Неприменение ККМ штраф

Содержание

Штрафы за работу без кассового аппарата и другие нарушения, связанные с применением ККМ

Закон

Статья 14.5. КоАП РФ: основная статья описывающая нарушения и штрафы при применении контрольно-кассовой техники в Российской Федерации.

Статья 15.1 КоАП РФ: по этой статье можно привлечь к административной ответственности при не оприходовании выручки и других нарушениях работы с денежной наличностью.

Штрафы: сводная таблица

Статья 14.5 КоАП РФ:

*Непредставление отчетов по кассе (п. 5 ст. 4 54-ФЗ). Штраф за это нарушение может быть наложен только если у Вашего ОФД отозвали лицензию. В этом случае Вы должны в течении месяца подключиться к другому ОФД и по требованию налоговой отослать им отчеты за этот месяц.

*Невыдача чека клиенту (п. 6 ст. 4 54-ФЗ). Этот штраф наложат, если кассир пробил чек, но не протянул его клиенту или не отправил чек на почту либо по СМС.

Статья 15.1 КоАП РФ:

Организацию штрафуют дважды

На организацию могут наложить одновременно 2 штрафа:

  • Первый штраф могут наложить на должностное лицо, которое виновно в неприменении контрольно-кассовой техники. Например: администратор магазина дал указание кассиру не выдавать чеки. Или кассир умышленно не выдал чек клиенту. Штраф за это нарушение — 10 000 рублей;
  • Второй штраф может быть наложен уже на организацию. Штраф за это нарушение — 30 000 рублей.

Виды нарушений, которые трактуются как работа без кассового аппарата:

  • отсутствие зарегистрированного в налоговой кассового аппарата, если вы обязаны применять кассовый аппарат;
  • непробитие кассового чека: кассир не выбил кассовый чек;
  • невыдача кассового чека покупателю: кассир пробил кассовый чек, но не отправил или не передел его покупателю;
  • использование незарегистрированного кассового аппарата;
  • сумма в кассовом чеке не соответствует сумме покупки;
  • кассовый аппарат не включен в государственный реестр;
  • не оприходование выручки в кассовой книге.

Очень часто налоговые инспекторы приписывают предпринимателям несуществующие нарушения, при этом угрожая возможностью наложения штрафа. Только указанные нарушения могут служить поводом для наложения штрафа. Будьте внимательны и не пренебрегайте возможностью оспорить незаконные действия должностных лиц в суде.

Поведение при налоговой проверке: советы

Если у Вас провели контрольную закупку и нашли нарушение, не волнуйтесь и постарайтесь действовать, соблюдая следующие основные правила:

  • получите копии всех документов, составленных инспекторами при проверке;
  • если Вы не согласны с результатом проверки обязательно зафиксируйте это: в протоколе напишите не согласен», ничего лишнего писать не нужно, это будет использовано против Вас. Ваши оправдания будут интерпретированы инспекцией как попытку уйти от ответственности.
  • не предоставляйте инспекторам лишних документов: они будут доказательством ПРОТИВ Вас (можно сослаться на ст. 51 конституции России). Например, если налоговый инспектор просит Вас предоставить фискальные отчеты по кассовому аппарату, сообщите, что Вы не можете их снять, а кассовый механик не хочет к Вам приезжать бесплатно;
  • не портите отношения с налоговыми инспекторами, общайтесь вежливо и уважительно;
  • помните, что это налоговая инспекция пришла к Вам в гости: Вы здесь хозяин. Заставьте налоговую уважать Вас и выстроенный Вами бизнес;
  • нарушения кассовой дисциплины, какими бы они ни были, не дают право налоговой неуважительно относиться к Вам, а Вам бояться налоговую инспекцию.

В чем особенности онлайн-касс

Современные кассовые аппараты с 2018 года для ИП имеют следующие отличия от моделей старого образца:

  • Возможность отладить отправку в фискальные службы информацию о совершенных продажах, начисленном налоге в режиме онлайн.
  • Хранение данных о совершаемых операциях внутри устройства и вовне, на облачном сервере.
  • Появление дополнительных сведений в кассовом чеке: полная информация о продавце, включая ИНН и юридический адрес, номенклатура купленных товаров, QR-код и т.д.
  • Возможность отправки чеков клиенту на электронную почту или мобильное устройство.
  • Дополнительная защита фискального накопителя шифрованием.

Изначально реформа задумывалась со следующими целями: повышение прозрачности розничной торговли, борьба с продажей продукции «из-под прилавка», уменьшение количества выездных фискальных проверок, предоставление покупателю полной информации о сделке (ее можно посмотреть в интернете по QR-коду).

Чтобы выполнить актуальные требования законодательства, частному коммерсанту нужно снять с учета имеющуюся кассу, приобрести ККМ нового образца или усовершенствовать имеющийся аппарат (варианты аналогичны по размеру финансовых вложений).

Когда современное устройство куплено, нужно заключить соглашение с оператором фискальных данных, подать заявление в «свою» ИФНС для регистрации оборудования и подключить аппарат к сети Интернет.

Кто освобожден от обязанности по установке нового оборудования

Отвечая на вопрос, нужен ли кассовый аппарат для ИП, 54-ФЗ дает освобождение представителям определенных направлений деятельности. К их числу относится:

  • продажа безалкогольных напитков из цистерн в розлив;
  • торговля на ярмарках;
  • продажа продуктов вразвал;
  • реализация периодики в киосках.

Дополнительно на освобождение могут рассчитывать ИП, занятые следующими направлениями деятельности:

  • починка обуви;
  • торговля ценными бумагами;
  • уход за больными;
  • изготовление кожгалантереи, ключей.

Действующее законодательство освобождает от необходимости покупки нового оборудования предпринимателей, функционирующих в труднодоступных местностях. Это районы, в которых имеются сложности с проездом транспорта, перебои и интернет-связью или ее отсутствие. Перечни таких сел и деревень определяются местными властями. Они являются закрытыми и не подлежат расширительному трактованию.

Отдельный случай – отдаленные районы, перечни которых также формируются на региональном уровне. Законодатели исходят из предположения, что связь с налоговой будет проблематичной из-за постоянных перебоев с интернетом. Они дают ИП, работающим в подобных местностях, право не подключать онлайн-кассу к сети. Данные о совершаемых продажах будут сохраняться на фискальном накопителе и при необходимости предоставляться работникам ИФНС.

Отсрочки в переходе на онлайн-кассу

Работать с кассовым аппаратом нового образца в добровольном режиме можно было уже с февраля. Повсеместное применение онлайн-касс, как мы писали ранее, планируется с 1 июля 2017 года. С этого момента запрещается использование старых ККМ. В то же время некоторым коммерсантам в вопросе приобретения онлайн-кассы предоставлена отсрочка. Так до 1 июля 2018 года новый аппарат ККМ могут не применять ИП на патенте и плательщики ЕНВД, если будут выдавать покупателям документ, например, товарный чек или квитанцию, подтверждающий прием наличных денежных средств.

Организации или предприниматели, оказывающие услуги населению, также еще год могут работать с БСО старого образца. Временно освобожден от перехода на онлайновые ККМ и вендинговый бизнес, проще говоря, торговля, осуществляемая через автоматы.

Всем прочим бизнесменам, чья деятельность не подпадает под перечисленные категории, стоит поторопиться с приобретением и регистрацией онлайн-кассы, тем более, что с учетом поджимающих сроков, в этом сегменте рынка бизнес-оборудования уже наблюдается некоторый ажиотаж. Какие штрафы за отсутствие онлайн-кассы либо же штрафы за неприменение онлайн-кассы будут грозить коммерсантам? Давайте разберемся.

Штрафы за неприменение онлайн-касс в 2017 году

Согласно действующему законодательству в настоящий момент предусмотрены различные штрафы по онлайн-кассам и связанным с ними нарушениям.

Так, штраф за работу без онлайн-кассы в тех ситуациях, в которых ее необходимо применять, предусмотрен частью 2 статьи 14.5 Кодекса об административных правонарушениях. Для организаций размер санкций составит от 34 до 1 размера от суммы денежных средств, принятых без применения ККТ, но не менее 30 тысяч рублей. Для должностных лиц организации и для ИП штраф по онлайн-кассе в этой же ситуации составит от 1/4 до 1/2 не отраженной по кассе выручки, но не менее 10 тысяч рублей.

Помимо этого, штрафы за неиспользование онлайн-кассы применят, если это повторное нарушение либо же если сумма выручки, проведенной в обход ККМ, составила более 1 миллиона рублей, компании или бизнесу индивидуального предпринимателя грозит приостановка деятельности на срок до 90 суток, а для должностных лиц – дисквалификация на срок от одного до двух лет (ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ).

В перечисленных ситуациях описываются штрафы за отсутствие онлайн-кассы как таковой либо же за неиспользование кассового аппарата, то есть за случаи, когда ККМ установленного образца есть, но кассовый чек покупателю не пробивается.

Те же штрафы, что и за неустановку онлайн-кассы требуемого образца и работу на старой ККМ, предусмотрены и при нарушении законодательно установленного порядка работы с кассовым аппаратом или условий его регистрации и применения (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ).

Виды нарушений и предусмотренная ответственность

1. Неприменение ККТ при расчетах влечет административную ответственность в виде штрафа (п.2 ст. 14.5 КоАП РФ):

  • для юридических лиц — в размере от 3/4 до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денег или электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 рублей;
  • для должностных лиц (руководитель организации, его заместитель) — в размере от 1/4 до 1/2 суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей — в размере от 1/4 до 1/2 суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 рублей.
  • для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для должностных лиц (руководитель организации, его заместитель) — дисквалификация от 1 до 2 лет.

Применение ККТ, которая не соответствует требованиям законодательства, влечет административную ответственность (п. 4 ст. 14.5 КоАП РФ):

  • для юридических лиц — в виде предупреждения или штрафа в размере от 5 000 до 10 000 рублей;
  • для должностных лиц — в виде предупреждения или штрафа в размере от 1 500 до 3 000 рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей — в виде предупреждения или штрафа в размере от 1 500 до 3 000 рублей;

3. Непредставление (несвоевременное представление) организацией (ИП) информации и документов по запросам ИФНС влечет административную ответственность (п.5 ст. 14.5 КоАП РФ):

  • для организации — в виде предупреждения или штрафа в размере от 5 000 до 10 000 руб.;
  • для должностного лица — в виде предупреждения или штрафа в размере от 1 500 до 3 000 руб.;
  • для индивидуальных предпринимателей — в виде предупреждения или штрафа в размере от 1 500 до 3 000 руб.

4. Ненаправление покупателю кассового чека или БСО в электронной форме, либо непередача документов на бумажном носителе влечет административную ответственность (п.6 ст. 14.5 КоАП РФ):

  • для организации — в виде предупреждения или штрафа в размере 10 000 руб.;
  • для должностного лица — в виде предупреждения или штрафа в размере 2 000 руб.;
  • для индивидуальных предпринимателей — в виде предупреждения или штрафа в размере 2 000 руб.

Когда штрафуют за неприменение ККТ, а когда за ее несоответствие?

На первый взгляд все кажется понятным. Штрафные санкции применяются в случае, когда расчет производится вообще без кассового аппарата. Но есть нюансы. Помимо самого факта отсутствия кассового аппарата при расчетах к административной ответственности, предусмотренной п.2 ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение ККТ, продавцы будут привлечены в следующих случаях:

  • используемая ККТ и/или фискальный накопитель отсутствуют в утвержденном Государственном реестре моделей. Проверить модель кассового аппарата и фискального накопителя всегда можно в реестрах на сайте ФНС;
  • используемая ККТ не оснащена фискальным накопителем, либо фискальный накопитель не заменен по истечению установленного срока;
  • ККТ и/или фискальный накопитель не поставлены на учет в налоговом органе;
  • существуют ошибки в настройках ККТ, в работе аппарата есть технические нарушения.

Дело в том, что Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ) дал новое определение ККТ, согласно которому теперь под кассой понимаются электронные вычислительные машины, иные компьютерные устройства и их комплексы, обеспечивающие запись и хранение фискальных данных в фискальных накопителях, формирующие фискальные документы, обеспечивающие передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных и печать фискальных документов на бумажных носителях в соответствии с установленными правилами. Таким образом, техника, не отвечающая всем критериям данного определения, уже не может полноправно называться ККТ, а значит, производимые на ней расчеты будут считаться расчетами, произведенными без применения ККТ.

Для того, чтобы ККТ работала в рамках закона, важно чтобы она была подключена к оператору фискальных данных. ОФД «Такском» предлагает вам не только быструю и безопасную передачу фискальных данных, но и удобные сервисы Личного кабинета, которые позволяют контролировать работу торговых точек из любого места, в том числе с помощью смартфона или планшета.

Более мягкая мера ответственности предусмотрена за применение в расчетах несоответствующего типа ККТ (п.4 ст. 14.5 КоАП РФ), когда:

  • ККТ не соответствует требованиям, установленным в статье 4 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ);
  • нарушен установленный порядок регистрации (перерегистрации) ККТ,
  • нарушен порядок и условия применения ККТ.

При этом несоответствие модели ККТ будет трактоваться как нарушение даже в том случае, когда пользователь применяет в ее составе фискальный накопитель, но не того срока использования, который положен. В общем порядке организации используют фискальный накопитель со сроком действия 13 месяцев, но если организация находится на специальном режиме налогообложения, то она должны применять фискальный накопитель со сроком 36 месяцев.
Таким образом, п.4 ст. 14.5 КоАП РФ применяется при любом несоответствии работы ККТ с положениями Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ), кроме случаев, когда нарушение трактуется как неприменение ККТ.

Как избежать ответственности

В новой редакции Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ (с учетом Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ) пользователям ККТ предоставлена возможность избежать наказания за ряд совершенных правонарушений.
Для того, чтобы избежать штрафных санкций от пользователя ККТ требуется добровольно сообщить в налоговый орган о совершенном нарушении, а также самому доказать факт вины, предоставив сведения и документы, достаточные для установления события административного нарушения. Такое заявление подается только в электронном виде в личном кабинете ККТ на официальном сайте ФНС России. Направить заявление следует в срок не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем добровольного устранения нарушения.
Если налоговый орган первый обнаружит нарушение, совсем избежать штрафных санкций не получится, но можно попробовать уменьшить их размер. Для этого от пользователя ККТ требуется опять же признать вину и устранить допущенное нарушение. К примеру, можно пробить чеки коррекции (с признаком расчета «приход») по неучтенным суммам, отправить в налоговую инспекцию письменные объяснения с приложением документов, поясняющих причину произошедшего нарушения, а также доказывающих факт его устранения.
Срок для такого признания установлен в 1 рабочий день с момента, когда налоговый орган разместил в кабинете ККТ данные о выявленных нарушениях. Соответствующее заявление должно быть сделано не позднее дня вынесения постановления по делу об административном правонарушении. При этом, если организация или индивидуальный предприниматель не признают вменяемого им нарушения, об этом также необходимо сообщить в аналогичном порядке.
Если нарушение совершено пользователем ККТ впервые можно рассчитывать на получение предупреждения вместо штрафа, но только по тем видам правонарушений, по которым предупреждение предусмотрено как мера административной ответственности.

Основные положения налогового законодательства

Необходимости практического эксплуатирования ККТ посвящен отдельный закон 54-ФЗ от 22.05.2003 г. Его название – «О применении ККТ при осуществлении расчетных операций в РФ». В ст. 2 речь ведется о базовых нюансах эксплуатирования специализированного оборудования для фиксации расчетов. В п. 1 сказано, что ККТ не применяется учреждениями кредитной деятельности. В пункте 2 речь ведется о том, что есть несколько направлений работы, при которых предприятие вправе воздержаться от использования этой техники:

  • реализация бумажных журналов, газет и прочих изданий, а также других товарных позиций, если на первые изделия приходится от 50% товарооборота;
  • реализация ценных бумаг;
  • продажа билетов для участия в лотерее;
  • мероприятия по продаже проездных билетов в салоне транспортного средства;
  • общественное питание в образовательных заведениях;
  • осуществление торговой деятельности на условиях ярмарок;
  • торговля не стационарного (выносного или передвижного) типа;
  • продажа мороженого и напитков в киосках;
  • реализация напитков из цистерн на автомобильной основе;
  • пункты, осуществляющие прием от населения утилизированного сырья, посуды из стеклянного материала;
  • ремонт обувных изделий, их окраска;
  • производство галантереи из металла и ключей;
  • услуги вспашки земли;
  • передача в наем собственных помещений, при котором в качестве собственника и арендодателя выступают ИП.

В пункте 6 отмечено, что ККТ может не использоваться в ходе оказания фармацевтических услуг, в ходе реализации религиозной литературы и проведения обрядов. В пункте 9 отмечено, что техника не используется в процессе проведения расчетных операций в безналичной форме. Пункт 10 позволяет не использовать ККТ фирмами, осуществляющими предоставление услуг органов государственной власти. Пункт 12 содержит сведения о возможности отказа от применения ККТ со стороны государственных библиотек.

Сфера применения и виды расчетной техники

Сфере использования контрольно-кассовой технике посвящена вторая статья закона 54-ФЗ от 22.05.2003 г. В пункте 1 сказано, что на территории РФ всеми предприятиями и ИП в процессе осуществления финансовых операций по наличным средствам и картам используется ККТ, которая включена в государственный реестр. В пункте 2 содержится информация о том, что организации и ИП могут производить наличные расчетные операции посредством карт без ККТ при условии выдачи бланков строгой отчетности. Освобождаются от необходимости использования ККТ предприятия, которые занимаются видами деятельности, перечисленными в прошлом пункте.

Если было принято решение об использовании контрольно-кассовой техники в силу собственного желания или законодательной необходимости, перед приобретением необходимо принять во внимание вид деятельности и характеристику помещения.

В рамках действующего законодательства допустимо практическое применение четырех разновидностей машин:

  • автономные агрегаты отличаются ограниченным функционалом, поэтому для его расширения придется использовать вспомогательную технику, управление осуществляется с помощью встроенных программ и портативных элементов;
  • регистраторы фискального типа выступают в качестве подвида ККТ, способного выполнять функции исключительно в составе компьютерной системы, где есть возможность получения нужного набора данных посредством каналов связи;
  • пассивные аппараты применяются как автономные устройства и предполагают возможность подключения к кассовой системе, однако ряд функций становится ограниченным;
  • активные приборы схожи с пассивными машинами, однако есть различия в управленческом процессе.

В качестве общей черты, объединяющей все эти приспособления, выступает присутствие фискальной памяти, которая является инструментом для всестороннего контроля проведенных операций.

Доступ к фискальной памяти устройства строго ограничен на уровне производителей и сервисных организаций. Последние могут производить операции с данным видом памяти только до момента фискализации (постановке на налоговый учет) кассового аппарата.

Кто должен использовать ККТ в работе?

Возможность освобождения от использования ККТ в рамках рабочего процесса пребывает в зависимости и от системы налогообложения объекта. В законодательстве на этот счет произошли некоторые изменения. Право на отказ от применения ККТ определенные формы организаций утратили, в то время как другие права ими были приобретены.

На ОСНО

Представители этой системы были обязаны использовать кассовые аппараты для всех видов деятельности, кроме освобожденных по закону 54-ФЗ. Но с 1 июля 2017 года они перешли на новый режим работы (с использованием онлайн-касс). Нужно отметить, что первыми на эту схему перешли торговые объекты и заведения общественного питания. Последними, с 1 июля 2019 года, применять онлайн-расчеты будут обязаны ИП, оказывающие услуги населению единолично (без наемных работников и помощников их членов семьи).

На УСН

Упрощенная система налогообложения подразумевает возможность начисления налогов и расчета с бюджетом на базе простой схемы, однако без применения контрольно-кассовой техники здесь не обойтись. Предприятия и ИП в сфере торговли и общественного питания, работающие таким образом, перешли на новые правила применения ККТ, как и представители ОСНО, с начала июля 2017 года.

На ЕНВД и патенте

До 1 июля 2018 г. эти категории бизнесменов были освобождены от необходимости применения ККТ. Но им приходилось подтверждать факт оплаты на основании первого требования покупателя. Однако с июля 2018 г. требование о применении ККТ распространяется и на них в соответствии с законом 290-ФЗ, ст. 7 п. 7. Освобождение от использования осталось только для некоторых видов деятельности, указанных в ст. 346.26 НК РФ (распространение наружной рекламы, временное размещение, аренда торговых мест на рынке и т.д.)

На ЕСХН

Правила применения оборудования для представителей этой системы налогообложения являются аналогичными, что и для ОСНО, УСН. То есть применять оборудование в режиме онлайн с 1 июля 2018 г. стали плательщики единого сельхозналога.

Наряду с этим в законе произошло еще несколько изменений. В частности, они затронули владельцев торговых аппаратов и платежных терминалов. С 1 июля 2018 г. появилась необходимость оборудования этих агрегатов новыми кассами, функционирующими в режиме онлайн, в соответствии с законом 290-ФЗ, ст. 7 п. 11.

Виды нарушений и штрафы

Тип ответственности зависит от характера нарушения. Разброс сумм штрафа за отсутствие ККТ и за неправильное применение весьма велик. Основная информация о штрафах и наказаниях содержится в ст. 14.5 КоАП РФ.

Ответственность за неправильное использование ККТ

Случается, что предприниматель применяет кассовые аппараты, которые не соответствуют базовым требованиям, включая старое оборудование, не подвергшееся модернизации, а также нарушает нормы их регистрации, ст. 4 закона 54-ФЗ. Это предполагает наложение ответственности в форме штрафа величиной 1500 – 3000 рублей для ИП и руководства юрлиц и от 5000 до 10 000 рублей самой организации.

Все случаи административной ответственности детально прописаны в пункте 4 ст. 14.5 КоАП РФ.

Ответственность за отсутствие ККТ

Общее правило наказаний за отсутствие или неприменение ККТ прописано в п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ:

  • для предприятий предполагается порядка 75-100% суммы расчета с покупателем, однако не меньше 30 000 рублей;
  • для руководителей организации и ИП – 25-50% от расчетной суммы, которая проведена без ККТ, однако не меньше 30 000 рублей.

Другие нарушения и штрафы, связанные с кассовыми аппаратами

Отдельного внимания в КоАП РФ заслуживают санкции за повторное неприменение касс, если суммарная величина операций без применения оборудования в сумме составила 1 000 000 рублей и выше. В этой ситуации предприятию грозит административное блокирование деятельности до 90 суток. При этом руководитель организации рискует столкнуться с дисквалификацией на 1-2 года, согласно п. 3 ст. 14.5 КоАП РФ.

Наряду со штрафами за отсутствие использования касс и несоблюдение требований по их эксплуатированию, предусмотрены санкции за ненаправление потребителю электронного чека или бланка строгой отчетности (регламент – п. 6 ст. 14.5 КоАП РФ). Сюда же может быть отнесен умышленный отказ от выдачи чека покупателю или отражение в нем неполной суммы расчета. Виновному лицу придется столкнуться:

  • на коммерческую организацию будет наложен штраф до 10 000 рублей, или вынесено предупреждение;
  • на гражданина, зарегистрированного как ИП – штрафная санкция в 2000 рублей.

Таким образом, использование кассовых машин является обязательным для каждого предприятия, а игнорирование этого законодательного требования влечет за собой наложение штрафов в широком диапазоне. Государственными нормами предусмотрен ряд лиц, которые вправе рассчитывать на возможность отказа от использования подобного оборудования.

О том, как воспользоваться налоговым вычетом на приобретение онлайн-кассы, и что ждет тех, кто игнорирует требования законодательства, рассказано в следующем видеосюжете.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *