются:

  • национальный совет;
  • соискатели;
  • работодатели;
  • советы по профессиональным квалификациям;
  • центры оценки;
  • федеральный орган исполнительной власти.

Порядок и время проведения квалификации устанавливается Правительством РФ. Экзамен по профессии проводится за счет соискателя и по его инициативе.

Скачать закон о независимой оценке

Федеральный закон «О независимой оценке квалификации» состоит из 12 статей. Каждая из них содержит информацию о типах оценки, о времени и о месте ее проведения. Чтобы пройти письменный экзамен, соискатель лично подаёт заявление в центр проверки. Заявление пишется в письменной форме по предоставленному образцу.

Чтобы ознакомиться с законом об оценке квалификации, скачайте его по ссылке.

Изменения в законе о подтверждении квалификации

Так как закон был принят в 2016 году, в него еще не успели внести изменения. Ниже будут рассмотрены статьи, которые содержат важные аспекты.

Статья 4

Согласно ст 4 соискателю после прохождения теста в течение 30 дней выдается свидетельство о квалификации. Оно выдается в специальных проверочных центрах только при наличии хорошей оценки. Если соискатель прошел тест и получил отрицательный результат, то ему выдается справка о прохождении экзамена с рекомендациями. Все выданные свидетельства вносятся в специальный реестр.

Статья 5

Ст 5 регламентирует сферу осуществления независимой оценки национальным советом:

  • координация деятельности органов гос власти;
  • координация деятельности объединения работодателей;
  • координация ассоциаций и других организаций.

Состав национального совета:

  • представитель власти гос органов субъектов РФ;
  • объединение общероссийских и иных работодателей;
  • ассоциации и иные организации.

Полномочия и состав совета определяет Правительство и Президент РФ.

Статья 6

В ст 6 обозначены полномочия национального агентства:

  • обеспечивает поддержку в сфере организации, методики и экспертной деятельности национального совета и иных советов профессиональной квалификации;
  • осуществляет подготовку проектов для улучшения экспертных оценок;
  • организовывает формирование и ведение реестра;
  • в зависимости от поступающих предложений устанавливает категории квалификации;
  • информирует и консультирует работников независимой оценки по вопросам, касающимся ее проведения;
  • иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Статья 7

В ст 7 перечислены обязанности Совета по профессиональным квалификациям:

  • утверждает средства по оценке соответствующих рабочих разрядов;
  • представляет данные в национальное бюро о новых видах разрядов;
  • проводит мониторинг деятельности организаций;
  • создается специальная комиссия для принятия жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и другие.

Финансовое обеспечение совета осуществляется за счет личных средств юридического лица и других источников, не запрещенных законодательством РФ.

Статья 8

В ст 8 описаны центры про подтверждению квалификации человека. В таких центрах проводятся профессиональные экзамены, на основе которых выдается свидетельство. В центрах проводится независимый контроль соответствия гражданина своему званию.

Полномочия центра могут быть прекращены в случае, если:

  • деятельность центра не соответствует заявленным требованиям;
  • сотрудники центра неоднократно нарушают порядок проведения профессионального экзамена;
  • представители центра намеренно указали ложные данные в выданном свидетельстве;
  • юридическое лицо ликвидируется в соответствии с требованиями, которые предусмотрены Гражданским Законодательством РФ.

Статья 10

Согласно ст 10, для обеспечения реализации независимого контроля квалификации используется реестр.

В него входит следующая информация:

  • о деятельности национального совета по профессиональным разрядам;
  • о наименованиях центров по проверке;
  • о выданных свидетельствах;
  • о перечне официальных сайтов национальных советов;
  • о иных сведениях.

Хотите подробнее изучить Закон о подтверждении квалификации? Скачайте его тут.

Профессиональная оценка персонала

Главная » Кадровику » Профессиональная оценка персонала


Вернуться назад на Оценка персонала
Профессиональная оценка персонала помогает решить следующие задачи:
1. Определить: обладает ли сотрудник качествами и знаниями для решения тех или иных задач. Помогает раскрыть и выявить потенциал для дальнейшего роста сотрудника в компании. Дает возможность понять: обладает ли сотрудник какими-либо «скрытыми» способностями.
2. Управлять эффективностью работы персонала и находить причины ее снижения.
3. Выявить потребность в повышение квалификации персонала, составить и скорректировать программы по развитию и обучению сотрудников.
4. Сформировать кадровый резерв из способных и перспективных сотрудников.
5. Создать проектные команды для решения новых задач и проектов компании.
6. Регулировать систему мотивации.
7. Выстроить и откорректировать корпоративную культуру.
8. Совершать общеорганизационное развитие и др.
Профессиональная оценка персонала решает все перечисленные задачи и цели.
Профессиональная оценка персонала направлена на выявление потребностей компании и их пользователей. Пользователями в данном случае выступают: руководство компании, HR-отдел и сотрудники.
Оценка топ менеджеров – целью данной оценки является сам факт существования оценивающих мероприятий, которые в свою очередь будут повышать эффективность сотрудников. Оценку топ – менеджеров желательно проводить при найме на работу, при повышении на более высокую должность и на регулярной основе. Как показывает практика зарубежных компаний, оценка персонала высшего уровня проводится не менее одного раза в год.
Оценка персонала из отдела HR окажет большое влияние на работу сотрудников и жизнь организации в целом, в конечном счете, это скажется на результатах работы всей компании.
Как не менее важное звено в компании, рядовые сотрудники должны проходить оценку персонала в виде тестирования и аттестации. И если в компании задать единые стандарты во всех аспектах ее деятельности, провести оценку персонала во всех уровнях и подразделениях, это приведет к хорошему результату деятельности.
При проведении процедуры профессиональной оценки персонала кадровый центр пользуется как отдельными инструментами, так и комплексной аттестацией, в которую включены:
• оценка бизнес-показателей;
• соответствие квалификационным требованиям;
• соответствие требованиям основных поведенческих характеристик и др.
На сегодняшний день наиболее точными и практичными инструментами оценки являются:
1. Тестирование.
Тесты позволяют получить информацию:
• о качествах личности, влияющих на поведение человека в организации;
• об интеллектуальных способностях сотрудника;
• о профессиональных знаниях сотрудника.
Тестирование как инструмент оценки персонала, оптимально подходит для рядовых сотрудников.
2. Круговая оценка или метод «360-градусной аттестации».
Особенность данного метода в том что, по заданным критериям сотрудника оценивают сами же коллеги, подчиненные, клиенты и руководители. То есть те люди, которые видят рабочее поведение оцениваемого. Не редкостью бывает, когда при использовании данного инструмента оценки персонала, просят оценить самого себя.

Оценка персонала по методу «360 градусов» оптимально подходит для сотрудников среднего звена, начальников отделов и департаментов.
3. Оценка персонала ассесмент методом (центр оценки персонала).
Данный инструмент на сегодняшний день является наиболее надежным и максимально информативным. Центр оценки персонала – это специально выстроенная процедура, которая направлена на оценку компетенций сотрудника. Данная процедура включает в себя разного рода оценки (деловые игры, бизнес-кейсы, интервью), дополняющие друг друга.
Оценка персонала методом ассессмент оптимально подходит для руководителей среднего и высшего звена. Этот метод является наиболее трудоемким и временно-затратным, но как уже ранее упоминалось, ассессмент метод является наиболее достоверным и информативным среди методов оценки персонала. Достоверность данного метода достигает 98%.
Оценка персонала ассессмент-методом позволяет:
• получить точную и достоверную информацию о текущем уровне развития оцениваемых компетенций у действующих руководителей (оценка топ менеджеров);
• выделить наиболее перспективных сотрудников для целенаправленного развития;
• выявить у сотрудников потенциал, который не проявлялся в рамках исполнения их текущих обязанностей (оценка персонала и HR-а);
• привить желание учиться и развиваться;
• создать для сотрудников стандарт успешного корпоративного поведения (оценка топ менеджеров, персонала и HR-а);
• через определенный период времени создать очень мотивированный, а также более грамотный коллектив (оценка топ менеджеров, персонала и HR-а).
Информация, полученная по результатам проведения оценки персонала ассессмент, может быть использована для:
• формирования кадрового резерва;
• составления индивидуальных планов развития сотрудников;
• планирования программ обучения;
• определения мотивационных схем и др.
Качество персонала
Контроль персонала
Развитие персонала
Учет персонала
Кадровый учет
Кадровый потенциал
Кадровый потенциал фирмы


| | Вверх

>Проведение независимой оценки квалификации работников

О НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Принят

Государственной Думой

22 июня 2016 года

Одобрен

Советом Федерации

29 июня 2016 года

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

  1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, возникающие при проведении независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности.
  2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, а также определяет правовое положение, права и обязанности участников такой независимой оценки квалификации.
  3. Иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, может устанавливаться другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в случае, если в отношении соответствующих категорий работников Трудовым кодексом Российской Федерации определены особенности регулирования труда таких работников, в том числе в связи с выполнением работ с вредными и (или) опасными условиями труда.
  4. Настоящий Федеральный закон не применяется в отношении граждан, претендующих на замещение должностей государственной службы, и государственных служащих.

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) национальное агентство развития квалификаций — автономная некоммерческая организация, созданная в целях обеспечения деятельности по развитию квалификаций в Российской Федерации, в состав учредителей которой входят общероссийские объединения работодателей, общероссийские объединения профессиональных союзов и Российская Федерация, от имени которой функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации;

2) национальный совет — национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, который является консультативным органом при Президенте Российской Федерации для рассмотрения вопросов, касающихся развития квалификаций в Российской Федерации;

3) независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности (далее — независимая оценка квалификации), — процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее — требования к квалификации), проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с настоящим Федеральным законом;

4) оценочные средства для проведения независимой оценки квалификации — комплекс заданий, критериев оценки, используемых центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена;

5) реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации — информационный ресурс для обеспечения проведения независимой оценки квалификации (далее — реестр);

6) совет по профессиональным квалификациям — орган управления, наделенный в соответствии с настоящим Федеральным законом полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности;

7) соискатель — работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившиеся, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификаций для подтверждения своей квалификации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

8) центр оценки квалификаций — юридическое лицо, осуществляющее в соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность по проведению независимой оценки квалификации.

Статья 3. Участники системы независимой оценки квалификации

Участниками системы независимой оценки квалификации являются:

1) национальный совет;

2) национальное агентство развития квалификаций;

3) советы по профессиональным квалификациям;

4) центры оценки квалификаций;

5) работодатели;

6) соискатели;

7) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (далее — уполномоченный орган исполнительной власти).

Статья 4. Проведение независимой оценки квалификации

  1. Независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
  2. Профессиональный экзамен проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и (или) юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя в порядке, установленном трудовым законодательством.
  3. Для прохождения профессионального экзамена в центр оценки квалификаций представляются письменное заявление соискателя по установленному образцу, поданное лично, через законного представителя или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», копия паспорта или копия иного документа, удостоверяющего личность, а также иные документы, необходимые для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре.
  4. По итогам прохождения профессионального экзамена соискателю в тридцатидневный срок центром оценки квалификаций выдается свидетельство о квалификации, а в случае получения неудовлетворительной оценки при прохождении профессионального экзамена — заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя. В течение этого срока осуществляются проверка, обработка и признание результатов независимой оценки квалификации соискателя советом по профессиональным квалификациям.
  5. Сведения о выданных свидетельствах о квалификации вносятся национальным агентством развития квалификаций в реестр.
  6. Соискатель, работодатель, иные указанные в части 2 настоящей статьи физические и (или) юридические лица, которые не согласны с решениями, принятыми центром оценки квалификаций по итогам прохождения профессионального экзамена, в течение тридцати календарных дней с даты информирования их о результатах прохождения профессионального экзамена в порядке, установленном положением об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации, вправе подать письменную жалобу в апелляционную комиссию совета по профессиональным квалификациям.

Статья 5. Национальный совет

  1. Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, объединений работодателей, профессиональных союзов (их объединений), ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, образовательных, научных и других организаций в сфере независимой оценки квалификации осуществляет национальный совет.
  2. В состав национального совета входят представители органов государственной власти Российской Федерации, общероссийских и иных объединений работодателей, общероссийских профессиональных союзов (их объединений), ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, образовательных, научных и других организаций.
  3. Полномочия национального совета и его состав определяются настоящим Федеральным законом и указом Президента Российской Федерации.
  4. Издание нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам независимой оценки квалификации осуществляется после рассмотрения и одобрения этих актов национальным советом.

Статья 6. Национальное агентство развития квалификаций

Национальное агентство развития квалификаций:

1) обеспечивает организационную, методическую, экспертно-аналитическую поддержку деятельности национального совета, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций;

2) подготавливает для национального совета предложения по наделению советов по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности, а также по прекращению таких полномочий;

3) организует формирование и ведение реестра;

4) утверждает на основе предложений советов по профессиональным квалификациям наименования квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена, после одобрения этих предложений национальным советом, вносит содержащиеся в указанных документах сведения в реестр;

5) осуществляет информирование и консультирование участников системы независимой оценки квалификации по вопросам ее проведения в соответствии с настоящим Федеральным законом;

6) осуществляет иные функции в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 7. Совет по профессиональным квалификациям

  1. Совет по профессиональным квалификациям создается по решению национального совета для проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности в целях развития системы независимой оценки квалификации на общероссийском уровне.
  2. Совет по профессиональным квалификациям создается на базе общероссийских и иных объединений работодателей, ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, и по решению национального совета наделяется полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности. В состав совета по профессиональным квалификациям входят также представители профессиональных союзов (их объединений), образовательных, научных и других организаций.
  3. Совет по профессиональным квалификациям для осуществления своей деятельности разрабатывает на основе примерного положения о совете по профессиональным квалификациям положение и утверждает его.
  4. Совет по профессиональным квалификациям по определенному виду профессиональной деятельности:

1) утверждает оценочные средства по соответствующим квалификациям, которые применяются центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

2) представляет в национальное агентство развития квалификаций проекты наименований квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым планируется проводить независимую оценку квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

3) проводит отбор организаций для выполнения ими функций центров оценки квалификаций, наделяет их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о принятом решении для ее внесения в реестр;

4) определяет для каждого центра оценки квалификаций наименования квалификаций, по которым будет проводиться независимая оценка квалификации, и направляет сведения о таких наименованиях в национальное агентство развития квалификаций для их внесения в реестр;

5) осуществляет мониторинг деятельности центров оценки квалификаций и контроль за их деятельностью;

6) принимает решение о прекращении полномочий центров оценки квалификаций и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о принятом решении для ее внесения в реестр;

7) проверяет, обрабатывает и признает результаты независимой оценки квалификации, принимает решение о выдаче свидетельств о квалификации центром оценки квалификаций и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о выданных свидетельствах о квалификации для ее внесения в реестр;

8) проводит по решению национального совета независимую оценку квалификации;

9) создает апелляционную комиссию по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации, и организует ее деятельность.

  1. Финансовое обеспечение деятельности совета по профессиональным квалификациям осуществляется за счет собственных средств юридического лица, на базе которого он создан, и других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

Статья 8. Центр оценки квалификаций

  1. Центр оценки квалификаций проводит независимую оценку квалификации. Перечень квалификаций определяется для соответствующего центра оценки квалификаций советом по профессиональным квалификациям.
  2. Центр оценки квалификаций проводит профессиональные экзамены.
  3. Полномочия центра оценки квалификаций могут быть прекращены в случае:

1) несоответствия деятельности центра оценки квалификаций установленным требованиям;

2) неоднократного нарушения центром оценки квалификаций порядка проведения профессиональных экзаменов;

3) представления центром оценки квалификаций заведомо недостоверных сведений в ходе отбора и наделения его полномочиями по проведению независимой оценки квалификации, мониторинга осуществляемой им деятельности или контроля за ней;

4) поступления от юридического лица заявления о прекращении по собственной инициативе осуществления полномочий центра оценки квалификаций;

5) ликвидации юридического лица в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

  1. При прекращении юридическим лицом осуществления полномочий центра оценки квалификаций в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, сведения о центре оценки квалификаций исключаются национальным агентством развития квалификаций из реестра в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия советом по профессиональным квалификациям решения о прекращении указанных полномочий.
  2. В случае прекращения юридическим лицом осуществления полномочий центра оценки квалификаций совет по профессиональным квалификациям обеспечивает выполнение неисполненных обязательств перед соискателями, в отношении которых не завершена процедура независимой оценки квалификации.
  3. Финансовое обеспечение деятельности центра оценки квалификаций осуществляется за счет собственных средств центра оценки квалификаций и других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

Статья 9. Полномочия уполномоченного органа исполнительной власти

  1. Уполномоченный орган исполнительной власти осуществляет следующие полномочия:

1) утверждает примерное положение о совете по профессиональным квалификациям и порядок наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий;

2) утверждает форму бланка свидетельства о квалификации и приложений к нему, технические требования к бланку, порядок заполнения бланка и выдачи дубликата свидетельства о квалификации, а также форму заключения о прохождении профессионального экзамена;

3) утверждает образец заявления для проведения независимой оценки квалификации и порядок подачи такого заявления, в том числе в форме электронного документа, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет»;

4) утверждает требования к центрам оценки квалификаций и порядок отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий;

5) утверждает положение об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами прохождения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации;

6) утверждает положение о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

7) утверждает положение о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации;

8) утверждает порядок формирования и ведения реестра, перечень сведений, содержащихся в реестре, и порядок доступа к ним;

9) утверждает порядок осуществления мониторинга и контроля в сфере независимой оценки квалификации.

  1. Уполномоченный орган исполнительной власти осуществляет мониторинг и контроль в сфере независимой оценки квалификации.

Статья 10. Информационное обеспечение независимой оценки квалификации

  1. В целях обеспечения проведения независимой оценки квалификации используется реестр, который включает в себя:
  • 1) информацию о деятельности национального совета и национального агентства развития квалификаций в части вопросов, касающихся развития квалификаций;
  • 2) сведения о советах по профессиональным квалификациям и центрах оценки квалификаций;
  • 3) сведения о наименованиях квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;
  • 4) сведения о выданных свидетельствах о квалификации;
  • 5) перечень официальных сайтов национального совета, национального агентства развития квалификаций, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
  • 6) иные сведения, перечень которых определяется уполномоченным органом исполнительной власти.

  1. Национальное агентство развития квалификаций несет ответственность за достоверность и актуальность информации, содержащейся в реестре.
  2. Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми, за исключением сведений, содержащих персональные данные. Доступ граждан и организаций к реестру является бесплатным.
  3. Национальное агентство развития квалификаций, советы по профессиональным квалификациям и центры оценки квалификаций формируют общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к этим ресурсам посредством использования официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», перечень которых содержится в реестре.

Статья 11. Переходные положения

В случае, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлен иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, чем это предусмотрено настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 1 настоящего Федерального закона), применение указанного порядка допускается до 1 июля 2019 года.

Независимая оценка квалификации: что ждет бухгалтеров бюджетных организаций?

Татьяна Николаевна Малицкая, специалист по бухгалтерскому учету и налогообложению, вопросам кадрового делопроизводства, налогообложения заработной платы, применения трудового законодательства

Источник: Информационно-правовой центр «Консультант+Аскон»

С 1 июля 2016 года вступила в силу редакция Трудового кодекса, определяющая обязательность применения профессиональных стандартов. Согласно Трудовому кодексу, применение профстандартов является обязательным в случаях, когда:

  • требования к квалификации работников установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ. Следует отметить, что под иными нормативными актами имеются в виду постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают специальные требования, носящие нормативный правовой характер, к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности.

  • наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с законодательством, с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ.

Следует заметить, что введение профстандартов связано с необходимостью максимального приближения результатов профессионального образования к требованиям реального рынка труда.

Для государственных внебюджетных фондов, государственных и муниципальных учреждений, унитарных предприятий, а также государственных корпораций, компаний и хозяйственных обществ, у которых более 50 % акций (долей) в уставном капитале находится в государственной или муниципальной собственности, особенности применения профессиональных стандартов устанавливает Правительство РФ и происходит это поэтапно.

Работодателям государственных и муниципальных учреждений дано задание провести анализ профессиональных качеств работников на соответствие требованиям профстандартов, а также составить планы подготовки работников и дополнительного профессионального образования в рамках бюджета на соответствующий год.

Сегодня организации госсектора уже начали активную работу по приведению в соответствие с профстандартами должностных инструкций, штатных расписаний, трудовых договоров и других документов.

В связи с этой работой, которая должна завершиться не позднее 1 января 2020 года, работодатели сталкиваются с проблемой подтверждения соответствия квалификации своих работников требованиям профессиональных стандартов. Для этого у работодателя есть два инструмента: аттестация и независимая оценка квалификации.

Аттестация – это проверка профессионального уровня сотрудника для установления соответствия его квалификации занимаемой должности или выполняемой им работе.

Чтобы провести аттестацию сотрудников, работодателю придется приложить немало усилий: нужно будет разработать порядок ее проведения, утвердить состав аттестационной комиссии, разработать методику оценки. И в случае спора – быть готовым в суде отстаивать свою точку зрения на результаты проведенной аттестации.

Однако законодатель предлагает другой выход из данной ситуации – институт независимой оценки квалификации (далее – НОК).

Закон № 238-ФЗ «О независимой оценке», который вступил в действие с 1 января 2017 года, устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения НОК, определяет правовое положение, права и обязанности участников такой оценки.

НОК – это процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, проведенная центром оценки квалификаций.

Независимая оценка осуществляется путем проведения профессионального экзамена, который проводят центры оценки квалификации. За деятельностью Центров оценки наблюдает Совет по квалификациям и Минтруд.

При положительном результате прохождения экзамена соискатель получит Свидетельство о соответствии его квалификации положениям профстандарта. При неудовлетворительном результате ему будет выдано заключение с рекомендациями.

Данный способ оценки будет иметь значительные преимущества как для работника, так и для работодателя. В частности, работодатели получат профессиональную помощь в оценке квалификации работника и смогут отказаться от самостоятельной разработки систем оценки в организации и от аттестации в целом. Не придется подвергать проверке знаний и умений поступающих на работу, если у них будет заключение независимой оценки.

Работнику же такая оценка дает возможность подтвердить свою квалификацию независимо от того, в какой организации он работает, что пригодится ему и при трудоустройстве.

Планируется, что с 1 января 2020 года прохождение оценки станет обязательным для работников всех бюджетных учреждений без исключения. А это означает, что именно сейчас проходит переходный период, который нужно использовать с максимальной пользой. Поскольку, например, в случае отсутствия профильного образования – необходимо будет дообучиться, а для этого нужно время.

На сегодняшний день в реестре действующих профстандартов содержится и профстандарт «Бухгалтер», утвержденный приказом Минтруда РФ от 22.12.2014 № 1061н, а это означает, что обязательной проверке в ближайшее время подвергнутся все действующие и будущие работники бухгалтерии бюджетных организаций.

Не следует рассматривать процедуру НОК как повод для увольнения при неудовлетворительном результате экзамена. Проверка на соответствие профстандарту поможет лучше организовать работу бухгалтерии. Как для бюджетных учреждений, так и для других организаций, проверка бухгалтеров на соответствие новым профстандартам позволит выявить работников, которые не успевают приспособиться к ускоряющейся автоматизации учета и постоянно меняющимся требованиям законодательства. Вынесение объективной оценки даст бухгалтерам возможность переобучиться, доучиться, либо перейти на другую, более подходящую для них должность. Итогом должны стать оптимизация рабочего процесса и распределение нагрузки между работниками бухгалтерии. Чтобы не было ситуаций, когда работают два бухгалтера, один из которых отлично знает компьютерные программы по бухучету, но плохо ориентируется в тонкостях бухгалтерских операций, а второй – наоборот. При работе в тандеме они практически выполняют работу одного бухгалтера. Обучив одного бухгалтера пользованию компьютерными программами и отправив второго на получение дополнительного образования по бухучету, можно получить двух полноценно работающих бухгалтеров. Соответственно, обязанности бухгалтерии будут выполняться более быстро и качественно.

Сейчас, когда бюджетные учреждения проводят подготовку базы для проведения обязательной проверки соответствия профстандартам, бухгалтерам нужно проверить свои документы об образовании на предмет соответствия требованиям стандарта, при необходимости пройти обучение и постоянно обновлять свои знания, а также и продолжать практиковаться в своей работе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *