Станьте лучшим автором в своей теме

Получите
50 файлов по написанию статей и книг
Подробнее

Как с нуля стать автором бестселлера

Спасибо, что нажали кнопку Мне нравится!


С этого интервью Татьяны Бадя Евгению Романенко, автору проекта TetraSales.ru, начался цикл видео на тему «Статьи и книги».

Видео №1. Как с нуля стать автором бестселлера

 

В этом видео Татьяна Бадя рассказала о том, что стать автором может любой человек, которому есть что сказать миру, и как с нуля стать автором собственных статей и книг, даже не имея для этого ни навыков, ни времени:

01:50 если информация просится наружу — ПИШИТЕ!
03:00 что будет, если не давать информации выхода
05:00 этап первый: НЕ АВТОР
07:00 этап второй: ГРАФОМАН
09:30 этап третий: АВТОР СТАТЕЙ
11:00 этап четвертый: КОЛУМНИСТ
14:00 этап пятый: АВТОР МИНИ-КНИГИ
15:30 этап шестой: АВТОР КНИГИ в самиздате
18:50 этап седьмой: АВТОР КНИГИ в издательстве
20:20 этап восьмой: СЕРИЙНЫЙ ПИСАТЕЛЬ
23:00 кто может стать автором
25:00 как писать, если нет навыков или времени
28:00 обязательно ли замахиваться на книгу
29:30 что нужно для старта
30:30 как писать статьи и книги путем наговаривания аудио

Стенограмма видео

– Всем привет, друзья! Пилотный выпуск подкаста «Статьи и книги». В эфире говорим о том, как использовать в маркетинге статьи и книги, даже не имея навыков их написания или времени для этого. Я, Евгений Романенко, сайт TetraSales.ru, с радостью представляю нашего постоянного эксперта подкаста – Татьяну Бадя. Татьяна, здравствуйте!

– Здравствуйте, Евгений! Здравствуйте, наши зрители, слушатели и читатели!

– Отлично! Нарушу традицию: не буду заставлять Татьяну рассказывать еще раз про себя. Кто не знает ее, смотрите девятый выпуск программы «Рентген для эксперта», там все подробно. Скажу лишь, что Татьяна Бадя — эксперт по эффективной работе с информацией. Бизнес-тренер и профессиональный преподаватель с 11-летним стажем. Автор более 20 книг, методических пособий и мини-книг, свыше 170 публикаций в СМИ, системы «Скорочтение ПЛЮС», признанной на государственном уровне в России, обучающих курсов и цикла передач на ТВ. Хозяйка «Студии продающего контента», редактор более 90 книг известных авторов – Николая Мрочковского, Андрея Парабеллума, Павла Кочкина, Евгения Колотилова, Александра Свияша, Александра Савкина и др. Редактирует книги с той скоростью, с которой обычные люди их читают. Вот такой у нас эксперт.

Ну что ж, Татьяна, сегодняшняя наша вводная тема – говорим о том, что такое путь автора: как с нуля стать автором бестселлера. Вы наблюдали много людей, которые с нуля на ваших глазах становились достаточно неплохими авторами. Поэтому лучше вас вряд ли кто-то знает. Давайте начнем.

– Я предлагаю начать с очень важной мысли, которая прозвучала у нас с вами в интервью в рубрике «Рентген для эксперта». И для тех, кто не видел этот выпуск или, может быть, подзабыл, напомню. Основная идея такая, что если у вас есть экспертность в какой-то теме, если у вас просится наружу информация, хочется поделиться с людьми, хочется сделать мир лучше, продаж больше или что-то еще, то выпускайте эту информацию. Нельзя ни в коем случае копить ее в себе, это ни к чему хорошему не приводит.

А вот выпускать информацию можно разными способами. И сегодня мы как раз поговорим о том, как это можно сделать при помощи текстов, о том, что такое путь автора и как человеку, который начиная буквально со школьных времен ничего не писал, но, может быть, мечтал об этом. Или понимает, что не является писателем, но для продвижения, для привлечения клиентов тексты все-таки нужны. Вот как ему начать писать, какой здесь есть путь, какие варианты.

И я предлагаю для этого пройти тест, который поможет вам сразу сходу определить, кто вы есть.

– Давайте, отлично! Но прежде, чем мы это сделаем, скажите, что будет, если человек годами накапливает в себе информацию? У него «мозги взорвутся» когда-нибудь?

– На самом деле, «мозги взорвутся». И это происходит обычно так. Может быть, у вас есть такие знакомые, часто это бывают люди уже в возрасте, такие сварливые, помешанные на какой-то отдельной теме. Например, есть у меня такой знакомый грибник, он все знает о грибах. И приходишь к нему в гости, угощает он тебя грибочками, вроде бы ты не против. Но пока ты кушаешь, он начинает «садиться на уши», и рассказывает-рассказывает-рассказывает. Совершенно невозможно его прервать, перевести на другую тему.

Вот, что происходит с тем, кто мог бы написать серию книг, замечательных справочников для грибников. Но он этого не сделал.

– А что он отвечает на вопрос: «Уважаемый грибник, почему вы не напишите серию книг?»

– Так там же вкупе с этим идет настоящий перфекционизм. Он говорит: «Ну как, я еще не готов… Мне нужно еще такие-то, такие-то детали изучить. У меня еще фотографий маловато и так далее». Обычные отговорки, которые мы слышим в ответ на вопрос: «А где книга, если ты такой уже шикарный эксперт в этой теме?»

– В общем, если вы не хотите, чтобы вас возненавидели окружающие из-за того, что вы «садитесь всем на уши» и свою экспертность «выливаете», «выливайте» лучше в публичных источниках. Это будет лучше, большее количество действительно интересующихся вашей темой и вами заинтересуются, и направите свой потенциал в нужное русло.

Переходим к тесту, интрига интересная.

– Да, я предлагаю тем, кто реально заинтересован в этой теме, кто хочет понять, на каком этапе пути автора находится он сам или кто-то из его близких людей, может быть, из сотрудников, то желательно записывать. Можно в блокнотик черкнуть, можно файлик открыть, чтобы не потеряться на этом пути автора.

Он состоит из нескольких ступеней. Первая ступень – не автор. Тот, кто если что-то и пишет, то по глубокой необходимости. Очень часто такие люди, даже если им приходится общаться с клиентами или со своими сотрудниками (если это руководитель), они предпочитают общаться голосом. И бывает так, что даже своему секретарю, помощнику выдают распоряжения, записывая на диктофон. Как правило – люди, которые не пишут от слова «совсем».

Также сюда относятся те, кто когда-то пробовал писать, им это нравилось. Может быть, даже в детстве была такая мечта стать писателем, издать свою книгу (как минимум ее написать) или стихи, может, сочиняли (у некоторых в романтическую юную пору такое бывало), но со временем оно сошло на нет. Работа требует другого, она не связана с текстами, и внутри что-то такое сидит: «Надо бы написать», но не пишете.

Иногда бывает так, что эти люди копят идеи, даже есть файлик или специальный писательский блокнот, куда записывают: «Надо об этом написать, об этом написать, такая интересная зарисовка», но в итоге не пишут. Вот такие не авторы.

Если вы себя узнали, то можете поставить цифру «1», либо так и записать «не автор». Это не значит, что вы навсегда останетесь на этой ступени. Это просто база, с которой все начинают рано или поздно.

– Мы сейчас тестируем текущее состояние, где находится каждый из наших слушателей. Здесь понятно, с «не автором» все просто. Второй этап?

– Второй этап. Дальше хуже, потому что многие считают, что после ступени «не автор» идет ступень «автор». На самом деле, все гораздо печальнее, и вторая, самая болезненная, пожалуй, для автора ступень – это графоман. Это не психически нездоровый человек, который пишет-пишет. Как я рассказывала про моего знакомого, который говорит и говорит о грибах. Так есть люди, которые пишут-пишут-пишут.

Но на самом деле часто они находят все-таки своих читателей, даже если другим то, что они пишут может не подойти. А вот графоманы страдают тем, что они пишут в ящик стола или в папочку у себя на ноутбуке. Получается человеку есть что сказать, у него есть желание, у него скорее всего даже есть талант или как минимум способность донести свои мысли. Но он по определенным причинам (часто это страх, неуверенность в себе, может быть, неудачный опыт в прошлом) не решается вынести на публику то, что написал.

– А качество публикаций у него при этом какое, качество статей?

– Бывает разным. Бывает, что пишут очень плохо, бывает, что пишут просто гениально. Мы же с вами не знаем. Как в анекдоте, что попросил человек Бога или какую-то Высшую силу, чтобы можно было побеседовать с самым великим в мире полководцем. И ему подсовывают дворника. Он говорит: «Как! Это великий полководец?». «Да, просто он не реализовался».

Также может быть и здесь, что великий писатель (на самом деле потрясающий, непревзойденнейший), но он не набрался смелости показать кому-нибудь свой текст. Может быть, коту Мурзику показал, может быть, маме своей показал, она сказала: «Да-да, молодец». И все, и продолжает лежать в ящике.

– Некая потребность в написании, графоман-наркоман. Действительно, я сейчас вот задумался об этом термине.

– Да, причем с этой ступени (особенно если вы на ней застряли на долгие годы), с нее перейти дальше сложнее, чем просто с первой перескочить на третью, где у нас уже находится автор. Вот такие дела.

– Ок, что с третьей ступенью?

– Здесь уже начинается позитив. Третья ступень – это автор статей. Или если вы пишите художественную литературу, то это будет автор рассказов (малая форма).

Я считаю, что большинство людей для того чтобы расписаться, для того чтобы стать настоящим «мастером пера и клавиатуры», им лучше начинать, и удобнее, с малых форм.

Почему получается, что большинство книг не дописываются до конца? Даже если человек преодолел свою графоманию, даже если он заключил договор с издательством, он все равно часто не дописывает. Потому что он просто не натренировался. А тренироваться проще на статьях, на небольших рассказах, на очерках, на эссе, на комментариях в СМИ (экспертных комментариях) и так далее.

Поэтому, если у вас есть свои статьи, как минимум десяточек статей написаны и опубликованы в вашем собственном блоге, в бумажных СМИ (в печатных), в онлайн, где-то еще, то уже совершенно спокойно можете себе ставить плюсик, что вы этот третий уровень как минимум его достигли, а, может быть, уже и прошли.

– Отлично, понятно. Идем дальше.

– Дальше нас ждет сюрприз. Потому что многие (в том числе и те, кто знакомы с моими обучающими курсами), у них уже выстроилась такая последовательность «статья – мини-книга – большая книга». И многие уже предчувствуют, что дальше ждет мини-книга. Но нет, все не так просто. Интрига в том, что между автором статей и автором мини-книги есть такая ступень как колумнист – автор периодических публикаций. Как правило, это либо онлайн СМИ, либо чаще это печатные издания.

Если вы держали хоть раз в жизни в руках какой-нибудь журнал (не важно, что это: деловой журнал для руководителей или женский глянец, или серия каких-нибудь бытовых советов для дома), в любом случае в этом журнале есть различные рубрики. В деловом – это может быть рубрики, посвященные управлению, посвященные маркетингу, посвященные проведению переговоров и так далее. В женском глянце часто эти рубрики «Как познакомиться с мужчиной?», «Как удержать мужчину?», «Как развестись с мужчиной?», «Как быть красивой?» и так далее, и всякие прочие варианты.

Так вот, если вас пригласили стать колумнистом, вести постоянный раздел, рубрику или колонку в каком-то СМИ, это уже говорит о том, что вы абсолютно точно объективно признанный эксперт в вашей теме.

Какие-то одиночные статьи, публикации могут быть практически случайностью. Но если вы уже колумнист, то это всерьез и надолго. И как правило, любой мало-мальски пишущий колумнист выходит на книгу. И ему это сделать проще – он может просто взять подборки своих публикаций в определенной рубрике, и снабдив их дополнительными материалами, может быть, расширив, углубив и так далее, может уже сделать книгу.

Так что, обратите внимание, если у вас есть своя колонка не на собственном сайте, а в каких-либо СМИ, то четвертый шаг вы уже покорили (четвертую ступень) – вы как минимум колумнист.

– Здорово. Что после колумниста – этап пятый?

– Дальше уже просто автор мини-книги (уже заранее подсказала) – пятый шаг, пятая ступень пути автора. По поводу мини-книги. Будем считать, что это книга до 30 страниц. Она может издаваться как в онлайн варианте (много очень именно онлайн мини-книг), но в бумажном их тоже издают, в том числе крупные издательства.

Такая мини-книга, как правило, имеет совершенно конкретную цель. Например, привлечь клиентов и получить их контактные данные для того чтобы потом им делать спецпредложения, вовлекать их в вашу деятельность, презентовать им вашу компанию, вас как эксперта и так далее.

Я считаю, что за мини-книгами будущее. И в целом, книги становятся меньше, информация освобождается от «воды». Как вот, иногда авторы спрашивают: «Я изложил все свои идеи, которые хотел включить в книгу, у меня получилось 10 страниц, или 30 страниц, или 50. И что же мне еще в книгу добавить, как бы мне «налить воды»? Здесь рекомендация обычно такая, что не надо «лить воду», издавайте мини-книгу.

– Это всегда электронная книга или может быть и бумажная тоже?

– Может быть и бумажная, конечно.

– Мини-книга – отличный интересный жанр, о котором не все знают. Но Интернет-любители знают. Этап шестой?

– Шестой, здесь уже идет у нас тяжелая артиллерия – это автор книги, изданной в самиздате, print on demand и так далее. Это не крупное издательство, типа «МИФа», «Альпины», «Питера», «АСТ» и так далее. Это издательство, в котором вы сами руководите процессом. Вы сами выбираете, какой сделать тираж, какую сделать обложку, как минимум утверждаете ее (в крупном издательстве вас не допустят скорее всего до обложки).

В самиздате вы контролируете все «от и до». И вовсе необязательно, что самиздат — это какая-то бледная книжица, изданная на туалетной бумаге, с которой вы будете ходить как какие-нибудь сектанты по улице и всовывать людям в руки, говорить: «Ну возьмите!» или «Купите за 100 руб. Я вот автор, могу подписать. Возьмите две!». Нет, это абсолютно не так.

И когда мы в следующих беседах с Евгением дойдем до этого интереснейшего пункта (как издать книгу в самиздате, какой должна быть эта книга, на что обращать внимание при общении с издателем), то мы обязательно приведем пример книг коммерчески успешных, которые изданы этим способом и их слава может даже быть больше, чем у книг, изданных в тех же топовых деловых издательствах.

–Самиздат — это видимо шикарная альтернатива седьмому этапу, автору бумажной книги, изданной в издательстве?

– Я бы сказала, что это не просто альтернатива. Для того чтобы книга, изданная в крупном издательстве, была по-настоящему успешной, хорошо бы попробовать себя вначале в самиздате. Многие стремятся с первого шага «не автор» перескочить сразу как минимум на седьмой шаг «автор книги в крупном издательстве». Но большинству людей это не под силу, особенно если они действуют в одиночку, не привлекая команду, которая будет их поддерживать и закрывать те дыры, которые обязательно будут, просто из-за недостатка опыта.

– Будет проще войти в издательство, если книга с самиздата есть уже? Прийти с ней и сказать: «Вот, у меня уже есть самиздат, так что я что-то понимаю».

– Конечно.

– Будет проще, ок.

– Я знаю, как люди так входили к МИФовцам, при том, что в «МИФе» опубликоваться крайне сложно. У многих это несбыточная мечта, причем даже у серийных авторов, у которых много книг. Некоторые новички с самиздатовской книгой подходили к Игорю Манну, вручали ее и говорили: «Рассмотрите, пожалуйста». И поскольку он смотрел, что книга издана, она действительно выглядит хорошо, содержание адекватное и плюс тираж еще неплохой, и автор участвует сам в распространении, то таких людей брали.

– Отлично. Ну что ж переходим тогда к изданию книги в издательстве.

– Да, это седьмой шаг. Это то, о чем обычно думает 90% людей, когда речь заходит о пути автора, о донесении своих идей. В чем здесь плюсы: что ваша книга появляется на полках крупнейших магазинов, на нее пишут рецензии, о ней говорят в Интернете. И кстати, все это можно получить на предыдущем шаге (на шестом), вовсе необязательно издаваться в «МИФе» и «Альпине» для того чтобы о вашей книге заговорили, чтобы многие ее купили. Однако все-таки есть и определенный шик в том, что твоя книга издана, признана, в нее поверили, в вас (как автора) поверили и книгу издали в крупном издательстве.

И как правило, они все-таки больше вкладываются в PR книг. Хотя, чем глубже кризис, тем меньше они начинают в этом плане рисковать. Не надо считать, что если вы дошли до седьмого шага, заключили договор с издательством, получили свой гонорар, договорились на счет роялти (последующих выплат вам в зависимости от продаж тиража), то все – успех у вас в кармане, можно остановиться.

Это вовсе не венец, не высшая ступень пути автора. Там есть еще куда карабкаться, следующая вершина.

– Отлично. Какая же следующая вершина, заключительная?

– Это серийный писатель – автор, у которого есть своя серия в крупном или среднем издательстве, но уже это не самиздат. Это там, где вас пригласили или где вы сами, открыв дверь аккуратненько рукой или же открыв дверь нагло с ноги, зашли и для вас сделали серию, которая может называться по вашей теме, по вашему имени – «серия книг Ивана Петрова». Это уже высший пилотаж.

Если у вас одна книжка издана, этого недостаточно для того чтобы войти, можно сказать, в элиту авторов, в элиту признанейших экспертов. Вас признают уже на уровне статей, на уровне того, как вы на четвертом шаге станете колумнистом или издадите успешную мини-книгу и самиздат. Но настоящий подлинный успех – когда у вас есть своя серия. Это же говорит и об объемах продаж, об объемах читательской аудитории, сколько людей о вас узнают. Сравните: 5000 человек, которые прочитают вашу одну книгу или это будет 50 000 человек и даже 100 000 и больше.

– Кажется, теперь я понимаю, что останавливает большинство людей, когда они задумываются о том: «А не стать ли автором?». Они сразу видят книгу в книжном магазине, говорят: «Ой, ну куда же мне!». Они просто не подозревают о существовании этих всех предыдущих этапов. Того же графоманства, кто-то может с этого начать. Можно писать статьи, блоги, колонки, мини-книги, статьи в СМИ. Можно миллион единиц контента генерировать до бумажной книги, до самиздата. И такой постепенный рост. Слава Богу, мы сейчас открыли и показали эту подводную часть айсберга.

Два вопроса у меня возникает. Есть ли противопоказания? Есть ли люди на этом земном шаре, кто точно не может стать автором: люди с физическими дефектами или люди от рождения с психическими болезнями, или все могут стать авторами, если поработают? И сколько времени? Всем ли нужно идти по этому пути, и как его собственно проходить? На каком этапе останавливаться: стремиться сразу «к звездам» или останавливаться на уровне колумниста (кому-то может хочется)?

– Евгений, но не два это вопроса.

– Согласен, да.

– Закидали меня вопросами.

– Давайте начнем с того, кто может стать автором.

– Кто может стать автором? Любой человек, у которого есть в голове мысли, желательно авторские мысли, а не сплошь компиляция из чужих. Может быть, основа ваших мыслей будет взята откуда-то, но при этом у вас будут свои интерпретации, свои примеры, свой интересный опыт (профессиональный или жизненный). Это уже говорит о том, что можно как минимум набрать информацию на несколько статей или мини-книг. Хватит ли их на книгу…

– Главное, чтобы в голове было, да?

– Чтобы было в голове. И вот вы упомянули, что физические и психические дефекты. К моему большому сожалению, часто авторами, особенно художественной и эзотерической литературы, становятся люди, прямо скажем, психически нездоровые. И даже участвовала выпускница моего тренинга в литературном конкурсе, она там заняла место, но не высшее (по-моему, третье или четвертое место у нее было). А первое место отдали клиническому шизофренику. Я бы с таким человеком не то, чтобы работать не стала. Я если встречаюсь с таким человеком на улице, стараюсь отойти подальше. Это просто опасно.

При этом он написал действительно здорово. Но после того как это читаешь, если внутри что-то откликается на вот такие мотивы, может возрасти уровень самоубийства, например. Поэтому я думаю, что нас слушают все-таки психически здоровые люди. Если сомневаетесь, лучше провериться, и все-таки писать, будучи психически здоровыми людьми.

– А если у человека с навыками написания не очень, не умеет, не пробовал, боится опять же, а сказать есть что?

– В этом случае есть два варианта. Потому что путь автора можно пройти в гордом одиночестве. Совсем в одиночестве не получится: если вы такой мега-затворник, то все равно придется контактировать и с читателями, и с редакторами, с издателями, возможно со своими коллегами – совсем в одиночестве вы не будете.

Но можно пройти этот путь автора в компании с замечательными помощниками, друзьями, наставниками и так далее. Можно пойти обучаться писательскому мастерству, если у вас есть желание, и, главное, если есть желание именно самому писать, а не просто, чтобы была книга или цикл статей.

Либо можно использовать аутсорсинг на всех этапах, начиная с третьего. С графоманией мы вам не поможем. А если хотите написать, издать статью, книгу, мини-книгу, серию мини-книг, аудио-книги и так далее, то обращайтесь, в этом поможем.

– Вот у меня родились несколько признаков. Сейчас сформулирую, поправьте, если я ошибаюсь. Если у человека есть что-то в голове (допустим, после пятилетнего опыта экспертности в какой-то нише, в голове что-то будет), он психически здоров, говорить умеет (мыслей хватает), писать, может быть, умеет (но времени нет или у него не очень получается), и при этом он понимает, что давным-давно мог бы писать статьи в СМИ. Потому что в СМИ он в своем профиле наблюдает статьи таких же коллег, как и он, даже хуже. Думает: «Господи, что же они пишут! Да я бы написал бы такого давным-давно». То это прямое показание ему брать помощника, который поможет этот материал выудить из его головы и облечь в форму статьи для СМИ, для блога. Правильно я понимаю?

– Правильно понимаете. И даже более того, снимаем одно условие – не обязательно уметь прямо мастерски говорить.

– Можно даже еще и мысли коряво излагать, просто уметь рот открывать. Если речевой аппарат функционирует (выражаясь по-анатомически), вы умеете произносить слова, то этого достаточно?

– Этого достаточно.

– Так и в конце концов любой, не хочется говорить слово «идиот», но теоретически может написать книгу, статью.

– Любой эксперт, даже, может быть, который стоит в начале своего пути, еще сам на 100% не уверен в своей экспертности. Но если есть несколько потенциальных читателей, тех кому интересна эта тема, то стоит попробовать.

– А всем ли нужно зариться на этот путь до конца (до восьмого этапа) или можно где-то остановиться и спокойненько существовать на этом этапе годами, если все устраивает?

– Стоит (как я уже говорила не единожды) смотреть на свои желания, они показывают правильный путь. Потому что очень часто бывает, даже психика человека устроена так, что ему проще работать небольшими усилиями, небольшими рывками, и ему гораздо комфортнее будет работать со статьями, с мини-книгами.

И вот пример, пожалуйста, перед вами сидит, машет ручкой. Потому что, мне гораздо удобнее, комфортнее, приятнее на своем пути автора (не когда я кого-то редактирую, а когда сама пишу) работать с малой формой. Мой любимый формат – это мини-книга.

– С малого начинать можно, но малая – это формат статьи для блога, мини-книга, статья для СМИ (там, где появляется уже третье лицо — оценщик). Почему еще люди боятся начинать писать? Потому что есть еще третье лицо: издатель журнала, издатель книги. «Как я ему все это покажу?» Формы, где нет этого третьего лица, они, по-моему, вообще безболезненны: статья для блога, или мини-книгу в Интернете выложи.

– Да, там будете вы и ваши читатели.

– Какие инвестиции временные и материальные могут потребоваться для того чтобы хотя бы стартануть на пути автора? Допустим, чтобы начать со статей для блога или со статей для СМИ (для журналов, например), при условии, что человек действительно эксперт и понимает, что знаний у него в голове хватает.

– Вложите 30-60 минут для того чтобы либо записать, либо надиктовать на диктофон свои мысли для первой статьи, для первого материала или эссе (как вам будет удобнее, как вам будет комфортнее), и это уже будет старт.

И дальше, либо вы самостоятельно «докручиваете» этот материал (потому что понятно, что исходных тезисов маловато – надо развивать, надо литературно обработать, хотя бы минимально). Не надо стремиться своей первой статьей затмить Толстого с Достоевским и Гоголем, не надо. Просто напишите нормальную, удобоваримую статью, и этого будет достаточно для старта.

– Два вопроса у меня к методу написания статей путем наговаривания аудио, получившего распространение в последние несколько лет. Во-первых, многие о его существовании даже не подозревают, а во-вторых, многие к нему относятся с недоверием: мол, статьи получаются невысокого качества.

Давайте попробуем развеять этот миф. Пригодно ли это для написания статей путем наговаривания (30-60 минут мы говорим)? И второй вопрос: если мы говорим, то куда говорить – самому в себя или с профессиональным ведущим, со второй какой-то стороной, которая будет помогать материал структурированно вытягивать, вопросы задавать в форме интервью?

– Начну со второго вопроса. Очевидно, что ваша статья будет прочитана людьми. И поэтому гораздо лучше изначально передавать информацию второй стороне. Если будет интервьюер, это вообще идеально.

Если это профессионал, если он такой же эксперт, как и вы в том, чтобы из людей вытащить правильную информацию. То сразу же вам будет гораздо проще. Вы можете успокоиться на тему того, будет ли польза в этой статье или же получится, что: «Я вроде бы говорил вокруг да около, но «налил воды», и в итоге там на статью даже материал не потянет». Поэтому интервью гораздо лучше.

Если нет возможности позвать интервьюера (хотя такая возможность, на самом деле есть – вот, пожалуйста, мой собеседник, Евгений Романенко, прекрасно с этим справляется). И если вдруг Евгений вас к себе не возьмет (все-таки время не резиновое), то в этом случае посадите, кто под рукой будет: будет муж или жена – сажайте их, будет ребенок – посадите (хотя ребенок быстро сбежит от вашей экспертности), бабушку посадите. Если нет родственников под рукой, то сажаете плюшевую игрушку и говорите с ней.

Когда вы «не варитесь» в той экспертности, в той огромной информации, которая есть в голове, а думаете еще и о том человеке (или о том плюшевом зайце), для которого вы передаете эту информацию, то это уже чувствуется. И затем, когда-либо вы самостоятельно будете доводить до ума или до блеска этот текст, либо передадите мне или какому-то другому помощнику, им уже будет проще с этим текстом работать.

– Ну что же, можно тогда резюмировать в качестве, в виде простого рецепта сегодняшние главные мысли. Если у вас есть в голове информация, она физически просится наружу, ею: а) надо делиться, б) лучший способ делиться информацией, если страх чистого листа и писать не умеете, берете интервьюера и 30-60 минут наговариваете, «льется». По опыту хочу сказать, что многим экспертам кажется, что они «льют воду», хотя они на самом деле выдают очень «мясные вещи», очень «мясные вещи», и они действительно прекрасно ложатся в статью.

Дальше получаете это аудио, которое потом путем транскрибации превращается в текст. Это можно сделать самому, можно отдать Татьяне Бадя на аутсорсинг. Получаете текст, который дальше редактируется, опять же самостоятельно либо редактором. Все – на выходе есть статья. Это можно делать в день хоть по десять раз, когда уже наловчитесь. Это технологически несложно.

Вот, что я хочу сказать. Все верно, Татьяна?

– Верно. И более того, я думаю, не раскрою каких-то больших тайн, что Евгений сам прошел по этому пути, и было время, когда он за день обрабатывал, наговаривал, транскрибировал, редактировал несколько статей. Вот не помню, какой у вас был рекорд, сколько статей за день?

– Я сам уже не помню. Это было много, действительно много материала. Да, все эти этапы были лично пройдены на самом деле. Почему и стало понятно, что профессиональный аутсорсинг нужен. Когда сам это делаешь, возникает необходимость разделения труда. Если ты лучше говоришь, допустим, то кто-то транскрибирует лучше тебя и быстрее. Но все это было прочувствовано на себе, безусловно.

– Так что вот, пожалуйста, есть реальный пример реального человека. Можете в комментариях к нашему интервью задать вопросы Евгению, действительно ли это так, какие были нюансы. Я думаю, он поделится.

– Совершенно верно. Поэтому, если есть информация в голове, welcome к нам, поможем ее родить на свет Божий. Толку от того, что она будет «кваситься» у вас в голове? От этого лучше никому не будет. Ни вам (превратитесь в этого грибника), ни мир не обогатится той информацией, которая может выйти из вас наружу. Профессиональная помощь в этом плане будет обеспечена.

Поэтому автором может стать любой, кому есть что миру поведать. Да вы и сами знаете, что вы можете стать автором. Этот подкаст вам в помощь. В дальнейших выпусках мы будем говорить, потом уже пройдемся по каждому из этих путей автора и подробно поговорим по каждому из единиц контента, по нюансам. В общем, будет интересно, оставайтесь с нами.

Будем завершать наш сегодняшний выпуск. Это был подкаст «Статьи и книги», где мы говорим о том, как использовать в маркетинге статьи и книги, даже не имея навыков их написания или времени для этого. С вами были Татьяна Бадя и Евгений Романенко. Ставьте лайк, задавайте вопросы в комментариях, подписывайтесь на мой YouTube канал, слушайте нас на podster.fm. Следите за ежедневными обновлениями на сайте TetraSales.ru, находите в Интернете материалы по хэштегу #tetrasales, следите за новыми выпусками. На сегодня все, отличного дня, всем пока-пока!

– До свидания!

Опубликовал 27 августа 2016.
Размещено в Статьи.
Метки: .