Благотворительность и налоги

Какой фонд может называться благотворительным

Согласно данному Закону одной из разновидностей благотворительных организацией являются фонды, количество которых в России растет из года в год. Это, безусловно, хорошо, ведь появляются широкие возможности для решения многих социальных задач, которые государство не в состоянии профинансировать в необходимом объеме.

Ярким примером могут являться благотворительные фонды, которые оказывают помощь в лечении детей, помогают детским домам, строят приюты для бездомных. Есть фонды, которые занимаются реализацией различных образовательных и просветительских проектов.

Как строится деятельность благотворительных фондов, откуда они берут средства?

  1. Самый распространенный способ – прием пожертвований от граждан или организаций.
  2. Получение грантов или целевого финансирования от других фондов.
  3. Ведение коммерческой деятельности.
  4. Инвестирование имеющихся средств в ценные бумаги, хранение их на депозите.

Таким образом, можно пополнять фонд всеми способами, которые не противоречат законодательству.

Как расходовать средства благотворительного фонда, жестко оговорено в статье 16 Закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Она запрещает тратить более 20% средств на оплату труда его персонала. Финансовая деятельность благотворительного фонда должна быть абсолютно прозрачной, все ее доходы и расходы не должны составлять коммерческую тайну.

Со стороны государства правам и законным интереса этих организаций гарантирована защита в рамках законодательства, а также предусмотрены некоторые льготы.

Облагается ли благотворительность налогами?

Эти же расходы благотворитель имеет право учитывать при расчете налога на прибыль (удержание с них 1% производиться не будет).

Какие еще есть льготы по налогам для благотворительных фондов? Как и для всех некоммерческих организаций для них предусмотрено следующее «послабление»: не должны облагаться налогом на прибыль ни денежные средства, ни имущество, которые получены фондами безвозмездно от физических и юридических лиц в целях осуществления благотворительной деятельности.

Еще один важный момент: не облагаются налогом на доходы физических лиц различные компенсационные выплаты волонтерам. Это может быть и оплата проезда, и «суточные», и прочие расходы, необходимые для выполнения их благородной миссии.

Претерпела некоторые изменения статья 219 Налогового Кодекса. Теперь введен социальный вычет для пожертвований граждан благотворительным фондам. Это означает, что можно вернуть 13% от суммы этой помощи, подав декларацию в налоговую службу. Единственное ограничение состоит в том, что максимальная сумма пожертвований, принимаемая к вычету, не должна превышать 25% от всех полученных гражданином доходов, облагаемых налогом.

Вопрос 2. Социальные льготы

Льготы – это предоставление кому-либо преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения.

Социальные льготы – предоставленные отдельным категориям граждан преимущества в пользовании общественными фондами потребления, частичное освобождение от выполнения установленных законом норм или облегчение условий их выполнения. (Национальный доход распадается на фонд потребления и фонд накопления).

Льготы выполняют важные социальные функции:

1. средство достижения социального равенства в обществе (льготы многодетным семьям, женщинам, несовершеннолетним, инвалидам);

2. способ поощрения граждан за особые заслуги перед государством и обществом (льготы некоторым рабочим и служащим, для инвалидов и участников ВОВ, для семей погибших военнослужащих);

3. компенсация за особые условия деятельности в интересах государства и общества (шахтерам, железнодорожникам, военнослужащим, гражданам, подвергшимся воздействию радиации и др.);

4. средство стимулирования видов деятельности (для совмещающих работу с обучением и др.).

Основой для получения социальных льгот являются Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, Указы Президента, Постановления Правительства, инструкции и другие нормативные акты. От уровня принятия нормативного акта зависит и финансовое обеспечение предоставления льгот.

Основными федеральными законами, в соответствии с которыми льготные категории граждан имеют на них право, являются:

1. «О социальной защите инвалидов в РФ»;

2. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;

3. «О дополнительных гарантиях детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей»;

4. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

5. «О ветеранах» и другие;

Законодательные акты устанавливают определенные льготы и определяют категории населения, на которые распространяются льготы.

Приведем категории граждан, имеющих право на льготы:

1. инвалиды;

2. участники Великой Отечественной войны и других боевых действий, члены их семей;

3. ветераны труда;

4. граждане, награжденные государственными наградами;

5. граждане, подвергшиеся воздействию радиации;

6. бывшие несовершеннолетние узники фашизма;

7. реабилитированные граждане и их родственники;

8. многодетные семьи

9. дети.

Кроме перечисленных категорий граждан, право на получение льгот имеют военнослужащие, судьи, прокуроры, следователи, сотрудники органов ФСБ, таможни, налоговой полиции, милиции и другие.

Большинство льгот предоставляется по категориальному принципу.

Например, возьмем такую категорию как дети. Дети первых двух лет жизни имеют право на получение бесплатных специальных молочных продуктов. Дети до трех лет должны получать бесплатно лекарства по рецептам врача. Дети из многодетных семей в возрасте до 6 лет бесплатно получают лекарства по рецептам, бесплатно посещают музеи, парки культуры и отдыха. Так же они бесплатно обеспечиваются школьной и спортивной формой на весь период обучения (в соответствии с нормами) или им затраты компенсируются. Дети одиноких матерей получают ежемесячное пособие до 16 лет (на учащегося до 18 лет) в размере 140% минимальной заработной оплаты труда.

В числе льготников вы можете увидеть и такую категорию как социальные работники. В соответствии с законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», социальные работники, работающие в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания населения, имеют право:

• на бесплатный профилактический осмотр и обследование при поступлении на работу и бесплатное диспансерное наблюдение;

• повышение квалификации за счет работодателя;

• бесплатное получение жилой площади и жилищно-коммунальных услуг при проживании в сельской местности.

Социальных работников должны обеспечить специальной одеждой, обувью или компенсировать затраты на их приобретение; при выполнении обязанностей их должны вне очереди обслуживать; они имеют право на первоочередную установку квартирного телефона, на бесплатный проезд на транспорте общего пользования.

Социальные льготы для различных категорий населения предоставляются в сфере занятости и трудовых отношений, в сфере социального обеспечения и обслуживания, льготного налогообложения.

В сфере занятости:

• при трудоустройстве: первоочередным правом получения рабочего места имеют беженцы, вынужденные переселенцы; бывшие военнослужащие; лица, освобожденные из мест лишения свободы; молодежь после окончания вузов; матери-одиночки, имеющие ребенка-инвалида и другие категории населения;

• предоставляются льготные условия труда (например, беременным женщинам);

• при организации и оплате труда: список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (шахтеры, медицинские работники и др.);

• льготные отпуска (преподаватели, медицинские работники, летчики, моряки);

• льготы по месту работы (различные виды страхования, обслуживания, обеспечения).

В сфере социального обеспечения и обслуживания:

• пенсионное обеспечение: списки производств, работ, профессий, которые дают право получать пенсию по возрасту на льготных условиях (за выслугу лет) – шахтеры, летчики, военные, педагогические работники и др.;

• медицинское обслуживание, предоставление бесплатных и частично оплачиваемых лекарственных препаратов – участники и инвалиды ВОВ, инвалиды, ветераны труда;

• жилищно-коммунальное обслуживание: жилищная субсидия полагается тем, у кого оплата услуг превышает 22% от общего дохода семьи; предоставление дополнительной жилой площади некоторым категориям населения; 50% оплата жилья, услуг, телефона, радио;

• система льготных цен (магазины и отделы).

Льготное налогообложение: льгота по уплате подоходного налога, на налог с недвижимости, земельного налога и другие.

Согласно российскому законодательству, льготы предоставляются 2/3 населения страны.

Насчитывается их около 150 видов, и охватывают они около 68% населения страны (почти 100 млн. чел.).

Система социальных льгот построена на уравнительных принципах. В условиях осуществления рыночных реформ система оказалась неэффективной, хотя потребность в них, обусловленная ростом уровня бедности, значительно возросла. Действующая система социальных льгот имеет ограниченные возможности перераспределения ресурсов в пользу наиболее нуждающихся граждан.

Вследствие этого, планируется провести реформирование системы социальных льгот и тем самым достичь следующих целей:

• рационального использования бюджетных средств путем их целевого, адресного перераспределения в пользу наиболее нуждающихся;

• замены некоторых натуральных льгот денежными компенсациями (например, льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, проезду на городском транспорте);

• приведения социальных обязательств государства в соответствие с финансово-экономическими возможностями.

Итак, предполагается категории льготников разделить на три группы. По отношению к каждой будут применяться различные меры социальной защиты, компенсирующие отмену большинства установленных законодательством льгот.

Первая группа – граждане, которым за особые заслуги перед РФ предполагается сохранить предоставление льгот вне зависимости от среднедушевого дохода получателей. К этой группе относятся: Герои РФ и СССР, полные кавалеры ордена Славы, инвалиды и участники ВОВ, лица, ставшие инвалидами в результате защиты конституционного строя и правопорядка, лица, участвовавшие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

При замене натуральных льгот компенсациями необходимо разработать механизм индексации компенсаций с учетом инфляции или роста стоимости соответствующих услуг.

Финансирование из средств ФБ.

Вторая группа – граждане, которым намечается предоставлять меры социальной защиты в зависимости от их среднедушевого дохода и величины ПМ, установленного в субъекте РФ. К этой группе относятся малообеспеченные граждане, ветераны труда, инвалиды и некоторые другие.

Натуральные льготы предполагается сначала заменить компенсациями, а в дальнейшем их социальную защиту осуществлять на основе закона о государственной социальной помощи.

Финансирование за счет средств субъектов РФ.

Третья группа – лица, пользующиеся льготами по профессиональному признаку. К ним относятся военнослужащие, сотрудники милиции, налоговой полиции, таможенных органов, судьи и многие другие. Финансирование профессиональных льгот должно проводиться за счет средств, выделяемых на содержание соответствующих министерств, ведомств и организаций.

С целью перевода льгот (по оплате жилья, коммунальных услуг и телефонов) в форму оплаты труда и денежного довольствия готовится проект федерального закона «О переводе в денежную форму некоторых социальных льгот и внесение изменений и дополнений в законодательные акты РФ».

Таким образом, предоставление социальных льгот будет опираться на дифференцированный подход. Категории льготников будут разделены на три группы. В основу отнесения к той или иной группе будут применены различные меры социальной защиты: сохранение льгот, замена льгот компенсациями, принцип адресности, повышение заработной платы и денежного довольствия некоторым категориям льготников.

Дата добавления: 2016-11-24; просмотров: 224 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Главная — Статьи

Комментарий к Федеральному закону от 18.07.2011 N 235-ФЗ

Президент наконец-то подписал давно ожидаемый Закон о новых налоговых льготах для благотворителей, жертвователей, волонтеров и получателей такой помощи.
Закон также корректирует ряд социальных льгот (например, по образовательной, культурной деятельности) (Подпункты 3 — 5, 14, 20 п. 2 ст. 149 НК РФ) и вводит несколько новых послаблений, также социального характера. Например, с октября 2011 г. не будут облагаться НДС услуги по социальному обслуживанию несовершеннолетних и безнадзорных детей; граждан пожилого возраста, инвалидов и иных лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации (Подпункт 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ (новая ред.)). Есть ряд налоговых послаблений для некоммерческих организаций — они смогут формировать резерв расходов по предпринимательской деятельности (Статья 267.3 НК РФ (новая ред.)), получать без уплаты налога на прибыль имущественные права (Подпункт 4 п. 2 ст. 251 НК РФ (новая ред.)).
Однако большинству компаний и граждан будут интересны поправки в НК РФ именно в части льгот по благотворительности. Вот краткое описание основных послаблений.
1. Благотворительная передача имущественных прав НДС не облагается. Эта поправка в НК РФ вступит в силу с октября 2011 г. (Подпункт 12 п. 3 ст. 149 НК РФ (новая ред.); ст. 163 НК РФ; п. 1 ст. 3 Закона). Так что если ваша компания в качестве пожертвования передаст детсаду, больнице или даже физическому лицу имущественные права (например, на строящееся здание), то НДС такая передача облагаться уже не будет. Разумеется, при указании в договоре на благотворительный характер такой помощи. Напомним, что сейчас освобождаются от НДС только безвозмездная передача товаров, выполнение работ и оказание услуг в благотворительных целях.
2. Расходы на социальную рекламу можно учесть для налога на прибыль. С 2012 г. в п. 1 ст. 264 НК РФ появится новый пп. 48.4 о расходах на социальную рекламу. И тогда затраты компании, связанные с безвозмездным оказанием услуг по изготовлению и (или) распространению социальной рекламы, можно будет учесть в «прибыльных» расходах без каких-либо ограничений по сумме (то есть норматив 1% выручки к таким расходам не применяется (Пункт 4 ст. 264 НК РФ)).
Кроме того, безвозмездное производство и распространение социальной рекламы не будет облагаться и НДС. Для этого должно выполняться такое условие: ваша компания вполне может фигурировать в этой рекламе в качестве спонсора, но продолжительность упоминания о вас на радио и по ТВ должна быть не более 3 секунд (и не более 7% площади кадра), в другой рекламе (например, наружной, печатной) — упоминание о вас не должно занимать более 5% площади (Подпункт 32 п. 3 ст. 149 НК РФ).
Это хорошая, но в то же время и самая неудачная поправка. Ведь наверняка по ее применению у компаний будут споры с налоговиками. Читаем: «безвозмездное оказание услуг по производству и (или) распространению социальной рекламы» — и ищем, где же тут ваша компания-заказчик, которая будет оплачивать создание социального ролика, постера и его размещение на ТВ или щитах. Ее тут нет, так как она в понятии Закона «О рекламе» — рекламодатель и спонсор (Статья 3, п. п. 1, 5 ст. 10 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе»)! Так что проще, как мы уже советовали вам:
— найти организатора социальной акции (турнира, фестиваля, съемок фильма и т.д.);
— уплатить ему спонсорский взнос и учесть его при исчислении налога на прибыль или налога при УСНО в качестве иного рекламного расхода (в пределах 1% выручки) (Пункт 4 ст. 264, пп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
— а рекламу или фильм с упоминанием о спонсоре (вашей компании) и его логотипом пусть оплачивает и размещает за счет взноса сам организатор акции.
3. Компенсации волонтерам НДФЛ не облагаются. Обычно привлечением добровольцев занимаются некоммерческие и благотворительные организации. Но ничто не мешает и вашей компании поучаствовать в каком-то социальном, культурном или экологическом проекте. Тогда вы можете не начислять НДФЛ на следующие компенсации добровольцам (Пункт 3.1 ст. 217 НК РФ (новая ред.)):
— на возмещение их расходов, связанных с исполнением безвозмездного договора;
— на наем жилого помещения, проезд к месту благотворительной акции и обратно, на питание в пределах норматива суточных (по РФ — 700 руб/день (Пункт 3 ст. 217 НК РФ));
— на оплату средств индивидуальной защиты и на медицинскую страховку от рисков для здоровья добровольцев.
Это, впрочем, была больше проблема самих добровольцев, а не тех, кто их привлекал. Мало того что волонтер в свободное от работы время «пахал» на пользу общества, так с компенсации сопутствующих расходов государство еще и свою долю имело в виде 13% НДФЛ.
4. Благотворительная помощь «трижды» освобождена от НДФЛ. В гл. 23 НК РФ уже есть несколько важных для получателей помощи льгот. Так, льготируется оплата лечения инвалидов их общественными организациями, помощь детям-сиротам и детям из бедных семей от благотворительных фондов и религиозных организаций (Пункты 10, 26 ст. 217 НК РФ). Подарки от физических лиц (в том числе деньги на лечение и любые иные цели) также освобождены от НДФЛ (Пункт 18.1 ст. 217 НК РФ).
А вот остальным попавшим в трудную ситуацию лицам наиболее существенную помощь оказывают благотворительные организации. Для такой помощи в ст. 217 НК РФ тоже есть льгота. Но распространяется сейчас она только на единовременные выплаты (Пункт 8 ст. 217 НК РФ; Письмо Минфина России от 08.04.2011 N 03-04-06/6-83). Минфин и налоговики за эту «единовременность» давно зацепились и с последующих выплат в пользу нуждающихся требуют уплаты НДФЛ (Письмо ФНС России от 31.10.2005 N 04-1-02/821@; Письмо Минфина России от 25.08.2010 N 03-04-06/8-187). Но ведь ясно, что быстро собрать всю необходимую сумму фондам сложно, иногда нужна оплата нескольких курсов лечения, а старикам они помогают по чуть-чуть, но ежемесячно. Сказать, что эта ситуация фонды возмущала, — это не сказать ничего. И вот теперь от НДФЛ освобождены:
— задним числом с 01.01.2011 — суммы, уплаченные (выданные наличными, зачисленные на счета) религиозными, благотворительными и иными некоммерческими организациями за услуги по лечению третьих лиц, а также за приобретенные для них лекарства (Пункт 10 ст. 217 НК РФ (новая ред.); п. п. 2, 3 ст. 3 Закона);
— с 2012 г. — любые выплаты в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной форме), оказываемой благотворительными организациями (Пункт 8.2 ст. 217 НК РФ (новая ред.); п. 1 ст. 3 Закона; ст. 216 НК РФ).
5. Вводится социальный вычет по НДФЛ для взносов в благотворительные фонды. С 2012 г. появится, наконец, и вычет для тех россиян, кто жертвует свои средства в благотворительные организации (Подпункт 1 п.

1 ст. 219 НК РФ (новая ред.); п. 1 ст.

Основные цели благотворительности

В соответствии с законом 135-ФЗ, благотворительная деятельность подразумевает бескорыстное оказание тем лицам, которые в этой помощи нуждаются. Помощь выражается либо в предоставлении определенных денежных сумм, либо в бесплатном обслуживании, а также в передаче продовольственных или других товаров, а также выполнении за свой счет определенных видов работ.

К основным целям благотворительной деятельности относят следующие:

  1. Матпомощь, социальная поддержка (реабилитация) лиц, которые не способны самостоятельно отстаивать права в силу определенных жизненных обстоятельств.
  2. Оказание населению помощи в ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и аварий, а также в предотвращении их.
  3. Поддержка лиц, пострадавших в катастрофах, репрессиях, военных действиях, религиозных и иных притеснениях.
  4. Осуществление деятельности по укреплению мирного существования и взаимодействия народов.
  5. Принятие участия в формировании общего мнения о роли семьи и ее ценности.
  6. Оказание содействия в вопросах защиты детей, родителей.
  7. Оказание помощи детям, которые остались без родителей и попечителей.
  8. Оказание помощи в развитии науки, образования, искусства, культуры.
  9. Осуществление деятельности, направленной на пропаганду ЗОЖ, профилактике заболеваний, а также спорта.
  10. Оказание поддержки детских, молодежных организаций.
  11. Оказание содействия нравственному воспитанию подростков, творческому развитию детей, формированию патриотизма среди молодежи.
  12. Осуществление поддержки в создании социальной рекламы и ее распространении.
  13. Оказание содействия в правовом просвещении граждан.
  14. Осуществление деятельности, связанной с охраной культурных, а также природно-значимых объектов и территорий.
  15. Оказание помощи по охране окружающей среды, а также защите животных.

Таким образом, любая благотворительность должна быть направлена на благие, социально значимые, природные цели.Оказание помощи, бесплатных услуг (работ) коммерческим компаниям, политическим партиям, активистам к благотворительности не имеют никакого отношения. Кроме того, благотворительная помощь, оказываемая социальным учреждениям, не должна быть средством политической борьбы в периоды предвыборных кампаний.

Участники благотворительной деятельности

Благотворительная деятельность подразумевает наличие как минимум двух участников:

Благотворитель Лицо, которое оказывает помощь, либо безвозмездно выполняет работу, оказывает услугу
Благополучатель Лицо, которое принимает от благотворителя помощь в той форме, в которой она выражена
Посредники Благотворительные фонды

В роли каждого из участников могут выступать и физические и юридические лица. Кроме того, также может существовать еще и промежуточное звено. Это посредники – благотворительные фонды. Благотворительными фондами являются организации, единственный вид деятельности которых связан с привлечением средств благотворителей и их распределение между выделенными группами нуждающихся.

Важно! Порядок распределения помощи в этом случае подлежит жесткому контролю, так как каждый фонд имеет свое целевое назначение, например, помощь детям с тяжелыми заболеваниями.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Для того, чтобы мотивировать граждан на занятия благотворительной деятельностью, предусматриваются определенные налоговые льготы. Однако, не следует считать, что благотворительность позволяет обогатиться тем лицам, которые ею занимаются. Все льготы предусматривают снижение налоговой нагрузки соразмерно тому, сколько средств было потрачено на оказание помощи.

Налог на прибыль

Прежде те компании, которые участвовали в благотворительности, получали некоторую выгоду, так как когда производился расчет налогооблагаемой базы, средства, направленные на благотворительность, к учету не принимались. Организации вправе были тратить на такие нужды не более 5% своего дохода. Деньги, направленные на благотворительность, подлежали учету в качестве расходов компании, а это позволяло значительно снизить налог на прибыль. Однако, в связи с этим стало возникать большое количество фиктивных фирм, которые уход от уплаты налогов прикрывали благотворительностью. Так дело обстояло до 2005 года.

На сегодняшний день организации вправе осуществлять благотворительность только за свет своей чистой прибыли, а какие либо вычеты по налогу не предусмотрены. Льготы предусматриваются только в некоторых регионах, в размере от 1 до 4,5% от части, подлежащей к уплате в региональный бюджет. Исключение составляют только те организации, которые осуществляют пожертвование в науку, культуру, здравоохранение, если они занесены в специальный перечень определенного ведомства.

НДС

Если компания занимается коммерческой деятельностью, то товары, передаваемые от организации другой (потребителю) подлежат обложению НДС. Однако, если передача товара осуществляется безвозмездно в благотворительных целях, то начисление НДС не происходит. При этом должны соблюдаться определенные правила оформления, а также документальное подтверждение благотворительной процедуры.

По НДС льгота установлена только на такие товары (работы, услуги), которые предоставляются благополучателю. Расходы, связанные с закупкой всего необходимого для проведения благотворительной акции от входного НДС не освобождены. Причем компании вправе учитывать в расходах НДС на товары, которые нужны на производство и реализацию собственной продукции, либо на осуществление основного вида деятельности. Все это позволит уменьшить налогооблагаемую налогом на прибыль базу. Однако при этом нельзя использовать льготы по НДС по отгружаемым товарам.

Если компании оказывают единичные благотворительные действия, то, обычно, им выгоднее пользоваться вычетом по НДС. Однако, если благотворительная помощь имеет крупные масштабы и регулярную основу, то от такой льготы выгоднее будет отказаться. В этом случае средства, затраченные на приобретение товаров для поддержки социальных учреждений, участия в развитии культуры, здравоохранения, могут быть учтены в качестве расходов организации. Для получения данного права компании потребуется обратиться в ФНС и подать заявление с отказом от льготы до конца налогового периода.

Какими способами могут перечисляться денежные средства на благотворительность

Если оказание благотворительной помощи происходит одним юридическим лицом другому юридическому лицу, то денежные средства перечисляются со счета одного лица (благотворителя) на счет другого лица (благополучателя).

Если в качестве благотворителя выступает физическое лицо, то выбран может быть тот способ получения, который удобен для участников:

  • банковским переводом со счета физлица на счет благотворительной компании, либо напрямую соцучреждению;
  • в кассе компании-благополучателя;
  • посредством отчислений с зарплаты (если есть соответствующее заявление от работника);
  • через интернет-сервисы или смс-сервисы (если не требуются подтверждающие документы).

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:
Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓
Юридическая Консультация бесплатная
Москва, Московская область звоните: +7 (499) 288-17-58

Звонок в один клик
Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

Звонок в один клик
Из других регионов РФ звоните: 8 (800) 550-34-98

Звонок в один клик

>Преимущества и недостатки некоммерческих организаций

Достоинства

Одновременно с мероприятиями социального характера НКО могут вести коммерческую деятельность для достижения поставленных задач (если это прописано в учредительных документах компании). Например, НКО может заниматься образовательной деятельностью (платные курсы), предоставлять юридические или управленческие услуги, производить печатные издания или выпускать обучающие программы. Участники НКО, официально работающие в компании, состоят с ней в трудовых отношениях и получают зарплату.

Получается, что в некоторых случаях НКО имеет практически равные условия существования с коммерческими организациями. В дополнение такие организации пользуются государственными льготами, в чем и состоят главные плюсы образования НКО:

  • Компании некоммерческого образца не имеют уставного капитала и могут не иметь собственного имущества.
  • Ответственностью по обязательствам компании не облагаются участники НКО.
  • НКО могут воспользоваться переходом на УСН.
  • Отчетность представляется в упрощенном виде – раз в год сдается бухгалтерский баланс, отчет о доходах и убытках, документы об использовании целевых средств в соответствии с Законом 129-ФЗ РФ.
  • Компания не сдает в составе годовой отчетности приложения к бухгалтерскому балансу и отчеты об изменениях капитала.
  • Средства, поступившие из бюджета, пожертвования, взносы, паевые вклады НКО не облагаются налогом (ст. 251 НК РФ).
  • Имущество, переходящее НКО как наследство, не облагается налогом на прибыль.

При определении правовой формы для регистрации компании предприниматель должен рассматривать НКО наравне с традиционными форматами создания компаний. Если цели создания организации соответствуют правилам образования некоммерческой структуры, бизнесмену будет выгодно сформировать НКО и пользоваться льготами, предусмотренными государством.

При образовании некоммерческой организации следует внимательно подходить к разработке внутренних документов. В учредительной документации должен прописываться порядок формирования имущества в виде взносов, пожертвований, целевое использование этих средств. Также четко разграничивается предпринимательская и уставная деятельность НКО. Если эти пункты разработаны неправильно или упущены, льготы государства и преимущества НКО перед коммерческими структурами могут обернуться существенными минусами.

Благотворительность: нужно ли платить налоги?

Некоторые организации и физические лица оказывают помощь детским домам, медицинским и образовательным учреждениям и другим лицам. Оказывая помощь, необходимо определиться, что это будет — благотворительность или спонсорство, поскольку от этого будет зависеть отражение операций в бухгалтерском и налоговом учете. В статье мы поговорим о благотворительной помощи и налоговых последствиях такой помощи как для передающей, так и для принимающей стороны.

Кто такой спонсор

В настоящее время в действующем законодательстве понятие «спонсорство» не закреплено. Вместе с тем понятия «спонсор» и «спонсорская реклама» предусмотрены в Федеральном законе от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон № 38-ФЗ).

Спонсор — это лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности (п. 9 ст. 3 Закона № 38-ФЗ).

Спонсорская реклама — реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре (п. 10 ст. 3 Закона № 38-ФЗ).

Из этих определений можно сделать вывод, что под спонсорством следует понимать взаимоотношения между спонсором и спонсируемым лицом, которые выступают в роли рекламодателя и рекламораспространителя.

Если договор со спонсором предполагает распространение информации о нем, то отношения между спонсором и спонсируемым рассматриваются как оказание рекламных услуг. Такой договор может предусматривать распространение не только спонсорской рекламы (упоминание лица как спонсора), но и рекламы его товаров, работ и услуг, например, путем размещения логотипа спонсора.

Если же договор со спонсором никаких обязательств со стороны спонсируемого не предполагает, безвозмездная спонсорская помощь может быть признана благотворительной.

Какая деятельность является благотворительной

Благотворительная деятельность в России регулируется Федеральным законом от 11.08.95 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее — Закон № 135-ФЗ).

Согласно названному закону под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам и юридическим лицам (некоммерческим организациям) имущества (благотворительных пожертвований), в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Обратите внимание, что благотворительной признается деятельность, осуществляемая только в целях, предусмотренных ст. 2 Закона № 135-ФЗ. К таким целям относятся:

— социальная поддержка и защита граждан;

— подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

— оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

— содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;

— содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;

— содействие защите материнства, детства и отцовства;

— содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;

— содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

— содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

— охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.

Это важно!
Направление денежных средств или иных материальных ценностей, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний к благотворительной деятельности не относятся (п. 2 ст. 2 Закона № 135-ФЗ).

Благотворитель, доброволец, благополучатель

Сторонами (участниками) благотворительной деятельности являются благотворители, добровольцы и благополучатели (ст. 5 Закона № 135-ФЗ).

Благотворители — лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в формах:

— бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;

— бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;

— бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг благотворителями — юридическими лицами.

Благотворители вправе определять цели и порядок использования своих пожертвований.

Добровольцы — граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и др.).

Благополучатели — лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев.

Налогообложение организации-благотворителя

НДС

При безвозмездной передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) в рамках благотворительной деятельности на цели, поименованные в ст. 2 Закона № 135-ФЗ, не возникает обязанности по уплате НДС.

Такой вывод следует из подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ, которым установлено, что безвозмездная передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Законом № 135-ФЗ, за исключением подакцизных товаров, не подлежит обложению НДС.

Но для того, чтобы воспользоваться данным освобождением, необходимо иметь следующие подтверждающие документы (письмо УФНС России по г. Москве от 02.08.2005 № 19-11/55153):

— договор налогоплательщика с получателем благотворительной помощи. Данный договор обязательно должен содержать условие о безвозмездной передаче товаров (работ, услуг) в рамках благотворительной деятельности;

— копии документов, подтверждающих принятие на учет получателем благотворительной помощи безвозмездно полученных товаров (работ, услуг);

— акты или иные документы, свидетельствующие о целевом использовании полученных (выполненных, оказанных) в рамках благотворительной деятельности товаров (работ, услуг).

В то же время имеются отдельные арбитражные решения, согласно которым даже при отсутствии документов, подтверждающих целевое использование благополучателями товаров (работ, услуг), благотворитель имеет право воспользоваться льготой, предусмотренной подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Суды говорят о том, что Налоговый кодекс РФ не возлагает на лицо, осуществившее передачу имущества (денежных средств) некоммерческой организации, обязанности по сбору и представлению в налоговый орган доказательств, что такое имущество (денежные средства) было использовано некоммерческой организацией на уставные цели (см. постановления ФАС Московского округа от 26.01.2009 № КА-А40/13294-08 и от 09.01.2008 № КА-А40/13490-07-2, Поволжского округа от 26.01.2009 № Ф55-9610/2008).

Если получателем благотворительной помощи является физическое лицо, то необходимо представить документ, подтверждающий фактическое получение данным лицом товаров (работ, услуг).

Обратите внимание!
Если организация осуществляет деятельность, как облагаемую, так и не облагаемую (освобождаемую от налогообложения) НДС, она обязана вести раздельный учет таких операций (п. 4 ст. 149 НК РФ).

Если изначально товар был приобретен для деятельности, облагаемой НДС, и налог был принят к вычету, то при передаче товара в рамках благотворительной деятельности ранее принятый к вычету НДС необходимо восстановить (подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Восстановлению подлежат суммы НДС в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов — в размере суммы, пропорциональной остаточной стоимости без учета переоценок. При восстановлении НДС необходимо зарегистрировать в книге продаж счет-фактуру, на основании которого ранее был принят к вычету НДС. Счет-фактура регистрируется в книге продаж в сумме, подлежащей восстановлению, в том налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги) были переданы благополучателю.

Налог на прибыль

Стоимость безвозмездно переданного имущества и расходы, связанные с такой передачей, не учитываются в целях налогообложения прибыли (п. 16 и 34 ст. 270 НК РФ).

Минфин России в письме от 04.04.2007 № 03-03-06/4/40 указал, что расходы, произведенные организацией в рамках благотворительной деятельности, не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль, поскольку не отвечают требованиям ст. 252 НК РФ.

Единый налог при УСН

Налогоплательщик, применяющий «упрощенку», также не сможет уменьшить полученные доходы на суммы благотворительной помощи. Перечень расходов, на которые «упрощенцы» могут уменьшить полученную прибыль, приведен в ст. 346.16 НК РФ и является закрытым. Затраты на благотворительность в данном перечне не поименованы.

Страховые взносы

Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»).

При оказании благотворительной помощи между благотворителем и благополучателем отсутствуют отношения по выполнению работ, оказанию услуг, а благотворительная помощь не относится ни к одному из перечисленных договоров.

Следовательно, при оказании благотворительной помощи физическому лицу у организации, на наш взгляд, обязанности по уплате страховых взносов не возникает.

Благотворитель — физическое лицо

Благотворителем может быть не только юридическое, но и физическое лицо.

Согласно п. 3 ст. 210 НК РФ налогоплательщик — физическое лицо в отношении доходов, облагаемых по ставке 13%, имеет право уменьшить налоговую базу на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218—221 НК РФ.

Подпунктом 1 п. 1 ст. 219 НК РФ предусмотрено предоставление социального вычета гражданам, оказавшим благотворительную помощь организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым за счет бюджетных средств.

Кроме того, вычет предоставляется лицам, перечислившим денежные средства физкультурно-спортивным, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд, оказавшим благотворительную помощь религиозным организациям на ведение уставной деятельности.

Социальный налоговый вычет предоставляется в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в том же налоговом периоде (календарном году).

Для получения указанного вычета физическое лицо должно подать в налоговый орган по месту своего учета (месту жительства) налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ, утвержденную приказом Минфина России от 29.12.2009 № 145н, а также пакет подтверждающих документов. Налоговым кодексом конкретный перечень таких документов не установлен. Следовательно, физическое лицо может представить любые документы, из которых будет видно, что перечисляемые денежные средства являются пожертвованиями в рамках благотворительной деятельности.

В письме Минфина России от 22.03.2005 № 03-05-01-05/33 сказано, что перечисление денежных средств может производиться в безналичном порядке на основании письменного заявления налогоплательщика, представляемого в организацию, выплачивающую этому налогоплательщику доход. Тогда документами, подтверждающими произведенные налогоплательщиком расходы, являются справка организации о произведенных по его заявлению перечислениях и платежное поручение на перечисление указанных в справке сумм с отметкой банка об исполнении.

Если денежные средства перечислены непосредственно налогоплательщиком с его банковского счета, то произведенные им расходы подтверждаются банковской выпиской.

В случае внесения налогоплательщиком денежных средств наличными суммами в кассу организации подтверждающим документом является квитанция к приходному кассовому ордеру.

Отметим, что в графе «Назначение платежа» обязательно должно быть указано: средства направлены на благотворительные цели.

Данный вычет предоставляется только по доходам того налогового периода, в котором гражданин фактически произвел расходы на благотворительные цели, предусмотренные ст. 219 НК РФ. При этом остаток не использованного по итогам налогового периода вычета на следующие периоды не переносится.

Обратите внимание, из содержания подп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ следует, что социальный вычет применяется только при оказании благотворительной помощи организациям. При оказании благотворительной помощи физическим лицам данный вычет не применятся. По мнению Минфина России, социальный вычет не предоставляется также при оказании благотворительной помощи неденежными средствами (письмо от 02.03.2010 № 03-04-05/8-78).

Однако существуют арбитражные решения, в которых суды не соглашаются с подобной позицией налоговых органов (например, постановления ФАС Уральского округа от 08.12.2008 № Ф09-9086/08-С2 по делу № А50-6933/08 и Поволжского округа от 28.06.2006 по делу № А12-29703/05-С51).

Налогообложение у организации-благополучателя

Как уже было отмечено, направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям не относится к благотворительной деятельности. Поэтому благополучателями могут быть только некоммерческие организации.

НДС

Порядок обложения НДС целевых поступлений, полученных некоммерческой организацией, рассмотрен в письме УФНС России по г. Москве от 05.03.2009 № 16-15/019593.1. Логика рассуждений налоговиков такова.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, за исключением операций, не подлежащих налогообложению согласно ст. 149 НК РФ, и операций, не признаваемых объектом налогообложения в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ.

На основании ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе.

Безвозмездная передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках благотворительной деятельности не подлежит обложению НДС (подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Следовательно, денежные средства (имущество), полученные некоммерческой организацией в качестве целевых поступлений, не включаются в налоговую базу по НДС, в случае если их получение не связано с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг.

Для того чтобы воспользоваться данным освобождением, необходимо представить в налоговый орган те же документы, что и благотворителю, а именно:

— договор налогоплательщика с получателем благотворительной помощи. Данный договор обязательно должен содержать условие о безвозмездной передаче товаров (работ, услуг) в рамках благотворительной деятельности;

— копии документов, подтверждающих принятие на учет получателем благотворительной помощи безвозмездно полученных товаров (работ, услуг);

— акты или иные документы, свидетельствующие о целевом использовании полученных (выполненных, оказанных) в рамках благотворительной деятельности товаров (работ, услуг).

В то же время ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 17.11.2005 № А56-11300/2005 сделал вывод, что для применения льготы достаточно письма от получателя помощи с просьбой перечислить деньги на определенные цели и платежного поручения о перечислении благотворителем средств.

Налог на прибыль

Безвозмездная передача имущества, денежных средств в рамках благотворительной деятельности относится к целевому финансированию, поскольку обязательным условием договора о благотворительной помощи являются цели использования передаваемых (выполняемых, оказываемых) товаров (работ, услуг).

Товары (работы, услуги), имущество, денежные средства, полученные в рамках целевого финансирования и используемые налогоплательщиком по назначению, определенному источником такого финансирования (благотворительного пожертвования), не учитываются в доходах при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

В данном случае налогоплательщик обязан будет вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251 НК РФ), а по итогам налогового периода (календарного года) представить в налоговый орган по месту своего учета отчет о целевом использовании полученного имущества (в том числе денежных средств) по форме, утвержденной Минфином России (абз. 2 п. 14 ст. 250 НК РФ). Форма такого отчета представлена листом 07 в составе декларации по налогу на прибыль, утвержденной приказом Минфина России от 05.05.2008 № 54н (в редакции от 16.12.2009).

В случае отсутствия у налогоплательщика раздельного учета или нецелевого использования полученного имущества (денежных средств), такое имущество (денежные средства) признается внереализационным доходом с даты его получения и учитывается при исчислении налога на прибыль (п. 14 ст. 250, подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Это подтверждается и арбитражной практикой (постановления ФАС Уральского округа от 06.10.2005 по делу № Ф09-127/05-С1 и Северо-Западного округа от 03.08.2007 по делу № А66-9287/2005).

Имущество, полученное некоммерческими организациями в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое в некоммерческой деятельности, не подлежит амортизации (подп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ).

Если полученное имущество относится к объектам основных средств, то у благополучателя при его постановке (принятии) на учет в соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ возникает объект обложения налогом на имущество организаций и соответственно обязанность по его уплате.

Благополучатель — физическое лицо

В соответствии с Законом № 135-ФЗ благополучателями также могут быть и физические лица.

В этом случае важно определить, является ли полученная физическим лицом благотворительная помощь доходом, облагаемым НДФЛ.

Согласно п. 8 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ суммы единовременных выплат, в том числе в виде материальной помощи, осуществляемых налогоплательщикам — физическим лицам:

— в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью. Эта льгота также распространяется и на выплаты, производимые членам семей лиц, погибших в результате стихийных бедствий или других чрезвычайных обстоятельств;

— в виде гуманитарной помощи (содействия), а также благотворительной помощи (в денежной и натуральной форме), оказываемой зарегистрированными в установленном порядке российскими и благотворительными организациями (фондами, объединениями) в соответствии с Законом № 135-ФЗ;

— пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации, а также членам семей лиц, погибших в результате террористических актов на территории Российской Федерации, независимо от источника выплаты.

Иные выплаты, полученные физическим лицом в качестве благотворительной помощи, будут облагаться НДФЛ в общеустановленном порядке.

Бухгалтерский учет

Признание расходов в бухгалтерском учете осуществляется в соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Согласно п. 17 указанного ПБУ в бухгалтерском учете расходы подлежат признанию независимо от намерения получить выручку, прочие или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной).

Расходы организации делятся на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы (п. 4 ПБУ 10/99).

Перечисленные средства (взносы, выплаты и т.д.), связанные с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий относятся к прочим расходам (п. 11 ПБУ 10/99).

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета расходы по выдаче благотворительной помощи подлежат отражению на счете 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы».

Благополучателями для обобщения информации о движении средств, которые предназначены для осуществления мероприятий целевого назначения, используется бухгалтерский счет 86 «Целевое финансирование».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *