Фактический адрес

Гражданское законодательство не содержит понятий «юридический…», «почтовый…» и «фактический адрес», в нем говорится только о месте нахождения организации. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (ст. 54 ГК РФ) и должно быть указано в его учредительных документах (п. 2 ст. 52, п. 3 ст. 54 ГК РФ). На практике под «юридическим адресом» подразумевают именно адрес места нахождения организации, указанный в учредительных документах, под «фактическим/почтовым адресом» — адрес места осуществления организацией (ее органами управления) повседневной деятельности.

В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ и п. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (в ООО, например, — генеральный директор, директор, президент и другие (ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»)), а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Подпункт «в» п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ уточняет, что этот адрес места нахождения также рассматривается законом в качестве адреса, «по которому осуществляется связь с юридическим лицом». Он относится к сведениям о юридическом лице, которые содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ). Внесение изменений о месте нахождения организации в ЕГРЮЛ производится на основании документов, представленных организацией в соответствии со ст. 17 Закона N 129-ФЗ.

Таким образом, фактически с точки зрения законодательства, «юридический…» и «фактический/почтовый адрес» организации должны совпадать в адресе места нахождения юридического лица. Несовпадение фактического места нахождения организации с местом нахождения, указанным в учредительных документах и, соответственно, включенным в ЕГРЮЛ, не соответствует закону.

Если сведения о месте нахождения организации (ее исполнительного органа), представленные в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, были указаны неверно при ее создании (или реорганизации), организация может быть привлечена к административной ответственности за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, недостоверных сведений (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ), а если будет доказано умышленное искажение этих сведений — за представление документов, содержащих заведомо ложные сведения (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ). Согласно позиции ФНС РФ, отраженной в письме от 13.09.2005 N ЧД-6-09/761@ «О применении дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации», под недостоверными сведениями понимается неумышленное наличие неточностей, искажений в содержании представленных для государственной регистрации документов. Напротив, термин «заведомо ложные» означает однозначную осведомленность о ложности, недостоверности представляемых в регистрирующий орган сведений, например, при представлении сведений об адресе места нахождения юридического лица (фактическое отсутствие юридического лица по месту нахождения, указанному в заявлении при государственной регистрации).

В то же время какой-либо специальной нормы, устанавливающей ответственность за перемещение организации в другое место нахождения после регистрации ее образования (реорганизации), законодательство не содержит.

Налоговые органы, обнаруживающие отсутствие организации по месту нахождения, указанному в учредительных документах и, соответственно, ЕГРЮЛ, например, в результате выездов или неполучения юридическим лицом почтовой корреспонденции по этому адресу, пытаются привлекать должностных лиц организаций по той же ст. 14.25 КоАП РФ (смотрите, например, Обзор по вопросу применения дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации, приложение к письму ФНС от 13.09.2005 N ЧД-6-09/761@, постановление заместителя председателя Челябинского областного суда от 02.09.2008 (надзорное производство N 4-а-793)). Однако из п. 2 ст. 8, п. 1 ст. 13 Закона N 129-ФЗ следует, что закон исходит из того, что местом нахождения юридического лица признается именно адрес, указанный в учредительных документах, достоверность сведений в котором предполагается. Следовательно, фактическое перемещение постоянно действующего исполнительного органа или иного лица, имеющего право действовать без доверенности и указанного в учредительных документах, изменением места нахождения, с точки зрения закона, не считается, изменением места нахождения общества считается изменение указания на таковое в учредительных документах. А изменения в устав общества о месте его нахождения приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации (п. 3 ст. 52 ГК РФ, п. 4 ст. 12 Закона N 14-ФЗ), то есть с момента внесения регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр (п. 2 ст. 11 Закона N 129-ФЗ). При этом срок для представления документов, связанных с внесением изменений в учредительные документы, законом не установлен (п. 5 ст. 5, глава VI Закона N 129-ФЗ).

Исходя из этого, на наш взгляд, организация фактически не может быть привлечена к административной ответственности за непредставление или несвоевременное представление сведений об изменении места нахождения в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Существует риск предъявления и иных претензий со стороны налоговых органов в случае выявления отсутствия организации по адресу, указанному в учредительных документах. В ряде случаев налоговые органы пытались в судебном порядке ликвидировать организации на основании ст. 61 ГК РФ по причине грубого нарушения законодательства при их регистрации (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 17.07.2007 N Ф04-4814/2007(36344-А03-40), ФАС Уральского округа от 26.02.2007 N Ф09-1166/07-С4, ФАС Северо-Западного округа от 15.09.2006 N А56-22440/2005), а также на основании п. 2 ст. 25 Закона N 129-ФЗ по причине грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов (постановления ФАС Московского округа от 07.05.2010 N КГ-А41/4353-10 по делу N А41-25378/09, ФАС Волго-Вятского округа от 11.01.2010 по делу N А43-21631/2009). Однако, как правило, суды вставали на сторону организаций, указывая, что эти нарушения не являются неустранимыми.

Кроме того, необходимо учитывать, что, с точки зрения действующего законодательства, любое место, по которому организация оборудует стационарные рабочие места, то есть рабочие места на срок более месяца, вне места своего нахождения (в том числе, например, рабочее место единоличного исполнительного органа) признается обособленным подразделением (ст. 11 НК РФ). А в соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах как по месту ее нахождения, так и по месту нахождения всех ее обособленных подразделений.

В настоящее время организации не обязаны предоставлять заявление о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения, такая постановка на учет осуществляется теперь самим налоговым органом на основании сведений, сообщенных налогоплательщиком в порядке, установленном пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ. Таким образом, за несообщение сведений о создании обособленного подразделения организация, на наш взгляд, не может быть привлечена к ответственности по ст. 116 НК РФ и ст. 15.3 КоАП РФ. Это подтверждается и судебной практикой (смотрите, например, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.07.2011 по делу N А33-1854/2011).

Однако согласно пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения обо всех обособленных подразделениях в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения. Постановка на учет в налоговых органах организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании представленных организацией указанных сведений в течение 5 дней со дня их получения (п. 4 ст. 83, п. 2 ст. 84 НК РФ). В связи с несообщением сведений о создании обособленного подразделения организация может быть привлечена к налоговой ответственности за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ), а также к административной ответственности за то же нарушение на основании ст. 15.6 КоАП РФ.

Во избежание возможных претензий со стороны налоговых органов рекомендуем внести соответствующие изменения в устав в части сведений о месте нахождения организации в соответствии с п.п. 2, 4 ст. 12 Закона N 14-ФЗ. Для этого в регистрирующий орган представляется заявление по форме Р13001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439, и документы, перечисленные п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ. На основании этого заявления будут внесены изменения в ЕГРЮЛ, касающиеся адреса юридического лица. Дополнительных обязанностей организации, связанных с постановкой на налоговый учет по новому месту нахождения организации, законодательством не предусмотрено. В соответствии с п. 4 ст. 84 НК РФ, если организация изменила место нахождения, снятие ее с учета осуществляется налоговым органом, в котором она состояла на учете, на основании сведений, содержащихся в едином реестре юридических лиц. Постановка на учет налогоплательщика в налоговом органе по новому месту нахождения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения.

Место нахождения, юридический, фактический и почтовые адреса

Для эффективной деятельности юридического лица важен не только его имущественный статус. В целях обеспечения нормального гражданского оборота законодательством предусмотрена индивидуализация юридического лица. С помощью средств индивидуализации возможно выделение конкретного юридического лица из массы всех других организаций. Большое значение имеют такие средства индивидуализации юридического лица, как его наименование, место нахождения, деловая репутация. В данной статье будут рассмотрены место нахождения юридического лица, его юридический, фактический и почтовый адреса, как средства, его индивидуализирующие. Статья призвана также рассказать о том, что вопрос соотношения данных понятий весьма проблемный и острый, решение его, в принципе, не найдено до сих пор.

В Гражданском кодексе Российской Федерации (далее – ГК РФ) употребляется выражение «место нахождение юридического лица» – так называемый юридический адрес, официально зарегистрированный в ЕГРЮЛ. В то же время юридическое лицо может располагаться и по другому адресу – фактическому. В гражданском законодательстве не содержится общей нормы, касающейся соотношения или соответствия понятий «место нахождения», «юридический адрес» и «фактический адрес» организации.

Как представляется из анализа законодательства, под юридическим адресом понимается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации на момент ее регистрации, а в случае его отсутствия – иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с данным юридическим лицом. Соответственно юридический адрес указывается в учредительных документах организации и является ее местом нахождения. Фактический адрес – это адрес, по которому реально располагается постоянно действующий исполнительный орган юридического лица. Юридический и фактический адреса организации могут и не совпадать. Отмечаем, что понятий «фактический» и «юридический адрес» не содержится в действующем законодательстве.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия последнего, иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Напоминаем, что фактическое место нахождения юридического лица и место нахождения, указанное в его учредительных документах, могут не совпадать. Однако юридически местом нахождения компании считается адрес, указанный в ее учредительных документах. Поэтому нахождение юридического лица по другому адресу вполне может быть квалифицировано налоговыми органами как создание обособленного подразделения. Таким образом, в том случае, если адрес, указанный в учредительных документах, не совпадает с фактическим местонахождением юридического лица, то есть если фактический и юридический адреса не совпадают, рекомендуем внести соответствующие изменения в учредительные документы, указав тот адрес, по которому юридическое лицо фактически располагается. Соответственно, если три понятия: законодательно используемое понятие «место нахождение», «юридический адрес» и «фактический адрес», так сказать, совпадают, то проблем с представителями налоговых органов быть не должно.

Казалось бы, все просто – место нахождения юридического лица определено в ГК РФ. Однако, не все так однозначно: ведь многие не отождествляют понятие «место нахождения» с понятием «юридический адрес»! Когда-то практика выработала этот понятийный инструмент, однако до сих пор не поняла, как его применить и раскрыть его значение в однозначном смысле. Это понятие можно определить как своеобразную правовую фикцию. Сотни предприятий независимо от организационно-правовой формы регистрируются по юридическому адресу в налоговых инспекциях, хотя реальное их место расположения находится совершенно в другом месте (например, юридический адрес организации указан в одном районе города, а реальное место нахождения предприятия – в другом районе). У некоторых предприятий (особенно это приходится на первую половину девяностых годов) в учредительных документах вообще указывался юридический адрес в таком виде: г. Санкт-Петербург, а/я № 111. Естественно, что по таким юридическим адресам реально предприятия не находились. До сих пор нередко налоговые органы сталкиваются с проблемами обнаружения реального места нахождения предприятия с целью проведения проверки.

Со временем понятие «юридический адрес» изжило себя, и сейчас его применение в большинстве случаев является обыденным названием законодательно используемого термина «место нахождение».

Итак, место нахождения юридического лица определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 54 ГК РФ. В отличие от физических лиц, обладающих правом на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, место нахождения юридического лица согласно этой норме, по общему правилу определяется местом его государственной регистрации. Исключение составляют случаи, когда в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица установлено иное.

Так в соответствии с пунктом 3 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица обязательно должно получить фиксацию в его учредительных документах.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 90 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 14 от 9 декабря 1999 года «О некоторых вопросах применения Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» дается разъяснение о том, что при разрешении споров, затрагивающих вопросы определения места нахождения общества (в частности, при определении места исполнения денежных обязательств), судам необходимо руководствоваться статьей 54 ГК РФ, согласно которой местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Однако, вместе с тем, следует учитывать, что анализ данной статьи допускает изъятие из этого правила, предусматривая, что учредительными документами общества местом его нахождения может быть определено место постоянного нахождения органов управления общества или основное место его деятельности.

На сегодняшний день весьма спорным вопросом является вопрос о том, можно ли указать в качестве юридического адреса место проживания генерального директора организации? На этот вопрос невозможно дать однозначного ответа. И, как обычно, позиции налоговых органов и судов расходятся. Так, налоговые органы считают, что место проживания генерального директора, являющегося постоянно действующим исполнительным органом организации, нельзя указывать в качестве юридического адреса. Согласно статьям 288 и 671 ГК РФ, жилое помещение (квартира) предназначено для проживания граждан. Размещение собственником в его жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после того, как жилое помещение будет переведено в разряд нежилых. Юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан. Место нахождения юридического лица – это место нахождения его органов. На основании этих положений налоговые органы считают, что место проживания генерального директора не может быть юридическим адресом, ведь генеральный директор – это исполнительный орган.

Однако многие суды такую позицию не поддерживают (смотрите, например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20 августа 2008 года №А19-614/08-Ф02-3948/08 по делу №А19-614/08, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 13 февраля 2007 года №Ф03-А73/06-1/5349 по делу №А73-6590/2006-38, Постановление ФАС Центрально округа от 15 мая 2006 года по делу №А54-9251/2005-С21). Суды требуют у налоговиков доказательства того, что в жилом помещении осуществляется производственная деятельность. Только в этом случае, считают они, нарушается требование об использовании квартиры только в целях проживания. В противном же случае, как вытекает из норм действующего законодательства, место проживания директора может быть юридическим адресом организации. В пользу этого мнения говорит еще и тот факт, что в законодательстве нет императивной нормы, свидетельствующей о том, что юридическим адресом не может являться адрес проживания генерального директора организации.

Место нахождения юридического лица имеет ключевое значение при решении ряда вопросов материального и процессуального права. В частности, местом, в котором должно быть исполнено обязательство, признается в зависимости от характера обязательства место нахождения кредитора или место жительства должника (статья 316 ГК РФ).

Место нахождения юридического лица имеет немаловажное значение для установления территориальной подсудности споров (статья 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Это средство индивидуализации юридического лица вообще определяет, какой именно суд вправе разрешить конкретный спор.

Вопрос о юридическом адресе предприятия является одним из самых важных в процессе регистрации юридического лица. Как мы уже определили, сейчас вместо понятия «юридический адрес» законодательно употребляется понятие «место нахождения». Понятия эти, как представляется, идентичны в данном конкретном случае. Местом нахождения предприятия должен быть реальный адрес, по которому размещается офис фирмы, орган управления данного юридического лица. И именно этот адрес должен фигурировать в уставе предприятия как адрес его места нахождения. Также обязательно нужно указывать в учредительных документах основание для размещения органа управления предприятия по этому адресу (договор купли-продажи помещения, свидетельство о праве собственности, ином вещном праве, договор аренды и иное). Заверенная нотариусом копия документа, подтверждающего место нахождения юридического лица, представляется в процессе его регистрации в регистрирующий орган и налоговую инспекцию.

Ранее устанавливалось, что юридическое лицо должно иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь, и обязано уведомлять органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, об изменении своего почтового адреса. Так в пункте 3 статьи 4 Федерального закона от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и пункте 3 статьи 4 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» содержались предписания о том, что данные юридические лица должны иметь почтовый адрес, по которому с ними осуществляется связь, и обязано уведомлять органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, об изменении своего почтового адреса. Эти пункты данных статей были исключены, и поэтому сегодня законодательство не требуется обязательного наличия почтового адреса и его совпадения с адресом места нахождения юридического лица. Указание почтового адреса в учредительных документах юридического лица также не обязательно. Иногда встает вопрос, можно ли в качестве почтового адреса организации указать адрес с формулировкой «до востребования» или номер ячейки абонементного почтового шкафа, устанавливаемого в объектах почтовой связи. Согласно статье 19 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи» пользователи услуг почтовой связи имеют право на получение почтовых отправлений и почтовых переводов денежных средств по своему почтовому адресу, до востребования или с использованием ячеек абонементного почтового шкафа. Из этой нормы вытекает, что почтовые отправления могут быть адресованы «до востребования» или на определенный абонементный ящик, но это не идентично указанию почтового адреса. Так как требование об обязательном наличии почтового адреса уже пережиток прошлого, указание в качестве такового «до востребования» или номера абонементного ящика в принципе правомерно. Поэтому на практике очень часто в качестве почтового адреса указывается номер ячейки абонементного ящика, и государственные органы осуществляют связь с лицом именно по этому адресу.

В связи с тем, что почтовый адрес предназначен специально для осуществления связи с юридическим лицом, и учитывая то, что законом не предусмотрено обязательное совпадение почтового адреса и адреса места нахождения органов организации, связь с ней посредством почтовых отправлений должна осуществляться именно по почтовому адресу. Необходимо отметить, что законодательством не запрещено использование в качестве почтового адреса организации адреса жилого помещения, поскольку это не затрагивает предназначения последнего. Так, регистрирующие органы допускают указание в качестве почтового адреса организации места жительства ее единоличного исполнительного органа (например, генерального директора).

В процессе своей деятельности юридическое лицо может менять место нахождение неоднократно, законодательство этого не запрещает. Смена места нахождения организации (то есть места ее государственной регистрации) не приводит к образованию нового юридического лица. При смене места нахождения у организации сохраняется прежний идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Свидетельство о постановке на учет, выданное организации налоговым органом по прежнему месту нахождения, признается естественно недействительным в этом случае. При этом в налоговый орган указанное свидетельство не представляется (подпункт 3.6.1 Приложения № 1 к Приказу МНС Российской Федерации от 3 марта 2004 года №БГ-3-09/178 «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц»).

Смена юридического адреса требует внесения изменений в учредительные документы. И, кроме того, сведения о месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом, содержатся в ЕГРЮЛ (подпункт «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Любые изменения сведений, входящих в ЕГРЮЛ, также необходимо регистрировать.

Если новый юридический адрес организации находится в пространстве старой налоговой инспекции, то его смена сводится лишь к регистрации изменений путем подачи документов в одну налоговую инспекцию. Если же новый адрес находится в пространстве новой налоговой инспекции, тогда смена юридического адреса складывается из двух этапов:

– подача документов в старую налоговую инспекцию на регистрацию изменений в связи со сменой адреса местонахождения. Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о перемене места нахождения юридического лица и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения организации (смотрите пункт 4 статьи 18 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

– снятие с налогового учета в старой инспекции и постановка на учет в новой налоговой инспекции.

Смена фактического адреса – это повсеместное явление. При смене фактического адреса нужно лишь сняться с налогового учета в прежней налоговой инспекции и встать на налоговый учет в новой. Также необходимо обязательно оповестить всех лиц, с которыми организация сотрудничает или собирается сотрудничать.

Сменить почтовый адрес намного проще, чем юридический и фактический вместе взятые. Если почтовый адрес прямо не указан в учредительных документах, то уведомить налоговую инспекцию можно в произвольной письменной форме и без оплаты государственной пошлины. Любой организации лучше иметь постоянный почтовый адрес, который всегда будет точно известен представителям государственных органов, а также всем контрагентам. Представляется, что в интересах организации сообщать в налоговые органы свой точный почтовый адрес и направлять уведомления о его изменении. Ведь не стоит забывать о том, что, например, налоговая инспекция почтой отправляет уведомление об уплате налога, требования об уплате налога и сбора, акты налоговой проверки, решения о привлечении к налоговой ответственности и так далее, а организации важно своевременно получать подобные документы.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Различия этих терминов мы приводили в статье «Государственная регистрация юридических лиц по новым правилам»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ

Первоначально, сведения об адресе компании предоставляются в налоговый орган в момент государственной регистрации организации и постановки ее на налоговый учет. В дальнейшем, если адрес меняется, в налоговый орган в установленном порядке предоставляются новые сведения об адресе.

В таком случае в течение 5 дней с даты представления необходимых документов в ЕГРЮЛ вносятся соответствующие изменения (п.1 ст.8, п.3 ст.18 Закона №129-ФЗ).

Государственная регистрация компании осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (в случае отсутствия — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени компании без доверенности).

А согласно пп.в) п.1 ст.5 Закона №129-ФЗ сведения об адресе (месте нахождения юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом) содержатся в государственном реестре.

СМЕНА ЮРИДИЧЕСКОГО АДРЕСА ООО

Важно! Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что место фактического нахождения (фактический ее адрес) компании и адрес, указанный в ЕГРЮЛ должны совпадать.

Рассмотрим последствия несовпадения юридического и фактического адреса.

Возможная ликвидация компании

Осуществление компанией деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов является основанием для ее ликвидации по решению суда по иску государственного органа, которому право на предъявление требования о ликвидации предоставлено законом (пп.3 п.3 ст.61 ГК РФ).

Согласно п.2 ст.25 Закона №129-ФЗ регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации компании в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Важно! Как свидетельствует арбитражная практика, суды удовлетворяют иски налоговой инспекции о ликвидации компании (ст.7 Закона РФ от 21.03.1991 г. №943-1 «О налоговых органах РФ»).

Требования налоговой инспекции основаны на положениях ст.61 ГК РФ, разъяснениях п.6 Постановления Пленума ВАС РФ №61 от 30.07.2013 г. «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» и мотивированы тем, что компания фактически не располагается по адресу, указанному в учредительных документах, что свидетельствует о грубом нарушении пп. «в») п.1 ст. 5 Закона №129-ФЗ.

При наличии информации, что связь с компанией по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (представители компании по адресу не располагаются) и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения», налоговики направляют в адрес компании уведомления о необходимости в срок представить достоверные сведения об адресе и привести в соответствие учредительные документы.

При этом компания несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (ст.165.1 ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству может предложить компании принять меры по устранению указанного нарушения путем представления в регистрирующий орган достоверных сведений о своем адресе.

В случае невыполнения компанией указаний суда, данных в порядке подготовки дела к судебному разбирательству либо в определении об отложении судебного разбирательства, суд решает вопрос о ликвидации компании.

В этой ситуации суды выносят вердикт, что такое поведение компании свидетельствует о грубом нарушении пп.»в») п.1 ст.5 Закона №129-ФЗ, допущенном при осуществлении своей деятельности. Из положений Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 г. №84 следует, что на основании ст.61 ГК РФ арбитражный суд может возложить обязанность по ликвидации компании на ее учредителей (участников) либо на орган, уполномоченный на ее ликвидацию учредительными документами (Решение АС Новосибирской области от 07.06.2017 г. №А45-3698/2017, от 04.07.2017 г. №А45-12240/2017, АС Краснодарского края от 17.01.2017 г. №А32-37676/2016, Постановления АС Западно-Сибирского округа от 26.05.2016 г. №Ф04-2179/2016, Поволжского округа от 15.02.2016 г. № Ф06-5123/2015).

Отягчающим фактором является отнесение адреса компании к так называемым адресам массовой регистрации юридических лиц.

Например, в одном из дел, по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, компания арендовала рабочее место. Договор аренды является действующим.

Важно! В целях установления достоверности адреса (места нахождения) юридического лица, налоговиками могут быть проведены контрольные мероприятия, произведен осмотр помещения.

В процессе проведения осмотра адреса (места нахождения) компании налоговиками, основных средств, складских и производственных помещений, транспортных средств компании не установлено.

Таким образом, на момент проверки компания по указанному им адресу не располагалось, необходимые документы для осуществления государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ в отношении адреса (места нахождения) компанией не представлены. Компания не привела в соответствие в отведенный судом срок сведения о юридическом адресе, а поэтому по решению суда компания ликвидирована (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2017 г. №А32-2594/2017).

СТОИМОСТЬ РЕГИСТРАЦИИ ООО

Проблемы с банком

Непредоставление клиентом информации, необходимой для реализации банком требований Федерального закона от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее по тексту – Закон №115-ФЗ), является основанием для отказа заключения договора банковского счета (абз.5 п.5, п.11 ст. 7 Закона №115-ФЗ, Письмо Банка РФ от 11.04.2016 г. №12-1-5/810).

Банкам предоставлены широкие полномочия в отказе в открытии счета, если у банка имеются обоснованные подозрения о возможности совершения клиентом транзакций, направленных на финансирование терроризма и легализацию сомнительных доходов (п.5.2 ст.7 Закона №115-ФЗ). «Сомнительность» определяется на основании критериев, установленных Положением Банка РФ от 02.03.2012 г. №375-П (далее по тексту – Положение). Положение предусматривает десять факторов, наличие которых дает право банку отказать клиенту в открытии счета.

Важно! Следует отметить, что установленный Положением перечень факторов не является закрытым и дает право банку самостоятельно определять иные подозрительные и сомнительные факторы в отношении клиента.

Сложности при несовпадении адресов возникают и при оформлении ПС по международным контрактам. Например, во внешнеторговом контракте указан фактический адрес компании, который отличается от юридического адреса (адреса местонахождения, указанного в ЕГРЮЛ).

Соответственно, в заполненной форме ПС, компания в разделе 1 «Сведения о резиденте» компания указывает адрес, приведенный в контракте.

Однако банки отказывают компаниям в оформлении ПС, поскольку в разделе 1 «Сведения о резиденте» ПС указывается адрес местонахождения юридического лица – резидента (Приложение 4 к Инструкции Банка РФ от 04.06.2012 г. №138-И).

Поэтому компания-резидент должна указывать в ПС адрес местонахождения компании согласно выписке из ЕГРЮЛ, несмотря на то, что в контракте приведен фактический адрес компании, который отличается от юридического адреса.

Проблемы с налоговыми органами

Как нами уже отмечалось, в статье «Государственная регистрация юридических лиц по новым правилам» , с 1 января 2016 г., налоговые органы проверяют достоверность сведений юридических лиц еще на стадии принятия решения о государственной регистрации. Такая проверка проводится налоговым органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности (в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц).

В случае установления недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, государственная регистрация не может быть осуществлена (п.4.4 ст.9 Закона №129-ФЗ).

А в случае сомнений по поводу достоверности представленных сведений, налоговый орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, но не более чем на один месяц. В адрес компании направляется решение налогового органа о приостановлении государственной регистрации, в котором указываются основания приостановления и срок, в течение которого заявителю необходимо представить документы и пояснения. Такой срок не может быть меньше пяти рабочих дней (п.4.4 ст.9 Закона №129-ФЗ).

Кроме того, на сайте ФНС РФ публикуются так называемые «черные списки» адресов массовой регистрации.

И налоговые инспекции направляют в банки компаний уведомления, в которых указывается, что в процессе проведения контрольных мероприятий, налоговики установили отсутствие компании – клиента банка по юридическому адресу регистрации.

Еще одной проблемой является возможное признание налоговиками наличия обособленного подразделения компании по месту фактического нахождения и, как следствие, штраф по п.2 ст.116 НК РФ (осуществление деятельности без постановки на налоговый учет).

Компании вынуждены в судебном порядке доказывать, факт осуществления деятельности не по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, недостаточен для вывода налогового органа о наличии в действиях налогоплательщика состава налогового правонарушения, предусмотренного п.2 ст.116 НК РФ (Постановление АС Уральского округа от 25.03.2015 г. №Ф09-1044/15, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2016 г. №18АП-7454/2016).

У компаний, а также у их контрагентов может возникнуть риск непризнания расходов по налогу на прибыль соответствующими требованиям ст. 252 НК РФ.

Административная ответственность для должностных лиц компании

Несоответствие юридического и фактического адресов является административным правонарушением. Так, п.4 ст.14.25 КоАП РФ предусматривает штраф на должностных лиц в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей за непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об ИП, а для повторного деяния предусмотрена дисквалификация должностных лиц на срок от 1 года до 3 лет (п.5 ст.14.25 КоАП РФ).

РЕГИСТРАЦИОННЫЕ УСЛУГИ

Действующим законодательством понятие «адрес предприятия» не разграничивается на «фактический (почтовый)» адрес и «юридический». Согласно пп. «в» п. 1 ст. 5 закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О госрегистрации юрлиц и ИП», в госреестре должен быть указан адрес реального нахождения фирмы (буквально: «адрес в пределах места нахождения»), а из этого следует, что определения «юридический» и «фактический» уравниваются и должны совпадать.

Тем не менее, в деловом обиходе установилось мнение: юридическим принято именовать адрес, по которому фирма с любым правовым статусом зарегистрирована в контролирующих органах и является местом нахождения ее исполнительного органа, т. е. руководства, а адрес фактического местонахождения — тот, по которому она реально располагается и функционирует.

Информация об адресе (месте нахождения юрлица) содержится в ЕГРЮЛ, поэтому вариант, когда два этих понятия обозначают одно и то же, является лучшим и наиболее приемлемым. Но сегодня чаще всего фактические адреса компаний не совпадают с юридическими, поскольку лишь немногие юрлица могут позволить себе иметь собственную недвижимость для осуществления бизнеса, адрес которой можно указать как место нахождения фирмы. В основном, это крупные предприятия, а большинство представителей малого и среднего бизнеса помещения арендуют, но в условиях сегодняшнего рынка, вынуждены экономить и искать более выгодные предложения арендаторов, поэтому редко долго находятся по одному адресу. Исключением здесь являются бизнесмены, т.к. фактический адрес ИП – это адрес их места жительства. Сложнее обстоят дела с фактическими адресами ООО (ОАО, ЗАО), поскольку сегодня законодатель требует полного соответствия этих адресов с данными ЕГРЮЛ.

Юридический и фактический адрес не совпадают: последствия

Не все компании стремятся поставить в известность ИФНС о том, что их юридический и фактический адрес не совпадают, а это зачастую приводит к различным проблемам. Если по означенному в ЕГРЮЛ юридическому адресу компания и связь с ней отсутствуют, это означает, что зарегистрированная фирма не работает, либо функционирует по фактическому адресу.

В зависимости от варианта событий последствия несоответствия адресов будут разными. Недействующая фирма, не контактирующая с банком и не представляющая на протяжении года отчетность налоговикам, признается прекратившей деятельность. По инициативе ИФНС такое предприятие может быть исключено из ЕГРЮЛ, как недействующее (ст. 21.1 закона № 129-ФЗ).

Если же фирма функционирует, но связаться с ней по юридическому адресу невозможно, то подобная ситуация рассматривается законодателем как представление компанией искаженных сведений. В таком случае ИФНС может:

  • привлечь руководство к ответственности за недостоверность данных, предъявив штраф от 5 до 10 тыс. руб., а при повторении нарушения дисквалифицировать его на срок от 1 до 3 лет (п. 4, 5 ст. 14.25 КоАП РФ);

  • внести в ЕГРЮЛ запись об искажении (недостоверности) информации о фирме;

  • исключить юрлицо из ЕГРЮЛ (если компания более полугода числится в списке фирм, имеющих искаженные данные).

Читайте также: Недостоверность сведений в ЕГРЮЛ в адресе — что делать?

Напомним, перечисленные последствия предполагают возникновение сложностей с контролирующими органами и законом при условии, что по указанному в ЕГРИП или ЕГРЮЛ месту нахождения фирмы (юридическому адресу) связаться с ней невозможно. Другое дело, когда крупная компания с зарегистрированным юридическим адресом головного офиса в госреестре, ведет деятельность на обширных территориях через собственные подразделения, имеющие фактические адреса. Такое предприятие контактирует с контролирующими органами через головной офис, доводя до филиалов необходимую информацию. Подразделения, в свою очередь, работают, заключают договоры и выставляют счета-фактуры, указывая в них юридический и, при необходимости, фактический адрес ООО (ЗАО, ОАО).

Отметим, что ведение деятельности по адресу, отличающемуся от указанного в ЕГРЮЛ, считается ее осуществлением через подразделение. И сообщить о постановке на учет такой обособленной структуры следует своевременно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *