Место регистрации ИП

Возможна ли регистрация ИП не по адресу места жительства или без прописки

Адрес регистрации ИП является обязательной информацией, представляемой заявителем при подаче документов.

Согласно ст. 2 закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения…» от 25.06.1993 № 5242-I адрес может быть постоянным (место проживания) или временным (место пребывания). В законе № 129-ФЗ не уточняется, каким должен быть адрес при подаче заявления. Поэтому информация о месте жительства заявителя подается в налоговый орган (п. 1 ст. 22.1 закона № 129-ФЗ) в виде:

  • копии паспорта, где содержится адрес регистрации (страницы 5–12);
  • подлинника или копии свидетельства о регистрации по месту жительства по форме 8, если в паспорте информации о прописке не имеется;
  • подлинника или копии свидетельства о регистрации по месту пребывания формы 3.

Таким образом, допускается регистрация ИП как по месту жительства, так и по месту пребывания. Последнее — в том случае, если у лица отсутствует место жительства. Эта позиция подтверждается:

  • вышеуказанным п. 1 ст. 22.1 закона № 129-ФЗ;
  • п. 14.2.05.65 письма ФНС России от 31.01.2014 № СА-4-14/1645@;
  • судебной практикой, в частности постановлением ФАС Центрального округа от 22.09.2009 по делу № А68-1402/09.

Регистрация ИП без регистрации по месту жительства либо пребывания (в обиходе — прописки) не допускается.

Как зарегистрировать ИП в другом регионе

Регистрация ИП не по месту прописки законом не дозволяется: подп. «б» п. 1 ст. 23 закона № 129-ФЗ предусмотрен отказ в предоставлении данной госуслуги по причине подачи документов в ненадлежащий отдел ФНС. То есть имеется территориальная привязка регистрирующего органа к месту проживания заявителя.

Если заявитель не может прийти в надлежащий отдел ФНС лично, он может подать документы другими способами:

  1. Поручить регистрацию ИП в другом регионе (как пример) доверенному лицу.
  2. Отправить документы почтой (подпись на заявлении должна быть заверена у нотариуса).
  3. Сформировать и отправить электронные документы (для этого нужно зарегистрироваться на официальном сайте ФНС или портале «Госуслуги»).

При этом может возникнуть проблема с оплатой госпошлины, ведь деньги должны поступить в нужный отдел. Об этом читайте в наших статьях:

  • «Квитанция на уплату госпошлины при регистрации ИП»;
  • «Госпошлина за регистрацию ИП в 2018 году».

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если предприниматель зарегистрирован в одном регионе, а ведет деятельность в другом, отчетность по своему бизнесу он должен подавать по месту регистрации ИП.

В настоящее время ведомствами ведется работа по отмене территориальной привязки. Подробнее об этом читайте здесь: «Какие документы нужны для самостоятельной регистрации ИП?».

Постановка на учет ИП в другом регионе: пример

Итак, по месту осуществления деятельности можно только встать на учет как налогоплательщику.

Разберем, как это делается, на примере перехода на ЕНВД:

  1. Предприниматель регистрируется по месту жительства по общим правилам.
  2. Он занимается деятельностью в ином регионе, где разрешено использовать ЕНВД, соблюдает условия ст. 346.26 НК РФ.

Отметим, что виды такой деятельности перечислены в ст. 346.29 и установлены актами на уровне районов, городских округов и городов федерального значения.

  1. Предприниматель начинает применять вмененку в любое время по собственному решению и в течение 5 дней после этого подает заявление ЕНВД-2 в налоговый орган по месту нахождения торговой точки.
  2. В дальнейшем он контролирует соблюдение всех условий и отчитывается по ним перед ФНС по месту ведения деятельности.

Подробнее о переходе на ЕНВД читайте здесь: «Как осуществляется переход на ЕНВД?».

Какие документы должен вести индивидуальный предприниматель

Своевременно и грамотно составленная отчетность — обязательное условие для долгой жизни любого малого и среднего бизнеса. Какие документы должны быть у индивидуального предпринимателя (ИП)? Какую отчетность как предприниматель и как работодатель он должен вести? Чтобы избежать проблем, главное — знать четкие ответы на эти вопросы и предоставлять требуемые данные в нужное время и в нужном формате.

По сравнению с прочими сложностями предпринимательской жизни регистрация ИП — простая и быстрая процедура. Она требует точного соблюдения регламента, выполнив который, вы приобретаете заветный статус индивидуального предпринимателя уже через три дня. Казалось бы, главное позади, и теперь вы можете со спокойной совестью вести предпринимательскую деятельность. Но это лишь начало. Вместе со статусом ИП на ваши плечи ложится ответственность за своевременную и грамотно составленную отчетность, оформленную в соответствии со спецификой вашего бизнеса.

Полный перечень документов, которые должен вести ИП, определить сложно. Их список зависит от множества факторов: сферы деятельности бизнеса, места регистрации предприятия, условий труда и в некоторых случаях даже от личного выбора самого предпринимателя.

В любом случае, перед тем как готовить список необходимых документов, нужно прежде всего четко определиться с тем, какой вид налогообложения вам удобен и будут ли в вашей компании сотрудники.

Какие бухгалтерские документы должен вести ИП без сотрудников?

Самый простой путь ведения своего бизнеса — ИП без найма дополнительных сотрудников. В таком случае вы сами себе хозяин в ведении дел, у вас нет обязанности выплачивать заработную плату и — что особенно важно — вести дополнительную отчетность. Тем не менее полностью отказаться от ответа перед государством не получится, налоговые обязательства никто не отменял.

Вступая на предпринимательский путь, вы сразу оказываетесь перед выбором: вести свою деятельность в общем налоговом режиме или избрать альтернативный путь одного из специальных налоговых режимов. Каждому из них соответствует своя форма налоговой отчетности.

Общий налоговый режим

Выбрав общий налоговый режим, индивидуальный предприниматель должен вести и своевременно предоставлять в налоговые органы:

Декларацию по форме 3-НДФЛ:

  • предоставляется в срок до 30 апреля;
  • уплата налога за год производится до 15 июля;
  • заполнить и сдать декларацию можно и в бумажном, и в электронном виде.

Декларацию по форме 4-НДФЛ:

  • предоставляется в случае получения в течение года доходов от предпринимательской деятельности;
  • сдается не позднее пяти дней после окончания месяца, в котором получены такие доходы.

Декларацию по НДС:

  • предоставляется не позднее 25-го числа, следующего за истекшим кварталом;
  • сдается только в электронном виде;
  • налог уплачивается ежеквартально, до 25-го числа месяца, следующего за расчетным кварталом.

Книгу покупок НДС (примеры отражения записей по счетам-фактурам в книге покупок и книге продаж с указанием кодов видов операций)

Книгу продаж НДС

Книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя (КУДиР)

Специальные налоговые режимы

Как правило, общий налоговый режим отчетности оказывается более простым в понимании, но не всегда наиболее выгодным. Для облегчения жизни малых предпринимателей государством были введены специальные налоговые режимы.

УСН

Самый распространенный и простой из специальных режимов — Упрощенная система налогообложения (УСН) — заменяет сразу три налога. УСН дает ИП право не платить НДС, НДФЛ и налог на имущество. Все остальные налоги платятся в том порядке, который предусмотрен для ИП при общем налоговом режиме.

Поэтому основные документы, которые должен вести ИП на УСН — это:

Налоговая декларация

  • предоставляется по итогам отчетного года не позднее 30 апреля следующего года;
  • в случае закрытия ИП необходимо подать декларацию не позднее 25-го числа следующего месяца.

Книга учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя (КУДиР)

ЕСХН

Отдельный налоговый режим разработан специально для тех предпринимателей, которые производят сельхозпродукцию. В случае если ИП подпадает под категорию Единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), он обязан вести те же документы, что и предприниматели при УСН — Декларацию и КУДиР.

ЕНВР

Выбрав Единый налог на вмененный доход (ЕНВР), независимо от объемов заработка, вы будете платить фиксированные 15% от вмененного дохода. При выборе такого режима налоговой отчетности из всего перечня документов вы должны вести:

  • Налоговую декларацию — сдается по итогам каждого квартала не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
  • Учет физических показателей (например, площадь торгового места, количество сотрудников и т.д.).
  • Книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя (КУДиР) в данном случае вести не требуется

ПСН

Еще один вариант налогового режима — Патентная система налогообложения (ПСН). Стоимость патента будет зависеть от вида деятельности ИП. Однако обязательным документом в любом из случаев является только Книга учета доходов (КУД).

Подробную информацию о разных налоговых режимах и о формах обязательной отчетности каждого ИП можно получить на официальном сайте ФНС, в разделе с детальной информацией о налоговых документах, которые должен предоставлять каждый ИП.

Какие документы должен вести ИП как работодатель?

Если все-таки без дополнительной помощи ИП не обойтись и к работе привлекаются наемные сотрудники, необходимо вести специальные документы. Наем сотрудников на работу возлагает дополнительное бремя ответственности и отчетности.

Начав предпринимательскую деятельность, вы попадаете под регулярный контроль Федеральной налоговой службы (ФНС), Пенсионного фонда России (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС).

Так, в каждый из вышеперечисленных органов индивидуальный предприниматель как работодатель должен предоставлять свой комплект отдельных документов.

ФНС

Федеральная налоговая служба требует от ИП с сотрудниками:

  • Отчетность по форме 2-НДФЛ — до 1 апреля следующего года.
  • Среднесписочную численность работников (www.glavbukh.ru)подается по итогам отчетного года не позднее 20 января следующего года, в случае закрытия ИП среднесписочная численность подается не позднее фактической даты снятия с учета.

ФСС

В Фонд социального страхования необходимо предоставлять отчетность по форме 4-ФСС:

  • на бумажном носителе — не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;
  • в электронном виде — не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

ПФР

Пенсионный фонд требует от каждого ИП как работодателя:

Отчетность по форме РСВ-1

  • необходимо указать данные в целом по организации и отдельно данные индивидуального учета по каждому сотруднику;
  • в печатном виде требуется предоставить расчет не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом;
  • в электронном — не позднее 20-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом.

Отчетность по форме СЗВ-М

  • сдается ежемесячно, не позднее 10-го числа следующего месяца.

Какие кадровые документы должен иметь ИП?

Каждый ИП как работодатель должен иметь ключевые кадровые бумаги.
Оформление сотрудников на работу при любой форме ИП подразумевает наличие отчетности в виде следующих документов:

  • Контракт в двух экземплярах
  • Приказ о приеме сотрудника на работу
  • Должностная инструкция
  • Штатное расписание и график оплачиваемых ежегодных отпусков
  • Правила внутреннего распорядка
  • Личные карточки сотрудников по форме Т-2

Кроме того, для общего ведения кадровой документации требуется вести следующие отчетные документы:

  • Табель учета рабочего времени
  • График отпусков
  • Штатное расписание
  • Книга учета движения трудовых книжек, а также их вкладышей
  • Приходно-расходная книга по учету бланков строгой отчетности

В целом оформление нового работника в рамках ИП не очень сложная процедура. Главное — вести полный кадровый учет и документооборот. А своевременное заполнение всех необходимых форм по трудоустройству позволит избежать неприятных и неожиданных трудностей с контролирующими государственными органами и, что не менее важно, самими сотрудниками.

Анастасия Сухорослова

Дата публикации: 26 сентября 2016

Документация для государственной регистрации ИП

В процессе государственной регистрации ИП заявитель передает в регистрирующую службу пакет документов. Именно на основе представленных данных будет вынесен вердикт о присвоении статуса индивидуального предпринимателя либо об отказе в производстве данный действий.

Госрегистрация ИП требует подготовки следующего комплекта документов:

  1. Заявление о регистрации по форме, утвержденной уполномоченной службой;
  2. Квитанция о внесении денежных средств в счет государственной пошлины в размере 800 рублей;
  3. Уведомление о выборе УСН в качестве системы налогообложения (при необходимости).

При обращении в регистрирующую службу заявитель предъявляет свой паспорт для удостоверения личности. Если от его имени действует представитель, то предоставляется также доверенность и паспорт представителя.

Заявление о регистрации ИП должно быть составлено по форме Р21001. В нем указывает ФИО заявителя, его ИНН, пол, дата и место рождения. Также в заявление вносятся данные о месте регистрации и документе, удостоверяющем личность. Перед оформлением обращения необходимо определиться с будущими видами деятельности для подбора кодов ОКВЭД, их также надо указать в форме Р21001.

Передача документов в орган регистрации ИП

Передачу документов в орган регистрации ИП можно осуществляться несколькими способами. Возможность передать заявление удаленно заинтересует тех заявителей, которые проживают не по месту постоянной регистрации и не имеют возможность выехать туда. По закону ИП могут зарегистрироваться только по постоянной прописке. Исключение предусмотрено для лиц, которые ее не имеют. Им разрешено передавать документы по месту временной регистрации.

Итак, предоставить документы в налоговую службу, наделенную полномочиями регистрирующего органа, можно следующими способами:

  1. лично;
  2. через представителя;
  3. по почте;
  4. в электронном виде.

Представитель вправе как передать документы, так и получить готовое свидетельство о присвоении статуса ИП, если такие полномочия представлены ему по доверенности, заверенной у нотариуса.

Если заявитель направляет заявление и приложения к нему по почте, то ему надо обратиться к нотариусу. Он заверит роспись будущего ИП на заполненной им форме Р21001. Только так заявление будет принято налоговой службой.

Новым способом передачи документов является их направление в адрес регистрирующей службы в электронном виде. Здесь предусмотрено два варианта:

  1. передача заявления с последующей обязанностью явиться в регистрирующее учреждение с оригиналами документов для получения свидетельства;
  2. предоставление заявления и документов в электронной форме. Для этого у заявителя должна быть ЭЦП. Передать документы можно через официальный сайт ФНС или Портал Госуслуг, следуя размещенным инструкциям.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *