Как сделать баланс

Формы для формирования

Бухгалтерский баланс должен составляться в определенной форме для представления в удобном виде пользователям. Обычно он оформляется по форме №1, которая утверждена Минфином в 2010 году. Бланк не носит обязательного характера, поэтому может модифицироваться в зависимости от особенностей предпринимательской деятельности и потребностей компании.

Для внутреннего использования создаются разнообразные формы, классифицирующиеся по различным основаниям:

  1. По периодичности: сальдовый (на определенную дату) и оборотный (оборот за конкретный период).
  2. По исходным данным: инвентарный или учетный баланс.
  3. По учету регулирующих статей.
  4. В зависимости от объема: полный и краткий (упрощенный) отчет.
  5. Документ может быть предварительным, промежуточным, окончательным, прогнозным.
  6. Относительно события: вступительный, объединительный, разделительный, ликвидационный.

Данный список не является закрытым. Существуют и другие классификации форм отчета, применяемые предприятиями в зависимости от своих потребностей, интересов, особенностей.

Правила и техники составления

При заполнении документа необходимо учесть следующие наиболее важные правила:

  1. Формирование баланса на 31 декабря.
  2. Отражение аналогичных показателей за два предшествующих года (также на 31 декабря). Их можно взять из предыдущей отчетности.
  3. Использование для заполнения сведений оборотно-сальдовой ведомости.
  4. Показатели вносятся целыми числами с округлением по обычным математическим правилам.
  5. Суммы указываются в тысячах или миллионах рублей в зависимости от их размера.
  6. По строчкам, в которых у компании нет сведений, проставляются прочерки.
  7. Отрицательные показатели вносятся в круглые скобки и вычитаются при расчете итоговых значений.

Главное правило бухгалтерского баланса: равенство итоговых значений активов и пассивов. Если оно не соблюдено, сдавать отчет в государственные органы нельзя.

Имеются некоторые важные нюансы, которые необходимо учесть при оформлении документа:

  • показатели начала отчетного периода должны соответствовать данным конца предыдущего;
  • у всех сведений должно быть подтверждение.

Пример заполнения на 2018 год

Для правильного составления бухгалтерского баланса на 2018 год стоит воспользоваться наглядными примерами по заполнению.

Таблица 1 – Заполнение внеоборотных активов компании.

Кодировка Дебетовое сальдо/порядок расчета, пояснения Сумма, тыс. руб.
1110 Дт сч. 08.5 (поступление) + Дт сч. 04 – Дт сч. 05 3200
1120 Дт сч. 04
1130 Дт сч. 08 (отражение расходов на освоение природных ресурсов, если оно ведется) применяется субсчет по НПА
1140 Дт сч. 08 (отражение затрат, понесенных при освоении природных ресурсов компаниями, использующими их) берется субсчет по затратам на МПА
1150 Дт сч. 01 – Кт сч. 02 + Дт сч. 08 (берется субсчет по учету ОС, которые не введены в эксплуатация) 2785868
1160 Дт сч. 03 – Кт сч. 02 (используется субсчет по амортизации средств, которые имеют отношение к доходным вложениям)
1170 Дт сч. 58 + Дт сч. 55 (субсчет по депозитам) + Дт сч. 73 (корреспондирующий субсчет расчетов по займам) – Кт сч. 59 (берется субсчет по учету резервов по долгосрочным фин. обязательствам) 413563
1180 Дт сч. 09 19712
1190 Все остальные внеоборотные активы компании, не включенные в отдельные строчки 1082222
1110 Суммирование всех строчек 4304565

Таблица 2 – Порядок внесения оборотных активов.

Кодировка Показатель/порядок расчета, пояснения Практический пример: сумма, тыс. руб.
1210 Дт сч. 41 – Кд сч. 42 + Дт сч. 15 + Дт сч. 16 — Кт сч. 14 + Дт сч. 97 + сумма остатков по счетам 10, 11, 43, 45, 20, 21, 23, 29, 44 5888095
1220 Дт сч. 19 3632
1230 Из суммы дебетовых сальдо по счетам 60, 62, 68-71, 73, 75, 76 вычитается Дт сч. 63 378790
1240 Из суммы дебетовых сальдо по счетам 55 (используется субсчет по депозитам), 58, 73 (берется субсчет по расчетам по займам) вычитается Дт 59 1059000
1250 Складываются дебетовые сальдо счетов 50-52, 55, 57 и вычитается сальдо субсчета 55 по депозитам 5463
1260 Остальные оборотные активы компании, не включенные в отдельные строчки 87785
1200 Суммирование всех строчек 7422765
1600 Суммирование итогов разделов 1 и 2 (стр. 1100 + стр. 1200) 11727330

Таблица 3 – Внесения капиталов и резервов компании.

Кодировка Сальдо/порядок расчета, пояснения Практический пример: сумма, тыс. руб.
1310 Кт сч. 80 9767
1320 Дт сч. 08
1340 Кт сч. 83 (используется субсчет по сумма дооценки ОС и НМА) 18226
1350 Кт сч. 83 (кроме суммы, отраженной в строчке 1340)
1360 Кт сч. 82 488
1370 Кт. сч. 84 1019779
1300 Суммирование всех строчек 10348260

Таблица 4 – Отражение долгосрочных обязательств фирмы.

Кодировка Сальдо/порядок расчета, пояснения Практический пример: сумма, тыс. руб.
1410 Кт сч. 67 (отражается размер начисленных процентов, со временем погашения не больше одного года)
1420 Кт сч. 77 262767
1430 Кт сч. 96
1450 Отражается задолженность, не включенная в отдельные строчки раздела
1400 Суммирование всех строчек 262767

Таблица 5 – Внесение краткосрочных обязательств предприятия.

Кодировка Порядок расчета, сальдо счетов, пояснения Практический пример: сумма, тыс. руб.
1510 Сложение кредитового сальдо по счетам 66 и 67 (размер начисленных процентов, срок погашения которых больше одного года) 100000
1520 Сумма кредитовых сальдо по счетам: 60, 62, 68-71, 73, 75 (задолженность до года), 76 904685
1530 Суммирование кредитовых сальдо по счетам 86 и 98
1540 Кт сч. 96 (лишь обязательства сроком больше одного года) 111618
1550 Иная задолженность с кратким сроком погашения
1500 Общий результат всех строчек 1116303
1700 Суммирование итогов всех разделов пассива 11727330

После распределения по балансу показателей из оборотно-сальдовой ведомости подсчитываются итоговые параметры:

все активы, отражаемые по строчке 1600: 4304565 + 7422765 = 11727330 тыс. руб.; все пассивы по строчке 1700: 10348260 + 262767 + 1116303 = 11727330 тыс. руб..

Полученные результаты необходимо сравнить. Если они равны, значит, документ составлен правильно.

Бухгалтерский баланс представляет собой отчетность, которая является обязательной практически для каждого предприятия. Данный документ необходим для полного отображения процессов, которые имеет место внутри компании, но не все имеют представление о том, как правильно его составить. Особенно актуален данный вопрос для людей, которые только что зарегистрировали предприятие и столкнулись с такой процедурой впервые. Рассмотрим такой вопрос в нашей статье на примере для чайников и попробуем сформулировать ряд рекомендаций, способных оказать помощь в составлении бухгалтерского баланса.

Строение баланса

Прежде чем приступить к рассмотрению таких вопросов, следует отметить, что бухгалтерский баланс позволяет составить прогноз развития предприятия на ближайшую и долгосрочную перспективу. Иными словами, при помощи бухгалтерского баланса определяется финансовая состоятельность компании и ее экономический статус, стойкость организации и уровень ее взаимодействия с другими фирмами.

Бухгалтерский баланс имеет определенное строение. В документе предусмотрено две таблицы. Первая таблица – это активы компании, а вторая – пассивы:

К активу можно отнести все имущество предприятия, которое можно перевести в денежное выражение. В группу таких активов входят: оборудование, транспортные средства, строения, которые находятся во владении компании. Также в активы предприятия входят суммы, которые ему должны другие юридические лица. Все указанные показатели отображаются в балансе в стоимостном выражении. Иными словами, актив – это вся собственность и имущество, которые имеются в распоряжении предприятия.

Актив имеет свою структуру, в рамках которой указываются внеоборотные активы. К данной группе принадлежат средства, которыми предприятие пользуется длительное время для осуществления предпринимательской деятельности – это здания, сооружения, оборудование. Второй раздел активов – оборотные активы, которые обозначают сумму средств, которые используются компанией непродолжительный период и постоянно нуждаются в пополнении – это материалы, запасы, сырье:

Пассив используется для отображения источников поступления средств, которые указываются в Активе баланса. Данный раздел также имеет свою структуру и в него входят блоки: уставной и собственный капитал компании, займы и кредиты, внешние обязательства. Три основных раздела называются:

  • средства, принадлежащие компании;
  • сумма долгосрочных обязательств;
  • заработная плата и кредиторская задолженность перед поставщиками.

Основная задача при составлении баланса – это достижение равенства между этим двумя частями. Документ составляется по форме 1, утвержденной еще в 2010 г. Данная форма скорее рекомендованный документ и может быть видоизменена в связи с особенностями работы предприятия. Для того, чтобы было понятно, как рассчитывается баланс, приведем простой пример:

Техника и порядок составления бухгалтерского баланса

Бухгалтерский баланс формируется ответственным лицом в ходе заполнения отдельных строк бланка. При заполнении необходимо учитывать особенности деятельности компании, а также, правильно распределять показатели.

Обе таблицы отчета включают в себя строки, где указываются показатели, характеризующие финансовое положение компании и для каждой предусмотрен отдельный порядковый номер с наименованием позиции.

Итоговая сумма актива формируется исходя из внесенных показателей, путем их сложения:

По такому же принципу заполняется и пассив баланса:

Если в отдельные строки баланса будет внесен нулевой показатель, то данный факт следует отразить в сопроводительной документации. При заполнении используются обозначения в тысячах или миллионах рублей. Выбор показателя определяется в шапке формы при заполнении баланса:

Составить баланс достаточно просто, если иметь представление о правилах его формирования, а также учитывать особенности и нюансы распределения активов и пассивов фирмы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *