Как читать электронный авиабилет

Электронные авиабилеты сегодня все более нескромно вытесняют традиционные бумажные. Поиск билетов на самолет становится все проще и доступнее.

Бумажных же авиабилетов существует в настоящее время два вида. Это, так называемые, «сэндвичи» или автоматически копирующийся авиа билет. И автоматические купонные билеты с посадочным талоном.

Первый в английском варианте звучит как ТАТ — Transitional Automated Ticket, второй — Automated Ticket / Boardind Pass. Итак, что же представляет собой ТАТ – наиболее распространенный вариант бумажного авиабилета в России. Такие авиакомпании гиганты как Аэрофлот и Уральские авиалинии, например также предлагают своим пассажирам именно бланки ТАТ. Расшифровка авиабилета далее в посте.

«Сэндвич» — это сразу несколько купонов, к каждому прилагается копировальный слой. Когда оператор печатает информацию о пассажире, данные пробиваются сквозь все эти слои. Так что, каждый купон содержит информацию обо всех других. Это и есть главное преимущество авиабилетов ТАТ.

Чаще всего встречаются авиабилеты с четырьмя купонами. Конечно, далеко не всегда количество перелетов совпадает с количеством купонов. Если авиаперелетов меньше, на лишних купонах ставится печать «VOID», что значит недействителен. Для еще большей убедительности, оператор отрывает лишний купон с печатью.

Последний купон – это всегда пассажирская копия, без которой авиабилет будет не действительным.

  1. Цена авиабилета

TOTAL – здесь полная сумма оплаты за авиа билет, включая тариф и все аэропортовые сборы. Валюта зависит от пункта оформления авиабилета. Бывает, что сумма не указывается в билете, в тех ситуациях, когда авиабилет оформляется по конфиденциальному тарифу. Вместо стоимости может стоять слово «FORAIT» или «IT».

  1. Аэропортовые сборы

ТАХ/FEE/CHARGE – здесь указывается сумма аэропортового сбора и две буквы. Случается, что вся сумма просто не «влазит» в графу, в результате чего в последнюю строчку переносится сумма оставшихся сборов, а ее расшифровку можно найти в 21 графе.

  1. Тариф

FARE – сумма тарифа, выписанная в валюте начала маршрута. То есть, если авиабилет будет выписан по рейсу Нью-Йорк – Санкт-Петербург, то сумма будет выписана в американских долларах. Если авиабилет начало перелета в стране с «мягкой» валютой, как например Россия, то тариф может быть выписан и в долларах. EQUIV. FARE PD – может стоять и такая надпись. Это значит «эквивалент тарифа», то есть, если валюта пункта оформления авиабилета отличается от валюты начала перелета, то тариф указывается в валюте первого. В таком случае в авиабилете будет указан и курс пересчета, эти данные будут пропечатаны в 7 или 21 графе.

  1. Маршрут перелета

FROM/TO – сначала указывается пункт вылета, строкой ниже – пункт прилета. Графа FROM – это город отправления, если между конечным пунктом будут пересадки, каждая из них будет обозначена в графе TO. Если указанный город маршрута имеет несколько аэропортов, дополнительно обозначается и код аэропорта.

  1. Индикатор «стоповер»

Х/О – при остановке в пункте пересадки более чем на сутки в этом поле указывается «О» или оно остается пустым. Если город пересадки является транзитным пунктом, то поле заполняется буквой «Х».

  1. Имя пассажира

NAME OF PASSENGER – здесь латиницей указываются данные пассажира. Фамилия, через косую черту первая буква полного имени, и через пробел обращение: MR/MRS/MSS – мистер/мисс/миссис. Написание фамилии должно быть как в загранпаспорте. Если верить международным нормам, в этом поле вы можете без зазрения совести ошибиться до 3-х раз, НО – так, чтобы звучание фамилии не было искажено.

  1. Передаточная надпись/ограничения

ENDORSEMENTS/ RESTRICTIONS – в этом поле пропечатывается информация по всем ограничениям вашей категории авиабилета, и кроме того, здесь же указывается возможность «передачи» пассажира другой авиакомпании. Для примера: если в этом поле указано «SU/KL ONLY», это говорит о том, что он действителен для авиаперевозчиков KLM (KL) и Аэрофлота (SU). То есть, даже уже по выписанному авиабилету пассажир сможет перейти от одной авиакомпании к другой. Дозволенные по авиабилету изменения также указываются в этой графе. Например, «ONE INBOUND REB FREE» — одно изменение одной даты бесплатно, или «RES CHG USD50» — изменение бронирования со штрафом 50 долл., и т.д. Как правило авиабилеты эконом класса и льготные категории авиабилетов отличаются стандартным содержанием этой графы, которое может выглядеть как «XX ONLY/ NON REF/ NO CHG/ NO REROUT». А это значит, что билет действителен только для указанной авиакомпании/авиабилет не подлежит возврату/изменение даты авиаперелета невозможно/изменение маршрута перелета запрещено. В этом же поле могут быть указаны служебные данные.

  1. Перевозчик

CARRIER – здесь указывается код авиакомпании – две буквы латиницей. Все коды регламентируются Международной Ассоциацией Авиаперевозчиков.

  1. Рейс – здесь все понятно. FLIGHT – это номер рейса.
  2. Класс авиабилета.

CLASS – помимо традиционных первого, бизнес и эконом класса, существует также совсем уж люксовый – сверхзвуковой класс авиабилетов, актуальный для самолетов Concord. Он обозначается буквой R. Буквы F, P, A — первый класс. Буквы J, C, D, I, Z — бизнес класс. Буквы W, S, Y, B, H, K, L, M, N, Q, T, V, X — экономический класс.

  1. Дата вылета

DATE – дата указывается в виде двух цифр и трех букв месяца. С цифрами все понятно, месяцы обозначаются следующим образом: JAN, FEB, MAR, APR, MAY, JUN, JUL, AVG, SEP, OCT, NOV, DEC.

  1. Время

Time – всегда указывается местное время вылета, то есть время часового пояса пункта начала маршрута.

  1. Статус бронирования

STATUS – как правило выписка авиабилета происходит уже со статусом ОК, то есть, с подтвержденным местом. Существует также пометка RQ, что говорит о запросе места во время регистрации, и пометка NS – без статуса, актуальна для детей до двух лет, которые летят без предоставления отдельного места.

  1. Пункт отправления/прибытия

ORIGIN/DESTINATION – здесь указываются три буквы пункта вылета и через косую пункт прилета. Если пунктов прилета несколько (с пересадками), то все они указываются через косую в том порядке, в котором будут производится пересадки.

  1. Отметки авиакомпании

AIRLINE DATA – в этой графе указывается код бронирования, который состоит из букв и цифр.

  1. Поле валидатора

Здесь ставится штамп агентства бронирования, в котором должны быть указаны: название агентства, номер офиса (в России начинается с 922 у аккредитованных агентств), адрес, дата выписки авиа билета и код агента, которые его выписал.

  1. Норма бесплатного багажа

ALLOW – здесь указывается цифра, обозначающая количество «бесплатных килограммов».

  1. Недействителен до/Действителен после

NOT VALID BEFORE/NOT VALID AFTER – в этом поле указывается дата, раньше или позднее которой по этой авиабилету перелет невозможен, для тех тарифов, которые подразумевают возможность изменения даты перелета. Для тарифов эконом класса в этом поле обычно указывается дата, которая совпадает с датой вылета. Если графа не заполнена, это говорит о том, что по данному авиабилету перелет можно совершить в течение года.

  1. Вид тарифа

FARE BASIS – здесь указывается буквенно-цифровой код тарифа авиабилета.

  1. Форма оплаты

FORM OF PAYMENT – здесь информация о том, каким способом была произведена оплата. Чаще всего встречаются CASH, то есть наличные, INVOICE или INV – когда оплата была произведена по безналичному расчету, и CC – оплата кредиткой.

  1. Расчет тарифа

FARE CALCULATION – в этом поле указывается подробный расчет тарифа по авиабилету. Он представляет собой сочетание трехбуквенного кода города, двухбуквенного кода города, и так называемых, «нейтральных единицах расчета» — деталей тарифа. В этом же поле вписываются аэропортовые сборы, если они не вместились в поле номер 2. Здесь же может быть указана информация о пересчете курса, разного рода служебная информация.

  1. Дополнительный билет

CONJUNCTION TICKETS – в тех ситуациях, когда маршрут состоит из нескольких перелетов, количество которых превышает число купонов авиабилета, билет выписывается сразу на нескольких бланках, и каждый из них в поле 22 включает номер дополнительного билета. Очень важно понимать, что вся эта кипа бланков – ОДИН БИЛЕТ. И даже если вы пролетели большую часть маршрута, бланки по этому перелету выбрасывать ни в коем случае нельзя. Такой авиабилет будет недействителен. Есть вариант, когда в поле 22 стоят номера билетов, выписанный по групповому тарифу. То есть, если вы берете несколько билетов по такому тарифу, каждый из них будет содержать номера всех остальных.

  1. Выдан в обмен на

ISSUED IN EXCHANGE FOR – в это поле вписывается номер авиабилета, который был обменян на другой. То есть, если вы решили изменить маршрут и меняете авиабилет на другой, вам будет вписан номер первоначального билета.

Советы авиапутешественникам: читаем авиабилет и изучаем тарифы

Авиабилет – это договор между авиакомпанией и Вами, в котором детально прописано, какие услуги, в каком объеме и на каких условиях авиакомпания обязуется предоставить. Чаще всего авиапутешественники задаются вопросом, чем отличается тот или иной тариф, а также как понять нечитабельный на первый взгляд набор сокращений, кодов и символов, который Ваш турагент осмелился назвать авиабилетом.

Что ж, будем разбираться с матчастью.

Читаем авиабилет

При покупке в авиакассах Вам могут выдать один-два листа (и больше) формата А4, испещренный непонятными сокращениями.

Вот так, например, выглядит билет, который я купил в одной из киевских авиакасс на рейс авиакомпании TAP Portugal по маршруту «Лиссабон – Фуншал (Мадейра) – Лиссабон». Справедливости ради уточню, что вместе с этим билетом агентство мне вручило и обычный билет на стандартном бланке. Но основной документ для всех авиалиний, таможенников, посольств и т.п. именно тот, сканокопия которого приведена ниже. Билет же на стандартном бланке сейчас требуется разве что для деловых путешественников при финансовом отчете о командировке.

Большинство авиакомпаний и авиакасс направляют пассажирам на электронную почту более понятные адаптированные варианты билетов, но некоторые все же не удосуживаются придать документу более «читабельный» вид. И присылают на email электронные билеты в plain-виде – что ж, это международный стандарт, понятный всем специалистам, имеющим отношение к пассажирским авиаперевозкам.

Все сокращения и коды – стандартные, что позволяет легко прочитать его.

Ниже на примере моего билета разберем наиболее часто употребляемые термины.

1. NAME OF PASSENGER – имя и фамилия пассажира.

Указывается только в латинской транскрипции (написании). После фамилии через слеш пишется первая буква имени или имя полностью и через пробел обозначение (MR – мистер, MRS/MSS – мисс или миссис). По нормам IATA данное поле допускает до трех ошибок. Но некоторые авиакомпании практикуют более жесткие стандарты, например, при полетах в Израиль или США. Не допускается ни единой ошибки, а внесение исправлений в билет будет платным.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: Имя и фамилия скрыты.

2. FROM/TO – маршрут перелета.

Везде применяется английское написание названий городов и аэропортов. Каждый купон билета позволяет совершить перелет между двумя городами. Города располагаются сверху вниз, то есть первый перелет будет между самым верхним пунктом и тем, который под ним. Если в городе несколько разных аэропортов, их трехбуквенные коды пишутся после города.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: LIS (Лиссабон) и FNC (Фуншал – аэропорт Мадейры).

На фото ниже – аэропорт Мадейры.

3. CARRIER – перевозчик.

Двухбуквенный код авиакомпании перевозчика. Коды определяются ИАТА (Международная Ассоциация Авиационного Транспорта), например: LH – Lufthansa, AF – Air France, PS – МАУ.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: TP (TAP AIR PORTUGAL).

4. FLIGHT – номер рейса.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: TP1615 (Лиссабон – Фуншал) и TP1664 (Фуншал – Лиссабон).

5. DATE – дата вылета.

Если прибытие на день, следующий после дня вылета, то после даты вылета ставится «+1».

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: 04 NOV (Лиссабон – Фуншал) и 13 NOV (Фуншал – Лиссабон), это значит, что из Лиссабона пассажир вылетает 4 ноября, а обратно – 13 ноября. Нигде «+1» не стоит, значит, что рейс вылетает и приземляется в один и тот же день.

6. TIME – время вылета.

Может еще указываться DEPART (время вылета) и ARRIVE (время прибытия).

Всегда местное время пункта вылета.

Обратите внимание, что в plain-text версии билета никаких знаков препинания между часами и минутами нет.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: DEPART 0745, ARRIVE 0930 и DEPART 2115, ARRIVE 2250, это значит, что пассажир вылетает из Лиссабона в 07:45 утра, прилетает на Мадейру в 09:30, а обратно вылетает в 21:15 и прилетает в Лиссабон в 22:50.

7. FLYING TIME – продолжительность полета.

Указывается количество часов (HRS) и минут (MINS).

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: 01HR 45MINS и 01HR 45MINS, это значит, что полет туда занимает 1 час 45 минут, назад – 1 час 35 минут.

8. STOPOVER – Индикатор «стоповер». X/O – (нет/да).

Если в данном городе происходит остановка более чем на 24 часа («стоповер»), то это поле пусто или там стоит О. В случае, если пассажир не задерживается здесь более чем на сутки, то в этой графе стоит Х. Применение стоповера отражается на общей стоимости билета за счет аэропортовых такс, так как при отсутствии «стоповер», некоторые таксы не платятся, что позволяет удешевить билет. Если билет прямой (без пересадок и технических остановок), то будет указано NON-STOP.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: NON-STOP, т.е. билет без пересадок.

9. BAGGAGE – норма бесплатного провоза багажа.

0PC – билет не предусматривает бесплатный провоз багажа, 1PC – одно место зарегистрированного багажа, 2PC – два места зарегистрированного багажа. Иногда в скобках указывается вес. Например у МАУ на большинстве рейсов в эконом классе можно провезти одно место зарегистрированного багажа весом до 23 кг, соответственно, указывается 1PC(1х23). В бизнес-классе на этих же рейсах обычно можно провозить 2 места весом 32 кг каждый – указывается 2PC(2х32).

Если вес не указан, то он является стандартным для данной авиакомпании.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: 1PC, это значит, что помимо ручной клади пассажир эконом-класса может взять зарегистрированный багаж весом до 23 кг (стандарт TAP AIR PORTUGAL).

10. SERVICE – сервис на борту, обычно подразумевается бортовое питание.

Может быть MEAL (предоставляется бортовое питание) или NO MEAL (бортовое питание не предоставляется). Иногда используется формулировка SNACK (легкая закуска). Если во время рейса будут кормить несколько раз, то рядом со словом MEAL будет цифра, указывающая количество приемов пищи.

Также примите к сведению, что обычные авиакомпании предложат пассажиру бесплатно воду, даже если на рейсе не предусмотрено бортовое питание. На рейсах лоукостов даже вода будет за дополнительную плату.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: MEAL, это значит, что пассажира на этом рейсе покормят один раз.

11. EQUIPMENT – оборудование.

Тут указывается тип воздушного судна.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: AIRBUS INDUSTRIE A319, т.е. рейс выполняется на самолете A319.

12. FARE – тариф.

Тариф в валюте страны вылета (начала перевозки), т.е. цена билета без сборов. В странах с неконвертируемой валютой (Украина) публикуют тарифы в долларах США или евро. Иногда тариф бывает скрыт под аббревиатурой IT или FORFAIT.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: 43.00, причем в расшифровке сначала указана цифра 24.00, а затем 19.00, это значит, что «чистый» тариф из Лиссабона на Мадейру составил 24 евро, а обратно – 19 евро.

13. TAX – такса.

Двухбуквенное обозначение и сумма аэропортового сбора. Если все таксы не помещаются в этой графе, то в последней графе указывается «общая» такса (сумма всех оставшихся).

Обратите особое внимание на таксу YQ – это сбор за бронирование. При покупке на сайте авиаперевозчика он либо вообще отсутствует, либо составляет символические 2-3 евро. Ниже в примере видно, что в моем случае при обращении а кассу я заплатил почти 30 евро (286YQ – 286 грн. за бронирование по курсу 2012 года, когда был куплен билет). Если бы я купил билет самостоятельно на сайте авиакомпании, то эта такса была бы в разы меньше.

Вывод: покупать билеты нужно по возможности на официальных сайтах авиакомпаний.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА:

80PT – 80 грн. (если после цифры не обозначена валюта, то расчет производится в валюте стране приобретения билета);

226YP – 226 грн.;

286YQ – 286 грн. за предоставление услуг бронирования билета.

14. TOTAL – всего.

Полная стоимость билета (тариф плюс аэропортовые сборы) в валюте пункта выписки билета. В Украине для разных авиакомпаний это могут быть как гривни, так доллары США или евро. Также здесь может стоять IT. Слово END после обозначения стоимости значит, что это окончательная стоимость, которая не будет меняться.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: 1015 UAH, т.е. полная стоимость билета составила 1015 грн. Билет был куплен в 2012 году, т.е. по тогдашнему коммерческому курсу, он мне обошелся около 100 евро в обе стороны со всеми сборами.

Как видим, сборы составили около трех четвертей всей стоимости, а чистая цена – лишь четверть. Это нормальная практика для случаев, когда билет куплен по низкой цене.

15. EQUIV/ FARE PD – эквивалент тарифа

Эквивалент тарифа в валюте пункта выписки (если валюта пункта выписки отличается от валюты пункта начала перевозки).

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: 423, это значит, что эквивалент стоимости тарифа составил 423 грн. (соответствует 43 евро).

16. FORM OF PAYMENT – форма оплаты.

Форма оплаты билета. Бывают следующие варианты: CASH (наличные), INVOICE или INV (безналичная оплата), CC – номер кредитной карты – (кредитная карта).

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: CASH, это значит, что билет был оплачен наличными в офисе авиакассы в гривнях по курсу НБУ на день покупки.

17. STATUS – статус бронирования.

Обычно статус – OK или CONFIRMED. Иногда возможна выписка билетов со статусом RQ (запрос места на регистрации). В билете для детей до 2-х лет, летящих без места – статус NS.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: CONFIRMED, это значит, что билет оплачен и все данные пассажира внесены.

18. TICKET NO – номер билета.

Первые три цифры – код авиакомпании. Например, 566 – «Международные Авиалинии Украины».

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: 047 (последующие цифры скрыты – конфиденциальные данные), это код авиакомпании TAP Air Portugal.

19. CLASS – класс бронирования.

Латинская буква, обозначающая принадлежность определенному классу. Обычно: F, P, A – первый класс. J, C, D, I, Z – бизнес класс. W, S, Y, B, H, K, L, M, N, O, Q, T, V, X – экономичный класс.

Класс бронирования имеет значение в частности при расчете миль, которые будут начислены на карту часто летающего пассажира.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: T и O, т.е. эконом-класс.

20. PNR CODE – номер бронирования.

Буквенно-цифровой номер бронирования.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: скрыто – конфиденциальные данные.

21. NVB/NVA – не действителен до/ не действителен после.

Дата раннее которой и позднее которой соответственно нельзя лететь по данному полетному купону (если правила тарифа допускают изменения дат). Для большинства «жестких» льготных тарифов обе даты совпадают с датой вылета по данному купону.

В некоторых случаях информация по данному пункту содержится в графе ENDORSEMENTS/RESTRICTIONS.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: ничего не указано.

22. ENDORSEMENTS/RESTRICTIONS – передаточная надпись/ограничения.

В этой графе указываются различные ограничения на перевозку по данному билету, а также возможность «передачи» (endorsement) пассажира другому перевозчику. Например, если в графе указано LH ONLY, то это означает, что данный билет действителен на рейсах Lufthansa. Также здесь указываются разрешенные действия по данному тарифу. Например, REB FEE USD50 или NON REF означает: «штраф за изменение бронирования – 50 долларов США» или «возврат билета невозможен».

Часто используются следующие сокращения:

CHNG PEN – возможна перебронировка на другой рейс со штрафом (буквально: CHANGE PENALTY);

FARE RESTR APPLY – по данному тарифу есть ограничения (буквально: FARE RESTRICTIONS APPLY);

NONREBOOK – билет не может быть перебронирован;

NONREF – билет не может быть сдан.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: CHNG PEN/ FARE RESTR APPLY/ NONREF, это значит, что билет не может быть сдан, но при необходимости можно перебронировать вылет на другое время или другую дату, уплатив при этом штраф и, возможно, разницу в тарифах, также по данному тарифу есть другие ограничения.

23. ADDITIONAL ENDORSEMENT/RESTRICTIONS – дополнительные ограничения.

Содержит информацию, не поместившуюся в графу ENDORSEMENT/RESTRICTIONS.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: ничего не указано.

24. VALIDATOR PLACE – поле валидатора.

Иногда указано как IATA NUMBER. Штамп агентства, продавшего билет. Должен содержать название агентства, его краткий адрес, уникальный номер офиса, то есть номер IATA или код авиакомпании, в кассе которой куплен билет. Буквенно-цифровая референция агента выписавшего билет. Дата выписки билета.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: 723 22051, это индивидуальный IATA-номер агентства, где был куплен билет.

25. ISSUED IN EXCHANGE FOR – выдан в обмен на.

Если билет обменян, то в эту графу заносится номер первоначального билета.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: ничего не указано, значит, что билет не был обменян.

26. TOUR CODE – туристический код.

Код, применяемый при выписке конфиденциальных и специальных тарифов.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: ничего не указано, это значит, что билет куплен по стандартному тарифу.

Изучайте правила тарифа

В большинстве случаев на один и тот же рейс одна и та же авиакомпания предлагает несколько вариантов класса обслуживания (от двух) и несколько десятков вариантов тарифов. Поэтому цена на один и тот же рейс для разных пассажиров может существенно отличаться.

Тарифы обычно учитывают такие факторы, как возможность и условия возврата билета, возможность и условия изменения даты вылета, возможность неявки на рейс, условия провоза ручной клади и багажа. Это основные, хотя далеко не все составляющие.

В качестве примера рассмотрим авиабилет «Ивано-Франковск – Валенсия – Ивано-Франковск» (вылет из Украины – 30 сентября, вылет назад из Испании – 15 октября 2016 года).

Билет по этому направлению на момент написания данного текста можно было купить за 3766 грн. (около 150 долларов США) туда и обратно со всеми сборами по тарифу «Только ручная кладь».

Тот, кто покупает билет по этой стоимости, должен понимать, что возврат билета не разрешен, изменение даты вылета возможно с доплатой (со штрафом), а при неявке на рейс тариф не возвращается.

Кроме того, эта цена действует только при условии, что пассажир будет лететь без багажа, а только с крупной ручной кладью (12 кг для участников программы лояльности МАУ Panorama Club и 7 кг для тех пассажиров, кто не зарегистрировался в этой программе).

С другой стороны, если Вы планируете лететь налегке и уверены в том, что даты поездки не будут меняться, то 150 долларов США – отличное предложение для прямого перелета из Украины на популярный испанский курорт и назад.

Также на этом рейсе возможны тарифные модели «Промо» (все билеты уже проданы), «Эконом» (8019 грн. – около 320 долларов США), «Гибкий эконом» (11522 грн. – около 460 долларов США).

И, наконец, последняя тарифная модель – «Бизнес». Ее преимущество в том, что пассажир может менять дату вылета без каких-либо дополнительных доплат, причем делать это неограниченное количество раз (сколько будет рейсов по этому направлению и в зависимости от наличия свободных мест). При сдаче билета к пассажиру не применяются штрафные санкции (только удерживается сервисный сбор, если билет куплен в кассе, а не на сайте перевозчика). Также при неявке на рейс не применяются штрафные санкции.

Еще одно важное преимущество данного тарифа, о котором часто забывают упомянуть, – это возможность взять с собой почти в 3 раза больше багажа. Если другие тарифы предполагают только одно место багажа до 23 кг, то в «Бизнесе» – 2 места по 32 кг (т.е. совокупно 64 кг). Цена этого билета по тарифу «Бизнес» составляет 17527 грн. (около700 долларов США).

Что еще важно, большинство авиакомпаний позволяют приобрести билет туда по одной тарифной модели, а обратно – по другой. Например, Вы знаете, что точно полетите из Ивано-Франковска 30 сентября налегке, а дата обратного вылета Вам окончательно неизвестна, но с собой у Вас будет два чемодана с покупками. Или вообще Вы решите сдать этот билет и улететь назад другой авиакомпанией. Что ж, возможно, что в таком случае есть смысл купить билет туда по тарифу «Только ручная кладь», а обратно – «Бизнес». Такой билет Вам обойдется 10646 грн. (около 425 долларов США).

Также у МАУ есть тарифы «Самый низкий» и «Премиум Эконом» (по сути это бизнес-класс, но с некоторыми ограничениями) – на рассматриваемом нами рейсе билеты по этим тарифам не продаются.

С тарифами соотносятся классы бронирования – в зависимости от класса, пассажир после перелета на каждом рейсе получает то или иное количество миль (бонусов) на свою карту часто летающего пассажира (Panorama Club, Miles & More, Flying Blue, One World и т.п.).

Иногда есть смысл переплатить и купить билет по немного более дорогому тарифу, но при этом заработать больше миль. Это актуально в тех случаях, когда Вам не хватает какого-то конкретного количества миль для оформления наградного авиабилета.

В качестве примера ниже приведена таблица с описанием основных тарифов МАУ.

Многие авиакомпании (в частности, Lufthansa, Air France, даже бюджетная Vueling) показывают в своих онлайн-системах бронирования количество билетов, которые остались по тому или иному тарифу. МАУ такой возможности, к сожалению, пока не предоставляет.

Мы рассмотрели на примере МАУ наиболее распространенные тарифные модели. Аналогичные им используют практически все крупные перевозчики, названия тарифов несущественно отличаются у разных авиакомпаний, но суть одна – чем больше свободы у пассажира в выборе дат, возможности сдать билет, воспользоваться дополнительными услугами, тем дороже этот билет будет стоить. И наоборот.

Если Вы приобрели билет в авиакассе или на сайте иностранного перевозчика, уточните сразу же, какие правила применяются к Вашему билету, что значат те или иные обозначения.

А если что-то непонятно, какие-то детали требуют уточнения, то во избежание неожиданностей звоните на «горячую линию» перевозчика.

Как читать Электронный авиабилет

1

Date — Дата Бронирования

2

Номер агента — Компания производившая бронирование.

3

IATA — Код агента.
NAME — Фамилия и Имя пассажира
Указывается только в латинской транскрипции (написании). После фамилии через слеш пишется первая буква имени или имя полностью и через пробел обозначение (MR — мистер, MRS/MSS — мисс или миссис). По нормам IATA данное поле допускает до 3-х ошибок.

4

ISSUING AIRLINES — Авиакомпания
TICKET NUMBER — Номер Авиабилета
BOOKING REF — Международная система бронирования. Буквенно-цифровой номер бронирования (PNR CODE) . IATA Код Авиакомпании.
BAG — Норма бесплатного провоза багажа.
ST — Статус бронирования
Обычно статус — «OK». Иногда возможна выписка билетов со статусом «RQ» (запрос места на регистрации). В билете для детей до 2-х лет, летящих без места — статус «NS».

5

FROM/TO — Маршрут перелета
Везде применяется английское написание названий городов и аэропортов. Каждый купон билета позволяет совершить перелет между двумя городами, которые на данном купоне выделены другим цветом (обычно темным). Города располагаются сверху вниз, то есть первый перелет будет между самым верхним пунктом и тем, который под ним. Если в городе несколько разных аэропортов, их трехбуквенные коды пишутся после города.

FLIGHT — Перевозчик / Номер рейса
Двухбуквенный код авиакомпании перевозчика. Коды определяются ИАТА (Международная Ассоциация АвиационногоТранспорта)например:
SU—Аэрофлот,
LH—Lufthansa,
AF—AirFrance.

CL — Класс бронирования.
Латинская буква, обозначающая принадлежность определенному классу. Обычно:
F,P,A—первый класс.
J,C,D,I,Z—бизнес класс.
W,S,Y,B,H,K,L,M,N,Q,T,V,X—экономический класс.

DATE — Датавылета

TIME / ARRIVAL TIME — Время вылета / Время прибытия
Всегда указывается местное время пунктов вылета и прибытия.

FARE BASIS — Вид тарифа
Буквенно-цифровое обозначение кода тарифа.

NVB/NVA — Не действителен до/ не действителен после
Дата раннее которой и позднее которой соответственно нельзя лететь по данному полетному купону (если правила тарифа допускают изменения дат). Для большинства «жестких» льготных тарифов обе даты совпадают с датой вылета по данному купону. Если графы пустые, то это означает, что данный билет действителен как минимум год.

6

FORM OF PAYMENT — Форма оплаты
Форма оплаты билета.
Бывают следующие варианты:
CASH (наличные),
INVOICE или INV (безналичная оплата),
CC—номер кредитной карты— (кредитная карта).

AIR FARE — Стоимость Авиабилета

TAX — Такса
Двухбуквенное обозначение и сумма аэропортового сбора. Если все таксы не помещаются в этой графе, то в последней графе указывается «общая» такса (сумма всех оставшихся).

TOTAL — Общая стоимость.>Расшифровка авиабилета:

Есть 3 класса авиабилетов: Эконом, Бизнес и Первый. В чем отличие? Комфорт кресел и предлагаемое питание.

Авиабилеты первого-класса

Билеты самые дорогие и престижные. Стоимость значительно превосходит все остальные классы билетов. Пассажиры получают VIP-обслуживание. Удобные сидения, вкусное питание и элитные напитки. До самолета каждый пассажир доезжает на специальном транспорте чаще всего автомобиле премиум-класса. Багаж пассажир может провозить значительных габаритов.

Перед бронирование, необходимо прочитать правила применения тарифа, так как разные авиакомпании разрабатывают индивидуальные тарифы.

Р — первый класс, улучшенный. К услугам пассажиров спутниковые телефоны, индивидуальные мониторы и спальные места. Предоставляется на разных самолетах производства Airbus и Boeing

F — первый класс.

А — первый класс со скидкой. Для билетов такого типа авиакомпании предлагают базовые тарифы на выполняемые ими рейсы, которые они могут снижать, если им это выгодно в какой то период времени (сезонные скидки).

J — бизнес-класс, улучшенный. Пассажиру предоставляется место в салоне с более просторными креслами, чем в обычном бизнес-классе, меню отличается большим выбором блюд, предоставляются развлечения (например, компьютерные игры).

С — бизнес-класс.

D — бизнес-класс со скидкой. Для билетов такого типа авиакомпании предлагают базовые тарифы на выполняемые ими рейсы, которые они могут снижать, если им это выгодно в какой то период времени (сезонные скидки).

W — экономический класс, улучшенный. Расстояние между рядами несколько большее, чем в обычном экономическом классе.

К, S — экономический класс с фиксированными тарифами. На такие билеты никакие скидки не предусмотрены.

В, Н, L, M, Q, Т, V, Y — обычно это экономический класс. Буквы обозначают тариф авиакомпании. Для билетов такого типа авиакомпании предлагают базовые тарифы на выполняемые ими рейсы, которые они могут снижать, если им это выгодно в какой то период времени (сезонные скидки).

Авиакомпании могут вводить различные ограничения на бронирование билетов. Наиболее часты ограничения по времени заказа и количеству билетов. В этом случае используется код G. Некоторые авиаперевозчики на рейсах малой дальности осуществляют «челночное» обслуживание по экономическому классу, которое обозначается литерами Е (бронирование не производится, место подтверждается при регистрации) или U (бронирование не требуется, место гарантируется).

Посмотрите классификацию гостиниц и отелей

Общие условные обозначения на авиабилете

Name of passenger — имя пассажира. Указывается только в латинской транскрипции (как в загранпаспорте). За фамилией следует (через слеш) первая буква имени или имя полностью, а также пол (MR — мистер, MRS/MSS — мисс или миссис). По международным нормам данное поле допускает до 3-х ошибок без искажения звучания.

From/To — маршрут полета. На выделенном цветом поле указан пункт отправления для данного полетного купона в латинской транскрипции. Ниже следует пункт прибытия. Если в данном городе несколько аэропортов за названием следует трехбуквенный код аэропорта.

Коды аэропортов для Москвы:
ВНК(UKO) — Внуково
ДМД(DME) — Домодедово
ШРМ(SVO) — Шереметьево

Stopover — индикатор «стоповер». X/O (нет/да). Если в данном пункте происходит остановка по маршруту более чем на 24 часа («стоповер»), то это поле пусто или «О». Если же данный пункт является пунктом транзита, то напротив данного пункта стоит «Х». Применение стоповера отражается на общей стоимости билета за счет аэропортовых такс, так как при отсутствии «стоповер», некоторые таксы не платятся, что позволяет удешевить билет.

Carrier — перевозчик. Двухбуквенный код авиакомпании перевозчика. Коды нормируются международной ассоциацией авиаперевозчиков (ИАТА) и могут быть как достаточно очевидными: SU — Аэрофлот, LH — Lufthansa, AF — Air France, BA — British Airways, так и не очень: AY- Finnair, UN — Трансаэро, AZ -Alitalia.

Flight — номер рейса.

Class — класс бронирования. Латинская буква, обозначающая определенную квоту мест в самолете. Обычно: R «Сверхзвуковой» (на рейсах Concord). F, P, A — первый класс. J, C, D, I, Z — бизнес класс. W, S, Y, B, H, K, L, M, N, Q, T, V, X -экономический класс. Более подробно о классах обслуживания читайте ниже.

Date — дата вылета по данному купону.

Time — время вылета. Всегда местное время пункта вылета.

Status — статус бронирования. Обычно билет выписывается с подтвержденным статусом — «OK». Для некоторых тарифов возможна выписка билетов со статусом «RQ» (запрос места на регистрации). В билете для младенцев (до 2-х лет) летящих без места указывается статус «NS».

Fare basis — вид тарифа. Буквенно-цифровое обозначение тарифа по данному купону: NVB/NVA (Not valid before/not valid after) — Не действителен до/ не действителен после. Дата раннее которой и позднее которой соответственно нельзя лететь по данному авиабилету (если правила тарифа допускают изменения дат). Для большинства «жестких» льготных тарифов обе даты совпадают с датой вылета по авиабилету. Если графы пустые, то это означает, что данный билет действителен как минимум год.

Fare calculation — расчет тарифа. В данной графе приведен подробный расчет тарифа по всему авиабилету. Расчет состоит из трехбуквенных кодов городов, двухсимвольных кодов перевозчиков и тарифных компонентов в NUC (нейтральных единицах расчета). Здесь же расшифровывается сборная такса (аэропортовые сборы). В графе может находиться служебная информация: курсы пересчета нейтральных единиц, валют, различные ограничительные.

Fare — тариф. Тариф в валюте начала перевозки. Например, если билет выписан по маршруту Лондон — Москва, то тариф будет указан в фунтах (GBP). Страны с «мягкой» валютой (в том числе и Россия) имеют тарифы опубликованные в долларах США. В случае, если билет выписан по конфиденциальному тарифу, то в этой графе тариф может быть не указан (заменяется на значок «IT» или «Forfait»).

Total — всего. Полная стоимость билета (тариф плюс аэропортовые сборы) в валюте пункта выписки авиабилета. В России для разных авиакомпаний это могут быть как рубли РФ, так и доллары США. В случае, если билет выписан по конфиденциальному тарифу, то в этой графе сумма может быть не указана (заменяется на значок «IT» или «Forfait»).

Equiv/Fare PD — эквивалент тарифа. Эквивалент тарифа в валюте пункта выписки (если валюта пункта выписки отличается от валюты пункта начала перевозки).

Tax — такса. Двухбуквенное обозначение и сумма аэропортового сбора в валюте пункта выписки.

Form of paint — форма оплаты. Бывают следующие варианты:
cash — наличные
Invoce или INV — безналичная оплата
CC — оплата кредитной картой. Стоит номер кредитной карты.

Origin/Destination — пункт отправления/назначения. Трехбуквенное обозначение пункта вылета и через слеш, пункт прилета по всему маршруту. Бывают также обозначения SITI, SOTO и так далее.

Airline data — для отметок авиакомпании.

PNR Code — буквенно-цифровой номер бронирования.

Endorsements/Restrictions — передаточная надпись/ограничения. В этой графе указываются различные ограничения на перевозку по данному билету, а также возможность «передачи» (endorsement) пассажира другому перевозчику. Например, если в графе указано «SU/KL ONLY», то это означает, что данный билет действителен на рейсах «Аэрофлот» (SU) и «KLM» (KL) и если условия тарифа позволяют изменения по билету, то даже уже по выписанному билету, Вы можете «пересесть» с одной компании на другую. Если тариф, по которому выписан билет, позволяет какие-либо изменения, то эта возможность должна быть отражена в этой графе.

Например, «RES CHG USD50» или «ONE INBOUND REB FREE» означает: «Изменение бронирования со штрафом 50 долларов США» или «Одно изменение обратной даты бесплатно».

Обычно, для самых льготных («жестких») тарифов распространен следующий шаблон: «XX ONLY/NON REF/NO CHG/NO REROUT» — «Билет действителен только на перевозчике ХХ/Билет возврату не подлежит/Изменения дат по билету не возможно/Изменение маршрута запрещено».
В этой графе может быть отображена также служебная информация.

Issued in exchange for — выдан в обмен. Если билет выписан в обмен на другой (так называемая «переписка»), то в эту графу заносится номер первоначального билета.

Conjunction tickets — дополнительный (соединенный) билет. Если маршрут включает в себя больше перелетов, чем есть полетных купонов в бланке, такой билет выписывается на нескольких бланках и здесь ставятся перекрестные ссылки на другие номера билетов. Следует иметь в виду, что эти несколько бланков представляют собой один билет, и даже если Вы полностью пролетели маршрут по одному из них, ни в коем случае не выбрасывайте его до конца всего путешествия. Другой распространенный случай, когда в графе стоит номер дополнительного билета (при групповых путешествиях).

Additional endorsements/restrictions — дополнительные ограничения. Содержит информацию не поместившуюся в графу Endorsements/Restrictions.

Tour code — код тура. Условное обозначение, применяемое при выписке конфиденциальных и специальных тарифов.

Validator place — поле валидатора. Штамп агентства, продавшего билет. Должен содержать название агентства, его краткий адрес, уникальный номер офиса, то есть номер ИАТА или код Аэрофлота. Буквенно-цифровая референция агента выписавшего билет. Дата выписки билета.

Другие условные обозначения на авиабилете

В или чашка — завтрак
L, D или скрещенные вилка и нож — горячий обед или ужин
S или булочка, или нож с вилкой — холодные закуски
Х — многоразовое питание.
M в расписании — во время полета пассажирам будет показан полнометражный фильм
F в расписании — короткометражный фильм.

Как читать авиабилеты

Купив авиабилет, мы видим множество самых разнообразных цифр и букв. На самом деле это не секретные коды, а вполне понятные обозначения. Полная инструкция по расшифровке билетов: как их прочитать и что значат все эти символы.
Как найти дешевые авиабилеты

Как читать бронь билета (электронного или бумажного)

Бронь билета представляет собой вот такой набор символов:
1 IVANOV/IVAN MR
2 AF2899 L 20JUN 3 LEDCDG HK1 0650 2 0720 0850 *1A/E*
3 AF 024 L 20JUN 3 CDGIAD HK1 1220 2E 1320 1555 *1A/E*
4 AF 025 L 20SEP 4 IADCDG HK1 1750 1850 0820+1 *1A/E*
5 AF2698 L 21SEP 5 CDGLED HK1 0920 2B 0950 1505 *1A/E*
6 AP NEWWORKCITY
Что это обозначает:
1. Имя пассажира. Указывается только в латинской транскрипции (как в загранпаспорте). За фамилией следует первая буква имени или имя полностью, а также пол (MR — мистер — мужской, MRS/MSS — мисс или миссис — женский).
2. Информация о вашем вылете.
— первая колонка: это название авиакомпании и номер рейса (например, AF (AirFrance) рейс 2899).
— вторая колонка: указана дата отправления
— в третьей колонке, вы видите пункт отправления. Если в городе несколько аэропортов следует трехбуквенный код аэропорта. Следующие три буквы – это город куда прибывает рейс или где происходит стыковка (т.е. stopover). Например: LEDCDG (LED-аэропорт Санкт-Петербург, CDG – Шарль де Голль, Париж).
— четвертая колонка — обычно это время окончания регистрации (часто эта колонка отсутствует).
— пятая колонка: время вылета.
— шестая колонка: время прибытия.
Внимание! Во всех билетах всегда указывается местное время пункта вылета и прилета.
3. Следующий рейс (в этом примере из Парижа (CDG) в Вашингтон (IAD). Это означает, что в Нью-Йорк вы летите через Париж.
4. Рейс из Вашингтона в Париж. Обозначение 0820+1 – это значит, что вы прилетаете в Париж на следующий день (т.к. летите по солнцу).
5. Рейс из Парижа в Санкт-Петербург.

Краткое обозначение авиакомпаний (двухбуквенные коды)

4L — AIR ASTANA
5N — ARKHANGELSK AIRLINES
6K — Korsar Airlines
6Q — SLOVAK AIRLINES
6U — Air Ukraine
7B — Kras Air — Krasnoyarskavia
7D — Donbass Eastern Ukranian Airlines
9U — Air Moldova
9Y — AIR KAZAKSTAN
A9 — AIRZENA GEORGIAN AIRLINES
AA — American Airlines
AC — Air Canada
AF — Air France
AH — Air Algerie
AI — Air India
AR — Aerolineas Argentinas
AS — ALASKA AIRLINES INC.
AY — Finnair
AZ — ALITALIA
B2 — Belavia
BA — British Airways
BD — British Midland (BMI)
BT — Air Baltic
CA — Air China
CL — LUFTHANSA CITYLINE
CO — Continental Airlines
CU — Cubana
CX — Cathay Pacific Airways
CY — Cyprus Airways
D9 — Don-avia (Aeroflot-Don)
DE — Condor
DI — Deutsche BA
DL — Delta Airlines
E3 — Domodedovo Airlines
E5 — Samara Airlines
E6 — AVIAEXPRESS CRUISE AIRLINES
EK — EMIRATES
FI — Iceland Air
FV — Viva Air
G5 — JSC AIRLINE ENKOR
GA — Garuda Indonesia
GI — AIR COMPANY ITEK-AIR LTD
GW — AIR LINES OF KUBAN
H5 — Magadan Airlines
H6 — Chelal — Chelyabinsk Air Enterprise
HM — Air Seychelles
HY — Uzbekistan Airways
IB — Iberia — Spanish Airlines
IC — INDIAN AIRLINE
IJ — Air Liberte
IK — IMAIR AIRLINE
IR — IRAN AIR
J2 — AZAL — Azerbaijan Airlines
JK — Span Air
JL — JAL — Japan Airlines
JP — Adria Airways
JU — JAT — Yugoslav Airlines
KE — Korean Air
KL — KLM — Royal Dutch Airlines
KM — Air Malta
KV — Kavminvodyavia
LG — Luxair
LH — Lufthansa German Airlines
LO — LOT — Polish Airlines
LX — Swiss international air lines
LY — El-Al — Israel Airlines
LZ — Balkan — Bulgarian Airlines
MA — Malev hungarian airlines public ltd.
MD — Malev — Hungarian Airlines
MH — MALAYSIA AIRLINES
MK — Air Mauritius
MS — Egypt Air
N3 — Miravia
NG — Lauda Air
NH — ANA — All Nippon Airways
NW — Northwest Airlines
NZ — Air New Zealand
OA — Olimpic Airways
OB — Air Plus
OK — CSA — Czech Airlines
OM — MIAT — Mongolian Airlines
OS — Austrian Airlines
OU — Croatia Airlines
OV — Estonian Air
P2 — Aerocondor
P7 — EAST LINE AIRLINES
PS — Ukraine International Airlines
QF — Qantas Airways
QH — Pel Air
R3 — Armenian Airlines
R4 — State Transport Company of Russia
R8 — Reguljair
RG — Varig Brazil
RO — Romanian Air Transport
S2 — Sahara Airlines
S7 — Sibir (S7 Airlines)
SA — SAA — South African Airways
SK — SAS — Scandinavian Airlines
SN — Sabena
SQ — Singapore Airlines
SR — Swiss Air
SU — Aeroflot — Russian Airlines
T5 — Turkmenistan Airlines
T6 — Tavrey Aircompany
TE — Lietuvas Avialinijos
TG — THAI AIRWAYS INTL PUBLIC COMPANY LIMITED
TK — TURKISH AIRLINES INC.
U6 — Ural Airlines — Uralskie Avialinii
U8 — Armavia
UA — UNITED AIRLINES
UL — AirLanka
V9 — Bashkirian Airlines
VH — AEROPOSTAL
VI — Vieques Air Link
VN — VIETNAM AIRLINES
VV — AEROSVIT AIRLINES
YG — SOUTH AIRLINES
YL — YAMAL AIRLINES

Краткое обозначение аэропортов (IATA-коды)

AER — Сочи (Адлер)
AMS — Амстердам
ARN — Стокгольм (Арланда)
CDG — Париж (Руасси — Шарль де Голль)
CPH — Копенгаген
BCN — Барселона
BRU — Брюссель
DME — Москва (Домодедово)
DUB — Дублин
DXB — Дубай
FRA — Франкфурт-на-Майне
FCO — Рим (Фьюмичино)
HEL — Хельсинки
IAD — Вашингтон
IAH — Хьюстон
IST — Стамбул
JFK — Нью-Йорк (аэропорт им. Дж. Кеннеди)
KGD — Калининград
LAX — Лос-Анджелес
LCA — Ларнака
LED — Санкт-Петербург (Пулково)
LHR — Лондон (Хитроу)
LIS — Лиссабон
LUX — Люксембург
MIA — Майами
MUC — Мюнхен
MXP — Милан-Мальпенса
ORD — Чикаго
PEE — Пермь
PEK — Пекин
PRG — Прага
RIX — Рига
SKG — Салоники
SVO — Москва (Шереметьево)
SVX — Екатеринбург
SXF — Берлин (Шенефельд)
TLL — Таллин
TLV — Тель-Авив
UUS — Южно-Сахалинск
VIE — Вена
VKO — Москва-Внуково
VNO — Вильнюс
WAW — Варшава
ZRH — Цюрих

Цифровые коды авиабилетов авиакомпаний (первые 3 цифры)

006 — Delta
012 — Northwest Airlines
057 — Air France
064 — CSA — Czech Airlines
070 — Syrian Arab Airlines
074 — KLM — Royal Dutch Airlines
080 — LOT Polish Airlines
085 — Swiss Air
093 — KD Avia
105 — Finnair
114 — EL AL
117 — SAS — Scandinavian Airlines (+Blue1)
125 — British Airways
139 — AeroMexico
176 — Emirates*
180 — Korean Air
182 — Malev
220 — Lufthansa
232 — Malaysia Airlines*
236 — British Midland (BMI)
257 — Austrian Airlines
262 — Ural Airlines
277 — Vladivostok Avia
316 — Aeroflot-Nord (Nord-avia)
328 — Norvegian
411 — TKP (Нейтральный бланк Транспортной клиринговой палаты)
421 — Sibir — S7
492 — Sky express
555 — Aeroflot
657 — Air Baltic
670 — Transaero
724 — Swiss International Air Lines
733 — Don Avia
745 — Airberlin (+NIKI)
870 — Aerosvit
996 — Air Europa

Как читать авиабилеты

В настоящее время бумажные билеты практически полностью замещены электронными. Всего существует 2 типа бумажных билетов:
1. Автоматический копирующийся билет («сэндвич») — Transitional Automated Ticket (TAT).
2. Автоматический купонный билет с посадочным талоном — Automated Ticket / Boardind Pass.
Как читать Автоматический копирующийся билет («сэндвич») — Transitional Automated Ticket (TAT).
До недавнего времени данный тип бланка был наиболее широко распространен в России. Такие бланки используют: Аэрофлот, Трансаэро, KLM, SAS, Malev, CSA и др. Билет представляет собой «сэндвич» из нескольких купонов (как правило — от 1 до 4-х купонов + купон пассажира). Каждый купон бланка снабжен копировальным слоем. При печати авиабилета вся информация «пробивается» насквозь, благодаря чему, каждый купон содержит информацию обо всех других. Это главное преимущество бланка TAT перед «купонными» бланками ATB, где каждый купон печатается отдельно от других. Наиболее широкое распространение получил бланк с четырьмя полетными купонами. Если маршрут содержит меньшее количество перелетов, то на «лишних» купонах в графе «Маршрут» печатается слово «VOID» (не действителен для перевозки), а сам купон «вырывается» агентом. Последний купон (обычно белого цвета) является пассажирской копией и остается для отчетности, но только после того, как Вы полностью используете билет (билет без пассажирского купона не действителен). Потеря одного купона означает утерю билета и без перевыписки билета пассажир до рейса не допускается.
Расшифровка авиабилета:
1. NAME OF PASSENGER (Имя пассажира). Указывается только в латинской транскрипции (как в загранпаспорте). За фамилией следует (через слеш — косую черту «/») первая буква имени или имя полностью и, возможно, обращение (MR — мистер, MRS — мисс, MSS — мисис). По международным нормам в имени допускается до 3-х ошибок, не искажающих звучания.
2. FROM/TO (Маршрут полета). Указывается пункт отправления для данного полетного купона (в английском написании). Ниже — пункт прибытия. Если в данном городе несколько аэропортов за названием следует трехбуквенный код аэропорта.
3. X/O (Стоповер). Если в данном пункте происходит остановка по маршруту более чем на 24 часа («стоповер»), то это поле пусто или «О». Если же данный пункт является пунктом транзита, то напротив данного пункта стоит «Х».
4. CARRIER (Перевозчик). Двухбуквенный код авиакомпании-перевозчика в системе IATA (Международная Ассоциация Авиаперевозчиков).
5. FLIGHT (Номер рейса).
6. CLASS (Класс бронирования). Латинская буква, кодирующая класс мест в самолете. Пример:
F, P, A — первый класс
J, C, D, I, Z — бизнес класс
W, S, Y, B, H, K, L, M, N, Q, T, V, X — экономический класс
R — «сверхзвуковой» класс (в настоящее время такие самолеты не выполняют пассажирские рейсы)
7. DATE (Дата вылета). Дата вылета по данному купону.
Сокращенные наименования месяцев:
январь JAN февраль FEB март MAR
апрель APR май MAY июнь JUN
июль JUL август AUG сентябрь SEP
октябрь OCT ноябрь NOV декабрь DEC
8. TIME (Время вылета). Всегда указывается местное время пункта вылета.
9. STATUS (Статус бронирования). Обычно авиабилет выписывается с подтвержденным статусом — «OK». Для некоторых тарифов возможна выписка билетов со статусом «RQ» (запрос места на регистрации). В авиабилете для младенцев (до 2-х лет), летящих без места, указывается статус «NS».
10. FARE BASIS (Вид тарифа). Буквенно-цифровое обозначение тарифа по данному купону.
11. NOT VALID BEFORE/NOT VALID AFTER (Не действителен до / Не действителен после). Дата, раннее которой и позднее которой, соответственно, нельзя лететь по данному полетному купону (если правила тарифа допускают изменения дат). Для большинства «жестких» льготных тарифов обе даты совпадают с датой вылета по данному купону. Если графы пустые, то это означает, что данный билет действителен как минимум год.
12. Норма бесплатного провоза багажа.
Для «весовой» системы 20, 23, 30 или 40 кг для различных классов обслуживания. Для системы «мест» — «PC».
13. FARE CALCULATION (Расчет тарифа). В данной графе приведен подробный расчет тарифа по всему билету. Расчет состоит из трехбуквенных кодов городов, двухсимвольных кодов перевозчиков и тарифных компонентов в NUC (нейтральных единицах расчета). Здесь же расшифровывается сборная такса (аэропортовые и топливные сборы), если все сборы не помещаются в графы 17. В графе может находиться служебная информация: курсы пересчета нейтральных единиц, валют, различные ограничительные надписи (если последние не поместились в графы 22 и 25).
14. FARE (Тариф). Тариф в валюте начала перевозки. Например, если билет выписан по маршруту Лондон — Москва, то тариф будет указан в фунтах (GBP). Страны с «мягкой» валютой (в том числе и Россия) имеют тарифы, опубликованные в евро или в долларах США. В случае, если билет выписан по конфиденциальному тарифу, то в этой графе тариф может быть не указан (заменяется на значок «IT» или «FORFAIT»).
15. TOTAL (Всего). Полная стоимость билета (тариф плюс аэропортовые и топливные сборы) в валюте пункта выписки билета. В России для разных авиакомпаний это могут быть как рубли РФ и евро, так и доллары США. В случае, если билет выписан по конфиденциальному тарифу, то в этой графе сумма может быть не указана (заменяется на значок «IT» или «FORFAIT»).
16. EQUIV/FARE PD (Уплачен эквивалент тарифа). Эквивалент тарифа в валюте пункта выписки (если валюта пункта выписки отличается от валюты пункта начала перевозки). Курс пересчета должен быть отражен или в графе 22 или 25 или 13.
17. TAX (Таксы). Двухбуквенное обозначение и сумма аэропортового сбора в валюте пункта выписки. Если все аэропортовые сборы не помещаются в графы 7, то в последней графе указывается «сборная» такса (сумма всех оставшихся), а ее расшифровки приводится в графе 13.
18. FORM OF PAYMENT (Форма оплаты).
Форма оплаты, в которой был оплачен билет. Наиболее распространенные: CASH (наличные), INVOICE или INV (безналичная оплата), CC—номер кредитной карты—.
19. ORIGIN/DESTINATION (Пункт отправления/назначения). Трехбуквенное обозначение пункта вылета и через слеш — косую черту «/» — пункт прилета по всему маршруту.
20. AIRLINE DATA (Для отметок авиакомпании). Буквенно-цифровой номер (код) бронирования (PNR CODE).
21. Поле валидатора.
Уникальный «штамп» агентства. Должен содержать название агентства, его краткий адрес, уникальный номер офиса (в России номера ИАТА аккредитованных агентств должны начинаться на 922). Буквенно-цифровая референция агента выписавшего билет. Дата выписки билета.
22. ENDORSEMENTS/RESTRICTIONS (Передаточная надпись/ограничения). Указываются различные ограничения на перевозку по данному авиабилету, а также возможность «передачи» (endorsement) пассажира другому перевозчику.
Например, если в графе указано «SU/KL ONLY», то это означает, что данный билет действителен на рейсах компаний Аэрофлот (SU) и KLM (KL) и, если условия тарифа позволяют изменения по авиабилету, то даже уже по выписанному билету Вы можете «пересесть» с одной компании на другую. Если тариф, по которому выписан билет, позволяет какие-либо изменения, то эта возможность должна быть отражена в этой графе. Например, «RES CHG USD50» или «ONE INBOUND REB FREE» означает: «ИЗМЕНЕНИЕ БРОНИРОВАНИЯ СО ШТРАФОМ 50 ДОЛЛАРОВ США» или «ОДНО ИЗМЕНЕИЕ ОБРАТНОЙ ДАТЫ БЕСПЛАТНО». Обычно, для самых льготных («жестких») тарифов распространен следующий шаблон: «XX ONLY/NON REF/NO CHG/NO REROUT» — «БИЛЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЕН ТОЛЬКО НА ПЕРЕВОЗЧИКЕ ХХ/БИЛЕТ ВОЗВРАТУ НЕ ПОДЛЕЖИТ/ИЗМЕНЕНИЯ ДАТ ПО БИЛЕТУ НЕВОЗМОЖНЫ/ИЗМЕНЕНИЕ МАРШРУТА ЗАПРЕЩЕНО». В этой графе может быть отображена также служебная информация. Если информация не помещается в данную графу, то используется графа 25 (только для ручных бланков).
23. ISSUED IN EXCHANGE FOR (Выдан в обмен на). Если билет выписан в обмен на другой (так называемая «переписка»), то в эту графу заносится номер первоначального билета. Смысл переписки авиабилета проще понять на примере. Вы купили билет по маршруту Сингапур — Москва — Сингапур, прилетели по нему в Москву и решили изменить маршрут на маршрут Москва — Бангкок, то в этом случае агент пересчитает стоимость перелета по новому маршруту (начиная от Сингапура, т.е. Сингапур — Москва — Бангкок) и вычтет данную стоимость из стоимости «старого» билета. Если новый билет дороже, то Вам придется доплатить некую сумму, если дешевле, то агент выпишет Вам квитанцию (MCO — ордер различных сборов), по которой вы можете получить причитающуюся Вам сумму по месту приобретения билета. Номер «старого» билета будет указан в графе 23 «нового» билета. Аналогичная процедура выписки билета при оплате PTA («Prepaid Ticket Advice»). Ваш авиабилет оплачивает некое лицо (спонсор) в пункте, отличном от пункта начала Вашего путешествия и сообщает кто (т.е. Вы) и куда должен прийти за билетом. Спонсору выписывается квитанция (MCO — ордер различных сборов), а в графе 23 билета будет стоять номер этой квитанции.
24. CONJUNCTION TICKETS (Дополнительный авиабилет). Если маршрут по билету включает в себя большее количество перелетов, чем количество полетных купонов в бланке, то такой авиабилет выписывается на нескольких бланках и в этом поле указывается номер дополнительного билета. Следует иметь в виду, что эти несколько бланков представляют собой один билет, и даже если Вы полностью пролетели маршрут по одному из них, ни в коем случае не выбрасывайте его до конца всего путешествия.
Другой распространенный случай, когда в графе стоит номер (а) дополнительного билета — компаньонские тарифы (но не групповые) (несколько человек должны путешествовать вместе). В этом случае в каждом билете графа 24 содержит «ссылку» на номера билетов всех остальных участников «компании».
25. ADDITIONAL ENDORSEMENT/ RESTRICTIONS (Дополнительные ограничения). Только для ручных бланков. Содержит информацию, не вместившуюся в графы 13 и 22.
26. TOUR CODE (Код тура). Некое условное обозначение применяемое для групповых и конфиденциальных тарифов.

Как читать автоматический купонный билет с посадочным талоном — Automated Ticket / Boardind Pass (ATB)

На данный момент наиболее прогрессивная форма бланка. Каждый полетный купон, в отличие от бланка TAT, печатается отдельно и снабжен магнитной полосой, содержащей информацию о полете, благодаря чему данный бланк можно использовать для автоматической регистрации. Каждый купон также снабжен отрывным посадочным талоном (правая часть), в который при регистрации пассажира печатается место, номер выхода и время посадки. В качестве пассажирской копии печатается отдельный купон — «PASSENGER RECIEPT». Из компаний представленных в России данный тип бланка используют: Lufthansa, Air France, Swiss, Finnair и ряд других. В российских авиакомпаниях данный бланк не применяется.
1. NAME OF PASSENGER — Имя пассажира.
Указывается только в латинской транскрипции (как в загранпаспорте). За фамилией следует (через слеш) первая буква имени или имя полностью, а также пол (MR — мистер, MRS/MSS — мисс или миссис). По международным нормам данное поле допускает до 3-х ошибок без искажения звучания.
2. FROM/TO — Маршрут полета.
На выделенном цветом поле указан пункт отправления для данного полетного купона (английское написание). Ниже следует пункт прибытия. Если в данном городе несколько аэропортов за названием следует трехбуквенный код аэропорта.
3. X/O — Индикатор «стоповер».
Если в данном пункте происходит остановка по маршруту более чем на 24 часа («стоповер»), то это поле пусто или «О». Если же данный пункт является пунктом транзита, то напротив данного пункта стоит «Х».
4. CARRIER — Перевозчик.
Двухбуквенный код авиакомпании перевозчика. Коды нормируются IATA (ИАТА — Международная Ассоциация Авиаперевозчиков) и могут быть как достаточно очевидными:
SU — Аэрофлот, LH — Lufthansa, AF — Air France, BA — British Airways, так и не очень: AY- Finnair, UN — Трансаэро, AZ -Alitalia.
5. FLIGHT — Номер рейса.
6ю /CLASS — Класс бронирования.
Латинская буква, обозначающая определенную квоту мест в самолете. Обычно: R «Сверхзвуковой» (на рейсах Concord). F, P, A — первый класс. J, C, D, I, Z — бизнес класс. W,S,Y,B,H,K,L,M,N,Q,T,V,X -экономический класс.
7. DATE — Дата вылета по данному купону.
8. TIME — Время вылета. Всегда местное время пункта вылета.
9. STATUS — Статус бронирования.
Обычно билет выписывается с подтвержденным статусом — «OK». Для некоторых тарифов возможна выписка билетов со статусом «RQ» (запрос места на регистрации). В билете для младенцев (до 2-х лет) летящих без места указывается статус «NS».
10. FARE BASIS — Вид тарифа.
Буквенно-цифровое обозначение тарифа по данному купону.
11. NOT VALID BEFORE/NOT VALID AFTER — Не действителен до/ не действителен после.
Дата раннее которой и позднее которой соответственно нельзя лететь по данному полетному купону (если правила тариф допускают изменения дат). Для большинства «жестких» льготных тарифов обе даты совпадают с датой вылета по данному купону. Если графы пустые, то это означает, что данный билет действителен как минимум год.
12. Норма бесплатного провоза багажа.
Для «весовой» системы 20, 23, 30 или 40 кг для различных классов обслуживания. Для системы «мест» — «PC».
13. FARE CALCULATION — Расчет тарифа.
В данной графе приведен подробный расчет тарифа по всему билету. Расчет состоит из трехбуквенных кодов городов, двухсимвольных кодов перевозчиков и тарифных компонентов в NUC (нейтральных единицах расчета). Здесь же расшифровывается сборная такса (аэропортовые сборы), если все сборы не помещаются в графы 17. В графе может находиться служебная информация: курсы пересчета нейтральных единиц, валют, различные ограничительные надписи (если последние не поместились в графы 22 и 25).
14. FARE — Тариф.
Тариф в валюте начала перевозки. Например, если билет выписан по маршруту Лондон — Москва, то тариф будет указан в фунтах (GBP). Страны с «мягкой» валютой (в том числе и Россия) имеют тарифы опубликованные в долларах США. В случае, если билет выписан по конфиденциальному тарифу, то в этой графе тариф может быть не указан (заменяется на значок «IT» или «FORFAIT»).
15. TOTAL — Всего.
Полная стоимость билета (тариф плюс аэропортовые сборы) в валюте пункта выписки билета. В России для разных авиакомпаний это могут быть как рубли РФ, так и доллары США. В случае, если билет выписан по конфиденциальному тарифу, то в этой графе сумма может быть не указана (заменяется на значок «IT» или «FORFAIT»).
16. EQUIV/ FARE PD — Эквивалент тарифа.
Эквивалент тарифа в валюте пункта выписки (если валюта пункта выписки отличается от валюты пункта начала перевозки). Курс пересчета должен быть отражен или в графе 22 или 25 или 13.
17. TAX — Таксы.
Двухбуквенное обозначение и сумма аэропортового сбора в валюте пункта выписки. Если все аэропортовые сборы не помещаются в графы 7, то в последней графе указывается «сборная» такса (сумма всех оставшихся), а ее расшифровки приводится в графе 13.
18. FORM OF PAYMENT — Форма оплаты.
Форма оплаты, которой был оплачен билет. Наиболее распространенные: CASH (наличные), INVOICE или INV (безналичная оплата), CC—номер кредитной карты—.
19. ORIGIN/DESTINATION — Пункт отправления/назначения.
Трехбуквенное обозначение пункта вылета и через слеш, пункт прилета по всему маршруту.
20. AIRLINE DATA — Для отметок авиакомпании.
Буквенно-цифровой номер бронирования (PNR CODE).
21. Поле валидатора.
Уникальный «штамп» агентства. Должен содержать название агентства, его краткий адрес, уникальный номер офиса. Дата выписки билета.
22. ENDORSEMENTS/ RESTRICTIONS — Передаточная надпись/ ограничения.
В этой графе указываются различные ограничения на перевозку по данному билету, а также возможность «передачи» (endorsement) пассажира другому перевозчику. Например, если в графе указано «SU/KL ONLY», то это означает, что данный билет действителен на рейсах «Аэрофлот» (SU) и «KLM» (KL) и если условия тарифа позволяют изменения по билету, то даже уже по выписанному билету, Вы можете «пересесть» с одной компании на другую. Если тариф, по которому выписан билет, позволяет какие-либо изменения, то эта возможность должна быть отражена в этой графе. Например, «RES CHG USD50» или «ONE INBOUND REB FREE» означает: «ИЗМЕНЕНИЕ БРОНИРОВАНИЯ СО ШТРАФОМ 50 ДОЛЛАРОВ США» или «ОДНО ИЗМЕНЕИЕ ОБРАТНОЙ ДАТЫ БЕСПЛАТНО». Обычно, для самых льготных («жестких») тарифов распространен следующий шаблон: «XX ONLY/ NON REF/ NO CHG/ NO REROUT» — » БИЛЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЕН ТОЛЬКО НА ПЕРЕВОЗЧИКЕ ХХ/ БИЛЕТ ВОЗВРАТУ НЕ ПОДЛЕЖИТ/ ИЗМЕНЕНИЯ ДАТ ПО БИЛЕТУ НЕВОЗМОЖНЫ/ ИЗМЕНЕНИЕ МАРШРУТА ЗАПРЕЩЕНО». В этой графе может быть отображена также служебная информация. Если информация не помещается в данную графу, то используется графа 25 (только для ручных бланков).
23. ISSUED IN EXCHANGE FOR — Выдан в обмен на.
Если билет выписан в обмен на другой (так называемая «переписка»), то в эту графу заносится номер первоначального билета. Смысл переписки авиабилета проще понять на примере. Вы купили билет по маршруту Сингапур — Москва — Сингапур, прилетели по нему в Москву и решили изменить маршрут на маршрут Москва — Бангкок. В этом случае агент пересчитает стоимость перелета по новому маршруту (начиная от Сингапура, т.е. Сингапур — Москва — Бангкок) и вычтет данную стоимость из стоимости «старого» билета. Если новый билет дороже, то Вам придется доплатить некую сумму, если дешевле, то агент выпишет Вам квитанцию (MCO — ордер различных сборов), по которой вы можете получить причитающуюся Вам сумму по месту приобретения билета. Номер «старого» билета будет указан в графе 23 «нового» билета. Аналогичная процедура выписки билета при оплате PTA («Prepaid Ticket Advice»). Ваш авиабилет оплачивает некое лицо (спонсор) в пункте отличном от пункта начала Вашего путешествия и сообщает кто (т.е. Вы) и куда должен прийти за билетом. Спонсору выписывается квитанция (MCO — ордер различных сборов) а в графе 23 билета будет стоять номер этой квитанции.
24. CONJUNCTION TICKETS — Дополнительный билет.
Если маршрут по билету включает в себя большее количество перелетов, чем количество полетных купонов в бланке, то такой билет выписывается на нескольких бланках и в графе 24 каждого указывается номер дополнительного билета. Следует иметь в виду, что эти несколько бланков представляют собой ОДИН билет, и даже если Вы полностью пролетели маршрут по одному из них, ни в коем случае не выбрасывайте его до конца всего путешествия. Другой распространенный случай, когда в графе стоит номер (а) дополнительного билета — компаньонские тарифы (но не групповые) (несколько человек должны путешествовать вместе). В этом случае в каждом билете графа 24 содержит «ссылку» на номера билетов всех остальных участников «компании».
25. ADDITIONAL ENDORSEMENT/ RESTRICTIONS — Дополнительные ограничения.
Только для ручных бланков. Содержит информацию, не вместившуюся в графы 13 и 22.
26. TOUR CODE — Код тура.
Некое условное обозначение применяемое для групповых и конфиденциальных тарифов.

Как читать маршрутную квитанцию электронного авиабилета

Электронный билет — это запись в системе бронирования авиакомпании, где традиционные купоны заменены неким электронным эквивалентом. Увидеть его невозможно. Пассажир получает лишь его бумажное отображение — маршрутную квитанцию электронного авиабилета (Itinerary receipt). Иногда ее просто называют — электронный билет, что не совсем правильно. Хотя как правило наличие маршрутной квитанции не обязательно для пассажира, но все-таки рекомендуется ее иметь при себе.
В настоящее время стандартной формы маршрутной квитанции электронного билета не существует. У каждой авиакомпании, да и у каждого агенства может быть своя ее форма. Распечатывается на любом принтере — на обычном листе А4. Для примера рассмотрим один из вариантов маршрутной квитанции.
1. Имя пассажира
2. Авиакомпания, на которую выписан билет
3. Название и местонахождение агентства, которое выписало билет
4. Код брони, на основании которой был выписан билет
5. Номер паспорта пассажира
6. Дата рождения пассажира
7. Дата выписки билета
8. Город вылета (FROM)и город прибытия (TO)
9. Номер рейса (код авиакомпании + номер)
10. Класс бронирования (Обычно: F, P, A — первый класс. J, C, D, I, Z — бизнес класс. W, S, Y, B, H, K, L, M, N, Q, T, V, X — экономический класс.)
11. Дата и время вылета (время указывается местное)
12. Норма бесплатного провоза багажа
13. Подробный расчет стоимости билета (FARE – тариф, TAX – различные сборы)
14. Итоговая стоимость авиабилета
15. Размер тарифа в рублях

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *