НДС на медицинское оборудование

Приобрели медтехнику, как платить НДС?

Вопрос:

Наша организация приобрела медицинскую технику без НДС, так как по закону она не облагается НДС. Но нам нужно продать эту продукцию с НДС, так как наша учетная политика не позволяет работать без НДС. Как быть в данной ситуации? Если мы перепродадим медицинскую технику с НДС 18%, будут ли у нас проблемы перед законом? В перечень же товаров подлежащих налогообложению НДС 18% — медицинская техника не входит. Какими статьями закона можно руководствоваться?

Ивашин И.М.

Ответ:

В соответствии с пп.1 п.1 ст.146 Налогового Кодекса РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, за исключением операций, не подлежащих налогообложению согласно ст. 149 Налогового Кодекса РФ.

Так, на основании пп.1 п.2 ст.149 Налогового Кодекса РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ:

  • важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники;
  • протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним;
  • технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
  • очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных).

Часть реализуемой медтехники входит в «Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную собственность» утвержденному Постановлением Правительства РФ от 17.01.2002 №19, при этом реализация на территории РФ такой медтехники освобождается от налогообложения, в соответствии с пп.1 п.2 ст.149 Налогового Кодекса РФ.

Основанием для освобождения от уплаты НДС при реализации медицинской техники или для применения льготной ставки НДС при реализации медицинской техники и изделий медицинского назначения является код ОКП продукции по Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93.

Фактически единственным документом, подтверждающим код ОКП при реализации продукции, является сертификат соответствия.

Товары, перечисленные под кодовым обозначением 940000 «Медицинская техника» Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 и не включенные в Перечень утв. Постановлением Правительства РФ от 17 января 2002 г. №19, подлежат налогообложению по ставке 18% вне зависимости от наличия регистрационных удостоверений Минздрава России в качестве изделий медицинского назначения.

По вышеуказанным правилам, не смотря на то, что вы являетесь плательщиком налога на добавленную стоимость, если ваш вид медицинской техники подлежащий реализации подпадает в утвержденный «Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную собственность» такой вид медтехники освобождается от налогообложения НДС, в соответствии с пп.1 п.2 ст.149 Налогового Кодекса РФ.

При ведении не облагаемых НДС операций счет-фактура должен выставляться без выделения НДС, в соответствии с п.5 ст.168 Налогового Кодекса РФ. Однако если вы все же предъявили НДС покупателю, то его нужно заплатить в бюджет, в соответствии с п.5 ст.173 Налогового Кодекса РФ.

Перечень медицинской техники, не облагаемой НДС

Для улучшения уровня жизни населения, Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения на ряд товаров, жизненно необходимых каждому гражданину страны. В соответствии с пунктом 149.2.1 второй части НК РФ, освобожден от уплаты НДС целый перечень жизненно необходимой медицинской техники. Перечень медицинской техники, освобожденной от уплаты НДС, утвержден Постановлением Правительства РФ №19 от 17 января 2002 г.

Обязательным условием освобождения от уплаты НДС является наличие у товара Регистрационного удостоверения, выданного Министерством Здравоохранения (с 2012 г Минздравсоцразвития), в котором указана фраза «изделие медицинской техники». Также применяется льготная ставка НДС 10% к изделиям медицинского назначения, у которых есть соответствующее регистрационное удостоверение.

Перечень кодов ОКП жизненно важной медицинской техники, утвержденный Постановлением Правительства РФ №19 от 17 января 2002 г:

N Наименование Код по классификации ОК 005-93 (ОКП)
1. Инструменты механизированные 943100
2. Инструменты колющие 943200*
3. Инструменты режущие и ударные с острой (режущей) кромкой 943300
4. Инструменты оттесняющие 943400
5. Инструменты многоповерхностного воздействия (зажимные) 943500
6. Инструменты зондирующие, бужирующие 943600
7. Наборы медицинские 943700
8. Изделия травматологические 943800
9. Приборы для функциональной диагностики измерительные 944100
10. Приборы и аппараты для диагностики (кроме измерительных). Очки 944200**
11. Микроскопы биологические 443510
12. Установки радиационные медицинские 694140
13. Приборы и аппараты для медицинских лабораторных исследований 944300
14. Приборы и аппараты для лечения, наркозные. Устройства для замещения функций органов и систем организма 944400
15. Весы платформенные медицинские 427434
16. Весы настольные медицинские 427452
17. Оборудование санитарно-гигиеническое, средства для перемещения и перевозки 945100
18. Оборудование для кабинетов и палат, оборудование для лабораторий и аптек 945200
* За исключением шприцев медицинских (код ОКП 943280).
** За исключением очков солнцезащитных (код ОКП 944201), оправ очковых (код А-ОКП-944265), линз для коррекции зрения (код ОКП 948000), очков и масок защитных (код А-ОКП-944266).

НК РФ Пример применения ставки НДС 10% Организация ООО «Игрушка-Маркет-Плюс» занимается продажей детских товаров и, в частности, мягких игрушек. 27 июля 2017 года данная компания подписала договор с компанией ООО «Воронежский Гипермаркет Игрушек», а 28 июля 2017 года ужа продала партию товара. Партия составила 765 тысяч рублей. Необходимо рассчитать сумму налога на добавленную стоимость, которую следует уплатить в бюджет РФ. Согласно положениям подпункта 2 пункта 2 статьи 164 Налогового Кодекса РФ, игрушки относятся к категории товаров для детей, которые облагаются по ставке НДС в 10%. Налогооблагаемая база в данном случае – стоимость игрушек, равная 765 тысячам рублей.

Ндс по медицинским товарам: перечень обновлен

Инфо

Для целей применения настоящего перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом примечания 1, а наименования позиций приведены только для удобства пользования, за исключением позиций перечня, отмеченных знаком «*», при применении которых необходимо руководствоваться как кодом товара, так и его наименованием. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.12.2010 N 1002, от 06.02.2012 N 97, от 30.06.2015 N 655) 4.

Ссылка в наименовании позиции на примечание к группе означает ссылку на примечание к соответствующей группе единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. (в ред.
Термин Определение Нормативно-правовые акты, раскрывающие основные понятия 1 Продовольственные товары Продукты переработанные или в натуральном виде, которые находятся в обороте и используются человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, безалкогольные напитки, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, жевательная резинка, пищевые добавки и биологически активные добавки Пункт 9 статьи 2 Федерального Закона от 28 декабря 2009г. N381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» 2 Печатные издания Это разнообразная продукция печати, которая состоит из периодически выпускаемые и одноразового издания, которые производятся с помощью специальных методов печати.

Ндс 10 процентов на медицинские изделия

Документ полезен? 0 m n 0 Комментарии Постановление Правительства Российской Федерацииот 15 сентября 2008 г. N 688″Об утверждении перечнейкодов медицинских товаров, облагаемых налогомна добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов» (в ред.

Постановлений Правительства РФ от 08.12.2010 N 1002,от 06.02.2012 N 97, от 11.10.2012 N 1038,от 26.02.2014 N 150, от 28.08.2014 N 870,от 30.06.2015 N 655, от 23.01.2018 N 50,от 20.03.2018 N 307) О применении кодов ТН ВЭД 2017 см. письмо ФТС России от 06.07.2017 N 06-83/Т-4126. Изменения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 20.03.2018 N 307, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г.; В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1.

Утвердить прилагаемые: Нов. ред.
Во избежание налоговых споров, предприятию, что занимается реализацией продуктов питания необходимо обзавестись сертификатами соответствия, особенно для подлежащих обязательной сертификации товаров.Перечень этих товаров утвержден постановлением Правительства РФ от 1.12.2009 г. № 982. Что касается импортных товаров, которые реализовываются на территории России и при этом облагаются ставкой НДС 10 процентов, то они систематизируются в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.

Как определить ставку ндс медицинских товаров

В решении Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 г. № 54 для таких товаров утверждены коды. 2.
N 150, от 28.08.2014 N 870,от 30.06.2015 N 655, от 23.01.2018 N 50,от 20.03.2018 N 307) I. Лекарственные средства, включая фармацевтические субстанции(в ред.

Постановления Правительства РФ от 28.08.2014 N 870) Пищевые субпродукты крупного рогатого скота, свиней, овец, коз, лошадей, ослов, мулов или лошаков, свежие, охлажденные или замороженные 0206 10 100 0 0206 22 000 1 0206 29 100 0 0206 30 000 1 0206 30 000 3 0206 41 000 1 0206 49 000 1 (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2012 N 97) 0206 80 100 0 0206 90 100 0 Добавлено: Постановление 50 от 23.01.2018 Правительства РФ Амбра серая, струя бобровая, циветта и мускус; шпанки; желчь, в том числе сухая; железы и прочие продукты животного происхождения, используемые в производстве фармацевтических продуктов, свежие, охлажденные, мороженые или обработанные иным способом для кратковременного хранения 0510 00 000 0 Нов.

ред.

Письмо Министерства финансов РФ
№03-07-07/56276 от 09.08.2018

В связи с письмом о применении освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость (далее — НДС) в отношении протезно-ортопедических изделий, очков корригирующих и линз для коррекции зрения Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС реализация на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в том числе:

  • медицинских изделий при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2021 года регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику)), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним;
  • очков корригирующих (для коррекции зрения), линз для коррекции зрения, оправ для очков корригирующих (для коррекции зрения).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2015 г. N 1042 утвержден перечень кодов вышеуказанных товаров, освобождаемых от налогообложения НДС, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) и Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) (далее — Перечень).

Учитывая изложенное, в целях применения освобождения от НДС при реализации протезно-ортопедических изделий, очков корригирующих и линз для коррекции зрения следует руководствоваться Перечнем. При этом требования о представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику)), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации, при реализации протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним, а также очков корригирующих (для коррекции зрения), линз для коррекции зрения, оправ для очков корригирующих (для коррекции зрения) в целях применения указанного освобождения Кодексом не установлено.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г.

Новый перечень медицинских товаров, освобожденных от обложения НДС (Никитин В.В.)

Быстрая навигация: Каталог статей Иные вопросы Новый перечень медицинских товаров, освобожденных от обложения НДС (Никитин В.В.)

Дата размещения статьи: 12.12.2015

В целях применения пп. 1 п. 2 ст. 149 и п. 2 ст. 150 НК РФ Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042 утвержден Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории РФ и ввоз которых на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) НДС (далее — новый Перечень). Начало действия документа — 13.10.2015.

Новый Перечень медицинских товаров пришел на смену трем предыдущим Перечням медицинских товаров.

В статье рассмотрены особенности и последствия применения нового Перечня.

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождается от обложения НДС реализация, а также передача для собственных нужд на территории РФ следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ:

— важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий;

— протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним;

— технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;

— очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных).

Ввоз этих товаров, а также сырья и комплектующих изделий для их производства на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, освобождается от налогообложения на основании п. 2 ст. 150 НК РФ.

Таким образом, на перечень медицинских товаров распространяются не только нормы пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, но и нормы п. 2 ст. 150 НК РФ.

До 13.10.2015 для целей применения пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ действовали следующие Перечни медицинских товаров:

— Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории РФ не подлежит обложению НДС (далее — Перечень медицинской техники), утвержденный Постановлением Правительства РФ от 17.01.2002 N 19;

— Перечень линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных), реализация которых не подлежит обложению НДС (далее — Перечень линз и оправ для очков), утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.03.2001 N 240;

— Перечень технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, реализация которых не подлежит обложению НДС (далее — Перечень технических средств для инвалидов), утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21.12.2000 N 998. Данный Перечень объединял две группы технических средств:

технические средства, включая автомототранспорт и материалы;

протезно-ортопедические изделия, сырье и материалы для их изготовления и полуфабрикаты к ним.

С 13.10.2015 действует новый Перечень, содержащий аналогичные медицинские товары:

— важнейшие и жизненно необходимые медицинские изделия;

— линзы и оправы для очков (за исключением солнцезащитных);

— технические средства, включая автомототранспорт и материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;

— протезно-ортопедические изделия, сырье и материалы для их изготовления и полуфабрикаты к ним.

Необходимость в обновлении Перечней, по нашему мнению, была связана со следующим:

— объединение трех Перечней в один значительно облегчает применение положений НК РФ;

— наименования товаров в старых Перечнях (кроме Перечня технических средств для инвалидов, который не содержал ссылки на классификаторы) содержали ссылки на коды ОК 005-93 «Общероссийский классификатор продукции» <1> (далее — ОКП), который утрачивает силу с 01.01.2016 <2>. В новом Перечне вместе с наименованиями товаров указаны:

— коды данного ОКП;

— коды единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза <3>.

<1> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301.

<2> Утрачивает силу с 01.01.2016 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст.

<3> Утверждена Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54.

В связи с этим облегчается использование одного и того же перечня для целей применения как пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, так и п. 2 ст. 150 НК РФ.

Рассмотрим, на что налогоплательщику необходимо обратить внимание в связи с утверждением нового Перечня.

Во-первых, с 01.01.2016 коды ОКП, указанные в новом Перечне, перестанут действовать. Вполне возможно, что вместо ОКП будет применяться ОК 034-2014 (КПЕС 2008) «Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности» <4>. В этом случае в новый Перечень будут вноситься соответствующие изменения.

<4> Утвержден Приказом Росстандарта N 14-ст.

Во-вторых, в абз. 1 пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ был приведен перечень важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий. В то же время ранее ему соответствовал Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники. Как можно заметить, термины в этих Перечнях использовались разные — «медицинские изделия» и «медицинская техника». Теперь термин один — в новом Перечне есть раздел «Важнейшие и жизненно необходимые медицинские изделия».

Понятие же медицинских изделий приведено в п. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: медицинские изделия — это любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.

В-третьих, Перечень технических средств для инвалидов ранее не имел ссылок на коды ОКП. В новом Перечне в разделе «Технические средства, включая автомототранспорт и материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов» указаны коды ОКП для отдельных медицинских товаров.

Медицинские товары и ОКП

В новом Перечне, как и в старых Перечнях, для товаров указаны соответствующие им коды ОКП. При применении кодов возникают споры.

В связи с этим для налогоплательщиков имеют важное значение разъяснения, данные в Письме Минздрава России от 25.03.2002 N 2510/2698-02-23 в отношении Перечня медицинской техники, которые мы вполне можем применить в отношении нового Перечня.

Из Письма следует, что принадлежность медицинских изделий к Перечню медицинских товаров определяется кодом ОКП. На первой ступени классификации данного Классификатора располагаются классы продукции (XX 0000), на второй — подклассы (XX X000), на третьей — группы (XX XX00), на четвертой — подгруппы (XX XXX0) и на пятой — виды продукции (XX XXXX). Поэтому перечисленные в Перечне группы медицинских изделий, а также входящие в них подгруппы и виды продукций должны освобождаться от обложения НДС.

Принадлежность каких-либо медицинских товаров к соответствующей группе Перечня должна определяться на основании принципа построения ОКП.

Пример. Чаще всего в новом Перечне указаны коды групп и подгрупп медицинских товаров.

В частности, в п. 6 нового Перечня приведены инструменты зондирующие, бужирующие (зонды, бужи, катетеры, трубки, канюли), а также сказано, что им соответствует код ОКП 94 3600.

Под таким кодом в ОКП значится группа «Инструменты зондирующие, бужирующие». Эта группа объединяет четыре подгруппы:

— зонды — код 94 3610;

— бужи — код 94 3620;

— катетеры — код 94 3630;

— трубки, канюли — код 94 3640.

Соответственно, инструменты, указанные в этих подгруппах, подлежат освобождению от обложения НДС.

В некоторых случаях поиск товаров по коду ОКП упрощен ввиду того, что в новом Перечне отражен код конкретного вида продукции. Например, в п. 15 нового Перечня поименованы весы платформенные медицинские (код ОКП 42 7434).

В Письме также обращено внимание на то, что названия продукции, указанные в регистрационных удостоверениях, сертификатах соответствия или иных документах на продукцию, могут не совпадать с названиями групп, подгрупп и видов медицинской техники по кодам ОКП. Поэтому, по нашему мнению, налогоплательщику необходимо обращать внимание на такой момент, потому что для подтверждения правомерности применения пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ необходимо иметь соответствующие документы, иначе возможны споры с налоговой инспекцией.

Особенности освобождения от налогообложения отдельных медицинских товаров

Рассмотрим разъяснения контролирующих органов, а также судов по поводу распространения положений пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ на отдельные товары. Несмотря на то что они касаются старых Перечней медицинских товаров, они могут быть применены и в отношении нового Перечня.

Технические средства, включая автомототранспорт и материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов. Как правило, в разд. 3 содержится не конкретный перечень технических средств, а описание предназначения объектов, к которому в качестве примера прилагается список некоторых технических средств. В связи с этим подходящим или не подходящим под описание в силу ряда причин можно признать один и тот же товар.

Например, в п. 28 нового Перечня предусмотрены, в частности, специальные средства для самообслуживания и ухода за инвалидами (в том числе подушки и матрацы профилактические, противопролежневые и ортопедические, кровати медицинские с подъемными приспособлениями, фиксаторами, стулья и кресла функциональные, на колесиках, со съемными элементами, поручни, оборудование для подъема и перемещения, специальные приспособления для пользования средствами личной гигиены). При применении этой нормы нужно учитывать, что перечень специальных средств для самообслуживания и ухода за инвалидами открыт, а в скобках отражены лишь некоторые средства. Соответственно, могут быть средства, которые используются для названных целей, но которые в примерах не приведены. По мнению автора, для подтверждения отнесения товара к специальным средствам для самообслуживания и ухода за инвалидами можно использовать данные технического паспорта, инструкции по эксплуатации, а также иных документов.

Вышеуказанный список товаров в п. 28 нового Перечня соответствует списку товаров, поименованных в п. 7 Перечня технических средств для инвалидов. Читателю будут интересны официальные разъяснения финансистов по поводу применения этой нормы:

— реализация лифтов пассажирских освобождается от обложения НДС, они используются как технические средства для самообслуживания и ухода за инвалидами (Письмо Минфина России от 20.03.2015 N 03-07-07/15428);

— реализация платформ подъемных для инвалидов освобождается от обложения НДС, если они используются как технические средства для самообслуживания и ухода за инвалидами (Письма Минфина России от 12.03.2015 N 03-07-07/13182, от 17.04.2013 N 03-07-07/12973). При этом в Письме от 18.06.2009 N 03-07-07/53 чиновники уточняли, что работы по монтажу подобной подъемной платформы для инвалидов НДС облагаются.

Исходя из приведенных разъяснений, следует, что налогоплательщику необходимо обращать внимание на документальное подтверждение предназначения данных средств именно для обслуживания инвалидов.

Линзы для коррекции зрения с пониженным светопропусканием. Согласно пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождается реализация очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных).

Из буквального прочтения пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ можно сделать вывод, что от налогообложения не освобождается реализация солнцезащитных очков и оправ к ним.

В разд. II «Линзы и оправы для очков (за исключением солнцезащитных)» нового Перечня указаны:

— линзы для коррекции зрения (код 94 8000) (линзы контактные, линзы для очков для коррекции зрения) (п. 21);

— оправы очковые (код 94 4265) (за исключением оправ для солнцезащитных очков) (п. 22).

Подкласс «Линзы для коррекции зрения» (код 94 8000 ОКП) включает в себя следующие группы продукции:

— линзы для коррекции зрения очковые с пониженным светопропусканием, окрашенные в массе (код ОКП 94 8300);

— линзы для коррекции зрения очковые с пониженным светопропусканием с покрытием-фильтром (код ОКП 94 8400);

— линзы для коррекции зрения очковые с пониженным светопропусканием фотохромные (код ОКП 94 8500).

В свете вышесказанного можно прогнозировать возникновение споров по поводу возможности освобождения от налогообложения реализации линз для коррекции зрения очковых с пониженным светопропусканием, относящихся к вышеприведенным группам, поскольку данная продукция, с одной стороны, предназначена для коррекции зрения, а с другой стороны, имеет защиту от солнца.

По аналогичному вопросу при применении утратившего силу Перечня линз и оправ для очков ранее возникали большие споры. Рассмотрим их.

В Перечне линз и оправ для очков были указаны:

— линзы для коррекции зрения — код 94 8000;

— очки — код 94 4260 (в части оправ очковых).

Минфин России в Письмах от 11.03.2005 N 03-04-05/01, от 27.03.2013 N 03-07-07/9763 разъяснял, что освобождение от налогообложения на реализацию линз для коррекции зрения с пониженным светопропусканием не распространяется. Он уточнял, что исключение для освобождения от обложения НДС в отношении солнцезащитных товаров распространяется не только на очки, но и на линзы для коррекции зрения.

Аналогичная позиция была высказана в Письме ФТС России от 16.03.2010 N 05-18/11824.

Суды придерживаются противоположной точки зрения (см., например, Постановления АС СКО от 21.04.2015 по делу N А53-16556/2014 <5>, ФАС МО от 04.09.2013 по делу N А41-41158/12, от 12.12.2012 по делу N А40-45933/12-72-338, ФАС ДВО от 22.10.2012 N Ф03-4592/2012 по делу N А51-533/2012).

<5> Определением ВС РФ от 26.08.2015 N 308-КГ15-9696 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ.

Арбитры исходили из того, что факт наличия у линз для коррекции зрения сопутствующей (дополнительной) функции по защите глаз от солнечного света не меняет основного предназначения товара как медицинского изделия, необходимого для восстановления зрения человека. Если линзы обладают двумя функциями (защита от солнечных лучей и коррекция зрения), то на их реализацию распространяются льготы по налогообложению независимо от того, какая функция первой названа в технических условиях.

Суды указывали, что, поскольку в Перечень линз и оправ для очков включены товары с кодом ОКП 94 8000, принадлежность медицинских товаров к этому Перечню определяется данным кодом ОКП. Следовательно, товары, входящие в группы «Линзы для коррекции зрения с пониженным светопропусканием», которые являются частью подкласса «Линзы для коррекции зрения» (код ОКП 94 8000), подлежат освобождению от уплаты НДС.

Также суды требовали от контролеров доказательств того, что линзы с пониженным светопропусканием относятся именно к солнцезащитным и не предназначены для коррекции зрения.

В свою очередь, Минфин и ФНС в 2014 и 2015 гг. не давали официальных разъяснений, из которых бы следовала неизменность их позиции или ее изменение.

В этом отношении примечательна Информация ФТС России «Обзор судебной практики таможенных органов по спорам, связанным с решениями таможенных органов об отказе в применении льготы по уплате налога на добавленную стоимость в отношении ввозимых в Российскую Федерацию линз для коррекции зрения с пониженным светопропусканием» <6>, где сказано, что в связи со складывающейся арбитражной практикой ФТС направила письмо в Минфин с предложением о рассмотрении вопроса об отнесении линз для коррекции зрения с пониженным светопропусканием к категории товаров, реализация которых не подлежит обложению НДС.

<6> Публикация на сайте http://customs.ru по состоянию на 18.06.2014.

Положительным относительно рассматриваемого вопроса можно считать появление проекта федерального закона N 829876-6 «О внесении изменения в пункт 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации», принятого 20.10.2015 Государственной Думой в первом чтении, которым предусматривается изложение абз. 7 пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ в новой редакции.

Напомним, что названная норма регламентирует освобождение от обложения НДС реализации, а также передачи для собственных нужд на территории РФ медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ.

Действующая редакция

Редакция, планируемая к принятию

…очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных)…

…очков корригирующих (для коррекции зрения), линз для коррекции зрения, оправ для очков корригирующих (для коррекции зрения)…

В пояснительной записке к проекту сказано, что действующая редакция пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ не позволяет однозначно определить правомерность использования освобождения от обложения НДС в отношении очков и линз с пониженным светопропусканием в случае, когда указанные товары обладают двумя функциями: защита от солнечных лучей и коррекция зрения. В связи с этим предлагается внести изменение в абз. 7 названной нормы, предусматривающее освобождение от обложения НДС операций по реализации очков для коррекции зрения и линз для коррекции зрения независимо от того, являются ли они солнцезащитными.

Будем надеяться, что новую редакцию указанной нормы примут, что позволит прекратить споры.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Налог на добавленную стоимость: общая информация

НДС признается одним из самых непростых фискальных инструментов налогового законодательства. Он сложен как для учета, так и для исчисления налога для перечисления в бюджет. Но не все организации обязаны заниматься учетом данного налога. Существуют специальные режимы, которые полностью освобождают плательщиков от обязательств по учету и выплатам.

В рамках поддержки малого и среднего бизнеса наше правительство предоставляет особые преференции конкретным направлениям бизнеса. Список видов деятельности по каждому из специальных налоговых режимов утвержден налоговым законодательством на федеральном уровне, местные органы власти имеют полное право вносить свои коррективы в части определения видов деятельности, ставок и т.д. Но единственное что объединяет все специальные режимы это полное освобождение от уплаты НДС. Что дает конкурентное преимущество перед крупными компаниями, которые могут легко вытеснить малых конкурентов за счет экономии на масштабе.

Данный налог относится к группе косвенных налогов, что говорит о том, что вся налоговая нагрузка падает на обычных потребителей. Предприятия увеличивают конечную цену товара или услуги на ставку налога. Читайте также статью: → «Операции не подлежащие налогообложению НДС. Список»

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Под систему налогообложения подпадают:

  • продажа товаров, работ, услуг;
  • ввоз товаров на территорию РФ.

Не облагаемые НДС товары

Так исторически сложилось, что налоговая система обладает одной из самых главных функций – это фискальная функция. Государство пополняет свой бюджет посредством сбора налогов для реализации различных государственных социально значимых проектов. Но есть ряд направлений деятельности, которые изначально не подпадают под эту функцию. Во первых это те же социально значимые направления, реализуемые товары которых не могут по каким-либо причинам вступать в правовую рыночную конкуренцию не влияя при этом на некоторые слои населения. А во вторых это те отрасли бизнеса, которые, по мнению нашего государства, именно в данный момент требуют поддержки для развития и становления. Очень яркий пример это реализация программы по импортозамещению, поддержка производителей для вытеснения иностранных производителей с внутреннего рынка.

Льготный режим Полное освобождение Ставка 0% Ставка 10%
Группы товаров и услуг — Медицинская продукция;

— Образовательные услуги;

— Государственные услуги;

— Продажа недвижимости;

— Услуги общественного транспорта;

-Социальное обслуживание;

— Ритуальные услуги;

— Банковские услуги и т.д.

— Космическая деятельность;

— Экспорт товаров и услуг (в том числе энергоносителей);

— Международные перевозки;

— Судостроительная деятельность.

— Продукты питания;

— Детские товары;

— Медицинская продукция;

— Образовательная и научная литература и т.д.

Примечание: Отличие ставки 0% для налога от полного освобождения от уплаты в том, что применение данной ставки не снимает ответственность за ведение учета и отчетности по данному налогу, а также организация вправе применять налоговый вычет по входящему НДС.

Распространенные вопросы и ответы на них

Вопрос №1. Кто не имеет право получить освобождение от уплаты налога

В соответствии с законодательством не имеют право получить освобождение из тех, кто в принципе подпадают по определенным требованиям кодекса под данный законом, лишь те кто использует в своей деятельности подакцизные товары (алкогольную продукцию, табачные изделия и т.д.)

Вопрос №2. На какой срок можно получить освобождение от уплаты налога

Максимальный срок, на который можно получить в налоговых органах освобождения от уплаты налога составляет 12 месяцев.

Вопрос №3. Как можно получить разрешение от налоговой службы о снятии обязательств по уплате налога

Применение данного налогового послабления носит заявительный характер и о переходе на использования в своей деятельности освобождения надо заявить не позднее двадцатого числа месяца, в котором организация начал применять данный режим.

Вопрос № 4. Какие документы нужны для правового подтверждения использования права на освобождение

  1. Заявление по специальной форме, утвержденной Минфином, которую можно получить в отделение налоговой службы;
  2. Справка, сформированная на основе бухгалтерского баланса;
  3. Справка, сформированная на основе книги продаж.

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:
Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓
Юридическая Консультация бесплатная
Москва, Московская область звоните: +7 (499) 288-17-58

Звонок в один клик
Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

Звонок в один клик
Из других регионов РФ звоните: 8 (800) 550-34-98

Звонок в один клик

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *