Как проводится контрольная закупка

Что надо знать о контрольных закупках, чтобы не угодить в ловушку ревизоров

Контрольная закупка всегда является неожиданностью для предпринимателя. Чтобы обезопасить себя от незаконных придирок контролеров, нужно знать полномочия ревизоров и порядок проведения контрольных закупок.

Какие чиновники имеют право на контрольную закупку
Если предприниматель торгует за наличный расчет или принимает к оплате пластиковые карты, он должен использовать кассовую технику (ст. 2 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ). Чтобы проверить, не нарушается ли это правило, контролеры могут провести контрольную закупку.
Понятие «контрольная закупка» давно закрепилось среди обывателей. Однако официально такие мероприятия называются «про-верочная закупка» (Федеральный закон от 12.08.95 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).
Правом на проведение контрольной закупки обладают представители органов внутренних дел и сотрудники Роспотребнадзора. Полицеские при проверках ориентируются на нормы Закона № 144‑ФЗ. В нем предусмотрено проведение проверочных закупок при осуществлении оперативно-розыскной деятельности в рамках оперативно-розыскного мероприятия.
Сотрудники Роспотребнадзора проводят контрольные закупки на основании постановления Правительства РФ от 30.06.04 № 322*. В документе говорится, что в полномочия сотрудников ведомства входит контроль за соблюдением законодательства в сфере защиты прав потребителей, а также проверка правил продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг.

Срочная новость для всех предпринимателей: Банки изменили правила работы с ИП. Подробности читайте в журнале «Упрощенка»

Налоговикам запретили контрольную закупку
Проводить контрольные закупки любят и сотрудники налоговой службы. Но вправе ли они это делать?
При проведении контрольных закупок налоговики опираются на Закон РФ от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах РФ» и Положение о ФНС России (утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.04 № 506). В этих документах установлена обязанность налоговой службы следить за соблюдением требований к ККТ, условиям ее регистрации и применения.
Минфин России подтвердил право налоговиков проводить контрольные закупки (письмо от 07.02.06 № 03-01-15/1-23). Аналогичное мнение высказывали арбитражные судьи (см., например постановления ФАС Дальневосточного от 10.05.06 № Ф03-А51/06-2/1259, Западно-Сибирского от 26.07.04 № Ф04-5024/2004(А70-3099-27) округов).
Но существует и противоположная позиция. Дело в том, что по Закону № 54‑ФЗ проверки применения ККТ возможны только в рамках оперативно-розыскной деятельности. И поскольку в Законе № 144‑ФЗ не сказано, что налоговики могут осуществлять оперативно-розыскную деятельность, значит, они не имеют права проверять применение ККТ без сотрудников милиции. На необ-ходимость взаимодействия налоговиков и милиции при контрольных закупках указывает статья 7 Закона № 54-ФЗ. В ряде округов арбитражные суды поддерживают эту позицию (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского от 05.09.06 № Ф04-7909/2005(25811-А03-29), Поволжского от 19.01.06 № А65-15804/05-СА1-36 округов).
Кроме того, Президиум ВАС РФ указал, что налоговые инспекторы могут проверить только наличие кассового аппарата, кассовой ленты и правильность установки ККТ, но не правила выдачи чека (постановление от 02.09.08 № 3125/08). Таким образом, если налоговики пришли в торговую точку проводить контрольную закупку – это незаконно.

Как проверить ревизора
Со стороны контрольная закупка выглядит как обычный визит покупателя. Если ее проводят сотрудники Роспотребнадзора, им достаточно сделать одну покупку. Процедура контрольной закупки, которую организовала милиция, несколько сложнее. Помимо сотрудника внутренних органов, в этой операции должны участвовать двое обычных граждан. При этом приобрести товар или услугу должен каждый из трех человек.
После контрольной закупки проверяющие обязаны представиться, предъявить удостоверения и распоряжение, на основании которого проводится мероприятие. «Если контролер, предъявивший свое служебное удостоверение, не назван в распоряжении, проводить проверку он не вправе, – отмечает аудитор компании “Вече-Инвест” Валерия Кузнецова. – Кроме того, надо знать, что контролеры не могут требовать документы, не относящиеся к вопросам проверки». По возможности лучше всего сделать копии предъявленных ревизорами документов или хотя бы переписать данные проверяющих.

На чем чаще всего «подлавливают» продавцов и кассиров
Кассовый чек необходимо вручать вместе со сдачей. Если вначале кассир положил деньги, то это нарушение.
Другая ситуация – проверяющий просит продавца отдать сдачу до того, как выбит чек. Так часто происходит, если покупатель уже отдал деньги продавцу и получил товар. Продавец, желая скорее рассчитаться с клиентом, пробивает чек после того, как отдал сдачу, а это нарушение.
Еще один распространенный прием контролеров – отказ от мелкой сдачи. Покупая товар, стоящий, к примеру, 31 руб. 25 коп., проверяющий дает четыре десятирублевые купюры, надеясь на нехватку сдачи. Если продавец не вернет 75 коп., то в акте проверке будет указано: «Уплаченная сумма выше указанной в чеке». Такой поступок продавца считается нарушением (постановление Пле-нума ВАС РФ от 31.07.03 № 16).
Юрист Московской коллегии адвокатов «АННЭКСУС» Ольга Почечуева обращает внимание еще на один нюанс: «Следует проявлять особую предусмотрительность при осуществлении деятельности, которая предполагает наличие временного разрыва между получением денежных средств и оказанием услуги. Ведь невыдача чека покупателю в момент оплаты может рассматри-ваться контролерами как неприменение ККТ».

Глава 46. Контролируемая поставка товаров

Статья 319. Проведение контролируемой поставки товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации

Комментарий кстатье 319

Глава 46комментируемого Закона регулирует проведение контролируемой поставки товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации, а также изъятие или замену товаров, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых допускается по специальному разрешению в соответствии с законодательством Российской Федерации, если последние задействованы при осуществлении контролируемой поставки.

Контролируемая поставка- один из видов оперативно-розыскных мероприятий (ст. 6ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Оперативно-розыскная деятельность- вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями таможенных органов, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Задачами контролируемой поставки являются:

— во-первых, выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших (установление каналов поступления товаров и веществ, а также установление отправителей и получателей);

— во-вторых, добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации (обеспечение доказательств преступной деятельности);

— в-третьих, установление имущества, подлежащего конфискации.

Проведение контролируемой поставки зиждется на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении контролируемой поставки имеет приоритетное значение. Таможенным органам (должностным лицам), осуществляющим контролируемую поставку, запрещается:

— разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения контролируемой поставки, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

— подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация);

— фальсифицировать результаты, полученные в ходе проведения контролируемой поставки.

Основания для проведения контролируемой поставки как оперативно-розыскного мероприятия являются:

1) наличие возбужденного уголовного дела;

2) ставшие известными таможенному органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, сведения о: признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации; лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

3) поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящемся в их производстве;

4) запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в ФЗ»Об оперативно-розыскной деятельности;

5) постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством РФ;

6) запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ.

Осуществлять перемещение контролируемых предметов могут:

1) лица, осведомленные о противоправном характере перемещения контролируемых предметов и осознанно совершающие это деяние;

2) лица, не знающие о противоправном характере перемещения и совершающие это деяние неосознанно.

Контролируемые поставки проводят путем:

а) наблюдения за грузовыми перевозками (на автомобильном, морском, речном, железнодорожном, авиационном транспорте);

б) слежения за почтовыми отправлениями, в том числе и на подставные адреса, а также за багажом и грузами, перемещаемыми в сопровождении курьеров или под видом других предметов или товаров.

В зависимости от избранной тактики контролируемые поставки бывают обычные, когда обнаруженные предметы не изымаются до завершения операции, и исключительные (чистые), когда происходит частичная или полная замена обнаруженных предметов на муляж. В зависимости от территории действия: внешние (осуществляемые на территориях нескольких государств), внутренние (проводимые на территории РФ) и транзитные (проводятся на основании запросов органов иностранных государств) контролируемые поставки. В зависимости от характера делятся на сопровождаемые и несопровождаемые контролируемые поставки.

При принятии решения о проведении контролируемой поставки товаров, вывозимых из Российской Федерации, на основании международных договоров РФ или по договоренности с компетентными органами иностранных государств уголовное дело в Российской Федерации не возбуждается, о чем незамедлительно уведомляют прокурора.

Таким образом, контролируемая поставкатоваров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации, это оперативно-розыскное мероприятие, при котором с ведома и под контролем таможенного органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускаются ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации либо перемещение по территории РФ ввезенных товаров.

Статья 320. Изъятие или замена товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации, при осуществлении контролируемой поставки

Комментарий кстатье 320

В зависимости от тактики производства контролируемой поставки товары могут изыматься полностью или частично до завершения операции в целях уменьшения риска потери контролируемого предмета или по соображениям безопасности с заменой на муляж. Предметы, представляющие повышенную опасность для здоровья людей и окружающей среды (например, материалом для изготовления оружия массового поражения и т.п.), подлежат безотлагательному изъятию.

Контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, проводится на основании постановления, утвержденного руководителем таможенного органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

В режиме контролируемой поставки через таможенную границу могут перемещаться:

а) предметы, вещества и продукция, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен (например, наркотические средства и психотропные вещества, оружие, культурные ценности, драгоценные металлы и драгоценные камни);

б) предметы, добытые преступным путем или сохранившие на себе следы преступления;

в) орудия или средства совершения преступления (документы, оружие, деньги).

В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» в целях предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также установления других обстоятельств таможенные органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, имеют право на проведение контролируемой поставки — оперативно-розыскного мероприятия, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускаются перемещение в пределах Российской Федерации, ввоз (вывоз) или транзит через территорию РФ наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов или оборудования (ст. 49вышеуказанного Закона). Также Федеральныйзакон»О наркотических средствах и психотропных веществах» дает дефиницию следующим понятиям:

— наркотические средства- вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, включенные вПереченьнаркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Единойконвенциейо наркотических средствах 1961 года;

— психотропные вещества- вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные вПереченьнаркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числеКонвенциейо психотропных веществах 1971 года;

— прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ- вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные вПереченьнаркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числеКонвенциейОрганизации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года;

— аналоги наркотических средств и психотропных веществ- запрещенные для оборота в Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные вПереченьнаркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят.

Денежные средства, конфискованные судами РФ и иностранных государств по делам о преступлениях, при раскрытии и пресечении которых использовалась контролируемая поставка, а также вырученные от реализации конфискованного имущества, распределяются между государствами, которые участвовали в осуществлении контролируемой поставки, в соответствии с заключенными международными договорами.

Осуществление контролируемых поставок для выявления административных правонарушений не допускается.

Завтра Роспотребнадзор отправится на контрольную закупку

Завтра, 29.04.2018, вступает в силу закон от 18.04.2018 № 81-ФЗ, наделивший Роспотребнадзор правом осуществлять контрольные закупки.

Новым НПА внесены изменения в законы «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-I, «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ и «О защите прав юрлиц и ИП» от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Для справки. По статье 16.1 закона о защите прав потребителей (введена законом от 03.07.2016 № 277-ФЗ) контрольная закупка — это внеплановое мероприятие в рамках госнадзора, в ходе которого создается ситуация для совершения сделки с целью проверить юрлицо на соблюдение обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг. Проводить контрольную закупку можно только в случаях и по основаниям, которые установлены законодательством.

Основания для контрольной закупки установлены в части 2 статьи 10 закона № 2300-I. Среди них:

  • истечение срока выполнения предписания надзорного органа об устранении нарушений обязательных требований;
  • выявленные в ходе надзорной деятельности факты угрозы причинения либо причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям и окружающей среде;
  • обращение потребителей с заявлением о нарушении их прав;
  • выявление параметров деятельности юрлица или ИП, соответствие или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска является основанием для внеплановой проверки, и др.

Законом № 81-ФЗ дополнительно введено новое основание для проведения контрольной закупки — нарушение требований к маркировке товаров.

С завтрашнего дня контрольная закупка может быть проведена Роспотребнадзором незамедлительно без предупреждения проверяемого лица, но с уведомлением прокуратуры. По итогам контрольной закупки будет составлен акт за подписями проведшего проверку должностного лица надзорного органа и свидетелей.

Если будут выявлены нарушения обязательных требований, то акт предложат подписать проверенному юридическому лицу или ИП. В случае отказа предпринимателя сделать это в акте будет проставлена соответствующая отметка, и документ в любом случае будет вручен нарушителю.

В случае невыявления нарушений обязательных требований в ходе проведения контрольной закупки нельзя будет провести новую внеплановую проверку по тем же основаниям.

Согласно изменениям, внесенным законом № 81-ФЗ в закон № 294-ФЗ, правила проведения контрольной закупки должен установить кабмин. И поскольку правил пока нет, можно предположить, что завтра Роспотребнадзор своим новым правом не воспользуется.

Что именно было изменено

Контрольные закупки осуществлялись и ранее. Однако назначаться они могли только при наличии ряда обстоятельств. Перечень их содержался в статье 16.1 ФЗ №294 от 26 декабря 2008 года. Но в смежных законах (ФЗ №2300-1 и ФЗ №52), устанавливающих потребительские и санитарно-эпидемиологические нормы, ничего не сказано касательно контрольных закупок.

Однако 3 апреля были внесены изменения в оба закона: и в ФЗ №52 «О защите потребительских прав» от 30 марта 1999 года, и в ФЗ №2300-1 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 7 февраля 1992 года.

Рассмотрим основные положения, касающиеся нововведения:

  • Контрольные закупки не являются новой формой проверок. Нововведения просто изменили порядок применения этого инструмента.
  • КЗ могут применяться в отношении как продукции, так и услуг.
  • Теперь закупки может осуществлять Роспотребнадзор. Ранее структура не могла пользоваться рассматриваемым инструментом.
  • Расширен перечень оснований для КЗ. В частности, теперь это те же основания, что и для внеплановых проверок. И одно дополнительное основание – требование к маркировке.
  • Теперь КЗ можно не согласовывать с прокуратурой. Это обеспечивает госорганам экономию времени.
  • Главный принцип контрольных закупок – внезапность. Нужно это для того, чтобы предприниматель не успел подготовиться. В ходе проверки Роспотребнадзор находит те недочеты, которые есть в работе компании. А не те, которые не успели спрятать.

Нововведения касаются всех лиц, которые продают товары/услуги. При этом не имеют значения размер оборота, форма собственности, выбранная система обложения налогом. Контрольная закупка может осуществляться в отношении продуктовых магазинчиков, ресторанов, кафе, офисов, клининговых компаний. Проверка выполняется в отношении фирм, у которых даже нет склада.

Проверка может осуществляться в любое время. Не требуется выжидать 3 года. То есть фирма может быть зарегистрирована полгода назад, и в отношении ее может выполняться контрольная закупка. Проверка назначается даже в отношении фирм, которые появились только вчера.

К СВЕДЕНИЮ! Методы контрольной закупки меняются в зависимости от изменений в мире. Сейчас часть торговых отношений перемещена в интернет. Покупки делаются дистанционно. А потому КЗ также может быть дистанционной. К примеру, Роспотребнадзор может провести закупку в интернет-магазине.

Что было раньше

Положение о контрольных закупках появилось в законе в 2017 году. Однако тогда проверка могла выполняться только налоговой.

Что собой представляет контрольная закупка

Контрольная закупка представляет собой проверочное мероприятие. Проверяется законность деятельности ЮЛ или ИП. Порядок проведения закупки очевиден из названия процедуры.

Представитель Роспотребнадзора обращается в компанию, тем или иным способом и закупает товар/услугу. Действует он под видом обычного потребителя, ничем не выдавая своего служебного положения. Для продавца все выглядит как обычно.

Рассмотрим пример. Было принято решение о проверке продуктового магазина. Представитель Роспотребнадзора зашел в этот магазин и приобрел хлеб. По итогам покупки продавец не выдал покупателю чек. Отсутствие чека – это правонарушение, за которое полагается наказание. Продавец будет привлечен к ответственности на основании свидетельства представителя Роспотребнадзора. В качестве свидетелей могут привлекаться люди, стоящие в очереди.

К СВЕДЕНИЮ! Проверочная закупка и контрольная – это разные мероприятия. Проверочные мероприятия касаются продукции, которую нельзя продавать или можно продавать ограничено. К примеру, в рамках такой процедуры могут закупаться некоторые медикаменты, нелегальный алкоголь. В отношении проверочных мероприятий действуют свои правила. Они остались неизменными.

Когда назначаются контрольные закупки

Перечень оснований для контрольной закупки такой же, что и для внеплановой проверки. Мероприятие проводится при наличии жалоб от покупателей. Это могут быть жалобы на следующие негативные аспекты:

  • Наличие в продаже продукции, которая может быть опасна для потребителя.
  • Несанкционированное проведение вредных работ.
  • Нарушение прав потребителей.

Основаниями может стать невыдача чека, отказ в возврате бракованной продукции и прочее. Еще одно отдельное основание для контрольной закупки – неправильная маркировка.

Полный перечень оснований для КЗ:

  • Срок устранения нарушений, выявленных в ходе прежней КЗ, подошел к завершению.
  • Организация получает обязательную лицензию или разрешение на деятельность.
  • Поступили сведения о том, что организация нарушает закон.
  • Поступили сведения о том, что деятельность компании наносит вред покупателю/окружающей среде.
  • Нарушение прав потребителей.
  • Отсутствие ответа на претензию потребителя.
  • Неверно нанесенная маркировка.

Этот перечень содержится в части 2 статьи 10 ФЗ №294 «О правах ЮЛ в рамках государственного надзора» от 26 декабря 2008 года.

ВНИМАНИЕ! По одной и той же жалобе контрольная закупка может проводиться только единожды. Одна жалоба – одна проверка. Двойные закупки будут нарушать права предпринимателя.

Результаты контрольной закупки

Если будут обнаружены нарушения, лжепокупатель сразу сообщает продавцу, что на самом деле он является представителем Роспотребнадзора. Свои должностные полномочия он подтверждает посредством удостоверения или приказа руководителя на проведение контрольной закупки.

Факт наличия нарушения подтверждается показаниями двух свидетелей. Это могут быть люди, стоящие в очереди. Это также могут быть другие представители Роспотребнадзора. Допускается использование в качестве подтверждения видео или фото.

По результатам закупки формируется акт. Он должен быть подписан владельцем проверяемой фирмы или ее сотрудником. Если лицо отказывается ставить свою подпись, нужно составить акт об отказе. Сведения о проведенной КЗ заносятся в реестр проверок.

Заключительный шаг – наложение наказания за нарушение. Как правило, это штраф. Размер его определяется степенью тяжести правонарушения.

Если нарушений не обнаружено, также составляется акт. Однако его не нужно подписывать представителям компании. Достаточно подписей свидетелей и проверяющего.

ВАЖНО! Если лицо не согласно с итогами закупки, оно может их обжаловать.

Если нарушений не будет найдено

Если нарушений не будет выявлено, продавец, скорее всего, вообще не узнает, что проводилась контрольная закупка. Проверяющий в этом случае не должен предъявлять никаких удостоверений.

>Новые правила организации и проведения контрольной закупки

Кратко о контрольной закупке

Контрольная закупка (далее – КЗ) — это мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.

Напомним, что контрольная закупка может проводится только при одновременно наличии следующих условий:

  • Проведение контрольной закупки установлено федеральным законом, регулирующих организацию и осуществление отдельного вида государственного контроля (надзора);
  • Наличие какого-либо из оснований, установленных для проведения внеплановых проверок.

Подробнее о контрольной закупке читайте в нашей статье – «Новое о контрольной закупке и дополнительном основании для проведения внеплановой проверки».

В настоящее время контрольная закупка проводится в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Подробнее – «Контрольную закупку будут проводить в рамках надзора в области защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического надзора». Что касается проведения контрольной закупки в рамках контроля в сфере охраны здоровья, который осуществляет Росздравнадзор, то данный вопрос находится на стадии рассмотрения законодателем (с проектом поправок можно ознакомиться по ссылке.

Контрольная закупка или внеплановая проверка

Согласно ч. 3 ст. 16.1 ФЗ № 294 контрольная закупка проводится по основаниям, предусмотренным для проведения внеплановых выездных проверок. Таким образом, что для проведения внеплановой проверки, что для проведения контрольной закупки, основания идентичные.

Однако ФЗ № 294 не поясняет, каким образом выбор делается в одних случаях в пользу внеплановой проверки, а в других – в отношении контрольной закупки.

Теперь пункт 3 Правил определяет, что контрольная закупка проводится в том случае, если никак иначе нельзя оценить соблюдение обязательных требований. В иных случаях принимается решение о проведении внеплановой проверки.

При этом, Правила не конкретизируют, каким образом определяется возможность либо невозможность оценки соблюдения требований. Видимо, решение будет приниматься по «внутреннему убеждению» должностного лица органа гос. контроля.

Пункт 3 Правил также определяет, что положениями о видах федерального гос. контроля, при организации которых применяется риск-ориентированный подход, для определения необходимости проведения контрольной закупки может быть предусмотрено использование индикаторов риска нарушения обязательных требований. Только как их будут использовать – тоже не совсем понятно. Отметим, что индикаторы риска по видам контроля, которые проводятся в отношении медицинских организаций, пока не предусмотрены.

Требования к приказу

Согласно п. 7 Правил, типовая форма приказа о проведении контрольной закупки устанавливается Министерством экономического развития РФ. По состоянию на начало декабря 2018 года форма еще не утверждена.

В пункте 8 Правил обозначено, что должен содержать приказ о проведении контрольной закупки. Помимо базовых сведений (наименование органа, ФИО должного лица, основание для проведения, дата и т.д.) приказ должен содержать:

  • Сведения о товарах (работах, услугах,), подлежащих приобретению в ходе контрольной закупки, способах их закупки и оплаты;
  • Сведения о применении фото- и киносъемки, а также видеозаписи;
  • Сведения о согласовании проведения контрольной закупки с органами прокуратуры или об извещении органов прокуратуры о проведении КЗ;
  • При проведении дистанционной контрольной закупки указывается информация, позволяющая идентифицировать место проведения КЗ (сайт в интернете, адрес электронной почты, номер телефона и т.д.);
  • Иные сведения, если таковые будут предусмотрены типовой формой.

При этом, Правила ничего не упоминают про свидетелей. Часть 5 ст. 16.1 ФЗ № 294 говорит о том, что контрольная закупка (за исключением контрольной закупки, осуществляемой дистанционно с использованием информационно-коммуникационных технологий) должна проводиться в присутствии двух свидетелей либо с применением видеозаписи. И только в случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации.

Представляется логичным, во-первых, указывать в приказе не «сведения о применении фото- и киносъемки, а также видеозаписи», а сведения о проведении КЗ либо в присутствии двух свидетелей, либо с применением видеозаписи. Во-вторых, в случае необходимости, обозначить уже иные способы фиксации (хорошо бы еще обосновать эту самую «необходимость»).

Поэтому, к сожалению, продолжает оставаться неясной «природа» свидетелей, откуда они «берутся» и кто может ими быть.

Акт о проведении контрольной закупки

Акт о проведении контрольной закупки должен быть составлен не позднее чем через 3 часа после завершения контрольной закупки. В случае проведения дистанционной контрольной закупки — не позднее следующего рабочего дня после ее проведения.

Акт о проведении контрольной закупки подписывается должностным лицом, проводившим контрольную закупку, и свидетелями (в случае их присутствия), а также представляется для подписи представителю юр. лица или ИП (за исключением дистанционной контрольной закупки).

При отказе юр. лица или ИП от подписания акта о проведении контрольной закупки, в акт о проведении контрольной закупки вносятся сведения об отказе от совершения подписи. Экземпляр акта вручается незамедлительно после его составления.

К акту о проведении контрольной закупки прилагаются документы, подтверждающие факт приобретения товаров (работ, услуг), включая кассовые чеки и приравненные к ним бланки строгой отчетности.

Типовые формы актов о проведении контрольной закупки товаров (работ, услуг) устанавливаются органом государственного контроля (надзора).

Отдайте товар, и мы вернем Вам деньги

При проведении контрольной закупки должностное лицо может приобретать товары (работы, услуги) путем наличного либо безналичного расчета. После объявления о проведении контрольной закупки (в том числе при дистанционной контрольной закупке) денежные средства должны быть возвращены путем:

  • Незамедлительного возвращения наличных денежных средств должностному лицу, которое проводило контрольную закупку;
  • Незамедлительного принятия необходимых действий по возврату денежных средств, перечисленных путем безналичных расчетов, на счет, с которого производилась оплата товара (работы, услуги) при контрольной закупке.

Исключение, когда возвращать денежные средства не нужно, составляют случаи:

  • Приобретения товаров в целях их последующих исследований или испытаний (результаты исследований или испытаний товаров направляются проверяемому не позднее следующего рабочего дня после их оформления);
  • Утраты в результате проведения контрольной закупки приобретенным товаром (в частности, пищевой продукцией) потребительских свойств;
  • Несения юр. лицом или ИП расходов в связи с проведением работ или оказанием услуг в рамках контрольной закупки.

Приобретенные в ходе КЗ товары (за исключением вышеуказанных случаев) возвращаются юр. лицу или ИП. Товары не возвращаются в случае их изъятия или ареста в рамках применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении или изъятии товаров в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Результаты работы или услуги, в отношении которых была проведена контрольная закупка (если это возможно по их характеру), возвращаются работнику (представителю) юр. лица или ИП. Весьма интересно, каким образом органы планируют возвращать «результаты услуг».

Работы или услуги, которые не были выполнены (оказаны) к моменту завершения контрольной закупки, выполнению (оказанию) не подлежат.

При дистанционной контрольной закупке возврат товаров (работ/услуг, если это возможно) осуществляется в порядке, аналогичном порядку, применяемому юр. лицами и ИП при совершении сделок с потребителями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *