Как работать с госзакупками

Как начать участвовать в торгах?

Для того чтобы подать заявку и принять участие в торгах, необходимо заранее подготовить все документы, подтверждающие ваше соответствие требованиям закона. Изучить документацию конкретной закупки и подготовить документы, которые убедят заказчика, что ваш товар (работы, услуга) полностью соответствуют его требованиям. Работа в сфере государственного заказа требует системного подхода. Поэтому для того, чтобы избежать организационных сбоев, участнику целесообразно заранее определить для своей компании перечень мероприятий, которые необходимо провести, а также их последовательность, сроки и ответственных лиц.

При этом помимо сроков, которые установлены законом, необходимо также учитывать фактические сроки, необходимые для подготовки тех или иных документов. Планированием участия нужно заниматься заблаговременно. На практике подготовка пакета документов для участия в государственном тендере может занять до 20 календарных дней (в зависимости от условий закупочной процедуры). И срок подачи заявок может оказаться короче.

Перед вами фрагмент вебинара «Участие в государственных торгах. С чего начать?»:

Вопросы привлечения экспертов

Если закупка осуществляется у единственного поставщика, то согласно ст. 94 № 44-ФЗ заказчик привлекает экспертов или экспертные организации к проведению экспертизы товара, работы, услуги, когда проводится:

  • оценка конкурсной документации и заявок, а также соответствие участников конкурса дополнительным требованиям заказчика — в рамках предквалификационного отбора участников конкурса;
  • приемка поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

Эксперт при осуществлении приемки должен оценить представленные исполнителем результаты исполнения контракта на предмет соответствия его условиям.

Чаще всего заказчик принимает решение о привлечении к приемке эксперта, экспертной организации по своему усмотрению, однако в ряде случаев их участие в приемке является обязательным. К ним относятся следующие случаи осуществления закупки у единственного поставщика:

  • закупка у исполнителя, определенного указом или распоряжением Президента РФ, постановлением или распоряжением Правительства РФ;
  • выполнение работы по мобилизационной подготовке в РФ;
  • закупка российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов;
  • закупка услуг при чрезвычайных происшествиях;
  • поставка культурных ценностей для пополнения госфондов;
  • закупка товара, работы, услуги у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ и заключение контрактов в целях трудоустройства осужденных;
  • закупка произведений литературы и искусства, исполнений, фонограмм у лица, которому принадлежат исключительные права на них;
  • закупка услуг по организации участия в мероприятии, проводимом для нужд нескольких заказчиков;
  • закупка услуг по техническому и авторскому надзору;
  • закупка услуг, связанных с обеспечением визитов представителей иностранных государств;
  • закупка для обеспечения деятельности объектов государственной охраны;
  • заключение контракта после признания несостоявшимся определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • закупка лекарственных препаратов для назначения пациенту при наличии медицинских показаний по решению врачебной комиссии.

Для привлечения к осуществлению закупки эксперта, экспертной организации заказчику необходимо их выбрать и заключить с ними контракт. Заключить контракт лучше заранее, т.к. для выбора эксперта, экспертной организации и заключения контракта необходимо время. На практике это может занять от двух недель до трех месяцев.

В качестве эксперта может выступать физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла (п. 15 ст. 3 44-ФЗ).

В качестве экспертной организации выступает юридическое лицо. Работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла.

Рекомендуем дистанционный онлайн-курс «Участие в государственных, корпоративных и регламентированных закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ». Профпереподготовка, 256 ак.часовЭксперты осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам.

Но не каждое лицо, обладающее такими познаниями, опытом, квалификацией, может быть привлечено заказчиком в качестве эксперта, экспертной организации.

В части 2 статьи 41 Закона № 44-ФЗ определен перечень лиц, которые не могут привлекаться к проведению экспертизы. К ним относятся лица, с помощью которых заказчик или поставщик прямо и (или) косвенно может оказывать влияние на результат проводимой экспертизы, в частности:

  • лица, являющиеся либо являвшиеся в течение двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, должностными лицами или работниками заказчика или поставщика;
  • лица, имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;
  • близкие родственники, усыновители или усыновленные руководителя заказчика, членов комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы, контрактного управляющего, должностных лиц или работников поставщика либо лица состоящие с ними в браке;
  • юридические лица, в которых заказчик или поставщик имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов либо более чем 20% вкладов, долей.

Эксперт или экспертная организация обязаны письменно уведомить заказчика и поставщика о допустимости своего участия в проведении экспертизы и отсутствии оснований для недопуска к ее проведению (здесь закон не уточняет, какие именно доказательства должен предоставить эксперт).

Посмотрите советы поставщикам от эксперта по торгам Олега Бирули.

.

Как стать специалистом по тендерам – рекомендуем вебинар поставщикам, которые планируют начать участие в государственных торгах, а также всем, кто желает получить или систематизировать свои знания об участии в торгах.

Здравствуйте, уважаемые читатели онлайн школы “Азбука тендеров”! В этой статье мы хотим рассмотреть вопрос, связанный с регистрацией участников закупок (поставщиков) в единой информационной системе (сокращенно ЕИС). До недавнего времени регистрацию на официальном сайте zakupki.gov.ru проходили только организации, размещающие заказы (Заказчики). Однако в декабре 2017 года был принят Федеральный закон № 504-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”. Согласно этого закона с 1 января 2019 года обязательную регистрацию на сайте ЕИС должны будут проходить и участники закупок. Но давайте обо всем по порядку.

Для чего будет нужна участникам регистрация на сайте единой информационной системы?

В настоящее время в рамках 44-ФЗ в электронном виде проводится только одна единственная процедура — аукцион в электронной форме. Электронные аукционы проводятся на 6-ти специально отобранных электронных торговых площадках (сокращенно ЭТП). И для того чтобы иметь возможность принимать участие в этих аукционах, участник должен пройти аккредитацию на электронных площадках. А поскольку Заказчики никак не ограничены в выборе площадок для проведения электронных аукционов, то проходить аккредитацию поставщикам приходится на всех 6-ти площадках, дабы не упустить возможность принять участие в нужной для них закупке.

С 1 июля 2018 года Заказчики получат право проводить в электронном виде не только аукционы, но и конкурсы, запросы предложений, а также запросы котировок. Все эти закупки будут проводиться на ранее утвержденных ЭТП, пока Правительство не определит список новых площадок.

А вот уже с 1 января 2019 года Заказчики будут обязаны проводить все закупки исключительно в электронном виде. В связи с этим на сайте ЕИС появится Единый реестр участников закупок, в который будет включаться информация о каждом поставщике. Ведение данного реестра будет закреплено за Федеральным казначейством. Сейчас же такие реестры аккредитованных участников закупок ведутся операторами ЭТП отдельно на каждой площадке.

С 1 января 2019 года регистрация участников закупок в единой информационной системе станет обязательным условием для получения возможности принимать участие во всех электронных закупках, проводимых в рамках 44-ФЗ.

Таким образом поставщик сначала будет проходить регистрацию в ЕИС, а затем операторы электронных площадок не позднее рабочего дня, следующего после дня регистрации поставщика в единой информационной системе, будут осуществлять аккредитацию такого участника на электронной площадке. Данная аккредитация осуществляется путем информационного взаимодействия электронной площадки с ЕИС.

Таким образом, пройдя регистрацию на сайте zakupki.gov.ru, Вы автоматически будете аккредитованы на всех электронных площадках. Для поставщиков это несомненный плюс, поскольку не нужно тратить время на аккредитацию на каждой из площадок. При этом срок аккредитации останется прежним — 3 года. А не ранее чем за 6-ть месяцев до конца регистрации участника в ЕИС, он будет вправе пройти регистрацию на новый срок.

Стоит отметить что когда до окончания регистрации поставщика в ЕИС останется 4-е месяца, он получит соответствующее уведомление от сайта о необходимости продлить регистрацию на новый срок. Если участник заранее не побеспокоится о продлении срока своей регистрации, то за 3-и месяца до окончания срока регистрации у него пропадет возможность подавать заявки на участие в электронных процедурах. Поэтому очень важно вовремя проходить перерегистрацию на сайте ЕИС.

Нюансы регистрации поставщиков в ЕИС

Ниже мы привели список важных нюансов, касающихся регистрации участников закупок на сайте zakupki.gov.ru:

  1. Регистрация будет осуществляться в электронном виде;
  2. Плата за регистрацию отсутствует;
  3. Информация об участнике и его документы вносятся в единый реестр участников закупок;
  4. Регистрация осуществляется сроком на 3 года, повторно данную процедуру можно пройти не ранее чем за 6-ть месяцев до конца регистрации;
  5. Если до конца регистрации на сайте ЕИС остается менее 3-х месяцев, участник не может подавать заявки на участие в электронных процедурах;
  6. При регистрации не допускается требовать от участника информацию и документы, которые не предусмотрены Правительством РФ;
  7. В ЕИС не допускается регистрация офшорных компаний;
  8. При аккредитации на ЭТП оператор площадки не вправе требовать от участника дополнительной информации и документов;
  9. Участник закупки, прошедший регистрацию на сайте ЕИС, вправе участвовать во всех закупках, проводимых на электронных площадках в рамках 44-ФЗ;
  10. Участники закупок, аккредитованные на площадках, но не прошедшие регистрацию в ЕИС, смогут подавать заявки только по 31 декабря 2019 года.
  11. Для регистрации в ЕИС понадобится квалифицированная электронная подпись.

Переходный период

В завершении сегодняшней статьи предлагаем рассмотреть каким образом будет осуществляться аккредитация на площадках и регистрация в ЕИС в переходный период. Итак…

С 1 июля 2018 года до 1 января 2019 года порядок аккредитации участников закупок на электронных площадках для участия в электронных процедурах остается прежним (ч.49 ст.112 44-ФЗ).

С 1 января 2019 года аккредитация участников закупок на электронных площадках осуществляется после регистрации таких участников в ЕИС в соответствии со ст. 24.2 44-ФЗ (ч.48 ст.112 44-ФЗ).

С 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года включительно аккредитованные ранее на электронных площадках участники закупок для участия в электронных процедурах обязаны пройти регистрацию в ЕИС (ч.47 ст.112 44-ФЗ).

По 31 декабря 2019 года включительно подача заявок на участие в электронных процедурах и участие в таких процедурах осуществляются в том числе лицами, которые аккредитованы до 1 января 2019 года на электронной площадке, информация и документы которых включены в реестр участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке. При этом регистрация в ЕИС им не потребуется (ч.50 ст.112 44-ФЗ).

Старый порядок аккредитации участников на электронных площадках перестанет действовать с 1 января 2019 года.

Общая процедура

Согласно правительственному распоряжению №1447-р от 12.07.18 г. существует список электронных торговых площадок для госзакупок. С будущего года все госзакупки станут электронными, создается единая база данных по тендерам в этой сфере – ЕИС. Для участия в торгах по госзаказу предприниматель должен тщательно подготовиться, чтобы его заявка не была отклонена еще на начальном этапе.

Алгоритм действий:

  1. Получение электронной подписи. Законодатель настаивает на использовании особой усиленной подписи, так называемой «квалифицированной» (КЭП).
  2. Аккредитация. Предпринимателю нужно подать в общем случае копию выписки из ЕГРИП и копию документа, удостоверяющего личность ИП, оформить соответствующее заявление. Документы отправляются по электронным каналам связи.
  3. Обеспечение заявки, по сути, залоговая сумма. Она может составлять, в зависимости от начальной цены контракта (НМЦК), от 0,5 до 5%. Вносится на банковский спецсчет, при этом список банков, которые работают с участниками госзакупок, утвержден Правительством.
  4. Подача заявки на участие. При оформлении заявки нужно предоставить следующие сведения:
    • ИНН и ФИО, данные паспорта ИП;
    • подтверждение, что у ИП нет задолженностей перед ФНС, что он не судим за экономические преступления; иные аналогичные сведения согласно ст. 31 ФЗ №44;
    • сертификаты, документы, подтверждающие качества товара, услуг ИП;
    • реквизиты документов, подтверждающих, что ИП ведет свою деятельность на законных основаниях;
    • декларация, документы, подтверждающие, что ИП относится к сфере малого бизнеса при необходимости.

Все действия на электронной площадке подтверждаются КЭП.

После проведения торгов предприниматель может быть признан победителем. Тогда он получает от заказчика проект контракта, который подписывает электронной подписью. При необходимости фиксируются и согласовываются разногласия между сторонами сделки, до подписания документа.

Плюсы

Несомненный плюс участия ИП в госзакупках – меньшее, по сравнению с юрлицом, количество документов, предоставляемых для участия в торговых процедурах. Так, от ИП не требуется документальное подтверждение полномочий руководителя юрлица и пр.

Значительная часть ИП может отнести себя к субъектам малого бизнеса (СМП). Для таких предпринимателей по ФЗ №44 (ст. 30) имеются льготные условия, которые создаются одним из следующих способов:

  • заказчик может организовать торги только для участников – СМП (и социально ориентированных НКО, также упомянутых в ФЗ);
  • заказчик может требовать от исполнителя привлекать малый бизнес к исполнению госконтракта в качестве субподрядчиков.

Заказчик обязан привлекать малый бизнес к закупкам в объеме не менее 15% от всех закупок за год. Закрепленный заказчиком процент привлечения субподрядчиков СМП должен составлять от 5 и выше. На расчет с ними у исполнителя госконтракта есть 15 дней (пост. Прав-ва №1226 от 07/10/17 г.).

При проведении торгов для СМП начальная контрактная цена должна составлять не более 20 млн руб.

Кстати говоря! Согласно данным РБК, в прошедшем году самым успешным ИП – исполнителем госконтрактов стал предприниматель из Москвы. Он заключил 16 контрактов с компанией «РЖДстрой» на сумму около 2,5 млрд руб. На втором месте предприниматель из Челябинска, обеспечивающий продуктами питания госучреждения на сумму более 2 млрд руб.

Ограничения

Существует область торгов по госзаказам, куда индивидуальные предприниматели не допускаются – это «оборонка». Запрет налагает ФЗ №275 от 29/12/12 г. (ст. 3 ч.3). Согласно документу в закупках могут участвовать только юрлица.

Некоторые сферы экономики требуют специальных лицензий для допуска к торгам, в то же время не всякую лицензию может получить индивидуальный предприниматель. Под запретом, например, производство и продажа алкоголя, наркотических препаратов, ядов и пр. Существует ряд лицензий, требующих для их получения определенных условий, больших материальных затрат, которые для ИП затруднительно осуществить.

Из сказанного следует необходимость тщательного анализа условий тендера до подачи заявки на участие в нем. Кроме того, следует помнить, что по заключенным контрактам ИП ответствен всем имуществом, которым владеет.

Итоги

  1. Участие ИП в госзакупках производится на тех же условиях, что и юрлиц.
  2. Не имеют права участия в тендерах индивидуальные предприниматели только в сфере оборонных заказов.
  3. ИП – участникам, бизнес которых можно отнести к категории малого, предоставлен, согласно действующему законодательству, ряд льгот при проведении госзакупок.
  4. Пакет документов, предоставляемых ИП для участия в процедуре, значительно меньше, чем аналогичный, необходимый юридическому лицу.

Кто может участвовать в госзакупках

Госнуждами, согласно ст. 525 ГК РФ, называют потребности государства в тех или иных товарах и услугах. Так как государственные службы пользуются авторитетом, участие в госзакупках способно выделить компанию или фирму среди других игроков на рынке сбыта, поднять ее репутацию.

Согласно данным Федеральной Антимонопольной Службы, в 2015 году доля государства в ВВП составляла 70%.

В рамках антимонопольной кампании на территории России к участию в госзакупках привлекают представителей малого бизнеса и некоммерческих организаций.

Госзакупки впервые стали проводиться в июле 2005 года. Сейчас они регулируются Федеральным законом № 44-ФЗ от 05 апреля 2013 года.

Участниками контрактной системы госзакупок с одной стороны являются заказчики. В их число входят:

  • органы государственной и муниципальной власти, казенные и бюджетные организации;
  • «РОСАТОМ» — государственная корпорация по выделению атомной энергии;
  • физические и юридические лица, имеющие право управлять бюджетными средствами.

С другой стороны к участникам относятся поставщики. В закупках могут принимать участие юридические или физические лица, ИП.

С третьей стороны, контроль за работой системы осуществляют органы, регулирующие правильность процедуры госзакупок. Среди них:

  • Минфин;
  • ФАС;
  • Рособоронзаказ (только в сфере оборонно-промышленного комплекса).

Чаще всего интересуются тем, как участвовать в тендерах на госзакупках, как начать работать, именно поставщики. Существует несколько ресурсов, на которых осуществляются госзакупки. Их официально утвердил премьер-министр РФ в июле 2018 года. Для создания перечня подходящих электронных площадок для торгов Министерством Финансов и Федеральной Антимонопольной службой была собрана комиссия.

В апреле 2018 года президентом В.В. Путиным был подписан закон, усиливающий ответственность участников госзакупок за мошенничество или превышение должностных полномочий. Статья 304 УК РФ предусматривает штраф в размере 200 тысяч рублей или лишение свободы на срок до 5 лет.

Какие требования к поставщикам и исполнителям

Госзакупки являются открытыми тендерами, которые подразумевают исполнение некоторых правил при их осуществлении. Первое правило гласит, что все участники имеют абсолютно равные права, независимо от величины капитала и формы предприятия.

Это позволяет иметь одинаковые возможности на выигрыш в аукционе, что обеспечивает честную конкуренцию. Второе правило говорит об экономии государственного бюджета и отсутствии необоснованных трат.

Есть также правило, регламентирующее полную открытость проведения тендера, отсутствие мошенничества и коррупции, ответственность перед законом.

Сделки малого объема, не подразумевающие больших сумм и объема продаж, могут осуществляться без проведения аукциона, напрямую от продавца к заказчику. Например, столица организовала портал поставщиков Москвы, на котором любой представитель малого и среднего бизнеса может предложить свои товары или услуги. Это сделано в целях экономии средств и времени.

К поставщикам существуют следующие требования:

  1. Следование законодательству о купле-продаже на территории РФ, то есть предприятие должно иметь возможность выполнить или изготовить обещанный заказ;
  2. Владение финансовыми средствами и другими капиталом для исполнения заказа. Другими словами, в госзаказах не могут участвовать компании банкроты;
  3. Отсутствие у компании долгов по государственным платежам за последний год;
  4. Отсутствие судимостей в сфере экономики у физических лиц, отсутствие административной ответственности за последние 2 года;
  5. Неимение конфликта интересов у участников тендера;
  6. Компания не может быть офшорной;
  7. Отсутствие в Реестре недобросовестных поставщиков. В него попадают компании, не выполнившие государственный заказ.

Каких-либо ограничений по форме деятельности потенциального поставщика не существует, поэтому на вопрос о том, может ли ИП участвовать в госзакупках, есть только положительный ответ. Действительно, участие ИП в госзакупках вполне допустимо и даже приветствуется.

Как работать с госзакупками в качестве поставщика, индивидуальные предприниматели также могут узнать из данной статьи, поскольку их участие в закупках практически не отличается от правил, установленных для юридических лиц.

Как найти подходящий контракт

Для того, чтобы определить, как стать участником госзакупок и что нужно чтобы участвовать в госзакупках, рекомендуется знать действующее законодательство, проконсультироваться с юристом, специализирующимся на оказании помощи в госзакупках по 44-ФЗ, дабы понимать, с чего начать госзакупки. Для получения доступа к участию в конкурентных госзакупках, в первую очередь вам необходимо получить электронную подпись и аккредитацию на ресурсе, где вы собираетесь вести торги. Для получения аккредитации вам необходимо доказать, что вы соответствуете всем требованиям поставщика, в частности, ваша компания не принадлежит к офшорным.

Вам понадобятся выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Заранее удостоверьтесь, что у вашей компании не существует задолженностей. Чтобы оформить электронную подпись, вам необходимо обратиться в удостоверяющий центр. Она выдается в срок до 30 дней и действует 1 год. Для работы на электронной площадке вам будет необходимо настроить компьютер, он должен иметь прямое подключение к интернету.

Найти нужный контракт, перед тем как стать поставщиком госзакупок, можно на официальном портале госзакупок или на другом ресурсе. Проверяйте заказчика, на которого вы хотите работать. Не стоит связываться с представителями с завышенными ценами или с теми, кто не готов вести честный аукцион: например, отдает заказы все время одному исполнителю. Найти заказчика можно по индивидуальному налоговому номеру (ИНН). Стоит также проводить анализ своих конкурентов, прикидывать свои шансы на выигрыш в тендере.

Как подать заявку

Существует несколько видов тендеров:

  1. Аукцион. Самый распространенный вид выбора контрагента. При проведении аукциона несколько компаний подает заявки в электронном виде, затем выбирается победитель, предложивший наиболее выгодные условия. На проведение аукциона дается до 20 дней;
  2. Конкурс. Отличается от аукционов системой баллов, которые начисляются по некоторым критериям (характеристика товара, отзывы на услуги, сумма, сроки). Их заказчик указывает на портале. Заявка подается лишь один раз и не подлежит изменению. Таким способом обычно проводится покупка высокотехнологичных товаров и узкоспециализированных услуг;
  3. Запрос котировок. При подобном отборе поставщик может указывать предлагаемые им критерии лишь один раз, в отличие от аукциона, где можно неоднократно менять условия сделки. На подобного рода торги дается 4-5 дней. Данный вид тендеров применим, если начальная цена не превышает 500 тыс. руб.

Что нужно для участия в госзакупках после выбора тендера? После выбора подходящего для вас контракта, вы в установленное время подаете заявку на участие в аукционе, конкурсе или запросе котировок в бумажном виде или с помощью электронной подписи на портале. После этого вы обязаны заплатить залог деньгами или банковской гарантией. Это делается в целях доказательства ваших финансовых возможностей.

Процент залога варьируется от 0,5% до 5%, он четко установлен в двух случаях:

  • если цена аукциона не превышает 3 млн рублей, то процент всегда равен 1%;
  • для СМП и СОНКО процент не больше 2%.

В случае отклонения заявки или проигрыша в аукционе, залог полностью вернется к вам.

Заявки подаются в закрытых конвертах или на электронных ресурсах, обеспечивающих анонимность заявок. Ознакомиться с содержимым заявления заказчик может только после прекращения принятия заявок, в установленный срок вскрытия конвертов.

Закупщик может отменить проведение тендера за 5 дней до его окончания, если это аукцион или конкурс, за 2 дня, если это запрос котировок. В этом случае все заявки аннулируются. После этого срока тендер может быть отменен только в случае непреодолимых обстоятельств.

Процедура участия в торгах

В день проведения аукциона рассматриваются все заявления и специальная комиссия отбирает победителя. Так как процесс госзакупки – открытый тендер, все участники имеют право присутствовать во время вскрытия конвертов и получать информацию в режиме реального времени. В то же время заявки остаются анонимными.

Аукцион считается проваленным, если заявку подали менее двух человек. В этом случае назначается повторное проведение торгов.

Выигравшего определяют по наиболее подходящим критериям и наименьшей предложенной цене.
После проведения аукциона вы получите решения комиссии. Оно выносится в течение 20 дней после вскрытия конвертов. Продлить срок на 10 дней можно в случае закупок, относящихся к науке, культуре и искусству. В случае проигрыша, вы можете ознакомиться с протоколом на официальном портале. Там будет указан победитель, а также критерии, по которым был выбран именно он. Вы имеете право обжаловать решение через ФАС, если заметили любое отклонение от правил.

В случае победы на аукционе, вам необходимо перечислить на счет заказчика финансовое обеспечение выполнения контракта, составляющее 5-30% от начальной максимальной цены. Это условие не распространяется на представителей малого бизнеса и некоммерческие организации.

Победителю аукциона нужно заключить контракт с заказчиком с помощью электронной подписи или в письменном виде.

После этого можно приступать к выполнению заказа и получению оплаты. Финансовое обеспечение, если оно было предоставлено, должны вернуть вам на счет.

Дополнительно о том, как участвовать в госзакупках — смотрите в видео:

1. Реестр контрактов по 44-ФЗ: что это такое и где его искать?

Реестр контрактов — совокупность реестровых записей обо всех контрактах, заключенных Заказчиками в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе (44-ФЗ). Исключение составляют контракты, заключенные с единственным поставщиком в соответствии с п.4, 5, 23, 42, 44 и 45, п.46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) ч.1 ст.93 44-ФЗ, а также контракты, сведения о которых составляют государственную тайну.

Реестр государственных контрактов, заключенных в рамках 44-ФЗ, размещен на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок — www.zakupki.gov.ru.

Документы и информация, содержащиеся в реестре контрактов, находятся в открытом доступе и доступны для ознакомления всем желающим абсолютно бесплатно (ч.5 ст.103 44-ФЗ).

Важный момент! Реестр контрактов, сведения о которых, составляют государственную тайну, не подлежит опубликованию в средствах массовой информации и размещению в ЕИС (ч.7 ст.103 44-ФЗ). Сведения, включенные в такой реестр контрактов, хранятся в порядке, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации об архивном деле и о защите государственной тайны (п.5 “Правил ведения реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну”).

Для того чтобы попасть в реестр контрактов по 44-ФЗ, вам необходимо зайти на сайт ЕИС, и в левом вертикальном меню выбрать раздел “Информация о контрактах и договорах”, а затем из выпадающего списка выбрать пункт “Реестр контрактов, заключенных заказчиками”.

3. Документы, регламентирующие ведение реестра контрактов по 44-ФЗ

Порядок ведения реестра контрактов по 44-ФЗ регламентирован ст.103 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну».

Помимо этого Заказчики также должны руководствоваться:

4. Какие документы и сведения включаются в реестр контрактов по 44-ФЗ?

Согласно ч.2 ст.103 44-ФЗ в реестр контрактов включаются следующие документы и информация:

  1. наименование Заказчика;
  2. источник финансирования;
  3. способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  4. дата подведения результатов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и реквизиты документа, подтверждающего основание заключения контракта;
  5. дата заключения контракта;
  6. объект закупки, цена контракта и срок его исполнения, цена единицы товара, работы или услуги, наименование страны происхождения или информация о производителе товара в отношении исполненного контракта;
  7. наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), ФИО (при наличии), место жительства (для физического лица), ИНН поставщика (подрядчика, исполнителя) или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог ИНН (подрядчика, исполнителя);
  8. информация об изменении контракта с указанием условий контракта, которые были изменены;
  9. копия заключенного контракта, подписанная усиленной электронной подписью Заказчика;
  10. информация об исполнении контракта, в том числе информация об оплате контракта, о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта;
  11. информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения;
  12. идентификационный код закупки;
  13. документ о приемке в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
  14. решение врачебной комиссии (в случае закупки лекарств).
  15. иные информация и документы.

По сути, в реестр государственных и муниципальных контрактов Заказчиками вносится информация:

  • о заключении контракта;
  • об изменении контракта;
  • о расторжении контракта;
  • об исполнении контракта.

Важный момент для Заказчиков! Подробная информация о том, как заполнять соответствующие поля по всем вышеперечисленным данным и документам, указана в пунктах 15-39 Приказа Минфина России от 24.11.2014 г. № 136н. В этих пунктах подробно описано, какие числовые коды необходимо использовать, какими справочниками и классификаторами необходимо руководствоваться и т.д.

5. Порядок и сроки внесения сведений о заключенных контрактах в реестр

Согласно ч.3 ст.103 44-ФЗ Заказчик в течение 3-х рабочих дней с даты (заключения контракта, изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги) направляет все необходимые документы и информацию в Федеральное казначейство. (Примечание: Согласно п.2 Порядка, утвержденного Приказом Минфина России от 24.11.2014 г. № 136н, формирование Заказчиком информации и документов, включаемых в реестр контрактов, осуществляется с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами “Электронный бюджет”. В свою очередь ИС “Электронный бюджет” интегрирована с сайтом ЕИС).

После этого Федеральное казначейство проверяет предоставленные Заказчиком документы и информацию, и размещает их в ЕИС в течение 3-х рабочих дней с даты их получения.

Хочу обратить ваше внимание на тот факт, что в данном случае речь идет именно о рабочих, а не о календарных днях.

В случае несоответствия предоставленной Заказчиком информации и документов установленным требованиям такие информация и документы не подлежат размещению в реестре контрактов.

Разъяснения официальных органов по вопросам направления информации в реестр контрактов содержатся в следующих письмах:

  • Письмо Минэкономразвития России от 19.10.2015 г. № Д28и- 3033 ();
  • Письмо Минэкономразвития России от 25.09.2014 г. № 23232- ЕЕ/Д28и ();
  • Письмо Минэкономразвития России от 01.06.2015 г. № Д28и-1434 ();
  • Письмо Минфина России от 28.05.2014 г. № 02-02-07/25618 ();
  • Письмо Федерального казначейства от 10.03.2015 г. № 05-07-05/11 ().

Разъяснения официальных органов по вопросам формирования отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения содержаться в следующих письмах:

  • Письмо Федерального казначейства от 30.05.2014 г. № 42-5.7-09/5 ();
  • Письмо Минэкономразвития России от 30.11.2015 г. № Д28и-3467 ();
  • Письмо Минэкономразвития России от 09.11.2015 г. № Д28и-3242 ();
  • Письмо Минэкономразвития России от 27.10.2015 г. № Д28и-3124 ();
  • Письмо Минэкономразвития России от 22.10.2015 г. № ОГ-Д28-13691 ();
  • Письмо Минэкономразвития России от 31.08.2015 г. № Д28и-2474 ();
  • Письмо Минэкономразвития России от 11.08.2015 г. № Д28и-2325 ();
  • Письмо Минэкономразвития России от 03.08.2015 г. № Д28и-2286 ();
  • Письмо Минэкономразвития России от 03.08.2015 г. № Д28и-2326 ();
  • Письмо Минэкономразвития России от 27.07.2015 г. № Д28и-2216 ();
  • Письмо Минэкономразвития России от 29.11.2013 г. № Д28и-2263 ();
  • Письмо Минэкономразвития России от 06.03.2015 г. № Д28и-538 ();
  • Письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 г. № Д28и-2919 ();
  • Письмо Минфина России от 07.07.2014 г. № 02-02-06/32616 ().

На сайте ЕИС в разделе “Документы” — “Обучающие материалы” — “Руководства пользователя по 44-ФЗ” вы сможете найти и скачать на свой компьютер pdf руководство, которое называется “Руководство пользователя. Подсистема управления закупками в части реестра контрактов и реестра банковских гарантий”. В этом руководстве содержится подробная инструкция для Заказчиков по работе с реестром контрактов.

Важный момент! Если вы хотите избежать ошибок при формировании отчетов об исполнении контрактов, а также автоматизировать контроль и учет закупок, то в этом вам поможет программа “Эконом-эксперт”. Эта программа защитит вас от ошибок и штрафов, поможет сформировать все необходимые отчеты, а также поможет максимально автоматизировать вашу повседневную деятельность. Узнать подробнее о данной программе и оставить заявку на бесплатную демонстрацию вы можете .

6. Как найти нужный контракт в реестре?

Итак, для чего необходимо уметь искать информацию о контрактах в реестре?

Во-первых, как это следует из 4-го раздела настоящей статьи, здесь мы можем найти информацию обо всех контрактах интересующего нас Заказчика. Посмотреть с кем и на каких условиях эти контракты были заключены. Такая информация будет полезна поставщикам при проведении анализа Заказчика и потенциальных конкурентов.

Во-вторых, используя информацию, размещенную в реестре контрактов, поставщик может подготовить справку о своей добросовестности. Эта справка необходима в том случае, когда предложенная цена участника закупок снижена им в ходе торгов более чем на 25% (антидемпинговые меры). Подробнее об антидемпинговых мерах написано в этой статье.

Попав на страницу с реестром, вы можете ввести в поисковую строку номер реестровой записи контракта, идентификационный код закупки или наименование Заказчика и нажать по пиктограмме с изображением лупы в правой части поисковой строки.

Также в окне реестра у вас есть возможность уточнить параметры поиска, нажав по соответствующей гиперссылке, а затем отфильтровать найденную информацию по дате обновления, дате размещения, цене контракта и релевантности. Для более глубокого поиска рекомендую использовать инструмент расширенного поиска. Этот функционал будет вам доступен после нажатия соответствующей гиперссылки.

Как вы видите, здесь значительно больше поисковых параметров, которые позволят сделать поиск максимально гибким и эффективным. Зная название и ИНН Заказчика, либо конкретного поставщика, можно найти все их контракты и подробно их изучить. Также можно найти контракты по конкретно взятой отрасли (коду ОКПД2) и в конкретном регионе. То есть умение пользоваться этим реестром и находить в нем нужную информацию является важным навыком в работе любого уважающего себя поставщика.

Эффективно искать необходимую информацию, правильно её интерпретировать, а также проводить предварительный анализ Заказчиков и поставщиков мы обучаем в рамках нашей онлайн школы “Азбука тендеров”.

7. Реестр контрактов по 223-ФЗ

Реестр контрактов по 223-ФЗ так же, как и реестр государственных контрактов по 44-ФЗ, размещен на официальном сайте ЕИС.

Для того чтобы попасть в реестр контрактов по 223-ФЗ, вам необходимо зайти на сайт ЕИС, и в левом вертикальном меню выбрать раздел “Информация о контрактах и договорах”, а затем из выпадающего списка выбрать пункт “Реестр договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки”.

Ведением реестра по 223-ФЗ также занимается Федеральное казначейство. Порядок ведения реестра контрактов по 223-ФЗ регламентирован ст.4.1 223-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 г. № 1132 «О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки».

Согласно п.3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 г. № 1132, в реестр не включаются информация и документы, которые в соответствии с положениями Федерального закона №223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не подлежат размещению в ЕИС.

То есть в реестр не включаются:

  • сведения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг, о заключении договоров, составляющие государственную тайну;
  • сведения о закупке, по которым принято решение Правительства Российской Федерации в соответствии с ч.16 ст.4 223-ФЗ.

Важный момент! Если Заказчиком в соответствии с ч.5 ст.4 223-ФЗ принято решение о неразмещении сведений о закупке в ЕИС, в реестр включаются информация и документы, касающиеся договоров, в случае их направления Заказчиком в Федеральное казначейство.

Порядок внесения информации и документов в реестр

В течение 3-х рабочих дней со дня заключения договора Заказчики вносят информацию и документы, установленные Постановлением Правительства РФ № 1132, в реестр договоров.

Если в договор были внесены изменения, Заказчики вносят в реестр договоров такие информацию и документы, в отношении которых были внесены изменения.

Информация о результатах исполнения договора вносится Заказчиками в реестр договоров в течение 10-ти дней со дня исполнения, изменения или расторжения договора.

На этом сегодня все. Надеюсь, что вышеизложенный материал был для вас понятным и полезным. На последок предлагаю вам посмотреть запись вебинара по данной теме:

P.S.: Жмите на социальные кнопки, делитесь этой статьей со своими друзьями и коллегами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *