Автосервис система налогообложения

Открытие автосервиса, как и любого другого бизнеса, предусматривает решение ряда обязательных юридических и административных задач. Начинается все, как правило, с выбора формы собственности (ИП, ООО) и режима налогообложения. О последнем стоит поговорить предметно.

От правильного выбора системы налогообложения в определенной степени зависит рентабельность бизнеса. Неподъемные налоги способны погубить любой стартап. Давайте разберемся, какие режимы налогообложения может использовать автосервис и какой из них будет более выгодным в том или ином случае.

Доступные системы налогообложения: ОСНО

Современный автосервис может использовать один из трех режимов:

  • общую систему (с вариациями);
  • упрощенку (первого или второго типа);
  • вмененку (ЕНВД);
  • патент.

ОСНО, или традиционное налогообложение, предусматривает возможность работы:

  • без НДС;
  • с НДС.

Они имеют существенные отличия. Общий режим с НДС предоставляет автосервису максимально широкий круг возможностей для предоставления услуг, развития и расширения сферы влияния в дальнейшем. В частности, этот режим не предусматривает ограничений по:

  • выручке;
  • численности сотрудников;
  • выбору поставщиков, контрагентов;
  • обслуживанию клиентов.

Работать автосервис на ОСНО с НДС может с физлицами, юрлицами. Причем в первом случае при предоставлении услуг можно не использовать ККТ. Действующее законодательство допускает замену электронных чеков стандартными бланками строгой отчетности. Главным преимуществом такого режима, наряду с отсутствием ограничений, является возможность приостановки деятельности без исключения субъекта из ЕГРЮЛ и без существенных налоговых затрат. ОСНО позволяет минимизировать налогообложение в случае отсутствия финансово-хозяйственных операций. Но и недостатки у системы имеются. Налоговая нагрузка работающего автосервиса достаточно велика. И бухгалтерские услуги обойдутся недешево из-за сложности, масштаба, специфики учета.

ОСНО без НДС отличается от предыдущей системы наличием ограничения по выручке (2 миллиона в квартал). В остальном все то же самое: работа с физлицами и юрлицами (с последними – только с использованием ККТ, расчетного счета), минимальная налоговая нагрузка при приостановке деятельности.

УСН для автосервиса

Упрощенка для автосервиса возможна в двух вариантах:

  • доходы минус расходы;
  • доходы.

Режим имеет много преимуществ, от оптимизации и упрощения бухгалтерского учета до снижения фактической налоговой нагрузки. Работать автосервис на упрощенке может с физлицами, юрлицами. Расчеты можно проводить через ККТ (при продаже автозапчастей применение онлайн кассы является обязательным), по безналу (используя расчетный счет). Физлицам могут выдаваться стандартные БСО (при предоставлении услуг авторемонта).

Обе версии налогового режима имеют одинаковые ограничения:

  • по количеству сотрудников (максимум 100 человек);
  • по годовой выручке (60 миллионов).

Что касается специфики версий упрощенки, на «Доходах» проще рассчитывается налог, к тому же он может быть уменьшен на сумму страховых взносов.

Автосервис на ЕНВД

Вмененку выбирают многие начинающие бизнесмены. Этот режим выигрывает предельной простотой расчета налога и ведения учета. Последний в рамках этого режима налогообложения фактически отсутствует. Расчет налога делается централизованно. Определяющим фактором здесь является количество сотрудников в автосервисе. Важный момент: ЕНВД является предоплаченным налогом. Его сумма может уменьшаться на страховые взносы.

Что касается ограничений, их немного. Одно из главных – по количеству сотрудников. Максимально автосервис на ЕНВД может принять на работу до сотни человек. Ограничение по выручке отсутствует. Фактический доход не принимается во внимание при расчете налога. ЕНВД исчисляется с учетом потенциального дохода.

Выгодным этот налоговый режим может быть в случае, если автосервис обслуживает преимущественно физических лиц, имеет хороший клиентский портфель, обеспечивающий отсутствие простоев в работе. ЕНВД не предусматривает возможности минимизации налоговых расходов при фактическом отсутствии финансово-хозяйственных операций.

Режим налогообложения позволяет сэкономить на бухучете. Штат бухгалтеров нанимать для автосервиса на ЕНВД совершенно излишне. Можно обойтись сотрудничеством со специалистом на удаленке. А если вы хотите минимизировать риски и получить гарантии качества услуг, заказывайте бухучет и сопровождение профильному аутсорсеру.

Автосервис на патенте

Патентная система – выгодный вариант для индивидуального предпринимателя. Юридическим лицам данный режим налогообложения недоступен.

Стоимость патента рассчитывается на 1 сотрудника автосервиса. Соответственно, чем больше штат, тем выше налоговые расходы. Максимальное количество работников – 15. Что касается ограничений по обороту, здесь лимит составляет 60 млн.руб. в год. Оформляется патент максимум на год.

Что касается услуг, которые ИП на патенте может оказывать потребителям, здесь все стандартно:

  • ремонт транспортных средств;
  • ремонт мототранспорта;
  • ремонт оборудования и машин.

Работать предприниматель может как на собственной, так и на арендованной площади. То же самое, кстати, касается организации функционирования автосервиса на других режимах налогообложения.

Как минимизировать налоговые расходы?

В минимизации налоговых расходов заинтересован каждый автосервис, как крупный с большим штатом сотрудников, так и мелкий, основанный одним автослесарем. Если первому при этом неизбежно придется тратиться на налоговую оптимизацию, предшествующий ей аудит учета и т.п., то второй может сэкономить более простым и, что немаловажно, законным способом.

Самостоятельно удобнее всего работать в статусе ИП. Да и с небольшим штатом в 3-10 человек – тоже. При этом оптимальным режимом налогообложения может стать ЕНВД. При нем автосервис может:

  • оказывать услуги по ремонту, тюнингу транспорта;
  • реализовывать запчасти.

Если актуальной является оптимизация налоговых расходов, реализацию запчастей отдельной строкой в учете проводить нерационально. Их лучше включить в стоимость услуг. В бланках строгой отчетности указывается наименование услуги (ремонт КПП, например) без упоминания использованных запчастей. Это позволяет отдельно не платить налог с реализации.

Для уменьшения ЕНВД следует воспользоваться соответствующей опцией. Схема работает просто: ИП уплачивает ежеквартально страховые взносы и на эту сумму уменьшает основной налог.

Если автослесарь работает в одиночку и хочет платить минимум налогов, имеет смысл выбрать патент. Годовые налоговые расходы на этом режиме примерно на 20% ниже.

Что делать, если самостоятельно сложно определиться с выбором формы регистрации бизнеса, налоговой системы? Стоит проконсультироваться со специалистами соответствующего профиля. А вот советы друзей, знакомых лучше во внимание не принимать. Что подошло вашему соседу, для вас может оказаться крайне невыгодным.

Вмененный налог на СТО – это вменяемо?

С 1 января 2014 года белорусские СТО обязаны уплачивать новый вид единого налога — так называемый вмененный. Он не касается ИП, но его будут платить микроорганизации автосервиса со списочной численностью работников не более 15 человек. Изменения затронули деятельность самых небольших СТО, например, проводящих контрольно-смотровые работы, шиномонтаж, оказывающих комплексные услуги по обслуживанию транспортных средств.

Не секрет, что контролировать выручку предприятий автосервиса непросто. Государство увидело выход во введении вмененного налога для СТО: вы платите определенную сумму — мы к вам вопросов не имеем. Таким образом, «в целях недопущения минимизации налоговых платежей в сфере автосервиса в условиях характерного для этой отрасли высокого риска сокрытия выручки» в Налоговый кодекс Беларуси включена специальная глава. Порядок исчисления и уплаты единого налога на вмененный доход установлен статьями 325-1 – 325-3 Налогового кодекса РБ.

Разъяснение налоговиков
Вмененный доход — это произведение фиксированной суммы доходности на одного работника в месяц, так называемой базовой доходности, и средней списочной численности работников организации за отчетный месяц. Базовая доходность на одного работника в месяц – это тот доход, который, по мнению законодателя, работник «приносит» организации в месяц.
Сейчас сумма вмененного дохода в месяц на одного работника составляет 26 млн рублей. Ставка налога равна 5%, следовательно, единый налог на вмененный доход составляет 1,3 млн рублей на одного работника.
Таким образом, для организации со списочной численностью 5 человек сумма налога составит 6,5 млн рублей при выручке, не превысившей базовую доходность в размере 130 млн рублей (26 млн рублей х 5 чел.). Доходом от оказания услуг по автосервису является сумма вмененного дохода и превышение выручки от реализации услуг автосервиса над вмененным доходом.

Мнение СТО
Сумма вмененного налога вроде бы не так уж велика. Но работников СТО беспокоит тот факт, что налог придется уплачивать не только за тех работников, которые приносят реальный доход СТО, ведь списочная численность гораздо шире. Сюда входят и мастера-приемщики, бухгалтеры, специалисты по снабжению, уборщицы и те, кто работает по совместительству (в списочную численность не включены только работники, находящиеся в декретном отпуске). Таким образом, как считают в Ассоциации предприятий автомобильного сервиса, сумма дохода, который должен «принести» каждый из них, увеличивается: поскольку реально только часть персонала непосредственно создает прибыль предприятия, значит, сумма дохода, который должен «принести» каждый работник, увеличивается.
Могут возникнуть ситуации, когда на работе у предприятия числится 13 человек и юридическое лицо признается плательщиком налога на вмененный доход, а сам налог будет рассчитан исходя из большего количества человек.
Не исключалось поэтому, что СТО могут пойти на различные ухищрения. Например, набрать «мертвых душ», чтобы численность персонала превышала 15 человек, и таким образом избавиться от налога. Пока СТО «присматриваются» к новому налогу — первые выплаты произойдут только в феврале, поэтому о процессах, происходящих в организациях автосервиса, говорить рано. Но не исключается рост цен на услуги СТО, а значит, и тот факт, что многие клиенты официальных СТО могут уйти к «гаражникам».

Разъяснение налоговиков
В случае превышения выручки на одного работающего над вменяемым доходом налог будет взыскиваться как с вмененного дохода, так и с суммы, превышающей предполагаемый доход. Так, с суммы, превышающей размер вмененного дохода, компании необходимо будет уплатить налог по ставке 5%.
Например, у организации, имеющей 4 работников, выручка составила 180 млн рублей. Сумма единого налога равна 5,2 млн рублей (4 чел. х 1,3 млн рублей), а доплата составит 3,8 млн рублей: (180 млн — 104 млн) х 5%, где 104 млн = 26 млн рублей х 4 чел. (базовая доходность).
Таким образом, единый налог на вмененный доход условно можно разделить на две части: обязательный к уплате за отчетный период налог на вмененный доход (доход, который реально может быть и не получен организацией в отчетном периоде) и налог на доход, который возникает в случае превышения установленной суммы вменяемого дохода.
В выручку от реализации услуг по обслуживанию и ремонту включается стоимость имущества (в том числе материалов, технических жидкостей, комплектующих, запасных частей), использованного при оказании этих услуг, за исключением принадлежащего заказчику и принятого от него для оказания таких услуг.
Например, ЧУП имеет точку розничной торговли автошинами, а также производит их замену. Если физическое лицо приобрело автошины, а затем обратилось за их заменой, то налогом будет облагаться только стоимость замены шин, то есть стоимость услуги.
Областному Совету депутатов дано право увеличивать (уменьшать), но не более чем в два раза базовую доходность на одного работника в месяц в зависимости от места осуществления плательщиком деятельности. Посему налог по республике может отличаться. К примеру, витебские налоговики сообщают, что «в целях установления соразмерной налоговой нагрузки по единому налогу на вмененный доход для организаций Витебской области и создания равных условий хозяйствования для организаций и индивидуальных предпринимателей инспекцией МНС РБ по Витебской области инициирован вопрос перед областным Советом депутатов о дифференцировании базовой доходности по регионам области по аналогии, как это предусмотрено по единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц».

Мнение СТО
Изменения в Налоговый кодекс не учитывают ряд факторов, например сезонность. Шиномонтаж, ремонт и заправка кондиционеров, замена и ремонт стекол — выручка по этим видам деятельности зимой падает значительно, если не сказать — сходит на нет. Но налог на вмененный доход этого совершенно не учитывает, приостановить деятельность не получится. Также не учитывается, что работник может пойти в отпуск за свой счет, заняться учебой и в это время не будет приносить СТО никакого дохода. Но налог придется платить независимо от этого.

Разъяснение налоговиков
Какие санкции грозят за неуплату налога? В случае выявления факта осуществления организацией, обязанной начать применение единого налога, деятельности по оказанию услуг по обслуживанию и ремонту без предоставления налоговой декларации (расчета) по единому налогу, налоговая база увеличивается на коэффициент 10 за месяцы, за которые такая налоговая декларация (расчет) не была представлена, а также за все последующие месяцы календарного года, в котором выявлен такой факт.
Аналогичный повышающий коэффициент будет применяться и в случае выявления факта оказания услуг с привлечением к их оказанию лиц, не состоящих с организацией в трудовых (гражданско-правовых) отношениях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *